выступление классного руководителя

  • Разработки уроков
  • docx
  • 02.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сеятели разумного, доброго, вечного – так говорят об учителях. От них - все лучшее в человеке. Об этом и русская поговорка – «дерево и учитель познаются по плодам». Среди многообразия жизни и видов человеческой деятельности роль учителя была заметна во все времена. Время стремительно несется вперед. Жизнь не стоит на месте. Меняется и система образования нашей страны. Одна из приоритетных задач современного педагога – воспитать личность, способную адаптироваться в современных условиях, реализовать свои способности. Современная школа активно перестраивается на новую ступень развития. В современных работах по педагогике утверждается, что в настоящее время эффективность работы классного руководителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности. В то же время в условиях модернизации образования на первый план всё-таки выходит показатель уровня и качества обученности выпускника, что подтверждается критериями оценки эффективности деятельности образовательного учреждения и формами итоговой аттестации. Категория «уровень воспитанности» до сих пор во многом категория абстрактная, а категория «уровень обученности» вполне конкретна. Как мы воспитали ученика – покажет время, а как научили –покажет контрольная работа уже через месяц.
Иконка файла материала конспект.docx
Роль классного руководителя в повышении качества обучения. Сеятели разумного, доброго, вечного – так говорят об учителях. От них   ­ все лучшее в человеке. Об этом и русская поговорка – «дерево и учитель познаются   по   плодам».   Среди   многообразия   жизни   и   видов   человеческой деятельности роль учителя была заметна во все времена.   Время   стремительно   несется   вперед.   Жизнь   не   стоит   на   месте. Меняется и система образования нашей страны. Одна из приоритетных задач современного   педагога   –  воспитать   личность,  способную   адаптироваться   в современных   условиях,  реализовать   свои   способности.  Современная   школа активно перестраивается на новую ступень развития. В современных работах по педагогике утверждается, что в настоящее время эффективность работы классного руководителя определяется тем, в какой   мере   учебно­воспитательный   процесс   обеспечивает   развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность и   готовит   её   к   творческой,   познавательной   и   общественно­трудовой деятельности. В то же время в условиях модернизации образования на первый план всё­таки выходит показатель  уровня и качества обученности выпускника, что   подтверждается   критериями   оценки   эффективности   деятельности образовательного учреждения и  формами итоговой аттестации. Категория «уровень воспитанности» до сих пор во многом категория абстрактная, а категория «уровень обученности» вполне конкретна. Как мы воспитали ученика – покажет время, а как научили –покажет   контрольная работа уже через месяц.              Поэтому   одним   из   основных   направлений   деятельности   классного руководителя   является   помощь   своим   воспитанникам   в   учебной деятельности: в   преодолении   проблем,   связанных   с   учебой,   в   организации взаимопомощи, в решении конфликтов с педагогами и сверстниками. И, как правило,   эффективность   работы   классного   руководителя   определяется   с точки зрения успешности обучающихся  в образовательной сфере. I. Создание атмосферы эмоционального комфорта        Всем   нам   ясно,   что   мы   хорошо   работаем   только   в   том   случае,   если чувствуем   себя   эмоционально   комфортно.   Всегда   ли   наши   дети,   входя   в класс, чувствуют себя так же? Что сделать для того, чтобы в классе царила атмосфера   эмоционального   комфорта?   Попытаюсь   выделить   составляющие элементы атмосферы эмоционального комфорта, над которыми работаю я как  классный руководитель: 1.  “Вместе   с   нами…” (работа   с   родителями)   От   эмоционального комфорта родителей, от их уверенности в правильности своего поведения и   от   ощущения   заинтересованности   в   жизни   своих   детей,   во   многом зависит   эмоциональное   состояние   ребенка   выработка   единой   системы требований. 12. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. “Я   –   слушаю,   меня   –   слушают…” Ощущая   свободу   в   выражении своих мыслей, желаний, стремлений, ребенок не боится быть услышанным, а  значит   и   быть   непонятым.   