Выступление на школьном МО "Развитие, воспитание, социализация личности как педагогическая проблема"
Оценка 4.6

Выступление на школьном МО "Развитие, воспитание, социализация личности как педагогическая проблема"

Оценка 4.6
Лекции +3
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
19.11.2022
Выступление на школьном МО "Развитие, воспитание, социализация личности как педагогическая проблема"
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др
Доклад-лекция развитие, воспитание, социализация.docx

Развитие, воспитание, социализация личности как педагогическая проблема

Одной из  сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее  развития  в  специально организованных  условиях.  Она  имеет различные аспекты,  поэтому рассматривается разными науками:  возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления:  биологическое,  социологическое и биосоциальное.

Представители биологического  направления,  считая  личность сугубо природным  существом,  все  поведение  человека  объясняют действием присущих ему от рождения потребностей,  влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим  собой,  он  "надевает маску"  или  неудовлетворение  естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.
Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое,  однако в  процессе своей  жизни  он  постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп,  с которыми он общается.  Чем ниже  по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты,  прежде всего инстинкты обладания,  разрушения, половые и т.п.
Представители биосоциального направления  считают,  что  психические  процессы (ощущение,  восприятие,  мышление и др.) имеют биологическую природу,  а направленность,  интересы,  способности личности  формируются как явления социальные.  Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Современная педагогическая  наука рассматривает личность как единое целое,  в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности,  но и на образе жизни.  Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни,  которые,  определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития  человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Так, смелость может доходить до безрассудства, когда побуждается желанием привлечь к себе внимание (естественная потребность в признании).  Другого человека смелость побуждает идти навстречу жизненным трудностям,  хотя об этом никто,  кроме него, не знает. Важно видеть и степень выраженности  качества.  Чрезмерная  вежливость, например,  может граничить с подхалимством, послушание - быть показателем пассивного исполнения требований,  безразличия, а непоседливость  - свидетельствовать о живости интереса,  быстроте переключения внимания и др.
Личность, по определению Л. С. Выготского,  это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека,  чтобы обслуживать эти функции.

Основные функции личности - творческое освоение общественного  опыта  и  включение человека  в систему общественных отношений.  Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и  в  отношениях  с  другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности - социальный  облик человека,  всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Противоречивость процесса развития.  Именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. К таким противоречиям относятся:

-противоречие между новыми потребностями,  порождаемыми  деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

-противоречие между возросшими физическими и  духовными  возможностями ребенка и старыми,  ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

-противоречие между растущими требованиями со стороны общества,  группы  взрослых  и  наличным  уровнем   развития   личности (В. А. Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности.  В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития.  Потребность удовлетворяется,  противоречие  снимается.  Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность,  более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается.
В процессе обучения и воспитания общие противоречия  конкретизируются,  приобретая более яркие формы. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к  восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и "сопротивлением материала"  (А. С. Макаренко).  В  педагогическом процессе  проявляются  также противоречия,  связанные с условиями развития общества,  и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы.

 

Сущность социализации и ее стадии

Взаимодействие человека  с  обществом  обозначается понятием  "социализация",  которое имеет междисциплинарный статус и  широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.

Понятие о  социализации  как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление,  сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие "адаптация".
Понятие адаптации, являясь одним их центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало  обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды.  Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом  которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро и макрогруппам.

С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.
Иначе осмысливается сущность социализации в  гуманистической психологии,  представителями которой являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие.  В ней социализация представлена как  процесс самоактуализации  "Я-концепции",  самореализации  личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.
Эти два подхода  не  противоречат  один  другому,  определяя двусторонний характер социализации.

