Сеятели разумного, доброго, вечного – так говорят об учителях. От них - все лучшее в человеке. Об этом и русская поговорка – «дерево и учитель познаются по плодам». Среди многообразия жизни и видов человеческой деятельности роль учителя была заметна во все времена.
Время стремительно несется вперед. Жизнь не стоит на месте. Меняется и система образования нашей страны. Одна из приоритетных задач современного педагога – воспитать личность, способную адаптироваться в современных условиях, реализовать свои способности. Современная школа активно перестраивается на новую ступень развития.
В современных работах по педагогике утверждается, что в настоящее время эффективность работы классного руководителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности.
В то же время в условиях модернизации образования на первый план всё-таки выходит показатель уровня и качества обученности выпускника, что подтверждается критериями оценки эффективности деятельности образовательного учреждения и формами итоговой аттестации.
Категория «уровень воспитанности» до сих пор во многом категория абстрактная, а категория «уровень обученности» вполне конкретна. Как мы воспитали ученика – покажет время, а как научили –покажет контрольная работа уже через месяц.
конспект.docx
Роль классного руководителя в повышении качества обучения.
Сеятели разумного, доброго, вечного – так говорят об учителях. От них
все лучшее в человеке. Об этом и русская поговорка – «дерево и учитель
познаются по плодам». Среди многообразия жизни и видов человеческой
деятельности роль учителя была заметна во все времена.
Время стремительно несется вперед. Жизнь не стоит на месте.
Меняется и система образования нашей страны. Одна из приоритетных задач
современного педагога – воспитать личность, способную адаптироваться в
современных условиях, реализовать свои способности. Современная школа
активно перестраивается на новую ступень развития.
В современных работах по педагогике утверждается, что в настоящее
время эффективность работы классного руководителя определяется тем, в
какой мере учебновоспитательный процесс обеспечивает развитие
творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность
и готовит её к творческой, познавательной и общественнотрудовой
деятельности.
В то же время в условиях модернизации образования на первый план
всётаки выходит показатель уровня и качества обученности выпускника,
что подтверждается критериями оценки эффективности деятельности
образовательного учреждения и формами итоговой аттестации.
Категория «уровень воспитанности» до сих пор во многом категория
абстрактная, а категория «уровень обученности» вполне конкретна. Как мы
воспитали ученика – покажет время, а как научили –покажет контрольная
работа уже через месяц.
Поэтому одним из основных направлений деятельности классного
руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной
деятельности: в преодолении проблем, связанных с учебой, в организации
взаимопомощи, в решении конфликтов с педагогами и сверстниками. И, как
правило, эффективность работы классного руководителя определяется с
точки зрения успешности обучающихся в образовательной сфере.
I. Создание атмосферы эмоционального комфорта
Всем нам ясно, что мы хорошо работаем только в том случае, если
чувствуем себя эмоционально комфортно. Всегда ли наши дети, входя в
класс, чувствуют себя так же? Что сделать для того, чтобы в классе царила
атмосфера эмоционального комфорта? Попытаюсь выделить составляющие
элементы атмосферы эмоционального комфорта, над которыми работаю я как
классный руководитель:
1.
“Вместе с нами…” (работа с родителями) От эмоционального
комфорта родителей, от их уверенности в правильности своего поведения
и от ощущения заинтересованности в жизни своих детей, во многом
зависит эмоциональное состояние ребенка выработка единой системы
требований.
1 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
“Я – слушаю, меня – слушают…” Ощущая свободу в выражении
своих мыслей, желаний, стремлений, ребенок не боится быть услышанным,
а значит и быть непонятым. Это придает уверенность в своих силах и
делает ситуацию на уроке более комфортной.
“Один за всех все за одного” Воспринимая себя членом коллектива,
объединенного общими целями и задачами, ощущая постоянную
поддержку со стороны товарищей, ребенок чувствует себя защищенным, а
значит комфортно.
“Не ошибается тот, кто ничего не делает” Ошибка – это не факт
уличения в незнании; ошибка – показатель необходимости доработки
материала, дополнительной практики; терпеливое и доброжелательное
исправление ошибок друг друга. Не испытывая страха перед возможностью
ошибиться и получить плохую оценку, ребенок чувствует себя спокойно, а
значит комфортно.