Это   придает   уверенность   в   своих   силах   и делает ситуацию на уроке более комфортной. “Один за всех­ все за одного” Воспринимая себя членом коллектива, объединенного   общими   целями   и   задачами,   ощущая   постоянную поддержку со стороны товарищей, ребенок чувствует себя защищенным, а значит комфортно. “Не ошибается тот, кто ничего не делает” Ошибка  –  это   не   факт уличения   в   незнании;   ошибка   –   показатель   необходимости   доработки материала,   дополнительной   практики;   терпеливое   и   доброжелательное исправление ошибок друг друга. Не испытывая страха перед возможностью ошибиться и получить плохую оценку, ребенок чувствует себя спокойно, а значит комфортно. “Что посеешь, то и пожнешь” При оценивании учитывать вложенные ребенком усилия (что одному дается легко и просто, другим достигается с помощью больших усилий); не дать ребенку привыкнуть к плохим оценкам и смириться с ними. “Хочу,   могу,   знаю   как…” Работа   над   мотивацией   учебной деятельности, отсутствие стрессовых ситуаций, понимание того, где и как я   могу   применить   свои   знания.   Ребенок   свободно   выбирает   свою деятельность,   не   чувствуя   постоянного   давления,   а   значит,   ощущает эмоциональный комфорт и положительные эмоции. “Меня видят таким, какой я есть” Если ребенок чувствует, что он принят “обществом” таким, какой он есть, он рад принять законы, цели и задачи   этого   “общества”.А   значит,   чувствует   себя   частью   этого “общества”, не ощущая при этом чувства одиночества. “Я   стремлюсь   стать   лучше” Тесная   связь   учебного   процесса   и воспитательного   воздействия,  диалог   партнеров,  каждое   воспитательное воздействие  – на эмоционально­положительном  фоне. Учитель занимает позицию поддержки в стремлении ребенка стать лучше. “Жизнь   после   школы” Оказывается,   что   ребенка   с   его одноклассниками   связывает   гораздо   больше,   чем   6­ти   часовое просиживание   в   одной   учебной   аудитории.   Во   время   проведения внеклассных мероприятий, дети находят друзей, близких себе по духу и интересам.   А   завтра,   придя   в   класс,   ребенок   будет   знать,   что   в   этой учебной   аудитории,   его   окружают   не   только   одноклассники,   но   и   его друзья. Что может быть комфортнее?  Внимание учителя в момент нового открытия ученика на уроке, что  позволяет полностью погрузиться в творческий процесс познания, сделать  всё, что он может, а часто и гораздо больше. II. Формирование познавательного интереса 2Изучение   познавательных   интересов   и  склонностей  у   отдельных  учащихся должно осуществляться и учителями, и классными руководителями. С этой целью  провожу  анкеты, сочинение, интервью , при помощи которых выявляю  интересы ребенка( «Как я провел лето», «Моя любимая книга»,  «Мое  хобби», «Как я провожу свободное время,  каникулы» и т.д.…)  для выявления познавательных и практических умений в течение  учебного года в процессе подготовки различных собраний, новогоднего  вечера, концертов, конкурсов, общешкольных мероприятий, тематических  классных часов, многие из которых  ребята сами готовят  и т.д., даю  возможность каждому ученику проявить себя в определенном виде  деятельности (кто­то хорошо читает стихи, кто­то поет, танцует, рисует,  играет на муз. инструменте и т.д.);    привлекаю  школьников к работе в творческих объединениях по  интересам (кружках, секциях, клубах), действующих в школах и в  учреждениях дополнительного образования; выявляю, кто из детей и по  каким предметам берет доп. занятия  у репетиторов (все это дает инд.  «картинку» не только о познавательных сторонах ребенка, но и о его  нагрузке, занятости); выезжаем в различные музеи, кино и города посещаем часто детскую  библиотеку, где проходят теплые встречи и беседы, мероприятия, в  которых сами не раз принимаем участие на различные темы. координирую усилия по образованию и самообразованию ребенка,  изучая информацию об интересах воспитанников, их материально­бытовых условиях, требования родителей, их видение перспектив развития ребенка. Особым направлением работы по формированию познавательных интересов учащихся   является   работа   с   родителями   учащихся.   Здесь   ставятся   две взаимосвязанные задачи: 1. 2. Для изучения интересов подростков в семье родителям рекомендую:  Пополнение данных об интересах детей. Создание в семье условий для активного формирования этих интересов. провести недельный хронометраж использования свободного от учебной работы времени;   проводить   беседы,   выявляющие   круг   интересов   (любимые   книги, занятия,   познавательные   сайты,   тв   передачи,   отношение   к   учебным предметам и др.); записывать   в   течение   3   месяцев   книги,   прочитанные   детьми,   и проводить с ними беседы по содержанию прочитанного. Для развития познавательных интересов с помощью семьи рекомендую    :    беседовать по интересующим учащихся вопросам; побуждать учащихся задавать вопросы из интересующей их области; проводить познавательные игры; 3    рекомендовать   книги   с   целью   углубления   познаний   школьников   в интересующей их области; беседовать   с   детьми   о   событиях   дня   (происшедших   в   школе, освещенных в газетах, журналах); помогать ставить опыты; побуждать подростков к творческой работе в семье, интересоваться их успехами в избранной области. Все перечисленные формы и методы организации деятельности детей формируют познавательные интересы учащихся. III. Контроль за учёбой учащихся       И тут часто возникает вопрос: а как контролировать главную деятельность ребенка в школе  – его учебу? Что еще может делать для этого классный руководитель, кроме привычного просматривания классного журнала и бесед с учителями­предметниками по поводу успеваемости и дисциплины учеников и последующих за этим “серьезных разговоров” с учениками и их родителями?          