Общество с целью воспроизводства социальной системы,  сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные  и др.),  образцы ролевого поведения.  Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу,  личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей.  Однако в силу своей природной активности личность  сохраняет и развивает тенденцию к автономии,  независимости,  свободе,  формированию собственной позиции,  неповторимой индивидуальности.  Следствием  действия  этой  тенденции является развитие и преобразование не только самой личности,  но и общества.
Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на  пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация.  Диалектическое их единство обеспечивает  оптимальное  развитие  личности  на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.
Социализация -  это непрерывный процесс,  длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых "специализируется"  на решении определенных задач,  без проработки которых последующий этап может не наступить,  может быть искажен или  заторможен. 

В  отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

дотрудовая, включающая  весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два  более и менее самостоятельных периода:  ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в  школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

трудовая стадия охватывает период зрелости человека.  Однако демографические границы этой стадии определить  трудно,  так  как она включает весь период трудовой деятельности человека;

послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи прекращением трудовой деятельности.

Стадии социализации могут быть соотнесены с периодами  социального развития личности, которые не обязательно совпадают с периодами психического развития человека. 

А. В. Петровский объясняет это  тем,  что  процесс  развития личности не может быть сведен к сумме уровней развития познавательных,  эмоциональных и  волевых компонентов,  характеризующих  индивидуальность человека.  Имея в виду это положение, он выделил три макрофазы социального развития личности  на дотрудовой стадии социализации: 

детство - адаптация индивида,  выражающаяся в овладении нормами социальной жизни;

отрочество - индивидуализация,  выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации,  в потребности  "быть  личностью";

юность  - интеграция,  выражающаяся в приобретении черт и свойств личности,  отвечающих необходимости и  потребности  группового  и собственного развития.

В процессе социализации личность примеривает на себя  и  выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. По динамике выполняемых  ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне  социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично,  без демонстративности и без самоуничижения.

 

Воспитание и формирование личности

Процессы и  результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер, так как в идеале социализированный человек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям  в  развитии  общества,  жизненным обстоятельствам,  тормозящим развитие его индивидуальности.  Так, нередко встречаются люди настолько социализированные,  фактически растворенные в социуме,  что оказываются не готовыми и не способными к личностному участию в утверждении жизненных  принципов.  В значительной степени это зависит от типа воспитания.

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой,  рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно  контролируемой социализации  (семейное, религиозное, школьное воспитание). И та,  и другая социализация имеют ряд различий в разные  периоды развития личности.  Одно из самых существенных различий,  имеющих место во всех периодах возрастного развития личности,  - это  то, что  воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.
В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.  В соответствии  с этими  функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации,  придать ей гуманистическую ориентацию,  востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.

Типы (модели)  воспитания  обусловлены  уровнем развития обществ,  их  социальной  стратификацией  (соотношением  социальных групп  и  слоев) и социально-политическими ориентациями.  Поэтому воспитание осуществляется по-разному в тоталитарном и  демократическом  обществах.  В каждом из них воспроизводится свой тип личности, своя система зависимостей и взаимодействий, степень свободы и ответственности личности.
Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как активное начало наряду с активным ребенком.  В связи с этим возникает вопрос о тех задачах, которые призвана решать целенаправленная социализация, организатором которой является педагог.
А. В. Мудрик условно выделил три  группы  задач,  решаемых  на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социальнокультурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального  развития,  которое  характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных  условиях  (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.).
 Социально-культурные задачи - это познавательные, морально-нравственные,  цен-ностно-смысловые задачи,  которые специфичны для  каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме.
Они определяются обществом в целом,  региональным и ближайшим окружением человека.
Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения.
Решение названных задач в процессе воспитания вызвано  необходимостью  развития  личности. Если какая-либо группа задач или наиболее значимые из нее остаются нерешенными  на  том  или  ином этапе  социализации,  то  это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным.