“Что посеешь, то и пожнешь” При оценивании учитывать вложенные
ребенком усилия (что одному дается легко и просто, другим достигается с
помощью больших усилий); не дать ребенку привыкнуть к плохим оценкам
и смириться с ними.
“Хочу, могу, знаю как…” Работа над мотивацией учебной
деятельности, отсутствие стрессовых ситуаций, понимание того, где и как
я могу применить свои знания. Ребенок свободно выбирает свою
деятельность, не чувствуя постоянного давления, а значит, ощущает
эмоциональный комфорт и положительные эмоции.
“Меня видят таким, какой я есть” Если ребенок чувствует, что он
принят “обществом” таким, какой он есть, он рад принять законы, цели и
задачи этого “общества”.А значит, чувствует себя частью этого
“общества”, не ощущая при этом чувства одиночества.
“Я стремлюсь стать лучше” Тесная связь учебного процесса и
воспитательного воздействия, диалог партнеров, каждое воспитательное
воздействие – на эмоциональноположительном фоне. Учитель занимает
позицию поддержки в стремлении ребенка стать лучше.
“Жизнь после школы” Оказывается,
что ребенка с его
одноклассниками связывает гораздо больше, чем 6ти часовое
просиживание в одной учебной аудитории. Во время проведения
внеклассных мероприятий, дети находят друзей, близких себе по духу и
интересам. А завтра, придя в класс, ребенок будет знать, что в этой
учебной аудитории, его окружают не только одноклассники, но и его
друзья. Что может быть комфортнее?
Внимание учителя в момент нового открытия ученика на уроке, что
позволяет полностью погрузиться в творческий процесс познания, сделать
всё, что он может, а часто и гораздо больше.
II. Формирование познавательного интереса
2 Изучение познавательных интересов и склонностей у отдельных учащихся
должно осуществляться и учителями, и классными руководителями. С этой
целью
провожу анкеты, сочинение, интервью , при помощи которых выявляю
интересы ребенка( «Как я провел лето», «Моя любимая книга», «Мое
хобби», «Как я провожу свободное время, каникулы» и т.д.…)
для выявления познавательных и практических умений в течение
учебного года в процессе подготовки различных собраний, новогоднего
вечера, концертов, конкурсов, общешкольных мероприятий, тематических
классных часов, многие из которых ребята сами готовят и т.д., даю
возможность каждому ученику проявить себя в определенном виде
деятельности (ктото хорошо читает стихи, ктото поет, танцует, рисует,
играет на муз. инструменте и т.д.);
привлекаю школьников к работе в творческих объединениях по
интересам (кружках, секциях, клубах), действующих в школах и в
учреждениях дополнительного образования; выявляю, кто из детей и по
каким предметам берет доп. занятия у репетиторов (все это дает инд.
«картинку» не только о познавательных сторонах ребенка, но и о его
нагрузке, занятости);
выезжаем в различные музеи, кино и города посещаем часто детскую
библиотеку, где проходят теплые встречи и беседы, мероприятия, в
которых сами не раз принимаем участие на различные темы.
координирую усилия по образованию и самообразованию ребенка,
изучая информацию об интересах воспитанников, их материальнобытовых
условиях, требования родителей, их видение перспектив развития ребенка.
Особым направлением работы по формированию познавательных интересов
учащихся является работа с родителями учащихся. Здесь ставятся две
взаимосвязанные задачи:
1.
2.
Для изучения интересов подростков в семье родителям рекомендую:
Пополнение данных об интересах детей.
Создание в семье условий для активного формирования этих интересов.
провести недельный хронометраж использования свободного от учебной
работы времени;
проводить беседы, выявляющие круг интересов (любимые книги,
занятия, познавательные сайты, тв передачи, отношение к учебным
предметам и др.);
записывать в течение 3 месяцев книги, прочитанные детьми, и
проводить с ними беседы по содержанию прочитанного.
