Взаимодействие педагога с учащимися девиантного поведения и их родителями (из опыта работы). СЛАЙД 1
Проблема девиантного поведения школьников является сегодня актуальной, т.к. представляет собой определенные действия или поступки, идущие в разрез с социальными, культурными и нравственными нормами, принятыми в среде нахождения детей. СЛАЙД 2
Стадии формирования девиантного поведения. СЛАЙД 3 1 . Предрасположенность к девиантному поведению, в основе которого могут лежать такие причины как ошибки в воспитании, психологическая неготовность ребенка к школе, недостаточная социализация ребенка.
2. Формирование девиантного поведения характеризуется более сильным игнорированием правил поведения и социальных норм.
Сегодня в наши школы приходят как дети с предрасположенностью к девиантному поведения, а так уже со сформированным девиантным поведением. Их количество с каждым годом увеличивается, и не всех детей мы можем привести в норму, хотя очень стараемся. И есть результаты. Вот о своей работе с такими детьми и хотелось бы сегодня рассказать.
Специфика девиантного поведения у младших школьников. СЛАЙД 4 Психологический
фактор девиантного поведения
обусловлен тем, что ребенок не научен тому, как контролировать свои импульсы и
проявление эмоций, не в состоянии полностью правильно оценить свои поступки и
их последствия. И задача учителей начальной школы скорректировать данное
поведение.
Семейный фактор. Если ребенок растет в
атмосфере вседозволенности, то, попадая в среду, вводящую правила и
ограничения, он будет испытывать дополнительный стресс и дискомфорт, что также
может стать причиной проявлений девиантного поведения в разных его формах. Мы
говорим об «избалованности» современных детей. Здесь учителя испытывают
трудности в корректировке поведения, т.к. многие родители не прислушиваются к
советам педагогов.
Формы проявления девиантного поведения. СЛАЙД 5
- непослушание, самое «популярное» проявлением девиантного
поведения. Непослушание
иногда проявляется в стойком упрямстве.
- шалость, которую можно, по сути, считать безобидным
проявлением, т.к. в ней отображаются активность ребенка.
- озорство точно также позволяет проявиться креативности и
активности ребенка, однако, в данном случае нарушение правил и норм происходит
уже осознанно, и налицо причиняемый окружающим умышленный вред.
- проступок носит социально опасный характер, т.к зачастую
является спланированным заранее.
- негативизм представляет собой необоснованное сопротивление
влиянию и действиям окружающих.
В пассивной форме проявляется как упрямство, отказ от
выполнения требований.
В активной форме – ребенок намеренно делает все вопреки тому, что от него
требуют.
- капризы, как правило выражаются в поступках или действиях,
которые ребенок просто не может объяснить, а также в сопротивлении требованиям со
стороны взрослых. Иногда могут сопровождаться плачем (истерикой) или сильным
нервным возбуждением.
- своеволие является результатом излишней самостоятельности,
стремлении к самоутверждению, но при этом неумении выразить это конструктивными
способами.
Группы учащихся с особыми формами девиантного поведения.
СЛАЙД 6 Требовательные дети. Их главная цель — привлечь к себе внимание, быть всегда на виду, проявить превосходство над другими, закрепить высокий собственный статус. Это дети с очень развитой потребностью быть всегда в центре внимания. Пути достижения целей у них разнообразны: манерность, клоунада, показная лень, нарочитая небрежность, неуместные выкрики, иногда хулиганские поступки.
Властные дети. Это очень сложный тип отклоняющегося поведения. Они настойчивые, требовательные, желающие верховодить, управлять другими, быть постоянно в центре внимания. Такой ребенок работает мало или не работает совсем. Может обманывать, лгать, лицемерить, пока не добьется своего.
Мстительные дети. Им кажется, что их постоянно обижают, к ним несправедливы, не так относятся, что все против них. При невнимательном отношении к ним, их отклоняющееся поведение прогрессирует, становится неуправляемым, агрессивным.
В этом учебном году ко мне во 2 класс пришёл ученик со сформированным, можно сказать «стойким» девиантным поведением.
При этом коммуникативные навыки не развиты. Проявляет агрессию: толкается, пинается, обзывается. Как видите, его поведение относится ко всем формам проявления девиантного поведения.
Возникли ПРОБЛЕМЫ.
1.Как сохранить дисциплину в классе, которая уже за первый год обучения была сформирована. Класс был очень спокойным. А сейчас многие дети (с психологическим фактором девиантного поведения) стали ему подражать.
2. Не потерять мотивацию к обучению, а обучение во втором классе стало отметочным, следовательно и сохранить успеваемость в классе. Это была и есть основная задача.
3. Прийти к пониманию родителей класса, удержать их от резких, необдуманных решений, т.к. дети конфликтовали, жаловались.
4. Как адаптировать ученика с девиантным поведением и самое главное как обучить, ликвидируя ещё и незнания по предметам.
