ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОРЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Выступление на педсовете:
«Метопредметная деятельность. Принципы метопредметной деятельности, как составляющая преподавания начального образования»
Подготовила
Заместитель директора
Шкиль Лина Викторовна
с.Орловка 2022
Выступление на педсовете:
«Метопредметная деятельность. Принципы метопредметной деятельности, как составляющая преподавания начального образования»
“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить,
а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.
Роджер Левин
«Не мыслям надобно учить, а мыслить…»
Иммануил Кант
Сегодня для всех очевидно, что целью качественного образования не может быть приобретение (простое накопление) знаний, потому что сведения, которые мы преподносим детям, стремительно устаревают: то, что сегодня бесспорно, завтра опровергается новой научной теорией или более точным наблюдением. Поэтому очевидно, что задача учителя — не передать ребёнку сумму знаний, а научить его учиться, мыслить, потому что только развитый ум и владение универсальными приёмами учебной деятельности могут стать залогом его успеха, чем бы он не занимался в жизни. Достичь этого сложно, но возможно. Как?
Ответ на этот вопрос дают образовательные стандарты, определяющие требования к результатам освоения основной образовательной программы, - ученики должны владеть универсальными учебными умениями информационно-логического и организационного характера, широким спектром умений и навыков использования информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, то есть всем арсеналом средств, позволяющим человеку успешно учиться в течение всей жизни, реализуя идею непрерывного образования.
Смена целевых ориентиров в образовании обусловила необходимость серьёзных изменений как в содержании, так и в технологии образовательной деятельности, поэтому всё чаще в профессиональном словаре современного педагога появляются такие понятия, как «метапредмет», «метапредметное обучение», «метапредметный подход», «метадеятельность», «надпредметная программа». Все эти понятия объединяет иноязычная приставка "мета", синонимичная русским «за», «над» и придающая этим понятиям значение «всеобщее», «интегрирующее», «универсальное».
Метапредметность с одной стороны – это синтез предметного и допредметного аспектов в образовании. С другой – выявление, установление и осмысление внутренней связи между знаниями (фактами, законами, закономерностями) разных наук.
Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель.
Первым и наиболее известным метапредметом является «Метафизика» Аристотеля. В переводе с древнегреческого метафизика означает «то, что после физики», и это название ввёл не сам Аристотель, а Андроник Родосский, который собрал труды учёного. Занимательно, что первоначально слово «Метафизика» использовалось им для обозначения тех философских книг мыслителя с рассуждениями о первопричинах бытия, которые буквально располагались после Аристотелевой «Физики». С тех пор смысл термина сильно изменился и под метафизикой стали понимать учение о началах всего сущего.
В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов. Несмотря на долгую историю понятия, до сих пор нет единого его толкования, различные научные школы трактуют его по-разному.
В основе метапредметности лежит мыследеятельностная педагогика. Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова (1986).
Мыследеятельностная педагогика – один из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования, основывающийся на включении в содержание образования культурных способов и средств мышления и деятельности.
Связь внутреннего и внешнего в человеке, его микро- и макрокосма, обеспечивается через деятельность, относящуюся к фундаментальным узловым основаниям мира и человека. В этих основаниях и заключена мыследеятельностная педагогика.
«Метапредметность – самоценная образовательная сущность, которая необходима в любой образовательной системе и в любом типе обучения, ориентированном на фундаментальность и человекосообразность». А.В. Хуторской.
А Ю.В. Громыко считает, что «Метапредметность – универсальная деятельность, которая является надпредметной».
А.В. Хуторской говорит, что «Метапредметное содержание – есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления».
У Ю.В. Громыко под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета.
Метапредметный подход – подход, основанный на положениях мыследеятельностной педагогики.
Метапредметные категории – одиночные или парные категории, свойственные абстрактному мышлению.
1. Определение и понятие.
2. Рисунок и схема.
3. Знание и информация.
4. Цель и задача.
5. Роль и позиция.
6. Модель и способ.
7. Содержание и форма.
8. Знание и незнание.
9. Порядок и хаос.
10. Изменение и развитие.
11. Простое и сложное.
Метапредмет – нетрадиционный учебный предмет, выстраиваемый вокруг определенной мыслительной организованности (знак, знание, задача, проблема)
А.В. Хуторской говорит, что метапредметность – самоценная образовательная сущность, которая необходима в любой образовательной системе и в любом типе обучения, ориентированном на фундаментальность человекосообразность.
