Выступление на тему
«Использование инновационных технологий для развития творческих способностей и познавательной активности учащихся на уроках»
Чтобы развивать у учащихся внутреннюю мотивацию я планирую уроки таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Самостоятельно найденный ответ создаёт положительные эмоции, устраняет неосознанное сопротивление процессу обучения.
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
Ø соответствие концепции гуманизации образования;
Ø преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
Ø использование личностно ориентированного обучения;
Ø поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
Ø соответствие социокультурной потребности современного общества
самостоятельной творческой деятельности.
Основными целями инновационного обучения являются:
Ø развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и
творческих способностей учащихся;
Ø формирование личностных качеств учащихся;
Ø выработка умений, влияющих на учебно-познавательную
деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
Ø развитие различных типов мышления;
Ø формирование качественных знаний, умений и навыков.
Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:
Ø оптимизация учебно-воспитательного процесса;
Ø создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
Ø выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
Ø включение учащихся в креативную деятельность;
Ø тщательный отбор материала и способов его подачи.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
Ø развивающее обучение;
Ø проблемное обучение;
Ø развитие критического мышления;
Ø дифференцированный подход к обучению;
Ø создание ситуации успеха на уроке.
Основными принципами инновационного обучения являются:
Ø креативность (ориентация на творчество);
Ø усвоение знаний в системе;
Ø нетрадиционные формы уроков;
Ø использование наглядности.
А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам. При использовании инновационных технологий в обучении успешно применяются следующие приемы:
Ø ассоциативный ряд;
Ø опорный конспект;
Ø ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;
Ø мозговая атака;
Ø групповая дискуссия;
Ø кластеры;
Ø «Продвинутая лекция»;
Ø эссе;
Ø ключевые термины;
Ø перепутанные логические цепочки;
Ø дидактическая игра;
Ø лингвистические карты;
Ø лингвистическая аллюзия (намек);
Ø исследование текста;
Ø работа с тестами;
Ø нетрадиционные формы домашнего задания.
На своих уроках я чаще всего использую технологии проблемного обучения и развития критического мышления.
Успешными являются многие приёмы, но мне и детям больше нравятся следующие:
· “Погружение” предлагает длительное занятие одним словесно-знаковым предметом, при котором уроки “основного” предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы, а сами “погружения” повторяются через определенные промежутки времени. Предполагается, что такое построение учебного процесса будет способствовать более глубокому и основательному усвоению знаний.
Обязательные компоненты концентрированного обучения: активные формы обучения учащихся (групповая работа, взаимообучение, игра), крупноблочная подача учебного материала, зачетная форма контроля знаний.
· Урок-презентация, или урок-представление Активизация учебного процесса - это, пожалуй, самое верное средство увлечь ребят учебой..
Дать учащимся научную картину мира, сформировать качества личности, позволяющие успешно адаптироваться в обществе - эти задачи в значительной мере обеспечиваются внутрипредметными, межпредметными связями в содержании образования.
Урок - дискуссия включает в себя постановку проблемы, индивидуальную работу с текстом, коллективное обсуждение версий, выбор или составление единой общей версии, формы её подачи - устный ответ, график, инсценировка, опорный конспект.
· Очень эффективен урок - игра. Особенно нужно выделить литературно-ролевую игру, когда каждая группа представляет одного или более литературных персонажей.
· Основные задачи дискуссии:
Ø обмен первичной информацией;
Ø выявление противоречий;
Ø переосмысления полученных сведений;
Ø сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.
Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:
Ø уважение к различным точкам зрения ее участников;
Ø совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.
Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии
· Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
Ø актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
Ø вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
Ø сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
Ø побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
Ø получить новую информацию;
Ø осмыслить ее;
Ø соотнести с уже имеющимися знаниями;
Ø искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
Ø целостное осмысление, обобщение полученной информации;
Ø присвоение нового знания, новой информации учеником;
Ø формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Эффективным также нахожу на некоторых уроках работу с кластерами.
Подготовительная работа:
1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:
- Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);
- Динамичный, событийный сюжет;
- Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.
2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»).
Последовательность действий проста и логична:
· посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;
· вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»);
· по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
· не бояться записывать все, что приходит на ум;
· дать волю воображению и интуиции;
· продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
· постараться построить как можно больше связей;
не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.
Использование инновационных технологий позволяет мне индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости по русскому языку и литературе и сохраняет устойчивый интерес к предмету на протяжении всех лет его изучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.