Выступление на вебинаре для руководящих и педагогических работников областной образовательной системы по вопросам реализации целевой модели наставничества в муниципальных образовательных организациях Челябинской области по теме «Использование модели наставничества учитель - ученик при организации проектной деятельности».

  • docx
  • 30.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала выступление.docx

МОУ «Крутоярская СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на вебинаре   для руководящих и педагогических работников областной образовательной системы по вопросам реализации целевой модели наставничества в муниципальных образовательных организациях Челябинской области по теме

«Использование модели наставничества учитель - ученик при организации проектной деятельности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель математики: Каптилова В.А.

 

 

 

 

2023 год

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления «Использование модели наставничества учитель - ученик при организации проектной деятельности».

Наставничество – это отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции.

На мой взгляд, работа в формате проектной деятельности (в частности работа над индивидуальным проектом) является эффективным способом реализации наставничества, поскольку дает возможность передавать знания, способствовать формированию навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве.

В своей педагогической деятельности реализую стандартную модель наставничества «учитель-ученик». Проектно-исследовательская деятельность в школе воплощается в двух формах - это урочные и внеурочные занятия. Я хотела бы остановиться на внеурочных занятиях.

А именно защита проектов  в рамках процедуры диагностики уровня индивидуальных достижений (метапредметных планируемых результатов) обучающихся 7-х классов, осваивающих образовательные программы в соответствии с ФГОС основного общего образования в форме индивидуального проекта.

Семиклассник выполняет проект в рамках одного учебного предмета, с целью продемонстрировать свои достижения метапредметных результатов.

От начального этапа, выполнения проекта, до заключительного этапа, работу обучающегося сопровождает педагог-наставник, которым я являюсь уже несколько лет.

 Хочется отметить, что в процессе работы над индивидуальным проектом изменяется позиция учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности. Именно поэтому учитель должен обладать творческими способностями, широкой эрудицией и высоким педагогическим мастерством. Учитель перестает быть только «предметником» – он становится педагогом широкого профиля.

Но при этом нельзя допускать, что бы учитель брал на себя всю ответственность за качество выполнения проекта своих подчиненных, ученик должен понимать, что все ответственность лежит на нем.

         В-седьмых классах как правило обучаются различные категории детей: — это могут быть и неуспевающие ученики, и пассивные и дети с ОВЗ ну и исключение – одаренные дети, которых в нашей школе не так уж и много, поэтому мне как педагогу – наставнику приходится мотивировать учащихся к проектной деятельности так, чтобы инициатива исходила от учащегося, постоянно поддержать интерес и добиваться  максимальной самостоятельности. 

На мой взгляд взаимодействие учителя и ученика при написании индивидуального проекта можно представить в 4 этапа: Погружение, организация деятельности, выполнение работы,  защита  (презентация) проекта.

Велика роль педагога на первом этапе работы «Погружение», ведь от того как учитель выполнит свою роль наставника будет зависит судьба проекта в целом. 

Поэтому темы индивидуальных проектов обсуждаю вместе с детьми, учитывая их интересы, порой дети не могут определиться с темой, тогда предлагаю несколько тем, а ученики уже сами выбирают то, что их более заинтересовало. На этапе выбора темы, я стараюсь направить полет фантазии ребенка  в более практико-ориентированное русло, чтобы наша работа в конечном итоге, помогла бы решить какую-нибудь проблему.

После того, как ребенок определится с темой, я даю ему задание – описать личную заинтересованность темой. То есть, обучающийся должен определить собственные проблемы и определять главную проблему темы. Затем я предлагаю поставить цель и задачи, если исследовательский проект, то выдвинуть гипотезу перед постановкой цели и задач. Если же ученик затрудняется сделать это с первого раза, то с помощью наводящих вопросов, я подвожу его к формулировке цели и задач.

То есть на первом этапе – я выполняю одновременно несколько ролей:  

как энтузиаст, который мотивирует и направляет, консультант и помощник, а также человек, который задает вопросы, тем самым помогает преодолеть возникающие у ребенка трудности.