Метапредметное содержание образования – одно из центральных педагогических понятий, не менее, а даже более важное, чем «предметное содержание образования». На этапе конструирования стандартов метапредметное содержание несёт в себе допредметную, общепредметную инструментальную функцию. Во время самого учебного процесса метапредметность воплощается в деятельности ученика как особое содержание образования.
В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Таким образом, метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени. Кроме того, включение ребенка в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста.
Таким образом, метапредметное содержание образования фокусируется в виде «узловых точек», необходимых и достаточных для того, чтобы ученик воспринимал и осваивал целостный образ изучаемой действительности и знания об этой действительности.
Метапредметный подход позволяет обеспечить переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира и помочь ребёнку овладеть такими способами деятельности, которые будут применимы им как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности позволяет обеспечить формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство). Таким образом, метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса.
Включение в метапредметное содержание образования реальных образовательных объектов позволит ученикам выстраивать личностную систему идеальных знаниевых конструктов, а не брать их в готовом виде. Это предупредит догматическую передачу учащимся информации, первоначально отчуждённой от реальности и их личной деятельности.
Во время овладения метапредметами, учащиеся получают метазнания.
МЕТАЗНАНИЯ – знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».
Примерами метазнаний являются:
- Диаграмма знаний (отражает все элементы знаний, находящихся в организации, и отношения между ними);
- Карта знаний (отражает распределение элементов знаний между различными объектами организации);
- Базы знаний, представления об их устройстве.
МЕТАСПОСОБЫ – методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.
МЕТАУМЕНИЯ – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:
- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);
- качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).
В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.
МЕТАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная – это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:
• стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
• исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);
• проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);
• сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);
• моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов - логических конструктов изучаемых систем).
• конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);
• прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).
Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности или универсальными учебными действиями.
Метапредметный подход позволяет обеспечить переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира и помочь ребёнку овладеть такими способами деятельности, которые будут применимы им как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ образовательной деятельности – это способы деятельности, освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Какова же методика реализации метапредметного подхода? Желательно исходить из следующего принципа: любой ученик способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, в том числе и дидактической, относящейся к собственному обучению. Ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории во всех образовательных областях в том случае, если ему будут предоставлены возможности:
· определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин;
· ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела;
· выбирать оптимальные формы и темпы обучения;
· применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям;
· рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.
Возможность индивидуальной траектории образования ученика предполагает, что ученик при изучении темы может, например, выбрать один из следующих подходов: образное или логическое познание, углублённое или энциклопедическое изучение, ознакомительное, выборочное или расширенное усвоение темы. Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ будет достигаться с помощью фиксированного объёма фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с индивидуальной траекторией обучения обеспечат достижение учениками нормативного образовательного уровня.
Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ – это система универсальных учебных действий, позволяющая школьникам продуктивно выполнять регулятивные, познавательные и коммуникативные задачи.
Регулятивная компетенция включает в себя способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; готовность к преодолению трудностей; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; оптимистическое восприятие мира.
Познавательная компетенция представлена способностью самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели; умением структурировать знания; способностью осуществлять поиск и выделение необходимой информации; умением осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; способностью выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий; способности формулировать проблему; самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера; умения анализировать объекты с целью выделения признаков; умения самостоятельно достраивать, восполнять недостающие компоненты; способностей выбирать основания, критерии для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, выдвигать гипотезы и их обоснование.
Коммуникативная компетенция состоит из умения слушать, слышать и понимать партнера; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; умения распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга; умения договариваться; умения вести дискуссию, способности правильно выражать свои мысли в речи; уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
Ведущими метапредметными компетенциями, исходя из концепции И.А. Зимней, принято считать следующие:
• когнитивная – способность добывать знания и считать их ценностью, готовность видеть (осознавать) и решать проблему;
• компетенция в решении проблем – способность видеть проблему и готовность ее решать;
• аксиологическая – способность осуществлять ценностный выбор, предпочитая «добро» «злу»;
• социально-мировоззренческая – способность формировать мировоззрение на современной научной основе и воплощать «активную гражданскую позицию»;
• коммуникативная – способность взаимодействовать с другим, а также добывать и перерабатывать информацию, создавая в ответ на чужой «текст» – свой авторский «текст» (под текстом вслед за Ю.М. Лотманом мы понимаем все, искусственно созданное человеком и содержащее послание);
• культуроведческая (культуросообразность) – способность нести, развивать и транслировать культуру, исходить из нее при анализе любых явлений как из некоего камертона.
