Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад»Колокольчик»
Семинар-практикум
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»
Подготовила : Умарова С.М
Семинар-практикум «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста».
Цель: объединить усилия коллектива для повышения уровня организации работы по данной теме.
Задачи:
1. Расширить знания педагогов с учетом современных требований по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.
2. Повышать методический уровень педагогов по организации работы с родителями.
3.Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и
новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы
в ДОУ.
Ход семинара-практикума:
Физ.инстр: Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня проводим семинар- практикум «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста».Как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Мы поговорим и обсудим с вами, как же формировать привычку к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста. А мы знаем, что сохранение и укрепление здоровья детей одна из стратегических задач развития страны. Необходимо научится с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому одним из приоритетного направления в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
Начать нашу встречу предлагаю с игры:
Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для
человека).
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в
корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? И обоснуйте ответ и что вы поставили на 1 место.Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности.
Однако существует одно условие, при котором все перечисленное возможно, — это здоровье. Если человек здоров, он всегда будет энергичен и активен, всегда сможет преодолевать трудности на своем пути, им будут гордиться родители, муж, дети, любить и уважать друзья, он сможет много достичь и стать замечательным специалистом, нужным и полезным людям.
- На свете есть много способов сохранить и укрепить здоровье человека, сделать его жизнь интересной, насыщенной, но есть то, что идет во вред здоровью и разрушает его. Знаете ли вы, что полезно, а что вредно для здоровья человека?»(ведущий просит назвать что полезно и вредно для человека). Пример:
Полезно для человека:
-соблюдать режим дня;
- правильно и регулярно питаться;
- заниматься спортом;
-делать утреннюю зарядку;
- закаляться;
Вредно для человека:
Ведущий: «Многие считают: если человек еще в детстве привыкнет делать что – то, он будет это делать постоянно и во многом предопределит свою жизнь. Недаром есть такая пословица «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».
-И сегодняшняя наша беседа, посвящена теме «………
-Что же такое привычка?
Привычка — это то, что мы совершаем, почти не задумываясь, действуя как бы автоматически. Например, привычка одеваться или чистить зубы, или заправлять свою постель. Чтобы сформировалась привычка, необходимо повторять какое- то действие многократно, изо дня в день, и тогда человек начнет его выполнять не задумываясь. Проиллюстрировать процесс привычки нам поможет игра «Привычка».
Описание игры:
Воспитатели встают с мест и, если команда ведущего начинается со слова «Прошу», выполняют различные действия («Прошу поднять левую руку», «Прошу встать», «Прошу сесть», «Прошу поднять правую руку» и т.п.). В определенный момент, ведущий перед командой, не произносит слово «Прошу» и тогда группа не должна выполнять его указание:
- вы заметили, что, привыкнув выполнять команды, многие не сразу смогли переключиться и выполнили команду тогда, когда не должны были ее выполнять. По такому принципу формируются у нас и привычки: стоит только начать многократно повторять то или иное действие, как оно закрепляется в сознании в виде привычки.
-«Как правило, у человека бывает много различных привычек. Привычки могут приносить человеку пользу, например, помогают удобно и комфортно организовать свою жизнь или сохраняют его здоровье, поэтому их называют полезными. Человек может улучшить свое здоровье, стать более сильным, красивым, если будет стремиться к тому, что полезно. Но бывают и такие привычки, которые наносят вред здоровью людей, это вредные привычки. Если они появляются у человека, отказаться от них бывает порой очень непросто. Таких привычек бывает также много.
Деловая игра с педагогами «Блиц-опрос».
Физ.инстр.: разделимся на три группы педагогов.
Участники семинара-практикума приглашаются занять свои места.
Ст. воспитатель:
1. Что такое здоровье?
(По определению Всемирной организации здравоохранения: здоровье — это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни).
2. Как называется наука, занимающаяся изучением ЗОЖ?
(валеология).
3. Как вы понимаете, что такое здоровье сберегающиеся технологии в ДОУ? (Нетрадиционная методика оздоровления дошкольников, формирование у детей осмысленного отношения к здоровью через создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы).
4. Назовите виды здоровье сберегающихся технологий.
(Гимнастики: для глаз, дыхательная, пальчиковая, взбадривающая; музыкотерапия; стретчинг, физическое развитие и оздоровление детей, закаливание, двигательный режим, упражнения, способствующие формированию осанки, профилактике плоскостопия, корригирующие; лечебно-профилактическая работа (лечебный массаж, физиотерапия и т. д.)
обеспечение психологического благополучия (музыкотерапия, сказкотерапия, релаксация, психогимнастика; коррекционно-развивающая работа).
5. Назовите формы двигательной активности дошкольников в течение дня
(физкультурные занятия, оздоровительный бег, гимнастика, прогулки с включением спортивных и подвижных игр)
6.Что вы можете сказать о работоспособности сутулого человека?
