Выступление для слушателей курсов повышения квалификации МОГАУ ДПО «ИПК ПК» «Использование элементов сказкотерапии в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Оценка 4.7

Выступление для слушателей курсов повышения квалификации МОГАУ ДПО «ИПК ПК» «Использование элементов сказкотерапии в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
дефектология
Детсад
29.05.2017
Выступление для слушателей курсов повышения квалификации МОГАУ ДПО «ИПК ПК» «Использование элементов сказкотерапии в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Выступление Применение сказкотерапии.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

для обучающихся по адаптированным образовательным программам

«Магаданский областной центр образования № 1»

ДОШКОЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

Выступление

для слушателей курсов повышения квалификации

МОГАУ ДПО «ИПК ПК»

«Использование элементов сказкотерапии

в речевом развитии детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Малышева Елена Анатольевна

учитель-логопед

первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Магадан, 2017 год

(Слайд 1)

Нашу жизнь просто невозможно представить себе без сказок. Мы знакомимся с ними еще в раннем детстве. Из сказок мы впервые узнаем, что на свете есть хорошее и плохое, добро и зло. Сказки будят и развивают воображение, учат маленького человечка отличать хорошее от плохого, думать, чувствовать и сопереживать, постепенно подготавливая его к вступлению во взрослую жизнь. Сначала мама читает нам «Репку» и «Курочку Рябу», потом вводит в волшебный мир сказок Пушкина и Шарля Перро. А там мы уже и сами читаем удивительные сказки Николая Носова, Виталия Бианки, Евгения Шварца (Сказка о потерянном времени, Обыкновенное чудо «Медведь»).

Сказка – неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдется человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых разных историй. Повзрослев, он пересказывает их своим детям, которые понимают их по-своему, вырисовывая в воображении образы действующих персонажей и переживая эмоции, которые сказка передает.

Что такое сказка? Какие бывают сказки? Именно это мы с вами сегодня припомним!

(Слайд 2)

Согласно научному определению в литературе, сказка – эпический литературный жанр, повествование о каких-либо волшебных или авантюрных событиях, которое имеет четкую структуру: зачин, середина и концовка.

(Слайд 3)

-       Зачин (начало) – жили-были,  

-       Развитие сюжета, кульминация – и вдруг,  

-       Развязка – тут и сказке конец, и жили они долго и счастливо…

Из любой сказки читатель должен извлечь какой-то урок, мораль.

Существуют разные классификации жанра.

(Слайд 4)

Какие бывают сказки? Каждый из нас согласится с тем, что в отдельный вид стоит выделить сказки о животных. Второй вид – волшебные сказки. И, наконец, существуют так называемые бытовые сказки.

Все виды имеют свои особенности, которые становятся понятными путем сравнительного их анализа.

И теперь мы более подробно рассмотрим каждый из них.

(Слайд 5)

Сказки о животных.

Существование таких историй вполне обосновано, ведь животные – существа, которые обитают с нами в непосредственной близости. Именно этот факт повлиял на то, что народное творчество использует образы животных. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что животные, встречающиеся в сказках, представлены не как типичные животные, а как особенные животные, наделённые человеческими чертами. Они живут, общаются и ведут себя как настоящие люди. Такие художественные приемы позволяют сделать образ понятным и интересным, наполнив его при этом определенным смыслом.

(Слайд 6)

В свою очередь, сказки о животных также можно разделить на сказки с участием диких или домашних животных.

Можно разделить сказки о животных на произведения для детей и для взрослых.

(Слайд 7)

Сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» по мнению литературоведов посвящена сатирической критике малодушия и трусости, которые овладели общественными настроениями части интеллигенции после разгрома народовольцев «Сказка для детей изрядного возраста».

(Слайд 8)

Часто в сказке присутствует человек, который может выполнять главенствующую, второстепенную или равноправную роль.

Бобик в гостях у Барбоса – второстепенная. Дедушка есть, и в то же время его как бы и нет.

Вершки и корешки – равноценные роли. Другое дело, что высмеивается глупость медведя. Но они один без другого не интересны.

И. Кащей Бессмертный. Иван царевич по ходу сказки встречает животных, они ему: «Не стреляй в нас, мы тебе пригодимся». Помогают ему добыть иглу, на конце которой смерть Кащеева. Но в данном случае животные играют второстепенную роль.

Обычно со сказками о животных дети знакомятся еще в возрасте от трех до шести лет. Они наиболее понятны маленьким читателям, и как правило, основная черта каждого животного и является его характерной особенностью: хитрая лиса, трусливый заяц, серый волк, умный кот и так далее.

Часто литературоведы, говоря о том, какие бывают жанры сказок, классифицируют их на волшебные, бытовые и кумулятивные.

Какие бывают литературные сказки о волшебстве?

(Слайд 9)

Основная характерная черта этого вида – волшебный, фантастический мир, в котором живут и действуют главные герои. Законы этого мира отличаются от привычных, в нем все не так, как на самом деле, что привлекает юных читателей и делает этот вид сказок, несомненно, самым любимыми среди детей.

Волшебное окружение и сюжет позволяют автору проявить все свое воображение и использовать как можно больше соответствующих художественных приемов, с целью создать произведение специально для детской аудитории. Не секрет, что детское воображение безгранично, и удовлетворить его очень и очень непросто. В большинстве случаев этот вид сказок имеет типичный сюжет, определенных героев и счастливый финал.

Бытовые сказки.

(Слайд 10)

Что такое бытовая сказка? Бытовая сказка представляет собой просто кладезь знаний, ведь в первую очередь она содержит описание народного быта, откуда и пошло ее название. Литературоведы утверждают – и это факт – что писались они во времена, когда люди переживали социальные кризисы, стремились изменить строй общества.

