«Зима: покой природы».
Оценка 4.8

«Зима: покой природы».

Оценка 4.8
docx
08.04.2020
«Зима: покой природы».
ур.1.docx

Конспект открытого урока окружающего мира в 1 классе по теме «Зима: покой природы».

Подготовила: Ахмедова Римма Вердихановна

Цели урока: развивать у учащихся способность понимать и оценивать природные явления, создавать условия для расширения знания об окружающем мире, зиме, как одном из времён года, жизни растений и животных в зимнее время; воспитывать понимание ценности и красоты родной природы.

Планируемые результаты образования:

Предметные:

научатся называть приметы зимы, как времени года и определять своё отношение к особенностям зимы.

Личностные:

понимают ценность человека как разумного существа, стремящегося познать мир, расширяют свой кругозор, проявляют познавательный интерес к изучению нового.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: высказывают свои предположения на основе работы с иллюстрациями и с использованием своего жизненного опыта.

Познавательные: общеучебные – добывают новые знания, ищут и находят ответы на вопросы; логические – устанавливают причинно-следственные связи, характеризуют время года.

Коммуникативные: совместно решают поставленные задачи, обдумывают и обмениваются мнениями по теме урока.

 

Ход урока

I. Организационный момент                                                                                                                - Ребята, посмотрите за окно, скажите,  что вы там видите?

  Представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл сильный снег (руками машут), снежинки весело кружат в воздухе (кружатся), постепенно опускаясь на землю.  Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки - девочки(сели девочки), затем снежинки по больше (сели мальчики). Все снежинки оказались на земле. Тихо всё кругом, наступила звёздная ночь.                                             

   С восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись зимнему солнышку, улыбнулись и сказали друг другу “Добрый день!” (повернулись друг к другу).

 

II. Введение в тему 

1) Сообщение темы урока        

- Ребята, сегодня  я хочу начать урок со стихотворения                                                 

Тройка, тройка прилетела                                                                                                                           Скакуны в той тройке белы,                                                                                                                                      А в санях сидит царица –                                                                                                                                          Белокура, белолица                                                                                                                                                     Как махнула рукавом –                                                                                                                                    Все покрылось серебром.

- Кто узнал эту царицу? (зима) 

 

- А что такое зима? (время года)

- Вам нравится зима? За что?

- Вы, тоже ей уже понравились.

- Давайте поздороваемся с Зимой.

 

Ученик (наизусть). (Антон)

 Здравствуй, зимушка-зима! (Г. Ладонщиков)                            

Здравствуй, зимушка-зима!
Белым снегом нас покрыло:
И деревья и дома.
Свищет ветер легкокрылый                                                                                                                                     Здравствуй, зимушка-зима!- хором

 

- Зима, ребята, не только за окном. Она сегодня у нас на  уроке и хочет поближе с нами познакомиться. А вы хотите,  больше  узнать,   о «проказнице» Зиме. Я не зря её назвала проказницей, её так называл поэт А.С.Пушкин, потому что она приходит с  чем?

(дети - буранами, метелями, вьюгами, морозами.)

III. Работа по теме урока
- Вернёмся к стихотворению. Ребята, когда я читала стихотворение, то сказала, что  «Тройка, тройка прилетела                                                                                                                           Скакуны в той тройке белы... ». 

 Вы можете назвать этих скакунов? Нет? Тогда предлагаю вам выполнить задание, и назвать скакунов - помощников  нашей гостьи.                                                                                                                                   

- У вас на столах конверты, откройте их и соберите картинку.

 

1. Игра «Собери картинку».

 Дети собирают из пазлов картинку и читают название

месяца. Играет музыка П.И.Чайковского «Времена года»,

«Декабрь»

- Что написано на картинке? Какое слово получилось?

- Как назвать, одним словом?  (Зимние месяцы.)

 

2.  Работа с пословицами.

На доске пословицы с пропущенными месяцами. (перевёрнуты)

- Посмотрите на доску, прочтите пословицу и назовите пропущенное слово в пословице.                         

-Названия,  каких   зимних  месяцев  пропущены  в пословицах:

 (Февраль)  - месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца.

 (Декабрь)  - год кончает, зиму начинает.

 (Январь) - году начало, зиме – середина.

- Расположите названия зимних месяцев в порядке их наступления в природе.

 

- месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца

 

 

Декабрь

 

- год кончает,

зиму начинает

 

Январь

 

- году начало,

зиме - середина

 
   

          Февраль

    

 

 

 

 

3. Составление кластера «Признаки зимы»                                                                                                 

(Конверт с загадками)

- Продолжим знакомство с нашей гостьей?

- Посмотрите, что у меня в руках? (письмо)

- Хотите узнать, кто его нам отправил? Без кого не бывает зимы?  Отгадайте.

В голове - снег,

В животе – снег,

И в ногах – снег,

И в руках – снег.

