Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
Тема доклада:
«Точка роста» как ресурс формирования современных цифровых компетенций у обучающихся и педагогических работников»
Автор работы:Струкова Ольга Николаевна, учитель ОБЖ.
р.п
Первомайский,
2022–2023 учебный год.
Тема:
«Точка роста» как ресурс формирования современных цифровых компетенций у обучающихся и педагогических работников»
Для цифровой экономики нужны компетентные кадры. А для их подготовки необходимо должным образом модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни – в любое время и в любом месте.
Именно на решение части этих проблем и направлен Федеральный проект "Современная школа" в рамках национального проекта "Образование".
Региональный проект «Современная школа» нацелен на уменьшение
разрыва между городскими и сельскими, поселковыми школами.
Центры образования
цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» создаются как структурные
подразделения общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную
деятельность по основным общеобразовательным программам, и расположенных в
сельской местности и малых городах, и направлены на формирование современных
компетенций и навыков у обучающихся, в том числе по предметным областям
«Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы
безопасности жизнедеятельности».
Центр образования «Точка роста» создается как структурное подразделение школы, в деятельности которого будут применяться ещё более современные информационные технологии, средства обучения, учебное оборудование, высокоскоростной интернет и другие ресурсы Центра, которые послужат повышению качества и доступности образования.
Задачами
Центра являются охват своей деятельностью на обновленной
материально-технической базе не менее 100% обучающихся школы, осваивающих
основную общеобразовательную программу по предметным областям «Технология»,
«Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности», а также обеспечение не менее 70% охвата от общего
контингента обучающихся в школе дополнительными общеобразовательными программами
цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей
во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных форм
обучения и сетевого партнёрства.
Данная модель позволяет Центру выполнять функцию общественного пространства для
развития общекультурных компетенций, цифровой грамотности, шахматного
образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации
детей, педагогов, родительской общественности и обеспечить формирование
современных компетенций и навыков у школьников.
В настоящее время центр образования цифровых и гуманитарных компетенций «Точка роста» активно задействован в учебном процессе: в нем проводятся уроки ОБЖ, информатики, русского языка, математики и др. Предметы естественно-научного и гуманитарного циклов проводятся в соответствии с расписанием и календарно-тематическим планированием. В кабинетах центра проходят занятия по внеурочной деятельности: «Безопасность.ру», «Компьютерная гостиная», «Робототехника» и другие, а также реализуется проектная деятельность, организуется подготовка к научно-практической конференции, участию в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, семинарах, открытых районных методических объединений.
Огромным преимуществом работы центра стало то, что дети изучают предметы, как «Технология», «Информатика», «ОБЖ» на новом учебном оборудовании. После уроков они посещают занятия цифрового и гуманитарного профиля, а также учатся играть в шахматы. В «Точке Роста» , что очень важно в современном мире то, что школьники учатся работать в команде.
Педагоги активно используют оборудование Центра в образовательных целях: демонстрация видеофильмов, видеоуроков, проводят практические занятия по обучению навыкам оказания первой медицинской помощи пострадавшим на современных тренажерах и т.д.
Изменилась содержательная сторона предметной области «Технология», в которой школьники осваивают навыки программирования, 3D-печати, 3D-моделирования, разработки виртуальной реальности, управления квадрокоптером.
В программе обучения предмету «ОБЖ» в классах проходят практические занятия. Это безопасность во время пребывания в различных средах, первая помощь, основы комплексной безопасности населения.
В рамках предметной области «Информатика» школьники приобретают навыки 21 века в IT-обучении, основы работы с облачными сервисами хранения и редактирования файлов в информационных системах, размещенных в сети интернет, визуальная среда программирования и его базовые конструкции. Во время 3D моделирования происходит формирование компетенций в 3D-технологии. Это позволяет значительно расширить возможности образовательного процесса и сделать его более эффективным и визуально-объемным. В будущем полученные знания особенно пригодятся тем ребятам, которые планируют учиться по специальностям технической направленности.
Благодаря получению виртуального шлема и квадрокоптеров обновлено содержание предметной области «Информатика», «География» с формированием таких новых компетенций, как технологии цифрового пространства. Также использование шлема на индивидуальных психологических занятиях.
Навыки оказания первой медпомощи отрабатываются в зоне «Основ безопасности жизнедеятельности» при помощи современных тренажеров-манекенов и другого наглядного оборудования. В рамках муниципальной недели безопасности в октябре 2019 года проведена квест-игра «Мастер» между юнармейскими отрядами школы.
В учебный кабинет «Шахматная гостиная» поступило современное оборудование: демонстрационная магнитная доска, напольные и настольные шахматы, электронные часы. Второй год учитель математики и физкультуры проводят внеурочную деятельность «Шахматы и шашки». В мотивационной сфере наблюдается положительная динамика:
2019-2020 учебный год — 30 обучающихся 1-4 классов и 20 обучающихся 5-11 классов;
2020-2021 учебный год — 40 обучающихся 1-4 классов и 35 обучающихся 5-11 классов;
Наличие достаточного оборудования позволило организовывать шахматную площадку в фойе первого этажа на переменах для всей школы.Каждая единица нового оборудования призвана работать во исполнение главной задачи — современное образование школьников.
Помимо этого, овладение новыми знаниями и компетенциями, работа в условиях коворкинг-центра с использованием медиа-зоны позволяет детям 8-11 классов совершенствовать коммуникативные навыки, креативность, стратегическое и пространственное мышление на более современном оборудовании.
Расширены возможности конструирования роботов и обработки древесины.
Доступ к работе в Центре для всех обучающихся является равным. Поэтому двери открыты для всех классов.
Центр осуществляет сетевое взаимодействие с образовательными организациями района. В течение года проведены:
· школьный методический семинар «Организационные и содержательные аспекты работы Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»;
· районный семинар директоров общеобразовательных организаций района «Управление инновационным развитием в общеобразовательной организации»;
· районное методическое объединение учителей начальных классов «Инновационные возможности современного образования в начальной школе»;
· районное методическое объединение учителей ОБЖ, физкультуры;
· районное методическое объединение учителей Искусства (ИЗО, музыки);
· мастер-классы для обучающихся школ района в дистанционном формате по проектной деятельности и программированию.
Показателями эффективности деятельности Центра являются высокие показатели уровня знаний по предметным областям, как математика, информатика, технология, повышение качества знаний по точным и гуманитарным предметам, активное участие в районных, республиканских, международных конкурсах, олимпиадах и т.д.
С «Точкой Роста» учащиеся, проживая в селах, в деревнях, станицах, имеют возможность заниматься на современных образовательных площадках наряду со школьниками больших городов и крупных мегаполисов. Школе это помогает решить проблему внеурочной занятости детей и обеспечить профессиональный рост педагогов, а также привлечь к сотрудничеству родителей, заинтересованных в успешности своих детей.
Мы верим, что сможем вырастить из них увлеченных ребят, способных в будущем владеть инновационными технологиями и создавать проекты, вносить свой весомый вклад в технологический прогресс нашей страны. Если сказать словами Марины Раковой: «Точка Роста — уникальный проект: он дает детям из малых городов и сел возможность учиться по современным программам, а для взрослых становится открытой площадкой для развития и самореализации. Нам важно, чтобы проект жил и развивался: мы продолжаем его сопровождение и будем делиться новыми разработками и методиками. Вместе — к новым вершинам дальше предела!». Подтверждая слова автора проекта «Точка Роста», хочу сказать , что проект , как бесценный ресурс формирования современных цифровых компетенций у обучающихся так и педагогических работников в современном мире.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.