Поскольку эти произведения создаются для детей, то бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки - это не богатырь, а обычный человек, например, солдат или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и ловкости Чему учат бытовые сказки? Бытовые сказки рассказывались и рассказываются детям для того, чтобы указать им правильное направление в жизни, научить их делать верный выбор. Ведь что такое бытовая сказка, если не поучение и наставление будущим поколениям? Она учит нас самому доброму и хорошему, ведь добро всегда побеждает зло, люди, готовые помочь, не пропадают в беде, а наши богатыри всегда готовы защитить свою родину. Бытовые сказки обычно несут в себе идею о том, что надо быть трудолюбивым и умелым. Таким людям удается все.

(Слайд 11)

Кумулятивные сказки, к примеру, подбираются по принципу сюжетной связи, где встречаются одни и те же герои, просто в разных обстоятельствах. Часто герои сказочных историй имеют имена в уменьшительно-ласкательной форме (Лисичка-Сестричка, Зайчик-Побегайчик, Лягушка-Квакушка и так далее).

Это такие сказки как Курочка Ряба, Теремок, Колобок, Репка, Петушок и бобовое зёрнышко, Лисичка со скалочкой и другие.

Какие типы сказок бывают? Кроме приведенной выше классификации, сказки еще делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уст в уста из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен.

(Слайд 12)

Рассмотрим каждый из типов отдельно.

Народные сказки.

Народные сказки по праву считаются мощным источником исторических фактов, информации о быте и общественном строе определенного народа. Каждый из народов за свою историю придумал огромное количество поучительных историй для взрослых и детей, передавая свой опыт и мудрость следующим поколениям. Народные сказки отражают человеческие отношения и смену моральных принципов, показывают, что основные ценности остаются неизменными, учат проводить четкую грань между добром и злом, радостью и горем, любовью и ненавистью, правдой и кривдой. Особенностью народных сказок является то, что в простом и легко читаемом тексте скрывается глубочайший социальный смысл. Кроме того, они сохраняют богатство народного языка.

Часто возникает вопрос о том, когда была придумана первая русская народная сказка. Это наверняка останется тайной, и можно только предполагать. Считается, что первыми «героями» сказок были явления природы – Солнце, Луна, Земля и прочее. Позднее они стали подчиняться человеку, и в сказки вошли образы людей и животных. Есть предположение, что все русские народные повествования имеют под собой реальное основание. Иными словами, какое-то событие пересказывалось в форме сказки, изменялось на протяжении веков и дошло до нас в том виде, к которому мы привыкли.

Какие бывают русские народные сказки, разобрались.

Пора поговорить о сказках, авторы которых хорошо известны читателям.

(Слайд 13)

Авторские сказки.

Обычно авторское произведение является субъективной обработкой народного сюжета, однако и новые истории встречаются довольно часто. Характерные черты авторской сказки – психологизм, возвышенная речь, яркие персонажи, использование сказочных клише. Еще одной особенностью этого жанра является то, что она может быть прочитана на разных уровнях. Так, одна и та же история воспринимается по-разному представителями разных возрастных групп.

Детские сказки Шарля Перро ребенку кажутся невинным рассказом, в то время как взрослый человек найдет в них серьезные проблемы и мораль.

Часто книги, ориентированные изначально на юного читателя, растолковываются взрослыми по-своему, равно как и фантастические истории для взрослых приходятся по вкусу детям. Кто они, авторы сказок?

(Слайды 14-15)

Естественно все мы знаем о сказки Шарля Перро (Золушка, Спящая красавица Кот в сапогах, Красная Шапочка, , Мальчик с пальчик),

(Слайд 16)

произведения немецкого писателя Вильгельма Гауфа (Карлик Нос, Маленький Мук, Калиф-Аист),

(Слайд 17)

братьев Гримм (Белоснежка и семь гномов, Бременские музыакнты, Волк и семеро козлят, Горшок каши, Золотой гусь) и

(Слайд 18)

датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена. (Гадкий утёнок, Девочка, которая наступила на хлеб, Дикие лебеди, Дюймовочка, Огниво)

Слайд 19

Нельзя забывать и о русских сказочниках:

А. С. Пушкине,

(Слайд 20)

Сергей Аксаков,

(Слайд 21)

Пётр Ершов

Их истории обожают дети и взрослые по всему миру. На этих сказках растут целые поколения.

Вместе с тем все авторские произведения интересны с точки зрения литературоведения, все они подпадают под определенную классификацию, располагают своими художественными особенностями и авторскими приемами. По самым известным и любимым сказкам снимают фильмы и мультфильмы.

(Слайд 22)

Итак, мы разобрались, какие бывают сказки.

Какая бы сказка ни была – авторская, народная, социально-бытовая, волшебная или повествующая о животных – она обязательно чему-то научит читателя. Самое интересное, что совершенно неважно то, кто читает историю. И взрослые, и дети обязательно почерпнут из нее что-то полезное.

Сказка каждого заставит задуматься, передаст мудрость народа (или автора) и оставит неизгладимое хорошее впечатление в головах читателей. Эффект нисколько не преувеличен. Существуют так называемые терапевтические сказки, которые способны перевоспитать и отучить от самых разных вредных привычек!


Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ

Слайд 1) Нашу жизнь просто невозможно представить себе без сказок

Слайд 1) Нашу жизнь просто невозможно представить себе без сказок

Бобик в гостях у Барбоса – второстепенная

Бобик в гостях у Барбоса – второстепенная

Народные сказки передаются из уст в уста из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен

Народные сказки передаются из уст в уста из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен

Слайд 21) Пётр Ершов Их истории обожают дети и взрослые по всему миру

Слайд 21) Пётр Ершов Их истории обожают дети и взрослые по всему миру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2017
Посмотрите также: