Выступление на тему «Использование инновационных технологий для развития творческих способностей и познавательной активности учащихся на уроках»
Оценка 5

Выступление на тему «Использование инновационных технологий для развития творческих способностей и познавательной активности учащихся на уроках»

Оценка 5
docx
01.03.2022
Выступление на тему «Использование инновационных технологий для развития творческих способностей и познавательной активности учащихся на уроках»
иннов техн.docx

Выступление на тему

«Использование инновационных технологий для развития творческих способностей и познавательной активности учащихся на уроках»

 Чтобы развивать у учащихся внутреннюю мотивацию я планирую уроки таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Самостоятельно найденный ответ создаёт положительные эмоции, устраняет неосознанное сопротивление процессу обучения.

 

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

Ø соответствие концепции гуманизации образования;

Ø преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

Ø использование личностно ориентированного обучения;

Ø поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

Ø соответствие социокультурной потребности современного общества

самостоятельной творческой деятельности.

Основными целями инновационного обучения являются:

Ø развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и

творческих способностей учащихся;

Ø формирование личностных качеств учащихся;

Ø выработка умений, влияющих на учебно-познавательную

деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

Ø развитие различных типов мышления;

Ø формирование качественных знаний, умений и навыков.

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

Ø оптимизация учебно-воспитательного процесса;

Ø создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

Ø выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

Ø включение учащихся в креативную деятельность;

Ø тщательный отбор материала и способов его подачи.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

Ø развивающее обучение;

Ø проблемное обучение;

Ø развитие критического мышления;

Ø дифференцированный подход к обучению;

Ø создание ситуации успеха на уроке.

Основными принципами инновационного обучения являются:

Ø креативность (ориентация на творчество);

Ø усвоение знаний в системе;

Ø нетрадиционные формы уроков;

Ø использование наглядности.

А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам. При использовании инновационных технологий в обучении успешно применяются следующие приемы:

Ø ассоциативный ряд;

Ø опорный конспект;

Ø ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;

Ø мозговая атака;

Ø групповая дискуссия;

Ø кластеры;

Ø «Продвинутая лекция»;

Ø эссе;

Ø ключевые термины;

Ø перепутанные логические цепочки;

Ø дидактическая игра;

Ø лингвистические карты;

Ø лингвистическая аллюзия (намек);

Ø исследование текста;

Ø работа с тестами;

Ø нетрадиционные формы домашнего задания.

На своих уроках я чаще всего использую технологии проблемного обучения и развития критического мышления.

Успешными являются многие приёмы, но мне и детям больше нравятся следующие:

·         “Погружение” предлагает длительное занятие одним словесно-знаковым предметом, при котором уроки “основного” предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы, а сами “погружения” повторяются через определенные промежутки времени. Предполагается, что такое построение учебного процесса будет способствовать более глубокому и основательному усвоению знаний.

Обязательные компоненты концентрированного обучения: активные формы обучения учащихся (групповая работа, взаимообучение, игра), крупноблочная подача учебного материала, зачетная форма контроля знаний.

·         Урок-презентация, или урок-представление Активизация учебного процесса - это, пожалуй, самое верное средство увлечь ребят учебой..

Дать учащимся научную картину мира, сформировать качества личности, позволяющие успешно адаптироваться в обществе - эти задачи в значительной мере обеспечиваются внутрипредметными, межпредметными связями в содержании образования.

Урок - дискуссия включает в себя постановку проблемы, индивидуальную работу с текстом, коллективное обсуждение версий, выбор или составление единой общей версии, формы её подачи - устный ответ, график, инсценировка, опорный конспект.

·         Очень эффективен урок - игра. Особенно нужно выделить литературно-ролевую игру, когда каждая группа представляет одного или более литературных персонажей.

·         Основные задачи дискуссии:

Ø обмен первичной информацией;

Ø выявление противоречий;

Ø переосмысления полученных сведений;

Ø сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.

Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

Ø уважение к различным точкам зрения ее участников;

Ø совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии

·         Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

Ø актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

Ø вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

Ø сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

Ø побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

Ø получить новую информацию;

Ø осмыслить ее;

Ø соотнести с уже имеющимися знаниями;

Ø искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

Ø целостное осмысление, обобщение полученной информации;

Ø присвоение нового знания, новой информации учеником;

Ø формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

 

Эффективным также нахожу на некоторых уроках  работу с кластерами. 

Подготовительная работа:

1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:

- Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);

- Динамичный, событийный сюжет;

- Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»).

Последовательность действий проста и логична:

·         посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;

·         вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»);

·         по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

·         не бояться записывать все, что приходит на ум;

·         дать волю воображению и интуиции;

·         продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

·         постараться построить как можно больше связей;

 не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

 

 

     Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли     иллюстратора, и в роли учителя.  Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.



   Использование инновационных технологий позволяет мне индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие  и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости по русскому языку и литературе и сохраняет устойчивый интерес к предмету на протяжении всех лет его изучения.


 

Выступление на тему «Использование инновационных технологий для развития творческих способностей и познавательной активности учащихся на уроках»

Выступление на тему «Использование инновационных технологий для развития творческих способностей и познавательной активности учащихся на уроках»

Основными целями инновационного обучения являются: Ø развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся; Ø формирование личностных качеств учащихся; Ø выработка умений, влияющих на учебно-познавательную…

Основными целями инновационного обучения являются: Ø развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся; Ø формирование личностных качеств учащихся; Ø выработка умений, влияющих на учебно-познавательную…

На своих уроках я чаще всего использую технологии проблемного обучения и развития критического мышления

На своих уроках я чаще всего использую технологии проблемного обучения и развития критического мышления

Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии ·

Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии ·

Текст заранее делится на смысловые части

Текст заранее делится на смысловые части
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2022