«Зима: покой природы».

  • docx
  • 08.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ур.1.docx

Конспект открытого урока окружающего мира в 1 классе по теме «Зима: покой природы».

Подготовила: Ахмедова Римма Вердихановна

Цели урока: развивать у учащихся способность понимать и оценивать природные явления, создавать условия для расширения знания об окружающем мире, зиме, как одном из времён года, жизни растений и животных в зимнее время; воспитывать понимание ценности и красоты родной природы.

Планируемые результаты образования:

Предметные:

научатся называть приметы зимы, как времени года и определять своё отношение к особенностям зимы.

Личностные:

понимают ценность человека как разумного существа, стремящегося познать мир, расширяют свой кругозор, проявляют познавательный интерес к изучению нового.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: высказывают свои предположения на основе работы с иллюстрациями и с использованием своего жизненного опыта.

Познавательные: общеучебные – добывают новые знания, ищут и находят ответы на вопросы; логические – устанавливают причинно-следственные связи, характеризуют время года.

Коммуникативные: совместно решают поставленные задачи, обдумывают и обмениваются мнениями по теме урока.

 

Ход урока

I. Организационный момент                                                                                                                - Ребята, посмотрите за окно, скажите,  что вы там видите?

  Представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл сильный снег (руками машут), снежинки весело кружат в воздухе (кружатся), постепенно опускаясь на землю.  Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки - девочки(сели девочки), затем снежинки по больше (сели мальчики). Все снежинки оказались на земле. Тихо всё кругом, наступила звёздная ночь.                                             

   С восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись зимнему солнышку, улыбнулись и сказали друг другу “Добрый день!” (повернулись друг к другу).

 

II. Введение в тему 

1) Сообщение темы урока        

- Ребята, сегодня  я хочу начать урок со стихотворения                                                 

Тройка, тройка прилетела                                                                                                                           Скакуны в той тройке белы,                                                                                                                                      А в санях сидит царица –                                                                                                                                          Белокура, белолица                                                                                                                                                     Как махнула рукавом –                                                                                                                                    Все покрылось серебром.

- Кто узнал эту царицу? (зима) 

 

- А что такое зима? (время года)

- Вам нравится зима? За что?

- Вы, тоже ей уже понравились.

- Давайте поздороваемся с Зимой.

 

Ученик (наизусть). (Антон)

 Здравствуй, зимушка-зима! (Г. Ладонщиков)                            

Здравствуй, зимушка-зима!
Белым снегом нас покрыло:
И деревья и дома.
Свищет ветер легкокрылый                                                                                                                                     Здравствуй, зимушка-зима!- хором

 

- Зима, ребята, не только за окном. Она сегодня у нас на  уроке и хочет поближе с нами познакомиться. А вы хотите,  больше  узнать,   о «проказнице» Зиме. Я не зря её назвала проказницей, её так называл поэт А.С.Пушкин, потому что она приходит с  чем?

(дети - буранами, метелями, вьюгами, морозами.)

III. Работа по теме урока
- Вернёмся к стихотворению. Ребята, когда я читала стихотворение, то сказала, что  «Тройка, тройка прилетела                                                                                                                           Скакуны в той тройке белы... ». 

 Вы можете назвать этих скакунов? Нет? Тогда предлагаю вам выполнить задание, и назвать скакунов - помощников  нашей гостьи.                                                                                                                                   

- У вас на столах конверты, откройте их и соберите картинку.

 

1. Игра «Собери картинку».

 Дети собирают из пазлов картинку и читают название

месяца. Играет музыка П.И.Чайковского «Времена года»,

«Декабрь»

- Что написано на картинке? Какое слово получилось?

- Как назвать, одним словом?  (Зимние месяцы.)

 

2.  Работа с пословицами.

На доске пословицы с пропущенными месяцами. (перевёрнуты)

- Посмотрите на доску, прочтите пословицу и назовите пропущенное слово в пословице.                         

-Названия,  каких   зимних  месяцев  пропущены  в пословицах:

 (Февраль)  - месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца.

 (Декабрь)  - год кончает, зиму начинает.

 (Январь) - году начало, зиме – середина.

- Расположите названия зимних месяцев в порядке их наступления в природе.

 

- месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца

 

 

Декабрь

 

- год кончает,

зиму начинает

 

Январь

 

- году начало,

зиме - середина

 
   

          Февраль

    

 

 

 

 

3. Составление кластера «Признаки зимы»                                                                                                 

(Конверт с загадками)

- Продолжим знакомство с нашей гостьей?