Фундаментальные образовательные объекты, исследуемые учениками в их реальных связях, отношениях и условиях бытия, приближают познание ученика к той исходной структуре мысли, которая являлась источником первичных научных знаний о познаваемом оригинале. Реальные объекты, недоступные для непосредственного исследования учениками, изучаются ими по документам, фотографиям, видеозаписям, текстам других исследователей.
Объектами познания ученика выступают не только предметы реального мира – дерево, камень, воздух, но и понятия, категории, законы, теории, то есть предметы идеального мира знаний, имеющие характер первоисточников – продуктов деятельности субъектов познания: учёных, профессионалов и специалистов в соответствующих областях деятельности.
Метапредметный подход не означает, что нужно выбросить предметное образование. Он впервые делает возможным освоение в предметных областях того, что в принципе недоступно и невозможно, использование метапредметных технологий способствует повышению интеллекта.
Острая необходимость внедрения метапредметного подхода в массовую образовательную практику связана ещё и с тем, что традиционные средства и способы педагогической работы не позволяют сделать обучение в школе адекватным уровню развития современной науки и техники.
Наши дети, приходя в школу с 1-го класса, катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7-8-го класса. Чем старше ребенок, тем меньше мотивация. Ценность обучения для ребенка теряется, а смыслы, которые заставляли бы его учиться, в массовой школе находить всё труднее, потому что за отдельными предметами смысл обучения вообще не виден, особенно когда тебе 10-15 лет. Использование метапредметного подхода позволяет учителю говорить с ребёнком о смысле жизни, о её ценности, причем делать это не назидательно, а качественно и технологично. Метапредметность работает с перспективой ребенка всерьез, а не просто в русле советов на тему, что можно или должно.
Все это требует введения в учебный план школы специальных предметов – метапредметов, - учебных занятий, отличных от предметов традиционного цикла и соединяющих в себе идею предметности и надпредметности одновременно. Автор идеи, Юрий Вячеславович Громыко, доктор психологических наук, директор Института инновационных стратегий развития общего образования, считает, что в основе метапредмета лежит мыслительный тип интеграции учебного материала. Ученик, работая в разных предметных областях, с разным учебным материалом, использует сходные приёмы: анализ, синтез, воображение, схематизацию, проблематизацию. Если ребёнок владеет этими приёмами, то у него исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала, он принимает конкретную тему в контексте целостного восприятия мира. Осуществив работу на разном предметном материале, ученик делает предметом своего осознанного отношения не содержание учебного материала, а сам способ своей работы с этим материалом. Он начинает осмысливать собственный процесс деятельности: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался. И тогда у него появляется возможность обнаружить, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что работал с одной мыслительной вещью.
В качестве деятельностных единиц содержания разработчиками метапредметов выделены знание, проблема, знак, задача.
В рамках метапредмета "Знак" у школьников формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале. Это работа в дальнейшем позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных предметов (формулы химических соединений и записи химических реакций; различные таблицы с данными; чертежи фигур и сами фигуры; формулы и чертежи изучаемых процессов и т.д.). За этими разными графическими изображениями они учатся мысленно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено.
В рамках метапредмета "Знание" у обучающихся формируется способность работать с понятиями как особой формой знания. Изучая строение ключевых научных понятий, воспроизводя их в собственном мышлении, учащиеся осваивают универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале.
Метапредмет "Проблема" задает образец разрешения проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчётов.
Метапредмет «Задача» помогает ученикам осмыслить механизм решения разных классов задач.
Освоение метапредметов «Задача», «Знак», «Знание», «Проблема» оказывается наиболее эффективным тогда, когда педагоги и учащиеся сознательно ищут обобщенные, сквозные приемы преподавания и изучения содержания, распределенного в большом объеме учебного материала. Это обусловлено самим назначением метапредметов. Оно состоит в том, чтобы:
- упорядочить и связать отдельные и разрозненные на сегодня блоки учебного материала школьных предметов;
- овладеть такими приемами мыслительной работы, которые, как рентгеновские лучи, помогают проникать в сущность изучаемого, выделять и схватывать главное в потоке информации.
Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий:
развивающее обучение Эльконина-Давыдова;
мыследеятельностная педагогика (Громыко Ю.В.);
эвристическое обучение;
логико-смысловое моделирование;
школа М. Щетинина;
технология критического мышления;
ТРИЗ (АРИЗ);
кейс-технология и другие.
Развивающее обучение Эльконина-Давыдова противопоставлено традиционной системе обучения прежде всего по принципиальному направлению познания, познавательной деятельности школьника. Существующее обучение преимущественно направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе; от явления к сущности. Развивающееся в ходе такого обучения мышление ребенка названо В.В.Давыдовым эмпирическим.
Мыследеятельностная педагогика (ГромыкоЮ.В) - продолжение теории развивающего обучения В.В.Давыдова. Она направлена на формирование столь важного сейчас теоретического мышления и универсальных способов деятельности. Идея состоит в том, что дети исследуют принципы построения их мышления в процессе порождения новых знаний, самоопределения в проблемной ситуации с помощью особых курсов – метапредметов. Блок метапредметов надстраивается над преподаванием традиционных учебных предметов. В этом блоке у учащихся формируются метазнания и метаспособы. В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».
Эвристическое обучение - отличие от традиционного состоит в изменении соотношения между знанием и незнанием. Цель традиционного обучения - перевод незнания в знание: учитель "дает знания", а ученики их "получают". В эвристическом обучении учитель вместе с учениками наоборот, увеличивают количество своего незнания! Незнание здесь не есть пустота, а рефлексивно зафиксированная в ходе обучения проблематика, то есть знание о незнании. Это незнание понимается как важнейший элемент содержания образования, а не отсутствие его.
Логико-смысловое моделирование – конкретное представление знаний на естественном языке в виде образа – модели. Многомерность пространства им становится легче осознать, так как обращение к логико-смысловым моделям позволяет использовать ассоциативность мышления. Поэтому создаются равные условия восприятия материала как для левополушарных, так и для правополушарных детей. Моделирование способствует созданию каркаса действительности, который выстраивается в знания и усваивается вместе с ними через восприятие.
Школа М. Щетинина. Вся школа состоит из нескольких уютных домов разной этажности, расположенных на небольшом пространстве у подножия горы. В каждом доме живут дети разных возрастов – ученики школы. Они составляют группу, отряд, малый коллектив. В школе такую группу людей называют НППО – научно-педагогическое производственное объединение.
В школе Щетинина программу школы проходят за один год, а изучают несколько лет. Каждый ученик проходит за год программу средней школы столько раз (или столько лет), сколько потребуется, чтобы изучить программу средней школы на безусловное “отлично”. И за эти несколько лет ученик (у каждого свой темп) проходит программу и в качестве ученика, и в качестве учителя, и в качестве методиста. Благодаря учебному плану, который подразумевает прохождение всей программы за один год, поступить в школу можно с любого возраста и в любой момент и учиться в ней сколько угодно мало или сколько угодно много. Важно, что у любого ученика всегда есть возможность изучить пропущенное или непонятое еще и еще раз. Иными словами, у школы есть возможность возвращаться к ученику столько раз, сколько ему это потребуется.
Технология критического мышления (развитие критического мышления через чтение и письмо – РКМЧП) – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) — наука об общих законах развития искусственных систем. Объектом ТРИЗ являются все искусственные системы. ТРИЗ является междисциплинарной наукой, призванной объединить и систематизировать знания тех областей, которые до сих пор было принято считать различными и несовместимыми. Данная цель достигается в ТРИЗ за счёт анализа и выявления общих принципов, подходов, законов, закономерностей и тенденций развития в процессе научного познания.
Основная суть ТРИЗ — выявление и использование законов, закономерностей и тенденций развития технических систем.
Кейсовая технология обучения – это обучение действием. Суть кейс-технологии – усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
В последние годы в дидактике появилось новое направление: метапроектное обучение, источниками которого могут являться: метод проектов; крупноблочная организация учебного процесса; проблемное обучение; исследовательское обучение, задачный (а не заданиевый) подход, межпредметная интеграция.
Механизмом развития метадеятельности может стать система инновационных творческих проектов. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности.
Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Это составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатные графы, схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»), различные техники графические модели знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.
Ментальные карты (интеллект карты, карты ума, карты памяти, Mind Maps) - это уникальная технология работы с информацией, способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем.
