Для чего нужна аттестация педагогических работников?
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» педагогические работники должны проходить аттестацию.
Аттестация — инструмент управления качеством образования, она стимулирует профессиональный и личностный рост педагогических работников, дает основания для повышения размеров оплаты труда, позволяет решать вопрос о допуске педагогов к работе.
Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 года N276.
В соответствии со статьей 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории.
Законодательство делит аттестацию педагогов на обязательную и добровольную.
Обязательная аттестация
Обязательная аттестация проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям.
Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность. (п.2 статьи 49 Закона "Об образовании в РФ")
Добровольная аттестация
Добровольная аттестация проводится по желанию педагога в целях установления первой или высшей квалификационной категории.
Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. (п.3 статьи 49 Закона "Об образовании в РФ")
Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
ü стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
ü стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 (см. в блоге Мониторинг в образовании);
ü выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
ü личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.
Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
ü достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
ü достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662;
ü выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
ü личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
ü активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
ü Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.
Квалификационные категории сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации. Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.
Сходства и отличия СЗД и категории у учителя
|
СЗД |
Категория |
От кого зависит проведение |
По представлению работодателя |
По желанию работника |
Дает ли прибавку к зарплате |
Не дает прибавок к зарплате (но могут быть и исключения в зависимости от школьного положения об оплате труда) |
Есть (в зависимости от региона отличается размером) |
Сохраняется ли при увольнении |
Нет |
Да |
Где проводится |
По месту работы |
Вне места работы |
Сведения о получении статуса |
Не вносятся в трудовую книжку |
Вносятся в трудовую книжку |
Необходимость проходить аттестацию педагогических работников является мощным стимулом для учителя к самообразованию, совершенствованию.
Аттестация помогает педагогам понять, движутся ли они вперед в своем развитии или увязли в рутине однообразия. Она заставляет не сидеть сложа руки, используя имеющиеся знания, умения, навыки, не довольствоваться вчерашним днем, а постоянно стремиться вперед, интересоваться новыми методиками, технологиями. Передавать свой опыт, свои педагогические находки другим учителям.
Сочетание принципов добровольности и периодичности является одним из важнейших условий аттестации педагогических работников. Каждый педагог сам решает, иметь или не иметь квалификационную категорию, которая присваивается по итогам аттестации на 5 лет. Педагогический работник должен самостоятельно проанализировать реальный уровень своей профессиональной компетентности, позволяющий достичь определенной результативности деятельности.
Аттестация педагогических работников – это не инструмент давления или попытка избавления от какого-то учителя либо создания для него некомфортных условий. Напротив, это инструмент, способствующий росту профессионального мастерства учителя. А если аттестация на установление квалификационной категории не пройдена, никаких неблагоприятных последствий для педагога не будет, у него есть возможность снова подать заявление через год, проанализировав свои упущения и ошибки по экспертному заключению. Если же педагог набрал высокое количество баллов и его аттестовали на первую категорию, он может доработав свой отчет о самообследовании и аттестационное задание, подать заявление на высшую категорию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.