 

 

Роль обучения в развитии личности

Проблема соотношения  обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение  содержания образования,  выбор форм и методов обучения.
Напомним, что  под обучением следует понимать не процесс "передачи " готовых знаний от учителя к ученику,  а широкое  взаимодействие между обучающим и обучающимся,  способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством  организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению понимают два разных,  хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом, явления:
собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур;
психическое (в  частности,  умственное) развитие как определенная динамика его уровней,  как своего рода умственное созревание.
В психолого-педагогической науке сложились, по меньшей мере, три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая и наиболее распространенная заключается в том,  что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от  друга  процесса. Но  обучение  как бы надстраивается над созреванием мозга.  Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей,  которые возникают в процессе развития. В. Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к  нему.  А поскольку  это так,  то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения.
Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение  и  развитие,  отождествляют  тот  и другой процессы (Джеймс, Торндайк).
Третья группа  теорий  объединяет  первые две точки зрения и дополняет их новым положением:  обучение  может  идти  не  только вслед  за  развитием,  не только нога в ногу с ним,  но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразование.
Эту существенно новую идею выдвинул Л. С. Выготский.  Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности.  В связи с  этим Л. С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый - уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика,  который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно. Второй, более высокий уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то,  что ребенок не может выполнить самостоятельно,  но  с чем он справляется с небольшой помощью.  То,  что сегодня ребенок делает с помощью взрослого,  отмечал Л. С. Выготский, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития,  в процессе обучения переходит на уровень актуального развития.
Современная отечественная педагогика стоит на  точке  зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.

 

Факторы социализации и формирования  личности

Социализация, как уже отмечалось, осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами  социализации  и называют такие обстоятельства,  при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много  обстоятельств,  вариантов их сочетания,  так много и факторов (условий) социализации. А. В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:
макрофакторы (космос,  планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;
мезофакторы (мезо - "средний,  промежуточный") - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации);  по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности  к  аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);
микрофакторы - к ним относятся те,  которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей - семью, группу сверстников,  микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общественные и др.
Микрофакторы, как  отмечают социологи,  оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц,  в  непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь.  На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности  или  в  молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети,  а в пожилом - и члены их семей.
Социализация осуществляется   с   помощью   широкого  набора средств,  специфичных  для  определенного  общества,  социального слоя,  возраста человека.  К ним можно отнести, например, способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье,  в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах;  разнообразные виды и типы отношений в  основных  сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт) и др.
Чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей оказать социализирующее влияние на личность.  Однако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы ее онтогенетического развития. Так,  в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников,  в  зрелом же возрасте на первое место по значимости выходят сословие,  трудовой или профессиональный коллектив,  отдельные  личности.  Есть факторы социализации,  ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос.
В последние  годы все большее значение ученые придают макрофакторам социализации,  в том числе и природно-географическим условиям,  поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности. Знание  макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя Homo  sapiens.

