Конспект открытого урока окружающего мира в 1 классе по теме «Зима: покой природы».
Подготовила: Ахмедова Римма Вердихановна
Цели урока: развивать у учащихся способность понимать и оценивать природные явления, создавать условия для расширения знания об окружающем мире, зиме, как одном из времён года, жизни растений и животных в зимнее время; воспитывать понимание ценности и красоты родной природы.
Планируемые результаты образования:
Предметные:
научатся называть приметы зимы, как времени года и определять своё отношение к особенностям зимы.
Личностные:
понимают ценность человека как разумного существа, стремящегося познать мир, расширяют свой кругозор, проявляют познавательный интерес к изучению нового.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: высказывают свои предположения на основе работы с иллюстрациями и с использованием своего жизненного опыта.
Познавательные: общеучебные – добывают новые знания, ищут и находят ответы на вопросы; логические – устанавливают причинно-следственные связи, характеризуют время года.
Коммуникативные: совместно решают поставленные задачи, обдумывают и обмениваются мнениями по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент - Ребята, посмотрите за окно, скажите, что вы там видите?
Представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл сильный снег (руками машут), снежинки весело кружат в воздухе (кружатся), постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки - девочки(сели девочки), затем снежинки по больше (сели мальчики). Все снежинки оказались на земле. Тихо всё кругом, наступила звёздная ночь.
С восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись зимнему солнышку, улыбнулись и сказали друг другу “Добрый день!” (повернулись друг к другу).
II. Введение в тему
1) Сообщение темы урока
- Ребята, сегодня я хочу начать урок со стихотворения
Тройка, тройка прилетела Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица – Белокура, белолица Как махнула рукавом – Все покрылось серебром.
- Кто узнал эту царицу? (зима)
- А что такое зима? (время года)
- Вам нравится зима? За что?
- Вы, тоже ей уже понравились.
- Давайте поздороваемся с Зимой.
Ученик (наизусть). (Антон)
Здравствуй, зимушка-зима! (Г. Ладонщиков)
Здравствуй, зимушка-зима!
Белым снегом нас покрыло:
И деревья и дома.
Свищет ветер
легкокрылый
– Здравствуй, зимушка-зима!- хором
- Зима, ребята, не только за окном. Она сегодня у нас на уроке и хочет поближе с нами познакомиться. А вы хотите, больше узнать, о «проказнице» Зиме. Я не зря её назвала проказницей, её так называл поэт А.С.Пушкин, потому что она приходит с чем?
(дети - буранами, метелями, вьюгами, морозами.)
III. Работа
по теме урока
- Вернёмся к стихотворению. Ребята, когда я читала стихотворение, то сказала,
что «Тройка, тройка
прилетела
Скакуны в той тройке белы... ».
Вы можете назвать этих скакунов? Нет? Тогда предлагаю вам выполнить задание, и назвать скакунов - помощников нашей гостьи.
- У вас на столах конверты, откройте их и соберите картинку.
1. Игра «Собери картинку».
Дети собирают из пазлов картинку и читают название
месяца. Играет музыка П.И.Чайковского «Времена года»,
«Декабрь»
- Что написано на картинке? Какое слово получилось?
- Как назвать, одним словом? (Зимние месяцы.)
2. Работа с пословицами.
На доске пословицы с пропущенными месяцами. (перевёрнуты)
- Посмотрите на доску, прочтите пословицу и назовите пропущенное слово в пословице.
-Названия, каких зимних месяцев пропущены в пословицах:
(Февраль) - месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца.
(Декабрь) - год кончает, зиму начинает.
(Январь) - году начало, зиме – середина.
- Расположите названия зимних месяцев в порядке их наступления в природе.
|
|
|
Февраль
3. Составление кластера «Признаки зимы»
(Конверт с загадками)
- Продолжим знакомство с нашей гостьей?
