Выступление по теме "Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования духовно-нравственного воспитания"
Оценка 4.6

Выступление по теме "Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования духовно-нравственного воспитания"

Оценка 4.6
docx
08.06.2022
Выступление по теме "Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования духовно-нравственного воспитания"
Проектно- исследовательская деятельность.docx

Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования
духовно - нравственного воспитания

Серова Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ « Коровинская СОШ»

 

«Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает». Я.А. Коменский

 Свое выступление мне хотелось бы начать со старой индейской притчи. Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»...

    Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.

     Основные задачи духовно – нравственного воспитания:

·        формирование национальных базовых ценностей  через духовно – нравственное воспитание личности ребенка как гражданина России;

·        расширение социального опыта, принятия общепринятых норм и правил жизни через организацию игровой, проектной деятельности, вовлечение родителей в процесс социализации детей;

·        формирование начальных основ сотрудничества в триаде  педагог – ребенок  -родитель в процессе взаимодействия в ведущей деятельности каждого возрастного этапа;

·        становление творческого начала, развитие воображения ребенка посредством вовлечения его в активный процесс познания.

       

    Основные ценности:

·        патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

·         социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство,

·         семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

·        здоровье  — забота о своем здоровье, формирование привычки к здоровому образу жизни.

·        труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

·        наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

·        природа — родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

·         человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Психологи установили, что  школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

Чтобы увидеть ребенка в общем процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

      В период обучения в школе формируются нравственные понятия, убеждения и вырабатываются устойчивые навыки и привычки поведения у учащихся. Формирование нравственных ценностей — это целостный процесс педагогической организации всей жизни школьников в соответствии с общечеловеческими понятиями морали: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом является сформированная нравственно цельная личность, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественного ценного поведения.

     Мне бы сегодня хотелось остановиться на обобщении опыта учителей по работе над духовно-нравственным воспитанием через поисковые и научные исследования. Одной из форм формирования нравственных ценностей можно назвать  проектную деятельность. Деятельность — динамическая система активного взаимодействия человека с миром, направленного на удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Основной идей проектно-исследовательской деятельности является направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, личностно и социально-значимой проблемы. Результатом данной деятельности является проект. Проект — это комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, который специально организовывается учителем для самостоятельного выполнения детьми специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми. Данный комплекс действий завершается созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации. Проектная деятельность интегрирует в себе игровую, познавательную, творческую и созидательную деятельность.

     Разработку проекта можно отнести к творческому процессу, который можно выполнить, используя готовые схемы действий и последовательностей, выполняя четко определенные задачи. Однако А. И. Савенков считает, что проектирование — творчество по плану и в определенных рамках, т. е. творчество, но не в полной мере.

        Организация проектной деятельности в школе раскрывает исследовательский и творческий потенциал обучающихся. Это деятельность, которая помогает раскрыть собственные творческие способности, увидеть процесс и результат работы, создать творческий свой продукт, который будет полезным для других обучающихся. Формирование необходимых условий для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т. д.); ‒ Провести подготовку обучающихся по работе с проектом; ‒ Обязательная презентация проекта; ‒ Наличие руководителя и поддержки учителя. Проект может быть как коллективным, так и индивидуальным, обязательно проект подчинен общей дидактической задаче и включает в себя разнообразные формы творческой и исследовательской деятельности обучающихся, направленной на реализацию конкретной идеи. При работе над проектом обучающиеся самостоятельно обретают знания, включают механизмы осознанного их усвоения, в результате чего обучающихся получает не просто готовые положения, требующие запоминания, а еще и эмоционально воспринимает добытые им сведения. Именно поэтому метод проектов можно включить в список эффективных методов формирования нравственных ценностей. В данном методе уже задействован один из компонентов формирования нравственных ценностей — эмоции.  В помощь обучающемуся можно предложить ведение дневника, в котором можно записывать интересные моменты, свои впечатления, результаты, идеи, ощущения, трудности, удачи и неудачи, и попытки их объяснения, т. е. рефлексия. Дневник поможет обучающемуся при составлении отчета и презентации проекта.

     В проектной деятельности делается акцент именно на личностные характеристики обучающихся, на повышение их мотивации к деятельности. Темы выбираются из жизни, что обогащает их опытом и способствует личностно-смысловому отношению к проекту, а порой даже эмоциональный отклик на тематику проекта.