Данный метод может пригодиться, если вам нужно понять (и что немаловажно - объяснить другим людям) какую-то сложную систему и разложить её "по полочкам". Необходимость в этом часто возникают при ведении бизнеса или при обучении групп людей (например детей в школе).
Дерево предсказаний - прием заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большое количество информации.
Денотатный граф - способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Может эффективно использоваться в качестве ориентировочной основы деятельности на вводном занятиии, либо как «итог», «обобщение» на заключительном уроке.
Схемы «фишбоун» («рыбий скелет»). Представляют собой графическое изображение, помогающее идентифицировать и наглядно отобразить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов. В голове скелета находится проблема, которая рассматривается в планируемом проекте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. В «хвосте» - вывод.
Составление ментальных карт, денотатных графов, схем «фишбоун» - эффективные приёмы переработки информации уроках любого другого предмета.
Метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие, развитие мышления, способности воображения или развитие способности самоопределения. Мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого или как он будет работать с моделями - так же, как на нашем предмете, или как-то по-другому? Если ученик нас спросит, как связывать один учебный предмет с другим, он, к сожалению, не получит от нас ясного ответа.
XXI век – это время, когда мало быть погруженным в «свой» предмет. Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником. Здесь без освоения метапредметного подхода в образовании, который строится как раз на рефлексии разных форм знания и методов работы с ними, не обойтись. Это обязательно работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и соответственно деятельностных единиц содержания.
В качестве деятельностных единиц содержания могут быть рассмотрены не только понятия, но также модели, схемы, различения, системы, задачи, проблемы и разные другие мыследеятельностные образования. Все они имеют универсальный (метапредметный) характер. Допустим, учащийся освоил способ решения задачи на основе соотношения трех параметров на материале математики. Чтобы проверить, насколько глубоко учащийся освоил этот способ, ему предлагают решить тот же тип задачи на соотношение трех параметров уже на материале химии или физики. Если учащийся распознает, что это тот же тип задачи, быстро находит способ, которым надо ее решать, то можно сказать, что это средство (таковым в данном случае выступает способ) учащимся действительно освоено как средство универсальное – матапредметное. Допустим, вы работаете на уроке истории или обществоведения с понятием «государство». Предлагая учащимся разные источники, вы можете показать, что это понятие у разных мыслителей предстает по-разному, в основе разных конструкций понятия лежат совершенно разные ряды различений: у Ленина – один, у Платона – другой, у Осипа Мандельштама – третий. И хотя мы имеем в первом случае дело с текстом политика, во втором – философа, а в третьем – поэта, анализируя их тексты, мы вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различений. Это правило можно потом проверить при работе с любым другим понятием на любом другом предметном материале.
Метапредметный подход – это очень хорошее знание своего предмета, что, собственно, и позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее на рефлексивных основаниях.
Учитывая перечисленные особенности метапредметной интеграции, уже понятно, как сценировать учебное занятие с элементами метапредметного подхода. Такое занятие должно быть посвящено метапредметному вопросу, метапредметной теме, то есть такой теме, которая может быть раскрыта на разном предметном материале: «Рисунок и схема», «Маска, роль и позиция», «Знание и мнение», «Знающее незнание». Выбрав метапредметную тему, нужно в первую очередь определить, какому способу деятельности в ее рамках можно научить школьников. Если вы передаете универсальный способ, то должны показать учащимся выходы из своего учебного предмета в другие предметные области знания. Например, тема «Мнение и знание». Эта тема метапредметная, так как имеет отношение к учению о знании как таковом, независимо от его предметной специфики. Раскрывая эту тему на своем учебном предмете, нужно не просто показать, чем мнение отличается от знания, но и передать средства работы, способ, с помощью которого учащиеся смогут в дальнейшем различать, чем они обладают или чем обладает их собеседник: поверхностным мнением или глубоким личностным знанием изучаемой темы. Такой способ, средство различения знания и мнения, присваиваемые учащимся не информативно, но деятельностно, и будут в этом случае деятельностной единицей содержания. Если в конце урока предложить учащимся применить такое средство на другом предметном материале, это позволит проверить, насколько это средство действительно освоено, а школьнику убедиться в том, что оно носит универсальный характер и может быть использовано на разных учебных предметах.