Вопрос, который должен задать себе классный руководитель, – зачем, с какой целью нужен контроль учебы с его стороны? Об улучшении результата учебы, в первую очередь, должен заботиться учитель­предметник: классный руководитель не может быть репетитором по всем предметам. Но он может добиться   того,   чтобы   ребенок   сам   стремился   повысить   успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Важно повлиять на ребенка с целью   повышения   его   самооценки,   формирования   его   веры   в   свою успешность,   понимания   необходимости   личностного   роста.   Классный руководитель должен знать результаты исследований о том, какие факторы влияют на успешность и успеваемость.     Как это делаю я? Стараюсь ежедневное просматривать  классный  журнал, дневник, выставлять  отметки в дневник обучающегося, доводить до сведения родителей   в   основном   по   телефону   (так   быстрее   и   эффективнее).В   конце каждой четверти подвожу итоги в виде таблицы и  сводных цифр в процентах, которые я озвучиваю и показываю детям на ближайшем классном   учебном часе, род. собрании. После чего каждый для себя из учеников и родителей делает   вывод,   и   ставит   перед   собой   новые   задачи   в   следующей   учебной четверти, года. Помогают в этом и классные  учебные часы: «Учись учиться», «Как стать успешным?», «Будущее зависит от меня», «Как я планирую свой день?»… VI.   Взаимодействие классного руководителя и учителя­предметника Взаимодействуя   с   учителями­предметниками,   классный   руководитель   выполняет роль   организатора   и   координатора   педагогической   работы   с   учащимися   и коллективом; знакомит учителей с результатами изучения детей и классного коллектива,   привлекая   и   классный   коллектив,   и   учителей,   работающих   в классе,   к   обсуждению   программы   педагогической   помощи   ребенку   и   его семье. Он организует совместно с учителями­предметниками поиск средств, 4способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной деятельности, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.          Как классный руководитель, стараюсь систематически информировать учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его   родителей,   связанных   с   обучением,   стараюсь   привлечь   учителей   к обсуждению   путей   преодоления   этих   трудностей   и   помогать   педагогам скорректировать их действия. Считаю, необходимым  познакомить учителей с особенностями   психического   и   физического   развития   детей,   имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на таких детей. Регулирую отношения учителей и родителей. Информирую педагогов о  состоянии   воспитания,  особенностях   родителей,  организую   их   встречи   с учителями­предметниками   с   целью   обмена   информацией,   об   успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися.  Привлекаю   учителей­предметников   к   планированию   и   организации внеучебной   работы   в   классе,   способствует   закреплению   знаний   и   умений, приобретенных учащимися на уроке, во внеучебной деятельности, проводит совместную   работу   с   учителями   по   развитию   познавательных   и профессиональных интересов школьников; привлекаю учителей к подготовке и   проведению   собраний   с   родителями   (выбор   кружка,   факультативов, консультаций.) Одной   из   форм   взаимодействия   классного   руководителя   и   учителей­ предметников,   обеспечивающих   единство   действий   и   способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум.   Такой   был   в   пятом   классе.   Здесь   формируется   всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений   за   учеником,   обмениваются   информацией,   договариваются   о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком. с Основной   формой   работы     учителями­предметниками являются индивидуальные   беседы,   которые   возникают   по   мере необходимости.   Эти   беседы   должны   быть   спланированы   так,   чтобы   не упустить   важного   этапа   в   организации   работы   учителя   с   ребенком   и предупредить   возможные   трудности   и   конфликты.  Важно   проводить   такие беседы   как   совместные   размышления,   совместный   поиск   решения   той   или иной проблемы. Спасибо за внимание. 5