- Посмотрите, что у меня в руках? (письмо)

- Хотите узнать, кто его нам отправил? Без кого не бывает зимы?  Отгадайте.

В голове - снег,

В животе – снег,

И в ногах – снег,

И в руках – снег.

Что за чудо человек?

 

 

Задание от снеговика.                                                              

 Снеговик принёс вам красивый конверт. Он просит вас назвать признаки зимы с помощью  загадок, которые в этом волшебном конверте. Приметы – отличительные свойства, признаки, по которым можно узнать зиму.

    У  вас на столе карточки – отгадки. У кого на столе будет карточка   тучка - отгадка, выходит и приклеивает на доску.

Бел да не сахар, ног нет, а идёт. (Снег)

Белые мухи всё поле одели. (Снежинки)

Какой это мастер на стёкла нанёс

И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)

По ночам злится, воет, но не волчица. (Вьюга)

Прозрачный, как стекло, а не вставить в окно. (Лёд)

Растёт она вниз головой, не летом растёт, а зимой.

На солнце её припечёт, заплачет она и умрёт. (Сосулька)

Заметает улицы, укутывает ель. Закружит, завьюжится. Снежная ...(Метель).

И не снег, и не лёд, А серебром деревья уберёт. (Иней)

- Молодцы! А скажите, что такое «снег, мороз, вьюга, лёд»? (Признаки зимы)

метель,http://st.superomsk.ru/images/public/news/6147048b72a89fc8bd0d811f78b73ba9.jpg
вьюга,https://img-fotki.yandex.ru/get/6423/141153822.13/0_9a12d_2f43011d_S
снег,http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=5e0aa26aa445e5eb&mb=imgdb_preview_1897
http://dfact.net/images/news/9000/large_9784.jpg
http://novostynauki.com/wp-content/uploads/2013/10/antarktida.jpg

 

 

 

 


           Признаки зимы

сосулька
лёд
иней,http://img0.liveinternet.ru/images/foto/b/1/292/1773292/f_11291898.jpg
мороз,http://borilla.ru/obs/6/uzory_moroz_okno_1920x1200.jpg
снежинки,http://costum-dm.ru/images/fundi_n/back_pic.jpg
 

 


 


 

 

 

 

 

 


Снеговик приглашает вас отдохнуть.  ФИЗМИНУТКА 

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5527586626d7b/img_user_file_5527586626d7b_6.jpg

 

4. Исследовательская работа. «Свойства воды и льда»

- Молодцы, хорошо знаете приметы зимы.

- А теперь из этих признаков, назовите наиболее яркие признаки зимы?

Он всё время занят делом.

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё,  что видит на пути. Снег

 

Рыбам жить зимой тепло:

Крыша – толстое стекло. Лёд.

 

На доске карточки со словами: снег, лед, хрупкий, рыхлый, прозрачный, не прозрачный, белый, безцветный

 

 

- Снеговик предлагает нам изучить свойства снега и льда, проведя исследование. Вы уже были исследователями. Нравится вам проводить исследования. Тогда приглашаю к столу двух учеников к доске.

 

ОПЫТ 1. На столике снег и лёд. Вызываю двух учеников для проведения исследования.

 

- Рассмотрите снег и лёд.  Что можете сказать о них? 

- Сделайте горку из снега.  (1 ученик). Сделайте горку из льда. (2 ученик).

- Что заметили?

- После обильного снегопада пройдемся по снегу. На нем мы увидим следы.
Пройдемся по ледяной дорожке - следов нет. Возьмем кусочек льда и ударим по нему. Лед раскололся.
Вывод: снег рыхлый, а лед плотный, но хрупкий.

ВЫВОД: Снег рыхлый, а лёд хрупкий.

Находят табличку и приклеивают в нужный столбик.

 

 

 

ОПЫТ 2.  Рассмотрим второе свойство.

Возьмём лист белой бумаги , поднесём к нему снег.

- Какого цвета снег?   (с бумагой одинаковый)

Возьмём кусочек льда и листы цветной бумаги. Поместим листы за лёд. Меняем бумагу. Меняется цвет льда.
- Какого цвета лёд?

 

ВЫВОД: Снег белый, лёд – бесцветный. 

 

- Почему? Оказывается, снег не может пропустить через себя весь солнечный луч и отражает чистейший цвет белого солнечного луча. А лёд пропускает солнечный луч и остается бесцветным.

Находят табличку и приклеивают в нужный столбик.

 

ОПЫТ 3.  Возьмем рисунок петушка, поместим его за ком снега –

 ничего не видно.