Факторы социализации - это развивающая среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием к развивающей среде является создание  атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.
Факторы социализации  являются одновременно и средовыми факторами формирования личности.  Однако в отличие  от  социализации факторы  формирования личности дополняются еще биологическим фактором. Отдельные исследователи (бихевиористы) отводят ему первостепенную роль,  считая, что среда, обучение и воспитание являются лишь условиями для саморазвития,  проявления природно обусловленных  психических особенностей.  В подтверждение своих выводов они ссылаются на данные сравнительного изучения развития близнецов.
Действительно, влияние  биологического фактора на формирование личности игнорировать нельзя уже потому,  что человек  -  это живой организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии,  так и специальным законам анатомии и физиологии. Но по наследству передаются не качества личности,  а определенные задатки. Задатки - природная расположенность к той или иной  деятельности. Различают  задатки двух видов,  общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторы) и индивидуальные различия природных данных (особенности типа нервной системы,  анализаторов и т.п.).
Большинство отечественных педагогов не отрицают влияния биологического фактора на формирование личности, но и не отводят ему решающей роли,  как это делают бихевиористы. Разовьются ли задатки, станут ли они способностями - это зависит от социальных условий,  обучения и воспитания, т.е. влияние наследственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Природными особенностями обусловливаются пути и способы формирования психических свойств.
Они могут  влиять  на уровень,  высоту достижений человека в какой-либо области.  При  этом их воздействие на личность не прямое, а косвенное.
Д. Локк (1632- 1704) - английский философ, политик и педагог. Разработал эмпирическую теорию познания.  В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание.
В то  же время нельзя переоценивать и роль социальных факторов формирования личности.  Еще Аристотель писал,  что душа  есть "неисписанная  книга  природы,  опыт  наносит на ее страницы свои письмена".  Д. Локк считал,  что человек рождается с душой чистой, как доска, покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске (tabula raza),  что ему заблагорассудится. Социальная среда понимается в этом случае метафизически, как что-то неизменное, фатально предопределяющее судьбу человека, а человек рассматривается как пассивный объект влияния среды.
Переоценка роли (Гельвеций,  Дидро, Оуэн) привела к заключению: чтобы изменить человека, надо изменить среду. Но среда - это прежде всего люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, надо изменить людей. Однако человек не пассивный продукт среды,  он тоже влияет на нее.  Изменяя среду,  он тем самым изменяет самого себя.
Признание деятельности личности ведущим фактором ее формирования  ставит вопрос о целенаправленной активности,  саморазвитии личности,  т.е. непрерывной работе над собой, над собственным духовным  ростом.  Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и  содержания  образования,  реализации возрастного  и  индивидуального подхода,  формирования творческой индивидуальности школьника и в то же время осуществления  коллективного воспитания и стимулирования самоуправления личностью своим дальнейшим развитием.
Характер развития  каждой  личности,  широта,  глубина этого развития при одинаковых условиях обучения  и  воспитания  зависят главным образом от ее собственных усилий,  от той энергии и работоспособности,  которые она проявляет в различных видах  деятельности,  разумеется,  с соответствующей поправкой на природные задатки.  Именно этим во многих случаях объясняются те  различия  в развитии отдельных людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же средовых условиях  и  испытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия.
Отечественная педагогика исходит из признания того, что свободное  и  гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности.  Нельзя не согласиться с тем, что при определенных условиях коллектив нивелирует личность. Однако индивидуальность может быть развита и может найти свое проявление только в коллективе. Организация различных форм коллективной деятельности (учебно-познавательной,  трудовой, художественно-эстетической и др.) способствует проявлению творческого потенциала личности. Незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее социальной гражданской позиции. В коллективе в условиях сопереживания, осознания личностной сопричастности совместной деятельности осуществляется эмоциональное развитие. Коллектив с его общественным мнением,  традициями, обычаями незаменим  как  фактор формирования обобщенного положительного опыта, также социально значимых умений и навыков  общественного  поведения.

Личностью можно назвать человека, который достиг такого уровня социального развития, который позволяет ей находить и выбирать среди ценностей культуры личностные смыслы, сознательно, самостоятельно и ответственно действовать согласно выбранным смыслами.

Долговременные исследования человеческого развития позволили установить общую закономерность: развитие человека детерминируется внутренними - физиологическими и психическими свойствами организма - и внешними условиями: окружением человека, средой, в которой он живет и развивается. На фоне этих условий выступают действующие силы - факторы. Анализ факторов развития был начат еще античными учеными. В педагогике и психологии XX века существенных результатов в изучении развития школьников достигли П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Г. С. Костюк, Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия. Значительный вклад в науку о развитии внесли зарубежные исследователи Л. Термен, Э. Геккель, Ф. Мюллер, И. Шванцара.

Под наследственностью понимают совокупность определенных задатков, получаемой от обоих родителей при зачатии и способна передаваться от поколения к поколению. Носителями наследственности являются гены (от гр. Genos - происхождение). В своеобразном генетическом коде (генотипе) сохраняется и передается вся информация о свойствах организма.

Под средой понимают реальную действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическое, социальное, близкий среду. Географическая среда, в состав которого входит климат и все разнообразные природные условия и ресурсы, влияет прежде всего на образ жизни человека и характер его трудовой деятельности. Близкое среда - семья, родственники, друзья - в основном определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций ребенка, создает условия для развития его природных задатков.

