Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Желтый Яр»
Конспект урока по родному русскому языку
в 7 классе по теме: «Устаревшие слова – живые свидетели истории. Историзмы»
Учитель Парахневич Вера Николаевна
с. Желтый Яр, 2023 г
Конспект урока родного языка (7 класс)
Тема урока: «Устаревшие слова – живые свидетели истории. Историзмы».
Цели:
развитие представлений о причинах устаревания слов в русском языке;
воспитание любви к родному языку, истории и культуре русского народа.
Задачи: дать общее понятие об историзмах;
Учить классифицировать слова по группам устаревших слов;
учить пользоваться толковым словарем для определения значений устаревших слов;
развитие логического мышления;
способствовать воспитанию интереса к изучению истории русского языка.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; анализ и сравнение; групповая, фронтальная работа
Оборудование: тексты с заданием, таблицы, необходимые словари, компьютеры с выходом в интернет.
Литература: учебник «Родной язык». 7 кл О.М. Александрова
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Мотивация учебной деятельности «Определи тему урока»
Задание: прочитайте выразительно отрывок, запишите слова, значение которых вам непонятно и которые не употребляются в современном русском языке
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке
Учитель:
– назовите слова, значение которых вам непонятно.
(Предполагаемый ответ: дровни, бразды, кибитка, ямщик, облучок, тулуп, кушак)
– ответьте, почему вы испытываете затруднение в определении значения этих слов?
(Предполагаемый ответ: не знаем предметы, которые названы этими словами; произведение написано А.С. Пушкиным давно и описывает события, которые происходили очень давно, Н.В. Гоголь говорил о русском языке, что он «живой, как жизнь», с течением времени одни слова устаревают и выходят из употребления, при этом появляются новые слова в словарном составе языка. Нам непонятны некоторые слова, потому что они устарели и в настоящее время активно не употребляются)
– Сформулируйте, пожалуйста, тему урока
(Предполагаемый ответ: Слова, вышедшие из употребления)
– Правильно, ребята. Запишите в тетради число и тему нашего урока: «Устаревшие слова – живые свидетели истории. Историзмы»
3. Постановка целей и задач урока
Учитель:
–Как вы понимаете значение слова «устаревшие»? (древние, старые, вышедшие из употребления)
–Для чего нам сегодня нужно знать слова, вышедшие из употребления?
(нам необходимо знать значение устаревших слов для понимания смысла при чтении исторических произведений, произведений художественной литературы о далёком прошлом)
– Ребята, это и есть цель урока.
Чтобы выявлять такие слова в текстах, мы узнаем о группах устаревших слов, научимся их классифицировать. Это задачи на урок.
4. Работа над темой урока
1. Работа с фрагментом статьи О. Загоровской на стр 12
Задание: прочитайте и преобразуйте информацию в схему
(Ответ:
Устаревшие слова
историзмы архаизмы
2. Продолжите предложение словами из прочитанного теоретического материала:
- При этом очень многие устаревшие слова сохраняются не только …
- Без знания устаревших слов невозможно ….
Таким образом, необходимо знать значение устаревших слов, потому что без знания устаревших слов невозможно правильно понять смысл многих художественных произведений и представить те картины русской жизни, которые в них описаны.
3. Работа с учебником. Выполнение упражнения №14.
Класс делится на две группы или выполняет задание по вариантам.
3.1. Первая группа выполняет первую часть задания 2 к упражнению, т.е. выписывает те историзмы, которые обозначают предметы и явления Древней Руси (Древнерусского государства).
Вторая группа выполняет вторую часть задания, т.е. записывает те историзмы, которые обозначают предметы и явления более позднего времени (Российской империи).
Ответ:
1 группа |
2 группа |
Гридница, князь |
Царь, стольники, супротив, бояре, ярем, барщина, оброк, городничий, подорожная, бечева, лапти, бурлаки. |
3.2. Выполнение задания 4 к упражнению 14.
Соотнесите портреты на с.13 с именами этих исторических деятелей (Номер рисунка – буква).
Найдите в упр.14 стихотворные строки, к которым подобраны эти иллюстрации.
Учитель: Историзмы используются для создания колорита эпохи, речевой характеристики персонажей исторических произведений используются в языке художественной литературы.
Устаревшие слова, наиболее употребительные в художественных произведениях, фиксируются в толковых словарях с пометой устар. (устарелое).
4. Работа со словарем (интернет ресурс).
Выполнение упр. 16. Заполнить таблицу (распечатанная таблица выдается ученикам).
Дополнительно: распределить в таблицу слова из отрывка стихотворения А.С. Пушкина (из начала урока).
5. Выполнение упражнения 18 (устно)
6. Исследовательская работа с текстом (работа в группах)
Текст для девочек
Древнерусская прялка — простое устройство. Она состоит из подставки — «донца», где сидит пряха, и стояка, на котором закрепляется кудель — подготовленная шерсть, скатанная в валик. Самые древние прялки вырубались из пня с корнем, это был цельный кусок дерева. Позже прялки стали разборными, их части делали из разных пород дерева.
Главное орудие для пряжи — веретено — делали из берёзы. Это небольшая круглая палочка, заострённая с двух концов и утолщённая книзу. К веретену прикреплялся глиняный грузик в виде кольца — пряслице.
С прялкой связаны многие традиции и обряды, а также суеверия.
1. Определите тему текста.
2.Объясните с помощью текста лексическое значение слов прялка, пряслице, веретено. Запишите ответ в виде словарной статьи.
Текст для мальчиков
Соха́ — пахотное орудие типа рала у русских — с широкой рабочей частью (рассохой) из дерева, оснащённой двумя железными сошниками и железной лопаткой — полицей и соединённой в верхней части с оглоблями, в которые запрягали лошадь. Главное отличие от плуга в том, что соха не переворачивала пласт земли, а лишь отваливала его в сторону. По сравнению с плугом соха требовала при пахоте меньшего усилия лошади, но больших физических усилий и мастерства от пахаря.
.1. Определите тему текста.
2. Объясните с помощью текста лексическое значение слова рало). Запишите ответ в виде словарной статьи.
- Представление результатов работы групп
5. Рефлексия (составление синквейна со словом историзмы)
6. Домашнее задание.
1 . §2
2. Учащиеся выполняют одно из заданий по своему выбору.
1. Упр.22 Устное сообщение.
2. Упр.24 (3) Проект.
3. Упр 27
3. Выставление оценок
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.