Организация родительского собрания
Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. В связи с этим нужно правильно его подготовить и провести. Подготовка и проведение родительского собрания - чрезвычайно важная составная работы учителя начальных классов. В этом ему должны помогать администраторы, специалисты психолого-педагогического медико- социального центра, педагоги службы дополнительного образования и др.
Взаимодействие педагога с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного пространства. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнает ребенка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывает верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса - педагоги, дети, родители - становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.
Педагогу не следует забывать, что родительское собрание, на котором происходит личная встреча классного руководителя с родителями его подопечных - важное средство формирования мнения пап и мам о школе,
учителях, которым они доверяют свое чадо. К собранию следует тщательно готовиться, продумывая основательно его методику и содержание.
Основные задачи и формы проведения родительского собрания
Классное родительское собрание является одной из наиболее часто используемых форм взаимодействия педагога с родителями учащихся. По мнению большинства учителей, на родительском собрании классный руководитель может решать все задачи, которые школа ставит в работе с родителями. К ним относятся:
1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, для выработки единых требований и общих принципов при определении целей и задач воспитания, его содержания и реализации в семье и школе.
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей но вопросам воспитания детей. (Повышение общеобразовательного уровня родителей влечет за собой уверенность в непогрешимости их педагогической позиции, однако исследования педагогов и психологов свидетельствуют о низком уровне психолого-педагогической культуры родителей и возрастающем интересе к ней в обществе.)
3. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми для повышения воспитательного потенциала внеурочной работы, улучшения взаимодействия учителей, родителей и детей.
4. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся:
5. оказание психолого-педагогической помощи в воспитании талантливых, одаренных учащихся;
6. оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных вопросов воспитания;
7. индивидуальная работа с неблагополучными семьями.
8. Взаимодействие с общественными организациями
родителей: родительскими комитетами, школьными советами и г. п.
Среди таких функций следует указать:
1 Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно- воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);
2) психолого-педагогическое просвещение паи и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия - конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);
4) совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).
Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.
Родительские собрания в зависимости от поставленных целей, могут быть различных видов и форм. Они могут быть общешкольными - они проводятся один - два раза в год по необходимости и классными, которые организуются несколько раз в год обычно в конце установленного периода обучения.
Виды родительского собрания определяют тематику. Это посвященные каким-либо мероприятиям организационные собрания; посвященные психолого-педагогическому просвещению родителей, на которые приглашается школьный психолог, дающий советы по успешному общению родителей с детьми; тематические собрания на которых обсуждаются проблемы учебно-воспитательного процесса; итоговые - посвященные
прошедшим учебным периодам и их результатам. Возможны и другие варианты видов собраний.
Тематика собрания определяется педагогами. Какие-то темы могут быть обсуждены заранее классным руководителем с членами родительского комитета.
Формы родительских собраний весьма разнообразны. Они могут проводиться как в форме лекции, где в роли лектора выступает педагог, психолог, врач. Это может быть дискуссия, где происходит обсуждение важных вопросов, относящихся к классным мероприятиям, решению важных вопросов жизни класса. Наиболее распространенная форма проведения родительского собрания это доклад с последующими вопросами и обсуждением. Докладчиком является педагог, который, коротко, но емко, рассказывает об итогах прошедшего периода обучения или о мероприятиях, предстоящих в ближайшее время. Далее родители задают вопросы по теме собрания и, если возникают спорные мнения, то происходит обсуждение и находится приемлемое решение споров.
При необходимости на родительские собрания приглашаются учителя- предметники, которые дают более подробную информацию об успеваемос ти класса по конкретной учебной дисциплине. Приглашение таких учителей, как и представителей администрации школы, обговаривается заранее. В конце родительского собрания обязательно подводятся его итоги, и принимается конкретные решения по обсуждаемым вопросам.
Нельзя забывать о том, что каждый учащийся является личностью, поэтому обсуждение успехов или поведения конкретных учеников должно происходить с глазу на глаз с их родителями. Не стоит выносить на общее обсуждение какие-либо острые проблемы с конкретными детьми, это только испортит отношение к преподавателю, как ученика, так и его родителей.
Основные формы родительских собраний:
• собрание-лекторий;
• «круглый стол»;
• тематическая дискуссия с приглашением специалистов;
• консультация со специалистами;
• родительская дискуссия;
• общешкольная и общеклассная конференция и др.
Проводить собрание-лекторий целесообразно в том случае, если
выбрана нестандартная, привлекающая внимание и вызывающая интерес тематика, например: «Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в школу». Так можно назвать самое первое собрание, на которое родители, как правило, приходят, поскольку конкретно обозначенная тема, безусловно, интересует их. Если определенные ожидания родителей по поводу собрания оправдываются, то проблема посещения ими последующих собраний сразу снимается, однако тот, кто заинтересован в получении дальнейших сведений, обязательно придет на очередное собрание-лекторий.