- Посмотрите, что у меня в руках? (письмо)
- Хотите узнать, кто его нам отправил? Без кого не бывает зимы? Отгадайте.
В голове - снег,
В животе – снег,
И в ногах – снег,
И в руках – снег.
Что за чудо человек?
Задание от снеговика.
Снеговик принёс вам красивый конверт. Он просит вас назвать признаки зимы с помощью загадок, которые в этом волшебном конверте. Приметы – отличительные свойства, признаки, по которым можно узнать зиму.
У вас на столе карточки – отгадки. У кого на столе будет карточка тучка - отгадка, выходит и приклеивает на доску.
Бел да не сахар, ног нет, а идёт. (Снег)
Белые мухи всё поле одели. (Снежинки)
Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)
По ночам злится, воет, но не волчица. (Вьюга)
Прозрачный, как стекло, а не вставить в окно. (Лёд)
Растёт она вниз головой, не летом растёт, а зимой.
На солнце её припечёт, заплачет она и умрёт. (Сосулька)
Заметает улицы, укутывает ель. Закружит, завьюжится. Снежная ...(Метель).
И не снег, и не лёд, А серебром деревья уберёт. (Иней)
- Молодцы! А скажите, что такое «снег, мороз, вьюга, лёд»? (Признаки зимы)
Признаки зимы
Снеговик приглашает вас отдохнуть. ФИЗМИНУТКА
4. Исследовательская работа. «Свойства воды и льда»
- Молодцы, хорошо знаете приметы зимы.
- А теперь из этих признаков, назовите наиболее яркие признаки зимы?
Он всё время занят делом.
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. Снег
Рыбам жить зимой тепло:
Крыша – толстое стекло. Лёд.
На доске карточки со словами: снег, лед, хрупкий, рыхлый, прозрачный, не прозрачный, белый, безцветный
- Снеговик предлагает нам изучить свойства снега и льда, проведя исследование. Вы уже были исследователями. Нравится вам проводить исследования. Тогда приглашаю к столу двух учеников к доске.
ОПЫТ 1. На столике снег и лёд. Вызываю двух учеников для проведения исследования.
- Рассмотрите снег и лёд. Что можете сказать о них?
- Сделайте горку из снега. (1 ученик). Сделайте горку из льда. (2 ученик).
- Что заметили?
- После обильного снегопада
пройдемся по снегу. На нем мы увидим следы.
Пройдемся по ледяной дорожке - следов нет. Возьмем кусочек льда и ударим по
нему. Лед раскололся.
Вывод: снег рыхлый, а лед плотный, но хрупкий.
ВЫВОД: Снег рыхлый, а лёд хрупкий.
Находят табличку и приклеивают в нужный столбик.
ОПЫТ 2. Рассмотрим второе свойство.
Возьмём лист белой бумаги , поднесём к нему снег.
- Какого цвета снег? (с бумагой одинаковый)
Возьмём кусочек льда и листы
цветной бумаги. Поместим листы за лёд. Меняем бумагу. Меняется цвет льда.
- Какого цвета лёд?
ВЫВОД: Снег белый, лёд – бесцветный.
- Почему? Оказывается, снег не может пропустить через себя весь солнечный луч и отражает чистейший цвет белого солнечного луча. А лёд пропускает солнечный луч и остается бесцветным.
Находят табличку и приклеивают в нужный столбик.
ОПЫТ 3. Возьмем рисунок петушка, поместим его за ком снега –
ничего не видно.
Возьмем пластинку льда и поместим за неё того же петушка.
Видите, как хорошо просматривается цвет и форма.
Вывод: Снег не прозрачный, а лёд прозрачный.
Теперь положите снег в один стакан с водой, а лёд в другой.
Что вы заметили? Что происходит со снегом и льдом?
ВЫВОД: В тепле снег и лёд тают. Образуется вода.
Находят табличку и приклеивают в нужный столбик.
- Почему снег и лёд зимой на улице не тают?
