Выступление по теме: Подход к решению текстовых задач.
Оценка 5

Выступление по теме: Подход к решению текстовых задач.

Оценка 5
docx
15.03.2024
Выступление по теме: Подход к решению текстовых задач.
Подход к решению текстовых задач в начальной школе..docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 с. Катар-Юрт»

 

 

 

 

Мастер - класс

«Решение текстовых задач

 в начальной школе»

 

 

учитель начальных классов:

Дукаева Л.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение  текстовых задач  в начальной школе

 

Цель: познакомить с этапами решения задач и научить решать задачи не только математические, а жизненные задачи.   

Умение решать текстовые задачи является одним из  основных показателей уровня  математического развития, глубины усвоения учебного материала. Решение задач необходимо рассматривать не только как средство формирования математических знаний, но и как цель обучения и как средство развития обще учебного умения рассуждать.

     Основная идея в организации обучения при решении математических текстовых задач состоит в том, чтобы ребёнок не просто усваивал готовые знания, изложенные учителем, а «открывал» новые знания в процессе собственной деятельности, т.е. «обучение, обеспечивающее включения детей в учебно-познавательную деятельность».

Текстовая задача – это «словесная модель заданной ситуации, процесс решения задачи – это процесс преобразования модели».

Однако практика работы учителя такова, что в каждом классе найдутся ученики,  имеющие проблемы при решении задач. Этому сопутствуют разные причины, и учителю о них надо знать. Причины могут быть психологическими и педагогическими.

Возможные проблемы и причины у учащихся при решении текстовых задач

Возможные психологически причины.

 

Возможные педагогические причины

§  слабое  понимание  грамматических  конструкций;

 

§  несформированность  умения  ориентироваться  на  систему  признаков;

 

§  низкий  уровень  развития  образного  и логического мышления;

 

§  низкий  уровень  развития  интеллекта.

 

§  фрагментарное восприятие  задачи;

§  слабая ориентировка  в решении  задачи; 

§  нуждается  в  помощи выделения главного   вопроса  в  задаче;

§  затруднение  в  выделении  величин  и  числовых  данных;

§  затруднение  в  нахождение  неизвестного    компонента  в  задаче;

§  затруднение  в  нахождение  результата  в  задаче.

Справочные материалы

При совместной работе учителя и ученика формируется папка «Справочные материалы по решению задач», где собраны различные памятки и инструкции. (Приложение 2).

Карточка-опора может служить ориентиром при работе с ключевыми словами задачи, помочь при выборе действия. (Приложение 3).

 

Конструктор решения задач

Чтобы решение задач стало приятным и увлекательным занятием для детей, надо идти от потребностей детей. А это игра. Природа  игры  такова,  что  она  даёт  право  на  свободу  поведения  и  создаёт  атмосферу  общей  увлечённости.  Игровая  ситуация  позволяет  раскрыться  самым  неожиданным  качествам  человека. Конструктор интересен всем детям. Почему бы не придумать конструктор задач? Что мы и сделали с ребятами. В основу конструктора вошли детали - карточки ключевых слов-опор в  задачах и ключевыхслов - вопросов  задач.

   Конструктор выглядит следующим образом.

Карточки из картона 30см на 10см.

1)    Ключевые слова задачи, где полоска это предполагаемое слово, а квадратик – число.

 

 


Надпись:           иНадпись: по                                                                      Надпись: ? меньшевНадпись: ? больше в                   

 

Надпись:  Надпись:            ?2)Ключевые вопросы к задаче.

 

 

 

 


Количество карточек по содержанию может увеличиваться, комплект должен быть как демонстрационный, так и индивидуальный.  Современные технические условия позволяют вывести «конструктор» и на интерактивную доску.

Как работать с конструктором? Например, дана задача « На первой полке стоит 20 книг, на второй – на 4 книги больше. Сколько книг стоит на двух полках?». Задачу конструктором можно выложить так:

 


Правая фигурная скобка:                                     

Надпись: ?
 

 


Выводы

1.В  задаче считаны и выделены ключевые слова и вопросы к ней.

2.Составнено условие задачи.

3.Смысл задачи понятен, решение будет выполнено.

Дополнительные задания:

§  наращивание: добавьте данные, чтобы задача решалась в 3, 4  действия;

§  измените главный вопрос, чтобы последнее решение выполнялось вычитанием;

§  разбить составную задачу на простые задачи;

§  найдите на странице учебника задачу к модели;

§  составьте задачу по заданной модели;

§  найти ошибки в модели задачи и другое.

Работа с конструктором позволяет организовать плодотворную обучающую и творческую работу с каждым учеником и группами учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка 1.

Цель: выявить умения выделять части задач.

Задача: Коле 12 лет, а Оля в 4 раза моложе. На  сколько  лет  Коля  старше  Оли?

Соотнеси высказывания в левом столбике с высказываниями  в правом столбике.

Коле 12 лет, а Оля в 4 раза моложе

 

Вопрос

На  сколько  лет  Коля  старше  Оли?

Решение

12 – (12 : 4) = 9 (л)

Условие

12 – (12 : 4)

Ответ

На  9  лет

Выражение

Карточка 2.

Цель: выявить умения выбора арифметического действия по ключевым задачам.

Соотнеси  вопрос  к  задаче  с  арифметическим  действием.

Сколько  всего ________?

+

 

х

 

:

 

_____

 

На сколько  больше_________, чем?

Сколько ________  осталось?

Во  сколько  раз ________  ?

Сколько  в  ___    _________ ?

Карточка 3.

Цель: выявить навык решения простых задач.

(Виды задач нарастают по мере их изучения)

Тексты задач

Решение

1

Купили 3 м ленты, а тесьмы в 5 раз больше. Сколько м купили тесьмы?

