Выступление на педсовете по теме «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»
Оценка 4.7

Выступление на педсовете по теме «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»

Оценка 4.7
docx
28.05.2024
Выступление на педсовете по теме  «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»
Выступление на педсовете Адаптация 5-ти классников.docx

Выступление на педсовете по теме

«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»

Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

   Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие:

·        Адаптацию физиологическую

·        психологическую

·        социальную, или личностную.

Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья пятиклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.

Какими должны быть пятиклассники

Пятиклассники должны:

         уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;

         уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;

         стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;

         уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;

         иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;

         уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;

         уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор

Возникающие проблемы для пятиклассников:

         много  учителей;

         новый классный руководитель;

         проблемы со старшеклассниками;

         возросший темп работы;

         возросший объем работ в классе и д/з;

         рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;

         ослабление или отсутствие контроля;

         необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей; 

         самостоятельность в работе с текстами;

         слабое развитие навыков самостоятельной работы;

         своеобразие подросткового возраста;

         дети из двух разных классов.

 

Признаки успешной адаптации:

         удовлетворенность ребенка процессом обучения;

         ребенок легко справляется с программой;

         степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

         удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

 

Признаки дезадаптации:

         Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

         Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

         Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

         Нежелания выполнять домашние задания.

         Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

         Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

         Беспокойный сон.

         Трудности утреннего пробуждения, вялость.

         Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Возможные реакции:

         Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.

         Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

         Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

         Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.

         Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.

Сроки адаптационного периода.

·        2 – 4 недели после начала учёбы (у большинства учащихся)

·        2 – 3 месяца после начала учёбы (у некоторых учащихся).

Факторы, влияющие на сроки адаптационного периода.

1. Слабые навыки решения математических задач.

2. Плохое владение пересказом текста.

3  Невнимательность и неусидчивость.

4  Частая смена приятелей.

5. Одиночество.

6. Логопедический диагноз.

7. Социальное положение.

8. Физическое и психологическое состояние.

     

  Основная задача классного руководителя в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.

По физическому развитию дети разные: есть дети с крепким физическим развитием и есть дети с хроническими заболеваниями.

По социальному статусу: есть дети из полных семей, неполных, многодетных семей.

Поведение: есть дети с хорошим воспитанием, есть дети, требующие особого внимания со стороны учителей и родителей.

 

Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации мною были проведены следующие мероприятия:

На начало учебного года я, как классный руководитель ознакомилась с личными делами учащихся, характеристиками, разговаривала с учителями начальных классов.

·        Был составлен социальный паспорт класса, план работы класса, план работы с родителями.

·        Оформлен классный уголок, уголок безопасности.

·        Ознакомила учащихся со следующими составляющими обучения в 5 классе: «предметы», «учителя-предметники», «урок», «перемена», «правила поведения», «ведение дневника».

·        Еженедельно провожу классные часы, которые носят воспитательный характер, подробно разбираем различные ситуации, поступки детей. Классные часы, призванные научить детей общению с одноклассниками. Известно, что в данном возрасте ведущим видом деятельности становится личностное общение со сверстниками.  Я стараюсь систематически (но кратко) организовать с пятиклассниками обсуждение возникающих  проблем.   

·        На переменах тоже наблюдаю, контролирую и разбираю поведение и поступки учеников.

·        Знакомство с условиями проживания детей, взаимоотношениями в семье, здоровьем и интересами ребёнка. Анкетирование.

·        Консультации школьного психолога.

·        Сотрудничество с учителями – предметниками.

·        Организация самоуправления в классе. Развивает у детей самостоятельность и чувство ответственности.   Каждый ученик имеет в классе поручение.

·        Индивидуальная работа с учащимися, склонных к нарушению дисциплины или не выполнению домашних заданий. Ведётся в плотном взаимодействии с родителями и учителями - предметниками и психологом.             

·        Было проведено 2 родительских собрания. 

Одно из них «Адаптация 5-классников к новым школьным условиям». На первом родительском собрании родители в интересах более эффективного сотрудничества между ребёнком, родителями и педагогами заполнили анкеты. Была предложена памятка в помощь родителям «Трудности адаптации в 5 классе. Рекомендации для родителей.» Попросила родителей  быть терпеливыми, чаще расспрашивать ребенка о школьной жизни, контролировать записи в дневнике, выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.

·        Совместная с детьми подготовка и проведение праздников, внеклассных мероприятий, участие в конкурсах.          

        Учащиеся 5 класса были вовлечены в подготовку и проведение школьных мероприятий и праздников. Дети принимали активное участие в олимпиаде и разных конкурсах. Участвуют во всех коллективно-творческих делах школы и класса. Большинство детей заняты кружковой работой или дополнительными занятиями по предметам. Многие дети моего класса посещают школьные кружки: театральный, танцевальный, шахматы. Дети активные и меня это радует. Люблю когда родители и дети принимают активное участие в жизни класса и школы. Пропусков у учащихся без уважительной причины нет.

 

В первой четверти пятого класса наблюдается не значительное снижение успеваемости и изменение поведения некоторых учащихся.

 

В учебных занятиях важно помочь понять ребенку его собственные критерии успешности или неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить пути их совершенствования (самостоятельно или с помощью взрослых).

Подводя итоги изучения адаптации пятиклассников, нужно сказать, что этот процесс проходит достаточно успешно, без особых осложнений. На мой взгляд, главное условие успешной адаптации детей в 5 классе — слаженная работа всех участников этого процесса: учителей-предметников, классного руководителя, психолога и родителей.                             

 

Очень верно было подмечено американским лингвистом 18 века Ноем Уэбстером: « Люди вместе могут совершить то, чего не могут в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим».    

 

 

.

 


 

Выступление на педсовете по теме «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»

Выступление на педсовете по теме «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»

Признаки успешной адаптации: • удовлетворенность ребенка процессом обучения; • ребенок легко справляется с программой; • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть…

Признаки успешной адаптации: • удовлетворенность ребенка процессом обучения; • ребенок легко справляется с программой; • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть…

Факторы, влияющие на сроки адаптационного периода

Факторы, влияющие на сроки адаптационного периода

Организация самоуправления в классе

Организация самоуправления в классе

Очень верно было подмечено американским лингвистом 18 века

Очень верно было подмечено американским лингвистом 18 века
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2024