Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с. Катар-Юрт»
Мастер - класс
«Решение текстовых задач
в начальной школе»
учитель начальных классов:
Дукаева Л.С.
Решение текстовых задач в начальной школе
Цель: познакомить с этапами решения задач и научить решать задачи не только математические, а жизненные задачи.
Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. Решение задач необходимо рассматривать не только как средство формирования математических знаний, но и как цель обучения и как средство развития обще учебного умения рассуждать.
Основная идея в организации обучения при решении математических текстовых задач состоит в том, чтобы ребёнок не просто усваивал готовые знания, изложенные учителем, а «открывал» новые знания в процессе собственной деятельности, т.е. «обучение, обеспечивающее включения детей в учебно-познавательную деятельность».
Текстовая задача – это «словесная модель заданной ситуации, процесс решения задачи – это процесс преобразования модели».
Однако практика работы учителя такова, что в каждом классе найдутся ученики, имеющие проблемы при решении задач. Этому сопутствуют разные причины, и учителю о них надо знать. Причины могут быть психологическими и педагогическими.
Возможные проблемы и причины у учащихся при решении текстовых задач
Возможные психологически причины.
|
Возможные педагогические причины |
§ слабое понимание грамматических конструкций;
§ несформированность умения ориентироваться на систему признаков;
§ низкий уровень развития образного и логического мышления;
§ низкий уровень развития интеллекта.
|
§ фрагментарное восприятие задачи; § слабая ориентировка в решении задачи; § нуждается в помощи выделения главного вопроса в задаче; § затруднение в выделении величин и числовых данных; § затруднение в нахождение неизвестного компонента в задаче; § затруднение в нахождение результата в задаче. |
Справочные материалы
При совместной работе учителя и ученика формируется папка «Справочные материалы по решению задач», где собраны различные памятки и инструкции. (Приложение 2).
Карточка-опора может служить ориентиром при работе с ключевыми словами задачи, помочь при выборе действия. (Приложение 3).
Конструктор решения задач
Чтобы решение задач стало приятным и увлекательным занятием для детей, надо идти от потребностей детей. А это игра. Природа игры такова, что она даёт право на свободу поведения и создаёт атмосферу общей увлечённости. Игровая ситуация позволяет раскрыться самым неожиданным качествам человека. Конструктор интересен всем детям. Почему бы не придумать конструктор задач? Что мы и сделали с ребятами. В основу конструктора вошли детали - карточки ключевых слов-опор в задачах и ключевыхслов - вопросов задач.
Конструктор выглядит следующим образом.
Карточки из картона 30см на 10см.
1) Ключевые слова задачи, где полоска это предполагаемое слово, а квадратик – число.
2)Ключевые вопросы к задаче.
Количество карточек по содержанию может увеличиваться, комплект должен быть как демонстрационный, так и индивидуальный. Современные технические условия позволяют вывести «конструктор» и на интерактивную доску.
Как работать с конструктором? Например, дана задача « На первой полке стоит 20 книг, на второй – на 4 книги больше. Сколько книг стоит на двух полках?». Задачу конструктором можно выложить так:
Выводы
1.В задаче считаны и выделены ключевые слова и вопросы к ней.
2.Составнено условие задачи.
3.Смысл задачи понятен, решение будет выполнено.
Дополнительные задания:
§ наращивание: добавьте данные, чтобы задача решалась в 3, 4 действия;
§ измените главный вопрос, чтобы последнее решение выполнялось вычитанием;
§ разбить составную задачу на простые задачи;
§ найдите на странице учебника задачу к модели;
§ составьте задачу по заданной модели;
§ найти ошибки в модели задачи и другое.
Работа с конструктором позволяет организовать плодотворную обучающую и творческую работу с каждым учеником и группами учащихся.
Карточка 1.
Цель: выявить умения выделять части задач.
Задача: Коле 12 лет, а Оля в 4 раза моложе. На сколько лет Коля старше Оли?
Соотнеси высказывания в левом столбике с высказываниями в правом столбике.
Коле 12 лет, а Оля в 4 раза моложе |
|
Вопрос |
На сколько лет Коля старше Оли? |
Решение |
|
12 – (12 : 4) = 9 (л) |
Условие |
|
12 – (12 : 4) |
Ответ |
|
На 9 лет |
Выражение |
Карточка 2.
Цель: выявить умения выбора арифметического действия по ключевым задачам.
Соотнеси вопрос к задаче с арифметическим действием.