 

2

Масса  тыквы  16кг,  а  дыни  в  4  раза  меньше. Какова масса тыквы?

 

3

В 5 коробках по  6 карандашей. Сколько  всего   карандашей?

 

4

Папе 36 лет, а сыну 9 лет. На сколько лет папа старше сына?

 

5

Сшили 8 простыней и 4 наволочки. Во сколько раз меньше сшили наволочек, чем простыней?

 

6

В трёх коробках   27 пачек печенья.  Сколько  пачек печенья, а одной коробке?

 

7

Лимон стоит 8 рублей. Сколько стоит 5 лимонов?

 

8

За 9 катушек ниток заплатили 45 рублей. Сколько стоит одна катушка ниток?

 

9

Сколько марок можно купить на 64 рубля, если одна марка стоит 8 рублей.

 

10

У  Толи в коллекции 12 машинок, а у Жени на 7 машинок больше. Сколько машинок у Жени?

 

 

Инструкция.

Работай  по  плану

1).Прочитай  задачу.

2).Составь  и  запиши  условие  к  задаче. Выдели  главный  вопрос  задачи.

3).Запиши  решение  задачи.

4).Запиши  ответ  задачи.

Памятка  по  составлению  краткой (текстовой)  записи  задачи.

1.Выдели  ключевые  слова.

2.Подумай,  как  выпишешь  ключевые  слова:  словом,  заглавной  буквой, 

числами  I ,     IIIII.

3.Выдели  вопрос  задачи.

4.Подумай,  как  записать  вопрос:  словом,  знаком  «?»,             ?                на <,>  ?

5.Можно  ли  задачу  изобразить  в  виде  схемы?

6.Запиши  условие задачи.

Инструкция к решению задачи (например на стр….   №...)

План.

1.Узнай, сколько привезли  пачек  учебников по  истории.

2. Узнай, сколько привезли  пачек  учебников по  географии.

3.Узнай,  сколько  всего  привезли  пачек  учебников?

 

Вспомни,  как  найти  неизвестный  множитель.

Таблица по составлению  условия задачи в таблице.

Множитель

Множитель

Произведение

1

2

3

Цена     …

количество

Общая стоимость  …

В одной  коробке  …

Всего …

Масса одного предмета

Общая  масса  …

Расход  на один  предмет

Всего  израсходовано …

Норма (выработка за один час)

Всего  израсходовано  ..

Вопросы  по  разбору  задачи:

1.     Какой  главный  вопрос  задачи?

2.     Что  достаточно  знать,   а  что  нет?

3.     Какой  новый  вопрос  возник?

4.     Что  достаточно  знать,  чтобы  ответить  на  него?

Памятка

Ответь  на  вопросы:

1.Какой  главный  вопрос  задачи?

2.Что  нужно  знать, чтобы  на  него  ответить?

3.Что  надо  сделать  с  данными  числами?

4.Что  известно?  Что  неизвестно?

5.Найди  неизвестное.

6.Напиши  ответ.

 

Карточка - опора

п/п

Содержание  работы

Управление  обучением

1

Условие задачи

1.Выдели  опорные  слова  в  задаче.

2.Обрати  внимание   на  выражения:

 

по                  (  х  или  : )

                                              

 

 

 

 

 

3.Помни:

Больше  на  … +

Больше  в  … х

Меньше  на  … -

Меньше  в  …:

Больше (меньше) на  …  -

Больше (меньше) в  …:

Стало  всего  … +

Осталось  … -

 

4.Составь  краткую  запись  к  задаче.

 

1.Подчеркни  или  выпиши

 

2.Словарь(слова-помощники)

Х

Привезли

Выступило

Наклеили

Пришили

Заготовили

Прочитал

:

Расселили

Разложили

Раздали

Расставили

Разбили

Разлили

 

 

 

 

 

 

 

3.Тест,  схема, рисунок, таблица.

2

Суждение  и  решение  к  задаче

1.Прочитай  и  обозначь  главный  вопрос   к  задаче.

2.Выдели  величины  и  числовые значения:  «Я  знаю  …»

3.Составь план  решения  задачи.

4.Запиши  решение  задачи  выражением.

5.Прочитай  главный  вопрос  задачи  и  запиши  ответ.

 

                   ?...

 

                                         1)

                      2)

 


Таблица результатов  к карточке №1, №2.

п/п

Список

класса

Выделение частей задач

Соотношение знака действия

с  вопросом задачи.

Коли-чество бал.

Вывод

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 - 10 баллов  - высокий уровень решения задач (ВУ)

7 - 8 баллов – средний уровень (СУ) нуждается в направляющей и стимулирующей помощи учителя.

6 баллов  и ниже – низкий уровень (НУ) нуждается в коррекции; требуется обучающая помощь.

Таблица результатов  к карточке №3

п/п

Список

Класса

 

Результат  решения простых задач

Количество

баллов

Итог

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с

Решение текстовых задач в начальной школе

Решение текстовых задач в начальной школе

Конструктор решения задач Чтобы решение задач стало приятным и увлекательным занятием для детей, надо идти от потребностей детей

Конструктор решения задач Чтобы решение задач стало приятным и увлекательным занятием для детей, надо идти от потребностей детей

Выводы 1.В задаче считаны и выделены ключевые слова и вопросы к ней

Выводы 1.В задаче считаны и выделены ключевые слова и вопросы к ней

Карточка 1. Цель: выявить умения выделять части задач

Карточка 1. Цель: выявить умения выделять части задач

Инструкция. Работай по плану 1)

Инструкция. Работай по плану 1)

Карточка - опора № п/п

Карточка - опора № п/п

Таблица результатов к карточке №1, №2

Таблица результатов к карточке №1, №2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2024