Хорошее знание своего предмета крайне необходимо при проведении метапредметного учебного занятия. Метапредметный разворот не означает, что нужно делать грубые предметные ошибки и показывать незнание своего учебного предмета.
Особенности метапредметного занятия:
1. Это интегрированное занятие.
2. Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
3. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
4. Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики.
5. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
Во внеурочной деятельности принципы метапредметности могут реализовываться в метапредметных олимпиадах и метапредметных неделях (неделях метапредметного осознания).
Каждое задание олимпиады включает в себя метапредметный фундаментальный объект и предполагаемую метапредметную деятельность ученика, осуществляемую, по возможности, с помощью компьютерных средств. Задания к метапредметной олимпиаде подбираются или разрабатываются открытые, не предполагающие заранее известного ответа, ориентирующие участников на собственное выявление смысла окружающих явлений, конструирование ими символов, исследование фундаментальных объектов, отыскание закономерностей.
Каких профессиональных умений требуют от учителя метапредметы?
1) Прежде всего, умения работать с понятиями, которые рассматриваются в рамках метапредметов как деятельностные единицы содержания. То, что в традиционной школе называют понятием, чаще всего оказывается всего лишь представлением, получаемым в результате усвоения эмпирических знаний, область мыслительных процессов при создании которых ограничена
- «сравнением конкретно-чувственных данных с целью выделения формально-общих признаков и составления классификаций;
- опознанием конкретно-чувственных объёктов с целью их включения в тот или иной класс» (В.В. Давыдов).
Подобные мыслительные действия представляют собой простейший способ «наведения порядка» в получаемых чувственных впечатлениях. Они позволяют, например, объединить бабочку, муху и жука в класс насекомых, что, безусловно, полезно для дальнейшего движения в исследовании природы. Однако этими же самыми действиями можно объединить бабочку и самолёт, потому что они летают.
Метапредмет работает не с эмпирическими знаниями, а теоретическими. Теоретическое знание – это ответ на вопрос о сущности какого-либо явления. За ним всегда скрывается владение общим способом действия, понимание условий происхождения этого знания. Они необходимы, когда нужно понять, что из себя представляет по сути тот или иной объект, предсказать, что с ним произойдёт в дальнейшем, научиться изменять его в своих целях, учитывая законы его жизни.
Для того чтобы ребёнок в процесс учения стал способным к пониманию и освоению разных сфер человеческой культуры, чтобы в нём развилась способность мышления, усвоения эмпирических знаний недостаточно. Содержанием метадеятельности должны быть теоретические понятия и соответствующие им общие способы и средства человеческой деятельности. Владеть общим способом действия – означает безошибочно решать любую задачу определённого класса, понимая основания собственных действий, ощущая границы применимости данного способа. Иметь понятие об объекте – значит мысленно воспроизводить, строить его.
Вот, например, понятие окружность. В словаре оно определяется как «замкнутая кривая, все точки которой равно удалены от центра». В этом определении давно утерян способ получения такой кривой. А он прост: взявшись за один конец натянутой верёвки, очертить линию вокруг второго, закреплённого конца. Владея эти способом, можно построить абсолютно любую окружность. При этом, владея понятием, совершенно не обязательно уметь рассказывать словами, что такое окружность, потому что владеть понятием для ребёнка – значит владеть способом действия, заключённым в нём.
Если учитель раскрывает для учащегося такой способ работы с понятием и передает его последнему как средство его собственного действия, то можно утверждать, что учитель грамотно работает с понятием как с деятельностной единицей содержания образования.
2) «Новый вид обобщения требует нового вида общения» (Л.С. Выготский), поэтому занимаясь преподавание метапредметов, учитель должен уметь организовывать учебное сотрудничество, «такой способ распределения действий между участниками, при котором возможности действия одного партнёра проверяются через действия другого партнёра» (Г.А. Цукерман). На протяжении обучения в школе ребёнок включается в разные совместно-распределённые деятельности, но только освоение одной особенной формы взаимодействия позволяет ему становиться учеником. Этой формой взаимодействия как раз и является учебное сотрудничество.
Учитель в рамках учебного сотрудничества, организуя детские действия, должен обеспечить условия для постановки детьми учебной задачи. А ученики – решить учебную задачу, овладев при этом общими способами деятельности и соответствующими научными понятиями. Всё это делается ради того, чтобы в ходе решения учебной задачи происходило изменение, прирост, в способностях каждого ребёнка, а, следовательно, его развитие.
