Министерство образования и науки Республики Дагестан
МКОУ Ново-Усурская СОШ
Открытый урок окружающего мира
во 2 классе на тему:
« Россия - наша Родина »
Разработала:
Ахмедова Римма Вердихановна
учитель начальных классов
МКОУ Ново-Усурская СОШ
Тема: «Россия - наша Родина» Дата: 20.09.17г.
Курс «Окружающий мир», УМК А.А.Плешаков «Школа России».
1 урок из раздела «Где мы живем?».
Технологии: проектная деятельность.
Продукт – альбом «Россия - наша Родина»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: создание условий для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о Российской Федерации.
Задачи:
Образовательная:
- знакомство с целостной картиной мира (познакомить с символами России; углубить и уточнить представление о Родине – России;)
Развивающая:
- уметь определять свое отношение к миру
Воспитательные:
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
-беречь богатства природы в повседневной жизни.
-воспитывать чувство гордости за свою страну.
Ключевые понятия урока: Россия. Родина. Россияне. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.
Планируемые результаты: учащиеся осознают себя жителями планеты Земля, научатся приводить примеры народов России; различать государственные символы России (герб, флаг, гимн); анализировать информацию, представленную в учебнике; делать выводы по изученному материалу.
Оборудование: физическая карта России, учебник «Окружающий мир», электронная презентация, карточки для индивидуальной работы, фонограмма песни М.Л. Матусовского, музыка В.Е. Баснера «С чего начинается Родина?».
Ход урока
1.Орг.момент.
- Добрый день, дорогие ребята!
Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие по страницам учебника “Окружающий мир” . Я предлагаю вам разгадать кроссворд.
Кроссворд /слайд/ :
Ч е б у р а ш к а
о г у р е ч и к
Л е о п о л ь д
В и н н и
Г е н а
д в а
Вопросы к кроссворду:
1.Герой мультфильма с большими ушами и маленьким добрым сердцем?
(ЧебуРашка).
2. В траве сидел кузнечик, совсем как (Огуречик).
3.Кто говорил: «Ребята, давайте, жить дружно»? (ЛеопольД).
4.Как звали друга Пятачка? (ВИнни).
5.Самый добрый крокодил на свете? (ГеНа).
6.Жили у бабуси…сколько гусей? (ДвА).
-Ребята, а какое ключевое слово получилось?
- РОДИНА
Какое хорошее слово!
2.Формулирование темы урока
О чем будем говорить на уроке?
3.Постановка цели и задач урока
(Неожиданно раздается громкий стук в дверь).
Учитель: Ой, кто бы это мог быть?
(Открывает двери, передают посылку...)
В посылке прибыл Чебурашка с апельсинами...
У Чебурашки записка
Текст “ИЩУ РОДИНУ”.
4.Постановка проблемы.
- Бедный Чебурашка, он не знает своей Родины, давайте поможем ему вспомнить свою Родину.
Чтение отрывка из книги Э. Успенского “Крокодил Гена, Чебурашка и другие”.
(Глава 1).
Ребята, а давайте расскажем Чебурашке про нашу Родину.
5.Составление плана проекта
1.Работа с информацией (сбор информации)
2. Обработка информации
3 Уточнение, ответы на вопросы
4 Оформление продукта
5 Защита проекта
6.Актуализация знаний.
Давайте выясним, что вы уже знаете о нашей стране России.
– Как называется наша страна? (полное название Российская Федерация)
– Назовите столицу нашей Родины.
– Чем город Москва отличается от других городов России?
– Покажите нашу страну на карте. В каком полушарии находится РФ?
7.Открытие новых знаний.
Работа с текстом информационного письма
Россия – самая большая по площади страна в мире. Ее площадь составляет 17,1 млн.кв. км. Находится она на материке Евразия. Имеет морские и сухопутные границы, граничит с 14 соседями, омывается 13 морями.
На территории нашей страны могли бы поместиться два таких материка, как Австралия, и пять таких материков, как Индия.
На территории нашей страны находятся крупные реки: Волга, Дон, Лена, Обь, Енисей, Амур, самое глубокое озеро Байкал, огромные города и маленькие поселки, бескрайние поля и леса. И все это наша Родина – Россия.
Наша Родина очень велика, так велика, что над её просторами почти
никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске - на - Камчатке наступает полночь.
Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но
национальности у них разные. Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. Все они объединились в одно большое государство – Россию или Российскую Федерацию. Столица России – город Москва.
Возглавляет нашу страну президент Путин Владимир Владимирович.
У нашей страны есть свои государственные символы: гимн, герб, флаг. В каждой стране есть одна главная песня, в которой воспевается своя страна. Эта песня называется Гимн. Во время исполнения Гимна люди встают, чтобы показать свою любовь и уважение к главной песне.
Гимн звучит в самых ответственных, торжественных случаях: больших и важных собраниях, награждениях спортсменов и так далее. Очень часто, когда звучит гимн, у людей на глазах выступают слезы – слезы гордости за свою Родину. Слова Гимна России написал поэт С. Михалков, музыку – А. Александров. Сейчас прозвучит Гимн России. Мы послушаем его стоя.
