Выступление на педсовете по теме
«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»
Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие:
· Адаптацию физиологическую
· психологическую
· социальную, или личностную.
Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья пятиклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.
Какими должны быть пятиклассники
Пятиклассники должны:
• уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
• уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
• стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
• уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
• иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
• уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
• уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор
Возникающие проблемы для пятиклассников:
• много учителей;
• новый классный руководитель;
• проблемы со старшеклассниками;
• возросший темп работы;
• возросший объем работ в классе и д/з;
• рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
• ослабление или отсутствие контроля;
• необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;
• самостоятельность в работе с текстами;
• слабое развитие навыков самостоятельной работы;
• своеобразие подросткового возраста;
• дети из двух разных классов.
Признаки успешной адаптации:
• удовлетворенность ребенка процессом обучения;
• ребенок легко справляется с программой;
• степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
• удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
• Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
• Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
• Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
• Нежелания выполнять домашние задания.
• Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
• Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
• Беспокойный сон.
• Трудности утреннего пробуждения, вялость.
• Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Возможные реакции:
• Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
• Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
• Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
• Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
• Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
Сроки адаптационного периода.
· 2 – 4 недели после начала учёбы (у большинства учащихся)
· 2 – 3 месяца после начала учёбы (у некоторых учащихся).
Факторы, влияющие на сроки адаптационного периода.
1. Слабые навыки решения математических задач.
2. Плохое владение пересказом текста.
3 Невнимательность и неусидчивость.
4 Частая смена приятелей.
5. Одиночество.
6. Логопедический диагноз.
7. Социальное положение.
8. Физическое и психологическое состояние.
Основная задача классного руководителя в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.
По физическому развитию дети разные: есть дети с крепким физическим развитием и есть дети с хроническими заболеваниями.
По социальному статусу: есть дети из полных семей, неполных, многодетных семей.
Поведение: есть дети с хорошим воспитанием, есть дети, требующие особого внимания со стороны учителей и родителей.
Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации мною были проведены следующие мероприятия:
На начало учебного года я, как классный руководитель ознакомилась с личными делами учащихся, характеристиками, разговаривала с учителями начальных классов.
· Был составлен социальный паспорт класса, план работы класса, план работы с родителями.
· Оформлен классный уголок, уголок безопасности.
· Ознакомила учащихся со следующими составляющими обучения в 5 классе: «предметы», «учителя-предметники», «урок», «перемена», «правила поведения», «ведение дневника».
· Еженедельно провожу классные часы, которые носят воспитательный характер, подробно разбираем различные ситуации, поступки детей. Классные часы, призванные научить детей общению с одноклассниками. Известно, что в данном возрасте ведущим видом деятельности становится личностное общение со сверстниками. Я стараюсь систематически (но кратко) организовать с пятиклассниками обсуждение возникающих проблем.
· На переменах тоже наблюдаю, контролирую и разбираю поведение и поступки учеников.
· Знакомство с условиями проживания детей, взаимоотношениями в семье, здоровьем и интересами ребёнка. Анкетирование.
· Консультации школьного психолога.
· Сотрудничество с учителями – предметниками.
· Организация самоуправления в классе. Развивает у детей самостоятельность и чувство ответственности. Каждый ученик имеет в классе поручение.
· Индивидуальная работа с учащимися, склонных к нарушению дисциплины или не выполнению домашних заданий. Ведётся в плотном взаимодействии с родителями и учителями - предметниками и психологом.
· Было проведено 2 родительских собрания.
Одно из них «Адаптация 5-классников к новым школьным условиям». На первом родительском собрании родители в интересах более эффективного сотрудничества между ребёнком, родителями и педагогами заполнили анкеты. Была предложена памятка в помощь родителям «Трудности адаптации в 5 классе. Рекомендации для родителей.» Попросила родителей быть терпеливыми, чаще расспрашивать ребенка о школьной жизни, контролировать записи в дневнике, выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.
· Совместная с детьми подготовка и проведение праздников, внеклассных мероприятий, участие в конкурсах.
Учащиеся 5 класса были вовлечены в подготовку и проведение школьных мероприятий и праздников. Дети принимали активное участие в олимпиаде и разных конкурсах. Участвуют во всех коллективно-творческих делах школы и класса. Большинство детей заняты кружковой работой или дополнительными занятиями по предметам. Многие дети моего класса посещают школьные кружки: театральный, танцевальный, шахматы. Дети активные и меня это радует. Люблю когда родители и дети принимают активное участие в жизни класса и школы. Пропусков у учащихся без уважительной причины нет.
В первой четверти пятого класса наблюдается не значительное снижение успеваемости и изменение поведения некоторых учащихся.
В учебных занятиях важно помочь понять ребенку его собственные критерии успешности или неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить пути их совершенствования (самостоятельно или с помощью взрослых).
Подводя итоги изучения адаптации пятиклассников, нужно сказать, что этот процесс проходит достаточно успешно, без особых осложнений. На мой взгляд, главное условие успешной адаптации детей в 5 классе — слаженная работа всех участников этого процесса: учителей-предметников, классного руководителя, психолога и родителей.
Очень верно было подмечено американским лингвистом 18 века Ноем Уэбстером: « Люди вместе могут совершить то, чего не могут в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим».
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.