ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИТУАЦИИ УСПЕХА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» СТИМУЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

  • docx
  • 10.08.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала выступление Стимулирование.docx

МБОУ СОШ №15 г.Новоалтайска

 

 

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ

 «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИТУАЦИИ УСПЕХА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

 

 

СТИМУЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Прокопук Наталия Петровна,

учитель начальных классов

Дата: 14.02.2014 г.

 

 

 

 

 

Тема:

Стимулирование творческой активности на уроке как условие развития способностей школьников.

 

Цель:

 

ü  дать понятие  «творчество», «творческие способности»;

ü  познакомить со способами стимулирования творческой активности.

 

План:

 

1.       Вступление

2.       Что такое творчество и творческие способности.

3.       Виды творческой деятельности.

4.       Способы стимулирования творческой активности.

5.       Заключение.

 

Ход выступления

1.     Вступление

 

Каждый ребенок способен созидать и творить, дарить нам взрослым минуты счастья. Неутолимая жажда нового, нестандартное восприятие окружающего мира, богатое воображение, а главное, потребность в творчестве – вот качества, присущие гению и ребенку. «Все мы гении, пока нам не исполнится десять лет», - заметил известный английский писатель Честертон. Детский возраст имеет богатейшие  возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени  утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее их использовать.

Следовательно, стимулирующая роль педагога начальных классов в развитии и реализации творческого потенциала школьника особенно велика. Нам необходимо так построить весь учебно-воспитательный процесс, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовывались и выращивались в нашей педагогической деятельности. 

 

Тема моего выступления: «Стимулирование творческой активности на уроке как условие развития способностей школьников».

 

Под стимулированием понимается использование разнообразных средств, приёмов, активизирующих какие-либо процессы, действия.

 

2.     Что такое творчество и творческие способности.

 

Слово «творчество» происходит от слова «творить»  –  создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте индивидуальном или общественном. Творчество – это исследование.Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение, т.е. готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения.

Творческие проявления ребёнка – это те его проявления, в которых ему удалось реализовать свою уникальную индивидуальность.

Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.

 

3.   Существуют следующие виды творческой деятельности:

 

Ø    Продуктивная деятельность.

Ø    Декоративно – прикладная.

Ø    Художественно – эстетическая.

Ø    Литературное творчество.

Ø    Творчество в движении.

Ø    Общение и лидерства.

Ø    Творческое мышление.

 

4. Способы стимулирования творческой активности.

 

Педагог должен стимулировать творческую активность следующими способами:

§     Создание благоприятной атмосферы: доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка способствуют свободному проявлению мышления.

§     Обогащение окружающей среды разнообразными новыми для ребёнка предметами  с целью развития его любознательности.

§     Поощрение высказывания оригинальных  идей.

§     Обеспечение возможностей для упражнений и практики, широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа применительно к самым разнообразным областям;

§     Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

§     Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

§     Значительно стимулирует творческий потенциал ребенка осознание того, что твоя работа может кого-то порадовать, оказать кому-то помощь. (Составь диктант для друга).

§     Создание атмосферы,  благоприят­ствующей   появлению   новых   идей и мнений,   атмосферы, которая может вдохновлять ребенка, вселять уверенность в себе, поощрять интересы, раз­вивать творческое начало.

§     Создание климата взаимного доверия, психологической    безопасности (следует помнить: критическое высказывание  в  адрес  детей   подавляет   их творческие способности).

§     Восхищение каждой идеей детей, аналогичное восхищению первыми шагами ребенка (позитивное подкрепление всех идей и ответов, поощрение оригинальных идей, использование ошибки как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привыч­ное).

 

Свою  систему работы строю таким образом,  чтобы обеспечить психологически комфортную и естественную обстановку для творческой деятельности. Важно, чтобы она была органично связана с тематическими периодами или содержанием предыдущих форм работы. Стараюсь избегать немотивированных заданий. Для меня самый лучший способ, стимулирующий творческую активность учащихся на уроке, это получить «4» и «5». Но чтобы их получить, требуется затраты большого труда. Давая индивидуальные или групповые творческие задания, я сразу говорю, что «2» и «3» ставить не буду. Не справился – значит, будем тренироваться учиться это делать.

Мотивируя ребенка на выполнение творческого задания,  я использую советы Дейла Карнеги. Многие из них понятны детям:

·          Улыбнитесь.

·          Помните, что имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

·          Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

·          Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.

·          Будьте щедры на похвалу.

·          Я   ни   о  ком   не  буду  говорить  плохо,   но расскажу все хорошее, что знаю о каждом.

·          Интересуйтесь другими людьми.

 

Примеры.

 

5. Заключение:

            Всем   известна   истина:   «Принужде­ние   -   враг   творчества».  Организуя творческую деятельность, необходимо по­стоянно помнить, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным положитель­ным отношением, не становятся активным достоянием  ребенка.  Творческое   развитие возможно только при нали­чии у ребенка положительной мотивации. Важным стимулом, побуждающим школьников к деятельности, в том числе и творческой,  является мотив личной заинтересованности.

Творческая активность – многогранное явление. Поэтому абсолютно все педагогические средства, стимулирующие творческую активность учащихся, свести в строгую систему нельзя в силу того, что они сами являются продуктом деятельности педагога-творца, и в силу того, что каждый ученик уникален, имеет свою  неповторимую природу творчества.

 

 

Вам не удастся никогда создать мудрецов,

если будете убивать в детях шалунов.

 

Ж.Ж. Руссо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1. Деятельностный подход в обучении и формировании творческой личности. Москва, «Общество психологов СССР», 1990г.

2. Смирнов С.А. – Педагогические теории, системы, технологии. Москва, 2000г.

3.  Маскаева М.А. Стимулирование творческой активности учащихся старших классов на уроках гуманитарного цикла.  Санкт- Петербург,  2009г.

4. «Национальная доктрина образования в Российской федерации», 2000г.

5.Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.

6.Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.

7.Выготский Л.С. Воображение и творче­ство в детском возрасте. М., 1991.

8. Голубева Э.А. Способности и индивиду­альность. М., 1993.

9.Калмыкова З.И. Продуктивное мышле­ние как основа обучаемости. М., 1981.

10.Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М, 1993.

11.Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.

12.Симоновский А.Э. Развитие творческого мышления у детей.


 

Посмотрите также