Доклад на тему:
«Формирование субъективной познавательной позиции старших дошкольников через использование интерактивного оборудования»
подготовила воспитатель
МБДОУ д/с ОРВ «Малыш»
Белоушек Евгения Евгеньевна
(Слайд 2) Ребенок дошкольного возраста наиболее полно развивается в детских видах деятельности. Вместе с тем, исследования последних лет доказывают, что очень важно, чтобы в детской деятельности у дошкольника формировались субъектные проявления, чтобы он мог занять позицию субъекта деятельности.
Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, являются: ценностное отношение к деятельности, избирательная направленность, инициативность, свобода выбора, самостоятельность, автономность, творчество.
Освоение ребенком субъектной позиции во многом зависит от организации педагогического процесса взрослым.
В соответствии с внедрением ФГОС в ДОУ дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Причины интеллектуальной пассивности детей зачастую объясняются ограниченностью их интеллектуальных впечатлений и интересов. Преодолеть нежелание воспитанников искать и получать знания поможет использование в дошкольном учреждении интерактивных технологий, которые позволят по-новому организовать процесс обучения и развития.
В современном мире ребенок фактически не обходится без мультимедийных технологий. Термин "мультимедиа" пришел к нам из английского языка (multimedia – от multi – много и media –среда). Мультимедиа - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих вводить в компьютер, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.
ИКТ вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития малыша. ИКТ уже сам по себе привлекателен для ребенка, вызывает у детей познавательный интерес.
Сегодня трудно кого-то удивить наличием в детском саду компьютера, интерактивной доски или мультимедийного проектора. Эта техника уже становится необходимым и незаменимым средством повышения качества воспитательного и образовательного процесса.
Применение компьютерной техники позволяет нам сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, мультимедийные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста: предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Мультимедийные технологии дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.
(Слайд 3) Задачами использования интерактивных технологий являются:
- Повышать познавательную активность детей.
- Способствовать развитию психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, разных видов мышления.
- Формировать основы информационной культуры личности
- Повышать мотивацию детей во время НОД.
Каждое занятие с применением ИКТ вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца. Но использование ИКТ должно идти в соответствии с требованиями СанПина, главное не навредить здоровью дошкольника. Необходимо умелое соединение здоровьесберегающих технологий и применение ИКТ. Например, использовать мультимедийные технологии не более 15 минут для старшего дошкольного возраста.
(Слайд 4) Наиболее эффективная форма организации работы в нашем детском саду – проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.
Мультимедийные презентации– удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ.
(Слайд 5) Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые могут долго удерживать внимание ребенка.
(Слайд 6) Об эффективности говорят следующие позитивные факторы:
- дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;
(Слайд 7) - у воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей;
- полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
(Слайд 8) - презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Использование мультимедийных презентаций при организации непосредственно образовательной деятельности способствуют стимулированию познавательной активности детей. Их применение обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
(Слайд 9) Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через интерактивные развивающие игры или электронные дидактические игры. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Интерактивные развивающие игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально — аудиальные и условно-рефлекторные связи ЦНС.
(Слайд 10) Мы включаем интерактивные технологии практически во все образовательные области. В интерактивных моделях обучения меняется взаимодействие педагога с воспитанниками: активность педагога уступает место активности воспитанника, наша задача — создать условия для инициативы детей. В интерактивной технологии воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт взрослого, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает обучающихся к самостоятельному поиску, исследованию.
(Слайд 11) При организации и проведении непосредственно образовательной и совместной деятельности с использованием интерактивных технологий в развитии детей дошкольного возраста существуют несколько методических и технологических особенностей:
1 этап – погружение ребенка в сюжет непосредственно образовательной деятельности путем создания игровой мотивации, период подготовки — через развивающие беседы, которые помогут справиться с поставленной задачей.
2 этап – основной. Психические процессы у ребенка включаются в деятельность: восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение.
(Слайд 12) 3 этап – заключительный: необходим для снятия зрительного напряжения. Гимнастика для глаз, упражнения для снятия мышечного и нервного напряжений (физкультурные минутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).
(Слайд 13) В нашем дошкольном учреждении, мощным современным инструментом для реализации ФГОС, является интерактивная доска. Она предполагает коллективное участие детей в игре, так как действуют на доске дети по очереди, и общими усилиями добиваются нужного результата. Например, вместе собирают картинку из фрагментов по образцу или продолжают узор, по аналогии выбирают нужную фигуру, определяют лишний предмет и обосновывают свой выбор. Всё это способствует развитию познавательной активности, учит действовать по правилам, принимать точку зрения другого, делать осознанный выбор. Организуя работу с использованием интерактивной доски, мы отмечаем стойкий познавательный интерес у воспитанников на занятиях. В процессе работы с интерактивной доской отмечаем снижение утомляемости и перенасыщенности детей, так как учебный материал предъявляемый детям отличается наглядностью, яркостью образов и динамичностью.
(Слайд 14) В нашем детском саду имеется достаточно игр, которые составляют медиатеку детского сада и которые используются во всех областях воспитательно - образовательного процесса. Это творческие игры, игры по познавательному и речевому развитию, занимательные игры по математике и обучению грамоте, игры на развитие логического мышления.
(Слайд 15) Первые опыты применения интерактивных технологий в практике работы позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников данный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:
- Предъявление информации на экране интерактивной доски в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.
- Расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала (это важно, поскольку в дошкольном возрасте преобладает наглядно — образное мышление).
- Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
(Слайд 16) Таким образом, мультимедиа технологии могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей. При условии систематического использования мультимедиа-средств в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения они могут быть важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей.
(Слайд 17)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.