Что за чудо человек?

 

 

Задание от снеговика.                                                              

 Снеговик принёс вам красивый конверт. Он просит вас назвать признаки зимы с помощью  загадок, которые в этом волшебном конверте. Приметы – отличительные свойства, признаки, по которым можно узнать зиму.

    У  вас на столе карточки – отгадки. У кого на столе будет карточка   тучка - отгадка, выходит и приклеивает на доску.

Бел да не сахар, ног нет, а идёт. (Снег)

Белые мухи всё поле одели. (Снежинки)

Какой это мастер на стёкла нанёс

И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)

По ночам злится, воет, но не волчица. (Вьюга)

Прозрачный, как стекло, а не вставить в окно. (Лёд)

Растёт она вниз головой, не летом растёт, а зимой.

На солнце её припечёт, заплачет она и умрёт. (Сосулька)

Заметает улицы, укутывает ель. Закружит, завьюжится. Снежная ...(Метель).

И не снег, и не лёд, А серебром деревья уберёт. (Иней)

- Молодцы! А скажите, что такое «снег, мороз, вьюга, лёд»? (Признаки зимы)

метель,http://st.superomsk.ru/images/public/news/6147048b72a89fc8bd0d811f78b73ba9.jpg
вьюга,https://img-fotki.yandex.ru/get/6423/141153822.13/0_9a12d_2f43011d_S
снег,http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=5e0aa26aa445e5eb&mb=imgdb_preview_1897
http://dfact.net/images/news/9000/large_9784.jpg
http://novostynauki.com/wp-content/uploads/2013/10/antarktida.jpg

 

 

 

 


           Признаки зимы

сосулька
лёд
иней,http://img0.liveinternet.ru/images/foto/b/1/292/1773292/f_11291898.jpg
мороз,http://borilla.ru/obs/6/uzory_moroz_okno_1920x1200.jpg
снежинки,http://costum-dm.ru/images/fundi_n/back_pic.jpg
 

 


 


 

 

 

 

 

 


Снеговик приглашает вас отдохнуть.  ФИЗМИНУТКА 

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5527586626d7b/img_user_file_5527586626d7b_6.jpg

 

4. Исследовательская работа. «Свойства воды и льда»

- Молодцы, хорошо знаете приметы зимы.

- А теперь из этих признаков, назовите наиболее яркие признаки зимы?

Он всё время занят делом.

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё,  что видит на пути. Снег

 

Рыбам жить зимой тепло:

Крыша – толстое стекло. Лёд.

 

На доске карточки со словами: снег, лед, хрупкий, рыхлый, прозрачный, не прозрачный, белый, безцветный

 

 

- Снеговик предлагает нам изучить свойства снега и льда, проведя исследование. Вы уже были исследователями. Нравится вам проводить исследования. Тогда приглашаю к столу двух учеников к доске.

 

ОПЫТ 1. На столике снег и лёд. Вызываю двух учеников для проведения исследования.

 

- Рассмотрите снег и лёд.  Что можете сказать о них? 

- Сделайте горку из снега.  (1 ученик). Сделайте горку из льда. (2 ученик).

- Что заметили?

- После обильного снегопада пройдемся по снегу. На нем мы увидим следы.
Пройдемся по ледяной дорожке - следов нет. Возьмем кусочек льда и ударим по нему. Лед раскололся.
Вывод: снег рыхлый, а лед плотный, но хрупкий.

ВЫВОД: Снег рыхлый, а лёд хрупкий.

Находят табличку и приклеивают в нужный столбик.

 

 

 

ОПЫТ 2.  Рассмотрим второе свойство.

Возьмём лист белой бумаги , поднесём к нему снег.

- Какого цвета снег?   (с бумагой одинаковый)

Возьмём кусочек льда и листы цветной бумаги. Поместим листы за лёд. Меняем бумагу. Меняется цвет льда.
- Какого цвета лёд?

 

ВЫВОД: Снег белый, лёд – бесцветный. 

 

- Почему? Оказывается, снег не может пропустить через себя весь солнечный луч и отражает чистейший цвет белого солнечного луча. А лёд пропускает солнечный луч и остается бесцветным.

Находят табличку и приклеивают в нужный столбик.

 

ОПЫТ 3.  Возьмем рисунок петушка, поместим его за ком снега –

 ничего не видно.

Возьмем пластинку льда и поместим за неё того же петушка.

Видите, как хорошо просматривается цвет и форма.

 

Вывод: Снег не прозрачный, а лёд прозрачный.

 

Теперь положите снег в один стакан с водой, а лёд в другой.

Что вы заметили? Что происходит со снегом и льдом?

ВЫВОД: В тепле снег и лёд тают. Образуется  вода.

Находят табличку и приклеивают в нужный столбик.

 

- Почему снег и лёд зимой на улице не тают?