Направления путей решения проблем:
1. Постоянные беседы с учащимися о правилах поведения как во время уроков, так и во время классных часов, что так делать нельзя, не принято, что……исправится, мы должны его научить жить по нашим правилам. Важно заручиться поддержкой класса.
2.Постоянное обращения ученика к правилам поведения. Объяснение ученику ,что так делать нельзя, лучше сделать вот так…..
3. Психолого-педагогический совет, Совет профилактики. При сильных срывах вызывали специалистов. Отстранение от занятий.
4.Дополнительные занятия с логопедом, психологом, репетитором.
5. Беседы с родителями ученика. Убеждение их встать на позицию учителя, поддерживать его в во всём. Присутствие на уроках.
6.Беседы (индивидуальные) с родителями учащихся класса.
Приёмы работы. СЛАЙД 7
1. Внимание к такому ребенку лучше уделять тогда, когда он чем-нибудь занят. Похвалить его работу, обратить внимание других детей, как хорошо выполняется задание. Но любые попытки ребенка обратить на себя внимание через капризы, проявления агрессивности учителю следует игнорировать.
2. В работе педагог должен занять дипломатичную позицию: не уступать и не бороться, т.е. не вступать в конфликт, обезоруживайте спокойствием. Использовать технологию сотрудничества, воспитывать ответственность за свои действия. Как говорится «Что сделал, то и получил». Здесь целесообразно применять метод «взрыва», когда разом, круто и достаточно жестко и стоять на своём, при этом не повышать голоса.
3. Когда нужно можно поддерживать, хвалить, когда есть попытка сделать что-то самостоятельно. Необходимо чаще практиковать групповые поощрения, чтобы усилить их действие на ребенка.
4.Использование методов изменения отношений: СЛАЙД 8
А) Личный
пример взрослого и сверстника. Взрослый,
его слова, чувства, поступки – эталон, образец для подражания ребенка. Иногда
целесообразно не указывать ребенку на его плохое поведение, а обратить его
внимание на одноклассника, который ведет себя хорошо или справился с некоторыми
своими недостатками.
Б) Игнорирование поведения ребенка – часто лучший способ
прекратить, нежелательное поведение, например капризы. Через несколько попыток
ребенок поймет, что с помощью каприза цель не достигается, и перестанет
капризничать по любому поводу.
В) Прием «разрешение на поведение» В некоторых случаях вместо
того, чтобы проигнорировать нежелательное поведение ребенка, взрослый поступает
наоборот: поощряет, поддерживает его. Эффект этого приема заключается в том,
что нежелательное поведение, став разрешенным, утрачивает свою былую
привлекательность и ребенок отказывается от него. (Например: Закачу
концерт) Г) Изменение
(повышение) статуса ребенка в коллективе. Например на ребенка возлагается ответственное поручение: раздать
тетради, дежурство по классу, проведение зарядки. Повышение статуса закономерно
вынуждает школьника изменить свое поведение.
Д)Метод педагогической поддержки, взрослые поощряют инициативу и желание соблюдать правила поведения, сопереживают
неудачам, выражают готовность прийти на помощь, сотрудничать.
Е) Рассказ об
аналогичном поступке. Применяя
этот прием, педагог вспоминает о факте, сходном по смыслу с поступком, о котором
идет речь, и помогает воспитываемому самостоятельно установить аналогию этого
факта со своим поведением, верно, оценить его, чтобы в дальнейшем вести себя
правильно. ( Вот один мальчик так делал и….)
Ж) Обращение по
«неизвестному» адресу. В этом приеме
учащегося подводят к самостоятельному сравнению его поведения с очевидным для
него положительным или аморальным поступком. Но обращается при этом учитель к
коллективу, не адресуя свой рассказ кому-нибудь конкретно. Расчет делается на
то, что адресат сам поймет ошибочность своего поведения и сделает
соответствующие выводы. Хорошо этот приём использовать на уроках литературного
чтения. З) Остроумная шутка,
ответ. Видеть комическое, находить противоречия в поведении учащихся.
Юмор помогает безболезненно предупредить или ликвидировать самый сложный конфликт,
нейтрализовать напряжение.
Итог работы.
1. Сидит на уроках, по мере своих сил и желания работает. Может мешать, если на него перестаёшь долго обращать внимание.
2.Работает по мере возможности у доски в коллективной работе по «цепочке». Не кричит, если учитель не вызывает, но обижается. Спокойно воспринимает большинство замечаний.
3.Устаёт к 4 уроку, поэтому может ничего не делать.
4. Сохраняется проблема неуспеваемости по русскому языку и частично по математике. Читает - 40слов в минуту, пересказывает материал, учит наизусть стихи.
5.Выполняет, но не всегда проверочные и тестовые работы. Лень читать задания. Отсюда неуспеваемость.
6. Бабушка частично присутствует на занятиях.
Проблемы пока остаются.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.