Сколько всего ________? |
|
||||||||
На сколько больше_________, чем? |
|||||||||
Сколько ________ осталось? |
|||||||||
Во сколько раз ________ ? |
|||||||||
Сколько в ___ _________ ? |
Карточка 3.
Цель: выявить навык решения простых задач.
(Виды задач нарастают по мере их изучения)
№ |
Тексты задач |
Решение |
1 |
Купили 3 м ленты, а тесьмы в 5 раз больше. Сколько м купили тесьмы? |
|
2 |
Масса тыквы 16кг, а дыни в 4 раза меньше. Какова масса тыквы? |
|
3 |
В 5 коробках по 6 карандашей. Сколько всего карандашей? |
|
4 |
Папе 36 лет, а сыну 9 лет. На сколько лет папа старше сына? |
|
5 |
Сшили 8 простыней и 4 наволочки. Во сколько раз меньше сшили наволочек, чем простыней? |
|
6 |
В трёх коробках 27 пачек печенья. Сколько пачек печенья, а одной коробке? |
|
7 |
Лимон стоит 8 рублей. Сколько стоит 5 лимонов? |
|
8 |
За 9 катушек ниток заплатили 45 рублей. Сколько стоит одна катушка ниток? |
|
9 |
Сколько марок можно купить на 64 рубля, если одна марка стоит 8 рублей. |
|
10 |
У Толи в коллекции 12 машинок, а у Жени на 7 машинок больше. Сколько машинок у Жени? |
|
Инструкция.
Работай по плану
1).Прочитай задачу.
2).Составь и запиши условие к задаче. Выдели главный вопрос задачи.
3).Запиши решение задачи.
4).Запиши ответ задачи.
Памятка по составлению краткой (текстовой) записи задачи.
1.Выдели ключевые слова.
2.Подумай, как выпишешь ключевые слова: словом, заглавной буквой,
числами I , II, III.
3.Выдели вопрос задачи.
4.Подумай, как записать вопрос: словом, знаком «?», ? на <,> ?
5.Можно ли задачу изобразить в виде схемы?
6.Запиши условие задачи.
Инструкция к решению задачи (например на стр…. №...)
План. 1.Узнай, сколько привезли пачек учебников по истории. 2. Узнай, сколько привезли пачек учебников по географии. 3.Узнай, сколько всего привезли пачек учебников?
|
Вспомни, как найти неизвестный множитель. |
Таблица по составлению условия задачи в таблице.
Множитель |
Множитель |
Произведение |
1 |
2 |
3 |
Цена … |
количество |
Общая стоимость … |
В одной коробке … |
Всего … |
|
Масса одного предмета |
Общая масса … |
|
Расход на один предмет |
Всего израсходовано … |
|
Норма (выработка за один час) |
Всего израсходовано .. |
Вопросы по разбору задачи:
1. Какой главный вопрос задачи?
2. Что достаточно знать, а что нет?
3. Какой новый вопрос возник?
4. Что достаточно знать, чтобы ответить на него?
Памятка
Ответь на вопросы:
1.Какой главный вопрос задачи?
2.Что нужно знать, чтобы на него ответить?
3.Что надо сделать с данными числами?
4.Что известно? Что неизвестно?
5.Найди неизвестное.
6.Напиши ответ.
Карточка - опора
№ п/п |
Содержание работы |
Управление обучением |
||||||||||
1 |
Условие задачи 1.Выдели опорные слова в задаче. 2.Обрати внимание на выражения:
по ( х или : )
3.Помни:
4.Составь краткую запись к задаче. |
1.Подчеркни или выпиши
2.Словарь(слова-помощники)
3.Тест, схема, рисунок, таблица. |
||||||||||
2 |
Суждение и решение к задаче 1.Прочитай и обозначь главный вопрос к задаче. 2.Выдели величины и числовые значения: «Я знаю …» 3.Составь план решения задачи. 4.Запиши решение задачи выражением. 5.Прочитай главный вопрос задачи и запиши ответ. |
?...
1) 2) |
Таблица результатов к карточке №1, №2.
№ п/п |
Список класса |
Выделение частей задач |
Соотношение знака действия с вопросом задачи. |
Коли-чество бал. |
Вывод |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 - 10 баллов - высокий уровень решения задач (ВУ)
7 - 8 баллов – средний уровень (СУ) нуждается в направляющей и стимулирующей помощи учителя.
6 баллов и ниже – низкий уровень (НУ) нуждается в коррекции; требуется обучающая помощь.
Таблица результатов к карточке №3
№ п/п |
Список Класса
|
Результат решения простых задач |
Количество баллов |
Итог |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.