Тема моей работы: Организация проектной деятельности обучающихся на внеурочных занятиях в 3 классе на примере темы «Методы и приемы обучения письму»
Актуальность: данная тема является актуальной, т. к. мы являемся гражданами великой страны, имеющей богатую и славную историю. Мы должны гордиться своей страной, а поэтому очень важно изучить историю своей страны, ее культуру как можно раньше. Данную тему можно реализовывать во внеурочной деятельности. А в новом государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание и определено пространство и время в образовательном процессе.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенка на основе свободного выбора своих интересов, постижения духовно-нравственных целей и культурных традиций, воспитание и социализация духовно-нравственной личности. Задачи на слайде.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
· становление ценностного отношения к своей Родине – России;
· осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
Метапредметные результаты:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
2) базовые исследовательские действия:
3) работа с информацией:
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
2) совместная деятельность:
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
2) самоконтроль:
Предметные результаты:
Сформировано представление:
· нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
Сформировано ценностное отношение:
· учебе, труду и творчеству;
Во второй главе мы рассмотрели процесс организации проектной деятельности на примере темы: “Рассказ о том, как и кого обучали грамоте в далеком прошлом”, который будет представлен и реализован на примере страницы азбуки и заданий к ней. Тем самым, обращая внимание на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования у обучающихся развиваем такие ценности, как формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание совей этнической и национальной принадлежности.
Основная цель проектной деятельности: - сформировать у школьников разнообразные компетенции и умения, полученные путем применения их в практической деятельности. («Проектная деятельность школьников, виды и цели проектов». (Задачи на слайде) Поэтому нашей задачей было – через практическую деятельность дать представление детям о том, как и кого обучали грамоте в далеком прошлом.
После того, как мы разработали конспект внеурочного занятия, и изучили информацию, были выделены методы и приемы обучения письму.
Если говорить профессиональным языком, развитие методики чистописания тесным образом связано с историей письменности. В давние времена люди, высекали, вырезали письмена на камне, металле, глине, дереве свои мысли.
Позднее появляются мягкие материалы: папирус, пергамент, полотно, бумага; новые орудия письма: тростниковая палочка, кисть, гусиное перо, стальное перо, наконец, шариковые ручки.
В области обучения чистописанию шла борьба идей, мнений, методов.
В 17 в. обучение письму было очень сложным, применялся в основном метод механических упражнений - переписывание. Учащиеся несколько месяцев срисовывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом предложения, часто не умея прочесть написанного.
При Петре I шрифт был упрощен. Люди стали писать европейским шрифтом по образцу латинских букв. И спустя некоторое время обучение письму - учебный предмет. Оно входило в цикл предметов искусства. Учителя чистописания одновременно были учителями рисования и черчения. Важно было писать красиво и скоро.
В середине XIX в. появляется ряд руководств к обучению скорописи: В. Половцев «Курс скорописи», Ходоровский «Курс скорописи», Баранцевич «Руководство скорописи», П. Е. Градовоев выпустил прописи, дающие образцы делового письма: ведомостей, счетов, расписок, векселей и т.д. ( на слайде)
К.Д. Ушинский создал в 1824-1870 годах новую методику в полном ее объеме. Он ввел звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Ушинский также предлагал обучать детей письму совместно с чтением, т.е. осмысленно. Порядок обучения письму зависел от порядка обучения чтению. Вследствие введения новой методики учащиеся стали овладевать письмом более успешно. Этот принцип сохранился и применяется в школах в настоящее время.
В это время в системе обучения письму получают распространение такие методы, как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера. В разные годы предпочтение отдавалось какому-либо одному из них.
Обучение чистописанию копировальным методом заключается в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях (точками, бледными чернилами) или написанных от руки учителем карандашом. Метод был введен в школу в XIX веке и был рассчитан на то, что длительное, хотя и механическое, обведение прописных образцов письма должно в итоге выработать правильную форму букв.
Евсеев И.Е. и Ф.В. Греков критиковали этот метод, говоря о том, что такое письмо не ведет к сознательному овладению почерком, а построено на механическом, притупляющем ум упражнении.
Однако Писаревский Д.А. и др. считали, что умелое применение этого способа может дать определенный эффект и при исправлении почерков учащихся третьих классов. Следовательно, применение данного метода возможно, но непродолжительное время.
Генетический способ заключается в том, что буквы изучаются в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности.
Генетический способ был известен очень давно. Этот способ применялся еще Песталоцци. Данный метод был перенесен в русскую школу из школ Европы, и в свое время он сыграл положительную роль, придя на смену механическим упражнениям. Д.А. Писаревский считал, что этот метод наиболее подходящий для первоначального овладения письмом.
В последнее время этот метод применяют для отработки формы букв в послебукварный период. Постепенное нарастание трудностей происходит не только при изучении формы букв, но и в периоде от одной разлиновки к другой, в переходе от поэлементного к побуквенному, затем к безотрывному письму.
При обучении детей письму целесообразно использовать совокупность вышеуказанных методов.
В настоящее время существует множество различных подходов, направленных на усовершенствование каллиграфических навыков. Таких, как обучение письму по системе И.В.Занкова и системе Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, а также традиционные программы обучения
Также современная методика считает важным условием успешного обучения каллиграфии формирование у младших школьников внутренней потребности в аккуратном, разборчивом, эстетически выдержанном оформлении всех выполняемых записей. Без появления и дальнейшего сохранения такого мотива каллиграфическая работа, даже успешная на первых этапах обучения, впоследствии окажется бесполезной.
В современной школе продолжается применение этих методов, вырабатываются новые приемы и создаются\ новые авторские методики для успешного овладения письмом. Но как уже было сказано ранее, нужно всегда сочетать методы, тогда и результат окажется положительным.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.