(Сутулый человек будет быстрее утомляться из-за плохого снабжения кровеносных сосудов).
7. Какая пища может укреплять организм человека?
(Растения, которые укрепляют иммунную систему человека – овес, рожь, шиповник, морковный сок, лимонник, золотой корень и т. д.).
Аналитическая справка по итогам анкетирования
Инструктор по ф/к Умарова С.М
В анкетировании приняли участие 141 родитель, данные анкетирования мы получили следующие:
1. Вы занимаетесь физкультурой или спортом?
Да- 65%
Нет-29%
Иногда-6%
2. Соблюдает ли ваш ребёнок дома правила личной гигиены?
Да-93%
Нет-0%
Иногда-7%
3. Есть ли у вас дома спортивный снаряд?
Да-17%
Нет-83%
4.Установлен ли для вашего ребёнка режим дня?
Да-100%
Нет-0%
Иногда-0%
5. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику?
Да-24%
Нет-40%
Иногда-36%
6. Гуляете ли вы с ребёнком после детского сада?
Да-52%
Нет-26%
Иногда-22%
7. Виды деятельности ребёнка после прихода из детского сада и в выходные дни?
подвижные игры |
41% |
спортивные игры |
14% |
настольные игры |
4% |
конструирование |
6% |
чтение книг |
14% |
просмотр телепередач |
21% |
8.Какие консультации вы бы хотели получить по физическому развитию?
1. Что должен уметь ребёнок в подготовительной группе по физическому развитию?
2. Индивидуальные занятия с ребёнком дома.
3. Как оздоравливать ребёнка дома?
По полученным данным можно подвести итог: не все родители соблюдают двигательный режим и режим дня своих детей, не у всех в семье проводится утренняя гимнастика с детьми. После детского сада часть родителей не гуляет с детьми на свежем воздухе, прейдя домой дети чаще всего заняты пассивными играми.
8.Какие консультации Вы хотели бы получить по поводу физического развития
Вашего ребенка___________________________________________________________
по ходу игры.
5.Видео просмотр ОД по «Физическому развитию» «Путешествие в страну здоровья» для детей старшего дошкольного возраста – инструктор по ф/к Умарова С.М Обсуждение ОД с педагогами и специалистами.
6. Воспитатели групп. Представление ЛЭП бук по ЗОЖ.
7. Рефлексия. «Что мне дал семинар-практикум?».
Чтобы постоянно поддерживать себя в хорошей форме, нужно ежедневно давать организму хотя бы небольшую физическую нагрузку. Тест поможет вам определить, насколько ваш распорядок дня помогает поддерживать хорошую физическую форму.
1.Часто ли вы садитесь в транспорт (машину, автобус), чтобы доехать туда,куда можно дойти пешком?
2.Часто ли вы принимаете участие в спортивных или иных соревнованиях (теннис, футбол, плавание, спортивные танцы)?
3.Если нужно подняться на несколько этажей, часто ли вы идёте пешком? (Никогда, иногда, всегда).
4.Даёте ли вы себе хотя бы 20-минутную нагрузку, вызывающую небольшую одышку? (Да, нет).
5.Если вы пробежите 100 метров, чтобы успеть сесть в автобус, много ли проходит времени, прежде чем ваше дыхание придёт в норму?
6.Часто ли вы за один раз проходите пешком 3 км? (Да, нет).
7.Вы активно проводите свой день? (Да, нет).
8.Просмотр телевизора в неделю составляет менее 10часов.
9.Часто ли вы занимаетесь тяжёлой работой (перекапыванием огорода, генеральной уборкой? (Да, нет).
10.Вы активно проводите воскресный день? (Да, нет).
Подведите итог. За каждый ответ «да» вам начисляется 1 очко, за ответ «нет» - 2 очка.
Сложите полученные очки:
14 – 20 - Ваш образ жизни почти наверняка достаточно активен для того, чтобы вы были в хорошей форме.
7 – 13 - Вероятно, вы находитесь в довольно приличной форме физической, но вам ещё далеко до совершенства. Постарайтесь найти время для ежедневных физических нагрузок.
6 и менее - Похоже, у вас не очень активный образ жизни, а ведь любая физическая нагрузка идёт только на пользу. Постарайтесь больше гулять и быть в движении, а не сидеть на месте.
Игровое упражнение: «Чему я научилась»
Каждому участнику предлагается лист бумаги
в виде листика, на котором написано неоконченное предложение:
Я научилась…
Я узнала, что…
Я нашла подтверждение тому, что…
Я обнаружила, что…
Я была удивлена тем, что…
Мне нравится, что…
Я была разочарована тем, что…
Самым важным для меня было…
Мне сегодня…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.