     В процессе работы над проектом можно выделить 2 фактора, которые можно использовать для формирования нравственных ценностей.  Первый фактор -  работа над проектом. Если работа коллективная, то в процессе работы над проектом обучающиеся либо на интуитивном уровне, либо с помощью педагога (если сами не справляются, и зависимо от возраста), находят пути взаимодействия и контакта между собой. И чтобы справиться с работой, нужно распределить роли, отобрать кто чем будет заниматься и т. п. В результате чего дети понимают, что для достижения общей цели, необходимо работать слаженно, помогать друг другу. Именно это позволит вспомнить о таких ценностях, как уважение, дружба, справедливость и т. д. Если работа индивидуальная, то в процессе работы над проектом ребенка можно научить уважать свой и чужой труд, помочь с определением и коррекцией своей самооценки. Второй фактор: тема проекта. При выборе темы проектов их можно распределить по тем ценностям, которые мы хотим сформировать у обучающихся. Например,  для формирования толерантности необходимо подбирать темы, которые ознакомят с культурой других народов, качествами, которые присущи данным народам, их историей. Обучающийся, работая над темой, будет раскрывать перед собой особенности других людей, на основе чего можно выстроить уважительное отношение к другим народам. Для формирования патриотизма необходимо углубиться в историю родного государства, поближе познакомить с бытом и культурой, показать положительные черты страны, красоты природы и т. д.

     В работе над проектом мы не ограничиваемся работой с текстом. Необходимо подкреплять словесные образы другими образами — поэтическими, музыкальными, драматургическими, архитектурными, которые комплексно воздействую на душу ребенку, что способствует повышению эффективности педагогического воздействия. В данной работе учитель уходит на второй план. Всю работу выполняет обучающийся, учитель только направляет, советует, т. е. является консультантом ребенка. Данная позиция для обучающегося способствует повышения мотивации. В проектной деятельности делается акцент именно на личностные характеристики обучающегося, на повышение их мотивации к деятельности. Темы выбираются из жизни, что обогащает их опытом и способствует личностно-смысловому отношению к проекту, а порой даже эмоциональный отклик на тематику проекта. Именно процесс работы над проектом и сама тема проекты открывает перед нами просторы для формирования нравственных ценностей и нравственных качеств.
За годы работы в школе я могу с уверенностью сказать, что школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности.

       Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.

     Проектная деятельность также является одной из самых распространённых форм внеурочной деятельности, где ребенок учится не только проектировать, но и выполнять исследовательскую работу. Что же лично меня привлекает в данном методе? Прежде всего, тема проекта, как правило, не ограничивается рамками одного стандартного урока, она гораздо шире и глубже. Во-вторых, это богатейшие межпредметные связи. Что еще важно – так это возможность создания групп по интересам, воспитание взаимоподдержки и взаимовыручки.

     Темы проекта являются благодатным полем для духовно-нравственного воспитания – формирования у ребенка личностных качеств, патриотических чувств, стиля жизни, образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром. Через проектную деятельность мы можем сформировать у учащихся способность к человеческому общению, взаимопониманию, сопереживанию, интерес к творческому труду, в котором проявляется личность.

       Исследовательская деятельность имеет огромное значение, так как направлена на:

ü формирование устойчивого интереса обучающихся к подлинным ценностям родной истории и культуры;

ü на воспитание патриотизма и гражданственности;

ü на эстетическое воспитание;

ü на здоровье…..

ü на изучение народных промыслов и традиций;

ü на правила воспитания;

ü на изучение семейных ценностей.

     Все это наглядно подтверждается в работах учащихся разного возраста. Темы исследований мы можем разделить по направлениям: краеведение, народные промыслы и традиции, правила поведения, патриотическое,  экологическое, развитие кругозора.

      В 2017-2018 учебном году мы с ученицей 10 класса Джомидава Дарьей (она посещает профиль по литературе) работали над проектом "Проблемы нравственности и духовности в произведениях В.Ф.Потанина". Главным этапом работы над этим проектом было чтение и анализ произведений писателя с целью выявления проблем нравственного характера. Конечно, я оказывала необходимую помощь, направляла в работе. Дарья также искала дополнительную информацию, используя источники в интернете, помимо книг. Но нужно сказать, что по творчеству Потанина как зауральского писателя материала немного, хотя он имеет мировую известность. Презентацию к проекту ученица сделала самостоятельно. Начав работу над этим проектом в начале учебного года, мы не думали выступать с ним на районной конференции. Но узнав тему конференции ("Моя малая родина - Зауралье"), решили принять участие, так как содержание работы идеально соответствовало теме. Доработав проект в соответствии с заявленными к работе требованиями, мы приняли участие в районной конференции "Первые шаги в науку", но призового места не заняли, а получили грамоту в номинации "Юбилею малой родины посвящается". Дарья отлично выступила, защитив свой проект, и грамотно отвечала на вопросы.

