Выступление на родительском собрании : «Физическое развитие детей дошкольного возраста»
Современное состояние общества, высочайшие
темпы его развития представляют всё новые, более высокие требования к человеку
и его здоровью. Кризисные явления в обществе способствовали мотивации
образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую
активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения
в социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых
и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой
деятельности и особенно остро — «в образовательной области. «Я не боюсь еще и
еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От
жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»- В. А. Сухомлинский
[7, c. 13]. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка-это основа
формирования личности. Что же такое здоровье? Обратимся к словарю русского
языка» С. И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В трудах
ученых давно сформировались новые подходы к содержанию образования, позволяющие
не только обогатить ребенка знаниями, но и предоставить ему возможность решать творческие
задачи, ощущать радость познания, глубоко осмысливать и добывать знания. К
числу достижений, безусловно, относятся разработка новых программ обучения и
воспитания детей, интересных, ярких и привлекательных для дошколят методик. В
условиях вариативности образования расширился круг программ, предполагающих
создание в группах детских садов атмосферы эмоционального комфорта, условий для
радостной и содержательной жизни ребенка в коллективе сверстников. Это
общеизвестные, комплексные программы («Радуга», «Детство», «От рождения до
школы и др.). Следует отметить, что программы по основам безопасности
жизнедеятельности детей (ОБЖ) правильно понимаются дошкольными работниками как
главное направление в приобщении ребенка к здоровому образу жизни. Такие программы
(и методические комплекты к ним) обеспечивают формирование у ребенка навыков
разумного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях, при
взаимодействии пожароопасными предметами, животными, незнакомыми людьми.
Дошкольные учреждения неукоснительно выполняют главную заповедь Концепции
дошкольного воспитания — «не навреди». Перечень примеров, свидетельствующих о
достижениях и успехах в системе дошкольного образования, можно продолжить, но
обеспокоенность наблюдаемым ухудшением состояния здоровья детей заставляет
искать недочеты, отрицательные стороны в нашей работе. [2, c. 282] Исследования
свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают
«двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течении
дня, ниже возрастной нормы, не секрет, что дома дети большую часть времени
проводят в статичном положении (за столами, у телевизоров, компьютеров и т.д).
Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их
утомление. Снижаются силы и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет
за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку
возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости,
гибкости и силы. Также внимание ученых привлекает проблема детских стрессов,
которые влекут за собой различные нервные расстройства повышенную
заболеваемость. Детские стрессы-это следствие дефицита положительных эмоций у
ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье. Известный физиолог
Н. М. Щелованов писал:». Эмоции не только составляют наиболее ценное
психологическое содержание жизни ребенка, но и имеют важное физиологическое
значение в жизнедеятельности организма». Таким образом, детские стрессы
нарушают нормальное течение физиологических процессов, что неизбежно ведет к
ухудшению здоровья ребенка. Основными задачами детского сада по физическому
воспитанию дошкольников являются: – охрана и укрепление здоровья детей; –
формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии
с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств; – создание
условий для реализации потребности детей в двигательной активности; –
воспитание потребности в здоровом образе жизни; – обеспечение физического и
психического благополучия. [1, c. 63] Таким образом, триаду здоровья
составляют: рациональный режим, закаливание и движение. Исследования
свидетельствуют о том, что в большинстве семей режим не соблюдается, и
отклонения от режима особенно заметны в дни, следующие после праздников и
выходных. Хотя, работа с семьей в этом плане ведется педагогами достаточно
кропотливо и целенаправленно На улучшение здоровья малышей, их благоприятное
физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в ДОУ, заботливое и
внимательное отношение к ним взрослых Гармоничному, физическому и полноценному
психическому развитию ребенка в детском саду способствует гибкий режим дня.
