Выступление на педсовете на тему:
"Эффективный урок: действие, результат, следствие действия»"
Как правило, ребёнок приходит в школу с огромным желанием учиться. Однако, первые шаги ребёнка в школе очень нелегки. Одной из моих задач является умение удержать в каждом ученике это чувство радостного удовлетворения перед школой, перед тайнами, которые его там ждут. И поэтому я стараюсь увлечь ребят радостью познания, умением и желанием трудиться.
В начальной школе мы должны научить учиться, сформировать умение учиться. Учитель должен знать ученика. Что я делаю для этого? Приходят дети в 1 класс - начинаю изучать. Кто он современный ученик? Пришел подготовленный или нет (учебная деятельность), посещал ли детский сад, умственные и физические способности. Изучаю психологические особенности, характер, темперамент, социальную среду. Развитие умения у детей на кончиках пальцев. Поэтому они получают удовлетворение, работая только руками. Ребенок должен пробовать лепить, строить, рисовать и т.д. все делать руками. А в современном мире как происходит? Кнопку нажал и готово. В результате у них нет элементарных навыков. У современных детей другое мышление и развитие. Нынешние дети- это дети «большого пальца». Почему? Потому что они работают только большим пальцем, начиная с 2-3 лет уже на телефоне.
Для того, чтобы ребенок научился эффективно работать, учителю:
1) необходимо знать каждого ученика.
2) Урок должен быть адресным, с учетом всех возможностей ученика.
3) Каждый ответ ученика должен быть оценен, особенно в младшем звене, чтобы ребенок понимал и оценил свою работу, сделал выводы для дальнейшей коррекции. Почему хорошо ответил, почему плохо. Ребенок должен знать причины умения и неумения, знания и незнания.
С первого класса я учу детей оценивать свою работу и работу одноклассников. Проводим самопроверку, взаимопроверку, оцениваем устные ответы друг друга.
В основе успешного развития личности лежит познавательный интерес, который выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность.
Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке.
Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на
каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу, работу в парах;
дифференцированный подход, игру, создание ситуации успеха, самостоятельную
работу.
Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.
Важным условием моей работы являются теплые дружеские отношения, поддержка и добрая улыбка.
Каждый урок мы начинаем с приветствия. Это дает положительный настрой на урок.
Требования к современному уроку
1. Обязательный учет обученности, обучаемости и реальных учебных возможностей учащихся.
2. Постановка цели урока перед учащимися.
3. Усвоение и отработка учебного материала с использованием оптимального сочетания и соотношения методов обучения. Научность содержания урока.
4. Дифференцированная помощь учащимся на основе диагностики учебных возможностей. Развитие познавательного интереса, формирование надпредметных умений, умение самостоятельно добывать знания.
5. Систематический и планомерный контроль за качеством усвоения знаний учащимися.
6. Подведение итогов урока по достижению цели.
Нередко под эффективностью урока понимают, прежде всего, его оригинальное, необычное построение и новизну в приемах работы.
Сторонники этой точки зрения вольно или невольно игнорируют главное в уроке – его результат. Конечно, и оригинальное построение, и новизна методических приемов – очень важные факторы, способствующие повышению качества урока. Но они не цель, а средство.
Современный урок это урок, соответствующий требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличных от школы образовательной среды, условиях.
Эффективный урок – это такой урок, когда удаётся вовлечь всех учащихся в работу: и сильный, и слабый ученик находит себе на уроке посильную ему работу, а по итогам урока показывают хорошие знания.
Для достижения эффективности урока я использую:
игровые технологии,
Использование игровых ситуаций на уроке не даёт стопроцентную возможность учащимся овладеть знаниями «легко и счастливо», лёгких путей в науке нет. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением.
Проблемное обучение – один из видов развивающего обучения. Открытие знания – творческий процесс, включающий 4 основных этапа: постановку проблемы, поиск решения проблемы, описание решения и его реализацию.
Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить,
Метод проекта,
использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остаётся четвёртая часть услышанного материала, треть увиденного, половина увиденного и услышанного, три четверти части материала, если ученик привлечён в активные действия в процессе обучения.
Из своего опыта работы, я сделала следующий вывод:
об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. Именно на уроке учитель обучает, воспитывает и развивает личность. Урок - основа образовательного процесса.
Как бы мы ни изощрялись, урок, придуманный Яном Амосом Коменским 400 лет назад, остаётся! Существуя несколько столетий, урок не мог трансформироваться. Урок, проведённый в школе, является показателем определённой культуры.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.