Возьмем пластинку льда и поместим за неё того же петушка.

Видите, как хорошо просматривается цвет и форма.

 

Вывод: Снег не прозрачный, а лёд прозрачный.

 

Теперь положите снег в один стакан с водой, а лёд в другой.

Что вы заметили? Что происходит со снегом и льдом?

ВЫВОД: В тепле снег и лёд тают. Образуется  вода.

Находят табличку и приклеивают в нужный столбик.

 

- Почему снег и лёд зимой на улице не тают?

ВЫВОД: Зимой на улице холодно. А это ребята, главный признак зимы – похолодание.

 

- Что вы узнали, выполняя эти опыты?  (СВОЙСТВА СНЕГА И ЛЬДА)

 

- Откуда берется снег?                                                                                                                                           - Так из чего состоит снег? Из снежинок.

- А вы хотите узнать,  как образуются снежинки?

 

 

 

Один ученик (Матвей) рассказывает об образовании снежинок.

Снежинки образуются высоко – высоко. Это капельки воды,  превратившиеся в маленькие кристаллики льда. Кружатся в воздухе и падают на землю.

Двух одинаковых снежинок не бывает. Но одна общая черта у них есть. Все снежинки имеют 6 лучей.

Знаете ли вы, что строение, размер, форма  снежинки зависит от высоты на которой она образовалась, а также от температуры, которую кристаллики льда преодолевают в падении.

В полёте кристаллы соединяются между собой – образуя неповторимую красавицу – снежинку.
           Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.

Так, слой за слоем ложится снег на землю

5. Беседа об изменениях в живой природе.

- А как вы думаете, для чего снег нужен? 

- Есть ли от него польза?              

 

 Снег, как пуховое одеяло для земли. Он укрывает землю, корни деревьев и все растения, защищает их от вымерзания.

 

Снег нужен и животным. Он согревает их, помогает спрятаться.

Лось — лесной великан, на ночь ложится в снег, оставляя снаружи лишь голову и спину с густой шерстью.

 

Для зайца в белой шубке снег — защита от врагов и теплый дом.

  Но, белеет шерсть на зиму у зайцев-беляков, есть еще зайцы русаки, которые и зимой остаются серыми. Им труднее зимовать.

 

Ночуют в снегу глухари, рябчики, куропатки. Они роют пещерки глубиной 20-30 см, или ныряют в снег на лету, либо с дерева.

 

Мыши тоже рады снегу. Он спрятал их норки. Им тепло. Изредка мыши выбираются наружу.

 

Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. В непогоду - белка к своему гнезду спешит. Гнездо у белки, как у птицы: из веток, из сучьев, будто большой шар, круглое, а сбоку лазейка.  Заберется белочка в гнездо, лазейку подстилкой закроет. Потом свернется клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит. Там у нее и жёлуди,  и орехи есть - на всю зиму запасов хватит.

 

 

6. Как зимуют птицы?   

- А вот птицам, ребята, зимой приходится тяжело. 

- Как вы думаете почему? (снег засыпал семечки, зёрнышки. ягоды)

- Ребята, а как вы думаете, что страшнее всего для птиц зимой?

- Чем мы с вами можем помочь птицам?

- Почему люди должны помогать птицам?

- Ребята, а чем мы можем покормить птиц зимой?

  Страшней голода для птиц ничего нет. Сытой птице мороз не страшен.

- Кто из вас уже начал подкармливать птиц?

 

VI. Итог урока. Игра «Да - нет»

 

1.     Птицы, которые остаются зимовать на родине называются зимующими.  Да.

2.     Заяц зимой ложится в спячку. Нет

3.     Зимой у клестов появляются птенцы. Да.

4.     Зимние дни длиннее, а ночи короче. Нет.

5.     Снежинка – это капелька воды замерзшая в падении. Да.

6.     Белки зимой имеют рыжий окрас. Нет.

7.     Зимой осадки выпадают в виде снега. Да.

8.     Все деревья зимой голые. Нет.

9.     Птиц зимой нужно подкармливать. Да.

 

V. Рефлексия

    

Молодцы, ребята, вы все сегодня были внимательны и активны, хорошо отвечали, исследовали

Я оцениваю вашу работу  отлично,  и выбираю красный круг. Вы тоже выберите  кружочки для себя.

 

Красный          -я справилась со всеми заданиями, мне было интересно на уроке. 
Желтый           - я испытывал небольшие трудности во время урока. 
Синий              - мне было очень трудно выполнять задания. 

 

- Всем спасибо за урок! Урок окончен.