Выступление на семинаре учителей технологии _Патриотическое воспитание детей на уроках _

  • docx
  • 18.11.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Выступление на семинаре учителей технологии _Патриотическое воспитание детей на уроках _.docx

ВЫСТУПЛЕНИЕ

“Патриотическое воспитание на уроках технологии”

Реализация государственной программы патриотического воспитания с учётом практической несформированности у подростков большинства патриотических качеств, требует осмысленного подхода в применении различных форм и методов воспитательной работы, использования межпредметных связей и усиления воспитательной роли уроков в образовательном процессе.

Программа курса технологии построена таким образом, что охватить все составляющие программы патриотического воспитания невозможно. Но акцентировать работу на военно-патриотическом направлении и через него формировать одно из основных качеств личности гражданина – патриотизм, необходимо. При этом в дальнейшем можно расширять этот спектр, так как все направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Учитывая возрастные особенности детей, предлагается использовать в данном направлении систему урочной деятельности для учащихся среднего звена, позволяющую формировать личность гражданина – патриота во всех аспектах понятия «Патриотизм». Решить данную задачу позволит создание серии уроков технологии патриотической направленности.

Совсем скоро мы будем праздновать 78-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Победа в Великой Отечественной войне оказала огромное влияние на судьбы мира, на жизнь нескольких поколений. Эта тема важна и сегодня. Человечество, пережившее вторую мировую войну, не может не помнить о её страшных уроках и последствиях, тем более, что фашизм вновь поднимает голову в некоторых уголках земли.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Только молодежь может стать носителем позитивного образа Дня Победы в будущем. В этих уроках отражены разные направления многогранной патриотической работы, которая ведётся в школе на протяжении многих лет.

Важно, чтобы занятия по данной направленности были логически встроены в основные разделы и тем предмета «технология». С учётом возрастных и гендерных особенностей учащихся, урочную деятельность возможно представить следующим образом:

например, в 5 классе  учащиеся выполняют практическую работу: вышивка «Георгиевской ленты». Они узнают её назначение. Используя конкретные примеры из реальной жизни, сами делают выводы о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы получить награду на георгиевской ленте.

В 6 классе на уроке по изготовлению тряпичной куклы «Фронтовая сестра» дети узнают о бесстрашии и героизме женщин медицинских работниках, также изготовление броши из георгиевской ленты, как аксессуар к одежде.

В 7 классе в теме «Праздничный хлеб ко «Дню Победы»», дети узнают о ценности хлеба в военное время и отношении к нему. Показать детям, что такое патриотизм можно также удачно изучая раздел каши.

В 8 классе на уроке вязания дети вяжут «Варежки и носочки для бойца», при этом узнают, насколько была важна помощь фронту и насколько каждый человек, оставаясь в тылу, желал помочь нашей армии и хоть на миг приблизить Победу.

Так же, для интеграции военно-патриотического воспитания и трудового обучения у мальчиков используется тема: «История оружия». 

В 5-х классах изготавливают модели кинжалов, ножей, пистолетов, автоматов, при этом формируются игровые навыки владения оружием, знания о его устройстве и мерах безопасности при обращении.

В 6 классе дети конструируют различные модели военной техники, они знакомятся с особенностями конструкции и назначения различных видов вооружения, при этом используется доступный и несложный для обработки материал.

В 7 классе конструкции усложняются, модели приближаются по пропорциям к настоящей боевой технике. Воображение ученика способно переместить его в реальную боевую машину и управлять ею. Изготовив несколько моделей, в том числе «свой – чужой», ребята могут устроить игрушечный бой и испытать свои изделия на прочность, развивая при этом тактическое мышление.

 

К 8 классу ученики способны реализовать сложный творческий проект «Памяти героев…» по созданию малогабаритных копии военной техники; макетов мемориалов, памятников, обелисков; реконструкции военно-исторических сцен – пропустив через себя весь спектр эмоций, способствующих формированию веры в свой народ, в совершенство военной техники, в непобедимость и могущество нашей Родины.

Кроме того, при подготовке к празднованию 9 Мая стало традиционным участие в ежегодной акции «Спасибо деду за Победу». В рамках акции ветеранам изготавливаются и  вручаются различные творческие работы военной тематики (рисунки, открытки-аппликации, поделки и т.д.), сделанные детьми.

Изготавливая подобные вещи, у школьников создается ощущение своей причастности к истории и тем нелёгким испытаниям, которые пережил наш народ в годы войны. Данная система, наряду с решением учебных задач, позволяет педагогам разносторонне формировать патриотическое сознание детей.

Каждому учителю известно, что обучение должно быть эмоциональным и побуждать положительные эмоции. На уроке создается благоприятная эмоциональная обстановка, если перед изложением нового материала провести 5-минутную увлекательную беседу о военно-исторических фактах.

При этом на уроках необходимо обязательно использовать мультимедийное сопровождение: обеспечить прослушивание стихов, песен, просмотров фрагментов фильмов, показ образцов вещей и одежды военных лет, оружия, снаряжения и военной техники.

Это совершенно точно дает определенный настрой учащихся на восприятие данной темы, позволяет вызвать сопереживание, затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям патриотизма и любви к Родине.