ВЫВОД: Зимой на улице холодно. А это ребята, главный признак зимы – похолодание.

 

- Что вы узнали, выполняя эти опыты?  (СВОЙСТВА СНЕГА И ЛЬДА)

 

- Откуда берется снег?                                                                                                                                           - Так из чего состоит снег? Из снежинок.

- А вы хотите узнать,  как образуются снежинки?

 

 

 

Один ученик (Матвей) рассказывает об образовании снежинок.

Снежинки образуются высоко – высоко. Это капельки воды,  превратившиеся в маленькие кристаллики льда. Кружатся в воздухе и падают на землю.

Двух одинаковых снежинок не бывает. Но одна общая черта у них есть. Все снежинки имеют 6 лучей.

Знаете ли вы, что строение, размер, форма  снежинки зависит от высоты на которой она образовалась, а также от температуры, которую кристаллики льда преодолевают в падении.

В полёте кристаллы соединяются между собой – образуя неповторимую красавицу – снежинку.
           Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.

Так, слой за слоем ложится снег на землю

5. Беседа об изменениях в живой природе.

- А как вы думаете, для чего снег нужен? 

- Есть ли от него польза?              

 

 Снег, как пуховое одеяло для земли. Он укрывает землю, корни деревьев и все растения, защищает их от вымерзания.

 

Снег нужен и животным. Он согревает их, помогает спрятаться.

Лось — лесной великан, на ночь ложится в снег, оставляя снаружи лишь голову и спину с густой шерстью.

 

Для зайца в белой шубке снег — защита от врагов и теплый дом.

  Но, белеет шерсть на зиму у зайцев-беляков, есть еще зайцы русаки, которые и зимой остаются серыми. Им труднее зимовать.

 

Ночуют в снегу глухари, рябчики, куропатки. Они роют пещерки глубиной 20-30 см, или ныряют в снег на лету, либо с дерева.

 

Мыши тоже рады снегу. Он спрятал их норки. Им тепло. Изредка мыши выбираются наружу.

 

Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. В непогоду - белка к своему гнезду спешит. Гнездо у белки, как у птицы: из веток, из сучьев, будто большой шар, круглое, а сбоку лазейка.  Заберется белочка в гнездо, лазейку подстилкой закроет. Потом свернется клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит. Там у нее и жёлуди,  и орехи есть - на всю зиму запасов хватит.

 

 

6. Как зимуют птицы?   

- А вот птицам, ребята, зимой приходится тяжело. 

- Как вы думаете почему? (снег засыпал семечки, зёрнышки. ягоды)

- Ребята, а как вы думаете, что страшнее всего для птиц зимой?

- Чем мы с вами можем помочь птицам?

- Почему люди должны помогать птицам?

- Ребята, а чем мы можем покормить птиц зимой?

  Страшней голода для птиц ничего нет. Сытой птице мороз не страшен.

- Кто из вас уже начал подкармливать птиц?

 

VI. Итог урока. Игра «Да - нет»

 

1.     Птицы, которые остаются зимовать на родине называются зимующими.  Да.

2.     Заяц зимой ложится в спячку. Нет

3.     Зимой у клестов появляются птенцы. Да.

4.     Зимние дни длиннее, а ночи короче. Нет.

5.     Снежинка – это капелька воды замерзшая в падении. Да.

6.     Белки зимой имеют рыжий окрас. Нет.

7.     Зимой осадки выпадают в виде снега. Да.

8.     Все деревья зимой голые. Нет.

9.     Птиц зимой нужно подкармливать. Да.

 

V. Рефлексия

    

Молодцы, ребята, вы все сегодня были внимательны и активны, хорошо отвечали, исследовали

Я оцениваю вашу работу  отлично,  и выбираю красный круг. Вы тоже выберите  кружочки для себя.

 

Красный          -я справилась со всеми заданиями, мне было интересно на уроке. 
Желтый           - я испытывал небольшие трудности во время урока. 
Синий              - мне было очень трудно выполнять задания. 

 

- Всем спасибо за урок! Урок окончен.

 

 

 


 

Конспект открытого урока окружающего мира в 1 классе по теме «Зима: покой природы»

Конспект открытого урока окружающего мира в 1 классе по теме «Зима: покой природы»

А что такое зима? (время года) -

А что такое зима? (время года) -

Составление кластера «Признаки зимы» (

Составление кластера «Признаки зимы» (

Снеговик приглашает вас отдохнуть

Снеговик приглашает вас отдохнуть

Сделайте горку из снега. (1 ученик)

Сделайте горку из снега. (1 ученик)

Один ученик (Матвей) рассказывает об образовании снежинок

Один ученик (Матвей) рассказывает об образовании снежинок

Как вы думаете почему? (снег засыпал семечки, зёрнышки

Как вы думаете почему? (снег засыпал семечки, зёрнышки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2020