Наивно думать, что ученик сможет что-то такое, чего не умеет учитель. Поэтому сначала умеет делать учитель и это демонстрирует на уроке (заметьте, делать, а не говорить или информировать), а затем в ходе определенного деятельностного взаимодействия с учителем учащийся осваивает то, что умеет педагог, приглашая взрослого оказать ему помощь в поиске решения возникшей проблемы. Но при этом сам определяет, чего именно ему не хватает, ожидая от взрослого отношения к своим предположениям, подтверждения возможности своего действия. В рамках метапредмета чрезвычайно важно выстраивать между школьниками коллективное взаимодействие, т.к. мышление, в отличие от думанья, может осуществляться только коллективно.
3) В конце каждого занятия или на каком-то определенном его этапе учитель должен уметь организовать осознанное присвоение учащимся содержания, направляя сознание ребёнка на то, что проделывалось во время учебного занятия конкретно с ним, а также со всеми другими учащимися, то есть рефлексию.
4) Ведение метапредметов требует от учителя хорошего знания материала традиционных учебных предметов. Это позволит учителю грамотно переорганизовать учебный материал вокруг деятельностных единиц содержания.
Завершая разговор о метапредметах, хотелось бы отметить, что речь вовсе не идет о том, чтобы заменить традиционные учебные предметы методологической абракадаброй, но повысить качество предметной работы и сделать ее содержательной через повышение педагогического профессионализма учителя. Не забить головы набором ненужных сведений из предметов, но найти те центральные единицы содержания, которые были бы связаны и с действием, и с живой работой мышления, и с коммуникацией, а потом вокруг них, уже в их логике развертывания, а не в логике развертывания учебных тем можно заново группировать учебный материал.
Ещё один эффективный инструмент достижения метапредметных результатов в образовательном процессе – использование современных образовательных технологий, в основе которых – системно-деятельностный подход, основоположником которого в педагогике является В.В. Давыдов:
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» |
Формирование у школьников через интерактивное включение в учебный процесс критического мышления. Формирование культуры работы с информацией. |
Проектный метод обучения
|
Активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования. Стимулирование познавательного интереса. Развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление научных докладов, построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта. |
Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)
|
Воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Развитие творческого воображения с целью преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями. |
Исследовательские методы обучения |
Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника: - мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия); - умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации; - умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи; - специальных исследовательских умений и навыков. |
Технология «Дебаты»
|
Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения диалога. |
Система инновационной оценки «Портфолио» |
Развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом. |
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
|
Формирование умения работать сообща на единый результат. Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку, точке зрения, позиции. |
Метапредметное обучение реализуется в рамках создания надпредметных программ, которые имеют ряд преимуществ перед учебными:
- они способствуют преодолению фрагментарности знаний учащихся и формированию общеучебных умений и навыков;
- цели и задачи этих программ ориентированы на конкретный практический результат;
- они конструируются под решение реальных проблем детей, связанных с их социальной жизнью, самоопределением, предпочтениями и склонностями, а потому именно такое обучение и является поистине личностно-ориентированным;
- процесс разработки и реализации программ способствуют формированию команды учителей, объединенных одной целью.
Разработка надпредметных программ является одним из перспективных направлений инновационной деятельности образовательных учреждений, поскольку содержание этих программ позволяет учитывать особенности состава и познавательных способностей учащихся, потенциала педагогического коллектива.
Конечно, предложенные сегодня рекомендации - всего лишь схема, возможная модель организации учебной деятельности, направленной на достижение метапредметных результатов. В реальном учебном процессе каждый из вас при желании может наполнить её своим педагогическим Я, которое и определит выбор содержания и способов метапредметного обучения, необходимость которого сегодня очевидна для всех, ведь главное, чему надо учить в школе, — это творческое мышление. Дети в школе станут учиться с интересом лишь тогда, когда они будут не просто узнавать от учителя или из учебников о сделанных кем-то ранее открытиях, но сами смогут переоткрывать их или совершать свои собственные. Если ситуация возникновения гениального открытия будет заново представлена и прожита в классе актуально, как реальность, — полученное знание уже никогда не забудется. Ведь «доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Паскаль). И тогда учащийся, еще сидя за школьной партой, станет настоящим первооткрывателем — исследователем в подлинном смысле этого слова!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.