В понятие социальная среда включает следующие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и др. Поэтому социальная среда рассматривается как общество со всеми присущими ему материальными и идеальными компонентами, которые прямо или косвенно влияют на формирование личности.

Социализация является процессом и результатом усвоения и дальнейшего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с совместной деятельностью людей и их общением. Благодаря социализации человек усваивает уже полученные обществом знания, умения и навыки; опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих в жизнедеятельности; опыт отношений к окружающей действительности и самого себя.

Усвоение социального опыта происходит субъективно; восприятия тех же факторов может быть разным, разные люди могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт. Последний не только субъективно воспринимается, но и субъективно перерабатывается, становится источником индивидуализации личности. Поэтому социализация не приводит к нивелированию личности, а наоборот, в ней человек приобретает индивидуальность.

Кроме социализации и культурной идентификации в становлении личности действует механизм персонализации (лат. Persona - маска, роль актера). Персона - это человек, который осознает себя личностью и которую уважают люди за ее индивидуально - личностные качества.

Формирование - это предоставление определенной формы, завершенности процесса становления человеческой личности, достижения им уровня зрелости, стабильности. Оно осуществляется под воздействием всех без исключения условий общества: экологических, социальных, экономических, идеологических и др. Целенаправленное формирование личности осуществляется в социальной системе путем воспитания.

Слово "воспитание" употребляется в педагогической науке в четырех значениях:

в широком социальном, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека всего общества и всей действительности, которая включает в себя не только положительную направленность, но и конфликты и противоречия; здесь личность может не только формироваться под влиянием социальной среды, но и деформироваться, или, наоборот, закалиться в борьбе с трудностями, "делать самого себя";

в широком педагогическом, когда имеется в виду воспитание в деятельности школ, колледжей, университетов и других учреждений, где персонал руководствуется педагогической теорией и ее практическими методическими рекомендациями;

в узком педагогическом, когда воспитание является целенаправленной воспитательной деятельностью педагога (например, классного руководителя в школе), чтобы достичь определенной цели в коллективе;

в предельно узком, когда педагог или родитель решают конкретную индивидуальную проблему воспитания или перевоспитания (например, у мальчика стремятся воспитать честность, вежливость).

В последнее время понятие "воспитание" в ограниченно узком смысле все больше приобретает значение жизнетворчества. Жизнетворчество предусматривает открытость жизни учеников для добрых дел, коллективного труда для других людей (близких и дальних), заботы о них, взаимопомощи, милосердия и прочее. В этом контексте "воспитания" означает совместной деятельности воспитателя и воспитанника, направленную на формирование субъективной основы личности - его сознания, духовных ценностей, переживаний, опыта.


 

Развитие, воспитание, социализация личности как педагогическая проблема

Развитие, воспитание, социализация личности как педагогическая проблема

Другого человека смелость побуждает идти навстречу жизненным трудностям, хотя об этом никто, кроме него, не знает

Другого человека смелость побуждает идти навстречу жизненным трудностям, хотя об этом никто, кроме него, не знает

Макаренко). В педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы

Макаренко). В педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация

Воспитание и формирование личности

Воспитание и формирование личности

Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, которое характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных…

Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, которое характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных…

В. Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему

В. Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему

Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т

Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т

Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности

Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности

Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального подхода, формирования творческой индивидуальности школьника и в то же время осуществления коллективного…

Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального подхода, формирования творческой индивидуальности школьника и в то же время осуществления коллективного…

Рубинштейн, А.Р. Лурия. Значительный вклад в науку о развитии внесли зарубежные исследователи

Рубинштейн, А.Р. Лурия. Значительный вклад в науку о развитии внесли зарубежные исследователи

Формирование - это предоставление определенной формы, завершенности процесса становления человеческой личности, достижения им уровня зрелости, стабильности

Формирование - это предоставление определенной формы, завершенности процесса становления человеческой личности, достижения им уровня зрелости, стабильности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2022