Причем, понятие «гибкий режим дня» следует рассматривать в трех аспектах:
динамичный режим дня для детей, гибкий график работы воспитателей, специалистов
и всего обслуживающего персонала, разная длительность пребывания детей в
группе. [2, c. 134] Режим дня для детей предусматривает их разнообразную
деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, с
учетом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья. Такой режим
дня обеспечивает жизнеспособность и функциональную деятельность различных
органов, создает условия для своевременного и правильного физического и
полноценного психического развития, дает возможность педагогам раскрыть
индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка. Таким
образом, суточный режим и построенный на его основе распорядок дня- конструкция
гибкая, динамичная. В каждом детском саду она откорректирована в зависимости от
условий и особенностей, однако время основных компонентов режима дня остается
неизменным. Ежедневно во всех возрастных группах должно быть предусмотрено
несколько форм физического воспитания детей: утренняя гимнастика на воздухе или
в зале, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, закаливающие
процедуры, занятия физкультурой и плаванием (при наличии бассейна), что
позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего
дня. Закаливание детей — очень важный режимный момент в оздоровительной работе
с дошкольниками. В детских садах закаливание проводится в самых разных формах и
видах. [5, c. 16] И поэтому особое внимание в режиме дня следует уделять
проведению закаливающих процедур. Закаливающие мероприятия, как важная
составная часть физической культуры, содействуют созданию обязательных условий
и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания,
предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с
временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья
детей. Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка придается
развитию движений и физической культуры детей на физических занятиях. Причем, в
каждом возрастном периоде физического занятия имеют разную направленность: –
маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться
в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам
элементарной страховки; – в среднем возрасте- развивать физические качества (прежде
всего, выносливость и силу); – в старших группах- сформировать потребность в
движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т. д.
Поэтому необходимо использовать разнообразные варианты проведения физических
занятий: – занятия по традиционной схеме (вводно-подготовительная часть, общие
развивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры); – занятия,
состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности; –
занятия- тренировки в основных видах движений; – ритмическая гимнастика —
занятия, состоящие из танцевальных движений. – занятия-соревнования, где дети в
ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей; – занятия-зачеты, во
время которых дети сдают физкультурные нормы по выполнению основных движений на
время, скорость, расстояние; – самостоятельные занятия, когда ребенку
предлагается вид движений, дается определенное время, и он самостоятельно
тренируется, после чего воспитатель проверяет выполнение задания- занятии серии
«Здоровье», где детям даются представления о строении собственного тела,
назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а
также прививают элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи
(эти занятия имеют большое значение в воспитании у ребенка потребности в
здоровом образе жизни). [6, c. 21] Большое оздоровительное и воспитательное
значение имеет плавание. При решении этого вопроса учитываются конкретные
условия ДОУ, физическая подготовка, возрастные и индивидуальные особенности
детей. Необходимо обеспечить: – четкую, слаженную работу всего персонала на
занятиях по плаванию. – соблюдение правил и инструкций по эксплуатации бассейна
и обеспечению безопасности детей на воде; – систематический
медико-педагогический контроль за выполнением режима и организацией занятий по
плаванию, их планированием и методикой проведения. [2, c. 349] Занятия по
плаванию не должны нарушать режим дня и воспительно-образовательный процесс в
ДОУ. Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с
семьей. В планировании и проведении такой работы большую помощь может оказать
анкетирование в начале учебного года. С помощью анкетирования воспитатели
больше узнают о ребенке, его физическом развитии в семье, а также наметить
наиболее важные и эффективные формы педагогической пропаганды. Анализ анкетных
данных приводит к выводу, что необходимое только расширять знания родителей по
вопросам воспитания здорового ребенка и продолжению работы дома, но и учить
проведению основных физкультурно-оздоровительных мероприятий через
разнообразные семинары-практикумы, занятий спортклубов типа «Папа, мама и я —
спортивная семья», смотры работы с детьми. Одной из эффективных форм проведения
занятий с родителями являются вечера вопросов и ответов, на которых в оживленной,
интересной беседе родители имеют возможность высказать свое мнение, поделиться
опытом. Формирование жизнеспособного подрастающего поколения — одна из главных
стратегических задач развития страны. От состояния здоровья человека зависят
качество и продолжительность его жизни. Здоровье определяет благополучие
государства, его духовное и экономическое развитие, уровень всех сфер
человеческого бытия.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить
цитату:
Здоровье и физическое развитие детей: проблемы
и пути оптимизации / И. В. Шикорьяк, Е. Н. Помогаева, О. М. Масленникова [и
др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 2
(22). — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/121/4000/ (дата
обращения: 28.12.2021).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.