Для развития познавательных интересов с помощью семьи рекомендую
:
беседовать по интересующим учащихся вопросам;
побуждать учащихся задавать вопросы из интересующей их области;
проводить познавательные игры;
3
рекомендовать книги с целью углубления познаний школьников в
интересующей их области;
беседовать с детьми о событиях дня (происшедших в школе,
освещенных в газетах, журналах);
помогать ставить опыты;
побуждать подростков к творческой работе в семье, интересоваться их
успехами в избранной области.
Все перечисленные формы и методы организации деятельности детей
формируют познавательные интересы учащихся.
III. Контроль за учёбой учащихся
И тут часто возникает вопрос: а как контролировать главную деятельность
ребенка в школе – его учебу? Что еще может делать для этого классный
руководитель, кроме привычного просматривания классного журнала и бесед
с учителямипредметниками по поводу успеваемости и дисциплины учеников
и последующих за этим “серьезных разговоров” с учениками и их родителями?
Вопрос, который должен задать себе классный руководитель, – зачем, с
какой целью нужен контроль учебы с его стороны? Об улучшении результата
учебы, в первую очередь, должен заботиться учительпредметник: классный
руководитель не может быть репетитором по всем предметам. Но он может
добиться того, чтобы ребенок сам стремился повысить успеваемость,
осознавая необходимость получаемых знаний. Важно повлиять на ребенка с
целью повышения его самооценки, формирования его веры в свою
успешность, понимания необходимости личностного роста. Классный
руководитель должен знать результаты исследований о том, какие факторы
влияют на успешность и успеваемость.
Как это делаю я? Стараюсь ежедневное просматривать классный журнал,
дневник, выставлять отметки в дневник обучающегося, доводить до сведения
родителей в основном по телефону (так быстрее и эффективнее).В конце
каждой четверти подвожу итоги в виде таблицы и сводных цифр в процентах,
которые я озвучиваю и показываю детям на ближайшем классном учебном
часе, род. собрании. После чего каждый для себя из учеников и родителей
делает вывод, и ставит перед собой новые задачи в следующей учебной
четверти, года. Помогают в этом и классные учебные часы: «Учись учиться»,
«Как стать успешным?», «Будущее зависит от меня», «Как я планирую свой
день?»…
VI. Взаимодействие классного руководителя и учителяпредметника
Взаимодействуя с учителямипредметниками, классный руководитель выполняет
роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и
коллективом; знакомит учителей с результатами изучения детей и классного
коллектива, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в
классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его
семье. Он организует совместно с учителямипредметниками поиск средств,
4 способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной деятельности, его
самореализацию на уроке и во внеучебное время.
Как классный руководитель, стараюсь систематически информировать
учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об
изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и
его родителей, связанных с обучением, стараюсь привлечь учителей к
обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогать педагогам
скорректировать их действия. Считаю, необходимым познакомить учителей с
особенностями психического и физического развития детей, имеющих
отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния
на таких детей.
Регулирую отношения учителей и родителей. Информирую педагогов
о состоянии воспитания, особенностях родителей, организую их встречи с
учителямипредметниками с целью обмена информацией, об успехах
обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации
домашней работы с учащимися.
Привлекаю учителейпредметников к планированию и организации
внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений,
приобретенных учащимися на уроке, во внеучебной деятельности, проводит
совместную работу с учителями по развитию познавательных и
профессиональных интересов школьников; привлекаю учителей к подготовке
и проведению собраний с родителями (выбор кружка, факультативов,
консультаций.)
Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей
предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих
выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический
консилиум. Такой был в пятом классе. Здесь формируется всесторонний
взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, получают информацию о
психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных
способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют результаты
наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о
способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с
ребенком.
с
Основной формой работы
учителямипредметниками
являются индивидуальные беседы,
которые возникают по мере
необходимости. Эти беседы должны быть спланированы так, чтобы не
упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и
предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие
беседы как совместные размышления, совместный поиск решения той или
иной проблемы.
Спасибо за внимание.
5
Выступление классного руководителя
Выступление классного руководителя
Выступление классного руководителя
Выступление классного руководителя
Выступление классного руководителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.