Статья по теме: "Особенности преподавания учебного предмета «Технология» в условиях реализации обновленных ФГОС"

  • docx
  • 01.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проектная деятельность на уроках технологии..docx

                       Проектная деятельность на уроках технологии.

       В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.  Для реализации выбранного проекта нужно учитывать собственные возможности, использовать необходимые инструменты.

Сначала нужно определиться с видом проекта согласно классификации:

1. Практико-ориентированный. Его цель — решение задач практического характера.

2. Исследовательский. Данный проект направлен на подтверждение или опровержение определенной гипотезы.

3. Информационный. Его цель — поиск и подготовка сведений, их анализ, представление информации аудитории.

4. Творческий. Данный проект направлен на привлечение внимания людей к выбранной проблеме.

5. Игровой. Его цель — передача опыта в решении проблемы.

— В зависимости от продолжительности работы проект бывает кратко-, средне- и долгосрочный.

— В зависимости от количества участников проект бывает индивидуальный, групповой.

— В зависимости от характера контактов проект бывает внутри классный, внутришкольный, межшкольный, региональный и международный.

— В зависимости от области содержания проект бывает моно- и над предметный.

— В зависимости от направленности проект бывает научный, социальный, образовательный.

 

 

 

  

В организации проектной деятельности очень важен первый этап – выбор темы будущей работы. Этот этап требует педагогического сопровождения, так как детей нужно ненавязчиво подвести к теме, которая будет им интересна и полезна, позволит обеспечить творческую деятельность. При этом на первый план выступает мотивация, в которой очень важен интерес ребенка.

Роль руководителя учебными школьными проектами заключается в постоянной консультативной помощи.

В ходе проектной деятельности педагог превращается из носителя готовых знаний в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Проектная деятельность позволяет руководителю учебными школьными проектами осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.    

     При выборе тем проектов в 5 классах максимально учитываются пожелания детей. Я заметила, дети особенно охотно работают с историческим материалом, фантазируют, создавая новые модели.

Девочки постарше (7 класс) начинают уделять больше внимания своей внешности, фигуре, и, следовательно, в проектах рассматривают вопросы рационального питания, разрабатывают модели одежды с учетом особенностей своей фигуры. Чем старше ученик, тем осознаннее он подходит к выбору темы проекта и будущему изделию.

При применении метода проектов я учитываю один из важнейших принципов обучения — постепенный переход от простого, к сложному, поэтому проекты классифицируются не только по сферам деятельности, а по степени сложности их решения.

 При выполнении проектов в 6-7 классах необходимо особенно серьёзно относиться к выбору их тем. Задания выдаются заранее, ещё в начале учебного года, а завершаются проекты в третьем триместре. За это время учащийся должен определиться с выбором изделия (возможно с помощью родителей, чтобы изделие было полезно для дома или для самого ребёнка). Нужно с самого начала определить, для кого данное изделие будет разработано и изготовлено и почему оно необходимо именно этому человеку.

     Традиционно большой интерес вызывает проект «Кухня моей мечты» и «Интерьер», в работе над которой учащиеся приобретают графические навыки.

В 7-8 классе ученики с удовольствием работают над проектами, связанными с изготовлением модных нарядов и разнообразных изделий для интерьера.

 

В своей деятельности я использую четыре основных этапа проектной деятельности: подготовительный, конструкторский, технологический, заключительный.

На первом этапе перед учащимися ставится проблема – осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе ученики должны уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект, каково его значение в их жизни и жизни общества. Перед ними ставится цель: получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер. На этом этапе роль учителя заключается в мотивации учащихся и объяснении цели проекта. Однако, если учащиеся сами справляются с работой, то следует дать возможность ученикам самим активно действовать. Но, очень часто, как показывает практика, на этом этапе большинство учащихся нуждаются в консультации педагога.

     На втором этапе возникающие образы будущего изделия должны найти своё воплощение в графических документах: разработка конструкции, соответствующей технико-технологической документации. Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся, родителей, опыт учителя, а также рабочие инструменты и приспособления, которые имеются в наличии. Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений, работать с графическими документами.

     На третьем технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Цель – качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности – создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки. Средства – инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся. Результат – приобретение знаний, умений и навыков.

     На четвертом заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Учащиеся проводят экономические расчеты, экологическое и мини-маркетинговые исследования, анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда?  В завершении всего оформляют результаты проектных исследований и защищают свой проект перед одноклассниками.

 

В работах детей проявляется активность фантазии, образность - словом, те качества, которые, возвышая занятия до творчества, развиваются, совершенствуются, чтобы затем осесть в характере ребенка, чтобы наполнять позже своим драгоценным содержанием всякую иную его деятельность, всю его жизнь. Используя метод проектов, предполагается решение какой-то проблемы, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми".

     При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки.

 Кроме этого, групповая работа:

- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;

- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;

- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;

- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;

- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;

- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.

     В ходе всего процесса, педагог поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

     Метод проектов рассматривается не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: «Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других».

      Вывод: Опыт свидетельствует о том, что, выполняя проекты, школьники учатся проводить исследования, выбирать рациональное решение, оценивать свои способности, вести диалог, активизировать творческие силы в поиске профессии. 

     Процесс выполнения творческого проекта захватывает, так как в каждую деталь вложен личный труд, и готовое изделие оценивается как собственное произведение. Это серьезный шаг на пути полезного труда, радость которого надолго запоминается. Каждый ученик, выполнивший свой проект, делает первые шаги в трудовом воспитании и одновременно эстетически развивается. Пользуясь образцами народного искусства, можно творчески их перерабатывать, создавать свои изделия. Интеллектуальная нагрузка на ребенка должна соответствовать уровню практических умений ребенка. Нужно учить самостоятельному выполнению всех доступных ему практических операций. Важен процесс осмысления работы.

      Я стараюсь привить детям терпимость, упорство, учу их любить природу.  Учу детей быть самостоятельными, чтобы подготовить их к взрослой жизни.

      Работы моих учеников стали завоевывать дипломы и грамоты на различных конкурсах и выставках детского творчества. Безусловно, меня это радует , это является неоспоримой оценкой качества моего труда.. Многие ребята делают полезные для дома вещи. Родители являются активными советчиками, больше времени уделяют общению с детьми, переживают вместе с ними радость созданного изделия.