(Звучит Гимн)
Российский Флаг имеет 3 разноцветные горизонтальные полоски: верхний белый, средний синий и нижний красный. Белый цвет считается выражением чистоты устремлений, синий – стремления к миру, красный – готовность не жалеть своей крови при защите Родины. Тот, кто любит свою страну, с уважением относится и к ее флагу – ведь под ним совершенно так много подвигов. Государственный флаг России постоянно развевается над зданиями Администрации Президента, Правительства, Государственной Думы. Флаг Российской Федерации вывешивают на жилых домах в дни государственных праздников.
22 августа – день Государственного флага Российской Федерации.
У нашей страны очень красивый герб. Он появился пятьсот лет назад при царствовании Ивана Третьего. На Российском гербе изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел – это символ солнца, огня, бессмертия. Это очень древний герб. Он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
Есть традиции и люди, которыми мы можем гордиться. Наше Отечество богато своими духовными традициями.
Наша страна издавна славилась своими мастерами. Мы можем гордиться своей историей, культурой, достижениями науки и техники.
8.Физминутка.
9.Закрепление.Работа над проектом.
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок: город, улица, дом, где он родился и вырос. Это его малая Родина. Здесь он учится ходить, говорить, видеть, чувствовать. Здесь услышит свои первые сказки, первые колыбельные песни. У нас здесь много друзей – и всё это зовется Родиной.
Был, говорят, где – то случай такой.
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом:
Где эта улица? Где этот дом?
Ищут водители: «Где наш гараж?»
Мечутся жители: «Где наш этаж?»
Все перепуталось, все заблудилось!
Я рассказала про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли точно,
Где ты живешь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
- Чебурашке хочется узнать, знаете ли вы где живете?
1)Задание проектной работы:
-Напишите свой адрес на карточке №1.
Каждый человек любит свою Родину. А любить ее – это жить с ней одной жизнью, знать ее историю, беречь природу, уважать традиции.
Друзья, родные и близкие, родные места – эти слова похожие друг на друга и все они от слова Родина.
Мы с вами живем в Республике Дагестан, в поселке Бавтугай.
Наш район занимает большую территорию. В нем много различных населенных пунктов: сел,посёлков и город Кизилюрт. . Наш поселок очень красивый, летом он утопает в зелени. Поселок богат достопримечательностями и замечательными людьми.
-А кто нас всегда больше всех любит и ждет? Наша семья. Семья – это тоже часть Родины.
-А еще говорят: “ Где родился, там и пригодился”
-Давайте составим еще пословицы о Родине. /Слайд/
Обсуждение пословиц.
2) задание проекта:
Запиши на карточке № 2 одну пословицу (на выбор).
Послушайте текст Ушинского Константина Дмитриевича
«Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное.
Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов.
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
/Слайд/
-Да, Родина есть у всех, но у каждого она своя, то чем каждый
дорожит. Когда, вы бываете далеко от дома, о чем вы скучаете?
Беседа.
Что мы Родиной зовем?
Дом, в котором мы живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле, с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем…
Художники пишут картины, поэты посвящают стихи, о Родине слагают песни...
Что же такое Родина? /СЛАЙД/
Родина (страна, в которой человек родился, гражданином которой является).
Родина (уголок, где родился, живёт каждый из нас. Это наш город, школа, дом).
Это своя берёзка, черёмуха или рябинка, или тополь с осинкой рядом.
Дом, весёлый дворик, величавая река, костёр на берегу, это уютное, с резной рамой оконце, из которого смотрит ласковое и родное лицо бабушки или мамы.
Сейчас я предлагаю немного задуматься и ответить для себя на вопрос: ”Что такое Родина?”
3) задание проекта:
Ответить на вопрос: Что такое Родина?
Ответ записать на карточке №3.
4) задание проекта:
При помощи листа бумаги, карандашей и фломастеров ответить на этот вопрос. В конце занятия мы из ваших рисунков создадим альбом, но только из самых лучших. (А лучшими, конечно, будут все).
Альбом так и будет называться «Россия - наша Родина».
Помните, рисовать надо с душой, аккуратно, не забывать, о чём рисуем.
Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина?»
Творческая работа - продукт проекта - составление альбома “ Россия - наша Родина” . У каждого ученика своя страница на которой прикреплены
3 карточки(с заданиями проекта) и выполнен рисунок. По желанию можно дополнить свою страничку изображением флага России. Все работы оформляются в один альбом “Россия - наша Родина”.
Дарим альбом Чебурашке.
10.Рефлексия. Свободное высказывание. Рассказы по рисункам.Защита проекта. Самооценка учащихся.
11.Итог.урока. Итак,ребята, наш урок подходит к концу. -О чём мы сегодня говорили на уроке? -Что нового вы узнали о нашей Родине? -На этом, наш урок окончен. Большое спасибо за урок. |
|
Используемые источники:
Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2011. (Перспектива)
Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс : рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2011. (Перспектива)
Плешаков А.А. Методические рекомендации для учителя: окружающий мир, 2 класс / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2010.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.