Выступление на тему: «Социально-педагогическая адаптация студентов
– важное условие успешного овладения
ключевыми и профессиональными компетенциями»
Подготовил: практический психолог Ручий Н.И.
ГПОУ « Макеевский строительный центр
профессионально- технического образовании
имени Ф.И.Бачурина»
Проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям профессионального образования представляет собой одну из важных проблем.
Любое обучение, в том числе профессиональное, является делом не из легких. Одной из важнейших предпосылок успешной учебной деятельности первокурсников является их своевременная адаптация к условиям обучения в техникуме, рассматриваемая как начальный этап включения их в профессиональное сообщество. Первый курс может стать точкой опоры для студента, а может привести к различным деформациям в поведении, общении и обучении. На данном этапе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается «активный поиск себя». Даже у тех, кто окончил школу с отличием, на первом курсе не сразу появляется уверенность в своих силах. Первая неудача зачастую приводит к пассивности, отчуждению, разочарованию, утрате перспективы.
Адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный процесс, который требует вовлечения биологических и социальных резервов еще не до конца оформившегося организма. Именно на первом курсе у обучающегося происходит преобразование системы ценностно-познавательных ориентаций личности, формируются определенные типы межличностных отношений, вырабатываются новые способы познавательной деятельности. И чем эффективнее пройдет адаптация студентов-первокурсников в учебном заведении, тем выше будет учебная мотивация, психологический комфорт, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах.
В процессе обучения студент реализует себя в различных видах деятельности во взаимодействии с окружающей действительностью. Успешная или неуспешная реализация студента в дальнейшей профессиональной деятельности зависит от того, как происходит его приспособление к социальной среде.
Требования к специалисту обусловливают специальную организацию образовательного процесса в учреждениях системы профессионального образования, направленную на социализацию, одним из слагаемых которой является адаптация. Способность адаптироваться - одна из особенностей личности, которые формируются под воздействием окружающей среды. Ее составной частью является образовательное учреждение, где человек формируется как профессионал и личность.
Исследование проблемы социально-педагогической адаптации студентов в период поступления в учебное заведение тесно связано с обеспечением преемственности между школой и техникумом. Студент сталкивается в техникуме с новой системой обучения, характеризующейся повышенным уровнем ответственности и самостоятельности, большим объемом изучаемого материала. Процесс адаптации протекает как приспособление к новой системе обучения, к изменению труда и отдыха, вхождению в студенческий коллектив; сопровождается существенной перестройкой жизни, психических и психологических состояний студента.
Адаптация представляет собой совокупность психологических и физиологических реакций организма, которые лежат в основе приспособления его к окружающим условиям, направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды, при которых происходит социальное взаимодействие личности, социальной группы и социальной среды.
В целом под процессом адаптации понимается сложная система преобразований, которые происходят с человеком соответствии с меняющимися условиями его жизни. В результате данных изменений возникают определенные качества:
1) адаптированность как непосредственный результат этих преобразований, то есть состояние согласования имеющихся качеств и требований среды;
2) адаптивность как интегрированное личностное качество, обеспечивающее способность человека к дальнейшим преобразованиям.
Для студента-первокурсника особенно актуальна проблема адаптации. Необходимым условием для успешной деятельности студента является освоение новых для него правил жизни и учебы в ОО СПО. На первом курсе происходит вхождение обучающегося в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, осмысливается призвание к выбранной профессии, развиваются и развиваются профессионально значимые качества личности.
Под адаптацией личности в условиях ООСПО понимается процесс активного освоения обучающимся новой социальной среды, в которой он выступает не только объектом адаптации, но и ее субъектом, а студенческая среда – не только адаптирующей, но и адаптируемой стороной. Среда ОО СПО существенно воздействует на процесс социальной адаптации студента и представляет собой часть социокультурного пространства, область взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса. Это микросоциум, в который включены администрация, классные руководители, студенческие группы, преподаватели, а также предметная среда (материально-техническая база и ресурсы).
Психологическая составляющая предполагает перестройку мышления и речи студента применительно к условиям профессионального обучения, резкое возрастание функций памяти, внимания, зрительного восприятия, увеличение эмоционального напряжения, испытание и тренировку воли, реализацию задатков и способностей.
Организационная составляющая включает в себя приспособление студентов к новым психофизиологическим нагрузкам, методам и формам работы, ритму жизни, приобщение к напряженному учебному труду и др.
Процесс адаптации должен включать в себя совместную деятельность студентов, преподавателей и коллектива техникума.
Результатом осуществления личностного адаптационного потенциала при адаптации можно назвать адаптированность – определенное состояние личности, выступающее итогом процесса адаптации.
Таким образом, проблема адаптации является объектом изучения различных наук: биологии, педагогики, философии, физиологии, психологии, социологии.
Адаптация представляет собой важный момент жизнедеятельности человека и рассматривается как приспособление его к изменяющимся условиям существования. Дезадаптация же проявляется в ощущении внутреннего дискомфорта, напряженности, чувства тревоги, снижении чувства самоценности и уверенности в себе. Это блокирует возможность человека успешно взаимодействовать со средой и может послужить нарушению психического здоровья.
Под социально-педагогической адаптацией большинство ученых понимают приспособления индивида к новым условиям социальной окружающей среды и его результат.
Можно выделить четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде: начальная стадия, стадия терпимости, аккомодация, ассимиляция.
В процессе адаптации различают профессиональную, социально-психологическую и организационную составляющие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.