     Также в прошлом году я работала над проектом по воспитательной работе (этот проект долгосрочный), который стал итогом трёхлетней работы, он был завершён в 2017-2018 уч.году, и с ним мы заняли первое место в районной конференции. Проект называется "Страницы жизни Понькиной Нины Григорьевны", учителя начальных классов нашей школы, которая рано ушла из жизни, но успела сделать очень много для школы и села, и жители села её до сих пор вспоминают.

     Над проектом мы работали с моим сыном, учащимся 10 класса. Нужно сказать, что Нина Григорьевна - это наша родственница, моя родная тётя, и я считаю своим долгом собрать о ней материал, который бы остался как память об учителе в школьном музее.

     Работа над проектом была проведена огромная: сбор материала о работе Нины Григорьевны сначала пионервожатой, затем учителем начальных классов, запись воспоминаний её коллег, родственников, поиски фотографий тех лет. Много материала взяли из школьного музея: дневники пионерской дружины, которые оформляла Нина Григорьевна, вырезки из районной газеты "Искра", награды Нины Григорьевны (которых очень много).

    В работе над проектом главный упор делали на то, чтобы показать значимость педагога, показать пример работы педагога-активиста, назвав Нину Григорьевну человеком с большой буквы.

    Большую помощь оказали учителя - коллеги Нины Григорьевны (многие теперь уже пенсионеры) - рассказали о том времени (времени 1970-80-х годов), о школе, об общественной деятельности.

    Вместе с Олегом сделали презентацию к проекту, используя большое количество фотографий. И после успешной защиты мы заняли первое место в старшей группе.   Я думаю, члены жюри не остались равнодушными, услышав, с каким почтением люди относятся к учителю. И проект, и презентация к нему заканчиваются строчками из стихотворения Р.Рождественского:

                   Вы знаете, мне по-прежнему верится,

                   Что, если останется жить Земля,

                   Высшим достоинством человечества

                   Станут когда-нибудь учителя.

    Олег чётко отвечал на поставленные вопросы. И когда его спросили, кого из настоящих учителей нашей школы будут так же помнить, он не мог назвать конкретно кого-то, сказав, что всех учителей очень любят.

    Считаю, что работа над такими проектами - яркий пример духовно-нравственного воспитания.

    С этими проектами мы также выступили и на школьной конференции, которая прошла раньше районной и где каждый учитель предоставил ученика с подготовленным проектом.

    По воспитательной работе в 2017-2018 уч. году в нашей школе были реализованы общешкольные проекты, где наглядно прослеживается связь с семьёй: "Герб моей семьи", "Моя родословная", "Мой папа (дедушка) служил в армии". Все обучающиеся приняли в них участие, были задействованы, конечно же, и классные руководители, а ученики выполняли эти задания вместе с родителями. Итогом стали три оформленных проекта-альбома. 

    Отрадно, что в ходе выполнения проектных и исследовательских работ мы активизируем сотрудничество с родителями учащихся, организуем работу над поиском и обработкой информации, привлекаем детей к публичным выступлениям, углубляем интерес к учебной деятельности. Но самое важное для нас – это воспитать добрых, воспитанных, успешных,  толерантных людей.

Свое выступление хочу завершить словами Л. Н. Толстого: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

 

 

 

   

 

 

     


 

Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования духовно - нравственного воспитания

Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования духовно - нравственного воспитания

Основные ценности: · патриотизм — любовь к

Основные ценности: · патриотизм — любовь к

Чтобы увидеть ребенка в общем процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность

Чтобы увидеть ребенка в общем процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность

Однако А. И. Савенков считает, что проектирование — творчество по плану и в определенных рамках, т

Однако А. И. Савенков считает, что проектирование — творчество по плану и в определенных рамках, т

Если работа коллективная, то в процессе работы над проектом обучающиеся либо на интуитивном уровне, либо с помощью педагога (если сами не справляются, и зависимо от…

Если работа коллективная, то в процессе работы над проектом обучающиеся либо на интуитивном уровне, либо с помощью педагога (если сами не справляются, и зависимо от…

За годы работы в школе я могу с уверенностью сказать, что школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей,…

За годы работы в школе я могу с уверенностью сказать, что школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей,…

Все это наглядно подтверждается в работах учащихся разного возраста

Все это наглядно подтверждается в работах учащихся разного возраста

Работа над проектом была проведена огромная: сбор материала о работе

Работа над проектом была проведена огромная: сбор материала о работе

С этими проектами мы также выступили и на школьной конференции, которая прошла раньше районной и где каждый учитель предоставил ученика с подготовленным проектом

С этими проектами мы также выступили и на школьной конференции, которая прошла раньше районной и где каждый учитель предоставил ученика с подготовленным проектом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2022