ВЫВОД: Зимой на улице холодно. А это ребята, главный признак зимы – похолодание.
- Что вы узнали, выполняя эти опыты? (СВОЙСТВА СНЕГА И ЛЬДА)
- Откуда берется снег? - Так из чего состоит снег? Из снежинок.
- А вы хотите узнать, как образуются снежинки?
Один ученик (Матвей) рассказывает об образовании снежинок.
Снежинки образуются высоко – высоко. Это капельки воды, превратившиеся в маленькие кристаллики льда. Кружатся в воздухе и падают на землю.
Двух одинаковых снежинок не бывает. Но одна общая черта у них есть. Все снежинки имеют 6 лучей.
Знаете ли вы, что строение, размер, форма снежинки зависит от высоты на которой она образовалась, а также от температуры, которую кристаллики льда преодолевают в падении.
В
полёте кристаллы соединяются между собой – образуя неповторимую красавицу –
снежинку.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного
мороза, образуются хлопья.
Так,
слой за слоем ложится снег на землю
5. Беседа об изменениях в живой природе.
- А как вы думаете, для чего снег нужен?
- Есть ли от него польза?
Снег, как пуховое одеяло для земли. Он укрывает землю, корни деревьев и все растения, защищает их от вымерзания.
Снег нужен и животным. Он согревает их, помогает спрятаться.
Лось — лесной великан, на ночь ложится в снег, оставляя снаружи лишь голову и спину с густой шерстью.
Для зайца в белой шубке снег — защита от врагов и теплый дом.
Но, белеет шерсть на зиму у зайцев-беляков, есть еще зайцы русаки, которые и зимой остаются серыми. Им труднее зимовать.
Ночуют в снегу глухари, рябчики, куропатки. Они роют пещерки глубиной 20-30 см, или ныряют в снег на лету, либо с дерева.
Мыши тоже рады снегу. Он спрятал их норки. Им тепло. Изредка мыши выбираются наружу.
Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. В непогоду - белка к своему гнезду спешит. Гнездо у белки, как у птицы: из веток, из сучьев, будто большой шар, круглое, а сбоку лазейка. Заберется белочка в гнездо, лазейку подстилкой закроет. Потом свернется клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит. Там у нее и жёлуди, и орехи есть - на всю зиму запасов хватит.
6. Как зимуют птицы?
- А вот птицам, ребята, зимой приходится тяжело.
- Как вы думаете почему? (снег засыпал семечки, зёрнышки. ягоды)
- Ребята, а как вы думаете, что страшнее всего для птиц зимой?
- Чем мы с вами можем помочь птицам?
- Почему люди должны помогать птицам?
- Ребята, а чем мы можем покормить птиц зимой?
Страшней голода для птиц ничего нет. Сытой птице мороз не страшен.
- Кто из вас уже начал подкармливать птиц?
VI. Итог урока. Игра «Да - нет»
1. Птицы, которые остаются зимовать на родине называются зимующими. Да.
2. Заяц зимой ложится в спячку. Нет
3. Зимой у клестов появляются птенцы. Да.
4. Зимние дни длиннее, а ночи короче. Нет.
5. Снежинка – это капелька воды замерзшая в падении. Да.
6. Белки зимой имеют рыжий окрас. Нет.
7. Зимой осадки выпадают в виде снега. Да.
8. Все деревья зимой голые. Нет.
9. Птиц зимой нужно подкармливать. Да.
V. Рефлексия
Молодцы, ребята, вы все сегодня были внимательны и активны, хорошо отвечали, исследовали
Я оцениваю вашу работу отлично, и выбираю красный круг. Вы тоже выберите кружочки для себя.
Красный
-я справилась со всеми заданиями, мне было интересно на уроке.
Желтый - я испытывал небольшие
трудности во время урока.
Синий - мне было очень трудно
выполнять задания.
- Всем спасибо за урок! Урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.