Не менее важен второй этап работы над проектом – «Организация деятельности». На этом этапе координирую работу по поиску необходимой информации, работу с информационными ресурсами, оказываю консультативную помощь в составлении алгоритма деятельности, помогаю сделать вывод на основе анализируемого материала.

На деятельностном   этапе выступаю как учитель - предметник, который проводит наставление по индивидуальной образовательной теме, выступаю в роли коуча, помогая подопечному в постановке и достижении цели, разъясняю порядок работы, обсуждаем будущий результат (продукт) проектной работы.

 

 

В ходе выполнения проекта, особое место отвожу  созданию проектного продукта обучающимся (проведении необходимых исследований или иных видов работ по оформлению практической части),  важно помнить, что   подростков 7 класса  будет впервые работать над проектным продуктом, данный вид деятельности является для него новым, поэтому      моя задача направить, подсказать, объяснить, в каких-то случаях успокоить учащихся, показать, что его работа и конечный продукт значимы и необходимы, что их конечный продукт может быть использован как учебное пособие, помощник в период проведения темы, урока, классного часа, во внеурочной деятельности и т.д.

Поэтому с каждым ребенком тщательно изучаю методические рекомендации по выбору проектного продукта, определяем несколько возможных вариантов конечного результата проекта и в конечном итоге выбираем тот вариант, который соответствует не только интересам учащегося, но и его возможностям.

Главное нужно быть вовлеченным в данную работу вместе с учащимися, проявлять эмпатию, показывать свою личную заинтересованность в успешно выполненной им работе.

Первостепенна роль учителя и на последнем этапе, т.к. ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали. Это поможет сделать учитель с богатым опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением, поэтому на этом этапе я выступаю в роли помощ­ника, консультанта и коллегу по решению проблемы, возникающих у обучающего, ориентирую его на подготовку к защите – презентации проекта, информирую о процедуре защиты, оказываю помощь в создании презентации, отвечаю на все возникающие вопросы.  

В ходе завершающей встречи вместе с подопечным проводим предзащиту работы.  Проводим рефлексию, оценивание, для меня важным представляется услышать самооценку обучающимся своей работы.

Так же надо отметить, что рефлексию я осуществляю на каждом этапе. где обучающемуся предлагается ответить на такие вопросы, как: Чего достигли на этом этапе? - Плодотворно ли проводилась работа по проекту? - Что получилось хорошо, а что не очень?

На защите проекта моя задача морально поддерживать исполнителя проекта, сопереживать вместе с ним, но не вмешиваться.

По ходу реализации проекта наставник «проживает» разные роли, он энтузиаст, который мотивирует, специалист, который компетентен в нескольких областях, он руководитель, консультант и эксперт Однако, не смотря на разные роли, на всех этапах учитель выступает как помощник, который может оказаться  своему подопечному помощью по любому вопросу.  

В связи с этим в процессе работы над проектом провожу регулярные очные встречи, так же оказываю поддержку и помощь в дистанционном режиме, веду наблюдение за общим и индивидуальным эмоциональным фоном, давая обратную связь

             Необходимо отметить, что обратная связь – инструмент развития наставляемого.     

Умение предоставлять эффективную обратную связь - один из важнейших навыков наставника, это представление полной картины действий наставляемого в конкретной ситуации. Для наставника велика опасность раскритиковать обучаемого, именно поэтому существуют правила обратной связи. Обратная связь - это методика бесконфликтной критики. Если обратная связь будет слишком критичной, наставляемый может внутренне отвергнуть ее, если слишком хвалебной, то это может быть воспринято как опека, что тоже может вызывать отторжение.

Подводя итог – хочу подчеркнуть необходимость, с одной стороны, сохранять самостоятельность ребенка и стимулировать его на всех этапах работы над проектом, а с другой стороны, необходимо ненавязчиво контролировать его работу – в этом и заключается секрет мастерства наставника.

   А успех наших обучающихся - это и есть главный показатель нашей работы.