«Круглый стол» представляет собой встречу родителей учеников одного класса. Для обсуждения предлагается какая-либо значимая для всего класса тема. Для стимулирования активности родителей и направления обсуждения в нужное русло предлагается «рамка», т. е. заранее подготовленные задания и вопросы. Собрание в форме «круглого стола» позволяет родителям получить полезную информацию, осознать собственную позицию и сравнить ее с позицией других родителей. Кому-то необходимо высказаться (рассказать о своих трудностях), кому-то - узнать про поведение других учащихся (это даст возможность оценить своего ребенка в сравнении, обнаружить что-то не замеченное ранее).
Не менее важен «круглый стол» и для школьного психолога, который получает возможность лучше узнать и понять родителей, обрести их доверие. Принципиальным является обязательное присутствие классного руководителя, который также участвует в обсуждении. При этом он выходи т
из привычной учительской роли и знакомится с родителями в новой, более открытой, ситуации. Такое уравновешенное взаимодействие способствует взаимопониманию и делает общение более эффективным. Итогом «круглого стола» становятся совместно сформулированные общие выводы но обсуждаемой теме.
Родительская дискуссия - одна из форм объединения родителей в коллектив. Многие из них уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, не учитывая при этом реальные возможности и способности своего ребенка, не оценивая уровень его учебного потенциала. Некоторые родители считают свои методы воспитания не подлежащими сомнению и коррекции со стороны педагога. Дискуссии же проводятся для того, чтобы родители смогли утвердиться в целесообразности применяемых методов воспитания либо провести ревизию своего педагогического арсенала и задуматься над тем, что они делают не совсем правильно.
Интересной и продуктивной формой работы с родителями являются родительские университеты. Назначение родительских университетов- психолого-педагогическое просвещение родителей. Наиболее эффективными являются занятия, проводимые в параллели классов. Так как в нашей школе нет параллелей классов, на родительские университеты мы приглашаем родителей, объединённых общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Формами занятий являются лекции, часы вопросов и ответов и др.
Полезно раз в год проводить родительскую конференцию по таким, например, проблемам:
-нравственные уроки семьи- нравственные законы жизни, права и обязанности ребёнка в семье, в школе,
-вредные привычки и как с ними бороться,
- семейные реликвии и что они значат, и др.
Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. На них обсуждаются проблемы общества, активными членами которого в недалеком будущем станут сегодняшние дети. Основными темами родительских конференций становятся причины конфликтов и пути выхода из них, профилактика вредных привычек и борьба с ними.
1. Готовить такие конференции необходимо очень тщательно, с обязательным участием школьного психолога, социального педагога. В задачу последних входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомс тво участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают и сами родители. Они анализируют проблему с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что на ней принимаются определенные решения или намечаются мероприятия по заявленной проблеме.
Интересной традицией родительского собрания может стать рубрика «Наша зеленая лампа». С помощью такой рубрики проигрываются проблемные ситуации класса, школы, отдельных учащихся. Родителям предлагается найти оптимальный вариант решения трудной задачи.
Родительские собрания делятся на организационные и тематические. Организационные - это стандартные родительские собрания, посвященные текущим событиям школьной жизни: организации мероприятий, началу учебного года, результатам обучения по итогам четвертей, полугодий, года и т. д.
Тематические собрания посвящаются актуальным вопросам воспитания. Обычно родители с интересом посещают их и нередко сами инициируют обсуждение той или иной темы
• Ознакомление родителей с состоянием социально- эмоционального климата в классе.
• Психолого-педагогическое просвещение.
• Обсуждение организационных вопросов.
• Личные беседы с родителями.
• 3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.
Следует заранее договориться со специалистами, которые помогут вам провести собрание - педагогами - предметниками, социальным педагогом, школьным психологом, медицинскими работниками. Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания родителей. Если в планах стоит выступление родителей, необходимо хотя бы в общих чертах обговорить основные тезисы, направления выступления.
Определившись с тематикой, формой проведения и содержанием собрания, необходимо подготовить средства - иллюстрации, документы (например, школьные дневники и журналы, нормативные документы - Устав Школы, Правила учащихся). Важно так же установить время проведения собрания и подготовить для его проведения помещение, позаботившись о его чистоте, проветривании и обеспечении мест для всех участников.
Информация о времени и месте проведения собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно - можно записать ее в дневниках учеников, позвонить тем папам и мамам, чье присутствие в связи с обсуждаемой проблемой очень важно для вас. Неплохо будет, если родители распишутся в дневниках, что ознакомлены с объявлением о проведении собрания, а если не смогут прийти, то пусть предупредят заранее. Заблаговременное оповещение позволит родителям скорректировать свои планы на вечер и найти время для посещения родительского собрания.
Основное выступление на собрании не должно занимать много времени - вечером после работы большинство родителей вряд ли адекватно его воспримут. Необходимо иметь четкий план проведения собрания
после выступления выделить время на вопросы родителей, обсуждение иных тем. Желательно о проделках отдельных учеников сообщать их роди гелям в индивидуальном порядке (например, в разговоре после общего собрания).
При подготовке к родительскому собранию необходимо соблюдение следующих условий:
1. Правильно выбрать тему собрания и определить цели его проведения. Избираемая для обсуждения тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями развития личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи.
Повестку дня очередного собрания в большинстве случаев следует определять учителю совместно с членами родительского комитета, при этом необходимо учитывать мнение и других родителей. Иначе откровенного заинтересованного разговора родителей на собрании может не получиться.
При выборе темы учитель должен отчетливо осознавать, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями. В качестве целевых ориентиров организаторами собраний могут быть выбраны:
• повышение педагогической культуры родителей,
пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
• содействие сплочению родительского коллектива,
вовлечение пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;
• выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
2. Подготовка к родительскому собранию
Основными условиями, способствующими повышению эффективности
V
проводимых собраний, педагоги называют:
• тщательную их подготовку;
• включение родителей в активную деятельность в ходе ведения собрания;
• расширение тематики собраний;
• использование разнообразных форм проведения родитель
ских собраний.
При подготовке классного родительского собрания необходимо опираться на следующие правила:
1. Тема родительского собрания должна быть актуальна
для
родителей.
2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
2. План проведения собрания должен быть известен родителям.
3. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
4. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
5. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным
• Этапы родительского собрания.
• 1 этап. Организация родительского собрания.
• 2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания. Любое собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов:
• Анализ учебных достижений учащихся класса.
• пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к ребенку со стороны родителей;
• подведение итогов совместной деятельности ,педагогов, учащихся и родителей за полугодие или учебный год.
2. Изучить научно-методическую литературу.
Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические знания и накопленный опыт работы по решению похожей проблемы в других сообществах родителей и педагогов. Их изучение помогает выделить ключевые аспекты рассматриваемой проблемы и предварительно наметить пути и способы ее решения. Классный руководитель, как правило, первым знакомится с публикациями и лишь затем предлагает изучить некоторые из них родителям. Нередко они становятся основой выставки литературы для участников родительского собрания.
3. Определить вид, форму и этапы проведения родительского собрания.
В зависимости от поставленной цели следует выбрать вид собрания (тематическое, организационное, итоговое, диспут, практикум, по плану родительского всеобуча) и форму его проведения. В практике творчески работающих педагогов и родительских комитетов используются такие формы, как педагогическая мастерская, организационно-деятельностная игра, конференция, диспут, практикум, конкурс, праздник, продуктивная педагогическая игра и т. д. В соответствии с избранной формой определяются этапы, способы и приемы работы участников родительского собрания. Необходимо разнообразить формы и способы организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании.
4. Провести микроисследования.
Проведение микроисследования необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Чаще всего используются экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа его результатов. Это беседы с родителями и учащимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. В некоторых случаях помощь классному руководителю в проведении микроисследования оказывают школьный психолог и социальный педагог.
5. Своевременно и правильно пригласить родителей и других участников собрания.
Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды: первый раз - за 2-3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз - за 3-4 дня до него с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Чаще всего соответствующие записи ученики делают в своих дневниках, несколько реже используют изготовленные школьниками открытки-приглашения.
6. Подготовить решения собрания, рекомендации, памятки родителям.
Решение - это обязательный элемент родительского собрания. Однако о его принятии педагоги и члены родительского комитета порою забывают. Очень важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы. В противном случае трудно получить желаемый эффект даже от собрания, прошедшего с высокой явкой и заинтересованным участием родителей. Поэтому классный руководитель должен за 2-3 дня до собрания составить проект решения. Решение может быть представлено не только в «классической» форме - в виде перечня планируемых действий и участников, ответственных за их осуществление, но и в форме рекомендаций или памяток для родителей. При их разработке целесообразно воспользоваться помощью социального педагога, психолога, логопеда и других работников школы.
7. Подготовить оборудование и оформить место проведении родительского собрания.
1. Собрание следует проводить в чистом, уютном и красиво оформленном кабинете. Об этом необходимо специально позаботиться учителю и учащимся. В классной комнате можно представить выставки творческих работ учащихся (поделок, рисунков, фотографий, сочинений и т. п.) и научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме, на доске - цветными мелками написать тему и эпиграф родительского собрания, развесить таблицы и диаграммы с результатами проведенного в классе микроисследования, а также плакаты с памятками для родителей. В соответствии с избранной организационной формой собрания следует расставить столы и стулья.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.