Выступление на методическом совещании с темой : Роль опорных конспектов
Оценка 4.7

Выступление на методическом совещании с темой : Роль опорных конспектов

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
физика +1
Взрослым
22.02.2018
Выступление на методическом совещании с темой : Роль опорных конспектов
выступление на совещании опорный конспект.doc
Выступление на методическом совещании Тема: «обобщение опыта по теме самообразования» ( 1 слайд) Тема моего выступления звучит следующим образом: Роль опорных  конспектов при изучении физики (2 слайд) Курс физики ­ один из сложных предметов в учебном плане школы. Особенностью предмета является изобилие всевозможных определений, законов,   формул, требующих точного воспроизведения. В каждый раздел курса включен  огромного масштаба  теоретический материал, который требует глубокого и прочного  усвоения.   На мой взгляд, основные трудности у учащихся возникают в усвоении и практическом применении изученного материала по той причине, что они не могут из такого изобилия материала выделить главное, построить логическую схему изучаемого материала и на основе этого определить подходы к решению задач. Из­за неумения выделять главное, докапываться до сути явлений и процессов, умения анализировать, многие лекции просто превращаются в диктовку материала. На это уходит много времени и учебное время используется неэффективно.  (3 слайд) Ребята от этой писанины устают, у них пропадает интерес к материалу, они начинают   отвлекаться     и   естественно   встает  пресловутый   вопрос   о   дисциплине   на уроках.  А как известно, нет дисциплины – нет знаний. Для себя я поняла, что вопроса с дисциплиной   не  существует   у   тех   учителей,   где   дети   работают   весь   урок,  где   сам процесс работы им кажется  интересным, где они творчески трудятся.  Другое дело – как это сделать? Я перепробовала много способов: сотнями писала карточки, мучила детей   самостоятельными   работами,   тестами,   физическими   диктантами,   зачётами, докладами,   и   наконец,   решила,   что   наступило   время   для   внедрения  технологии обучения   на   основе   схемных   и   знаковых   моделей   учебного   материала,   когда­то разработанную В.М. Шаталовым, другими словами – опорные конспекты. (4 слайд)  Опорный конспект по физике ­  это развернутая наглядная конструкция темы,   содержащая   расположенные   определенным   образом   правила,   формулы, определения, графики, обозначения единиц измерения  и ключевые слова. ( 5 слайд) Я считаю, что технология применения опорных конспектов на разных этапах обучения способствует:  Развитию логического мышления;  Формированию   навыков   восприятия   информации,   соотнесение   её   с   ранее усвоенной, что приведет к росту успеваемости и качества знаний.  Повышению   интереса   к   изучаемому   материалу,   следовательно,   повышают мотивацию к предмету (   6   слайд)  Приобретение   знаний,   формирование   навыков   и   умений,   развитие способностей     у   учащихся   имеет   определенную   логическую   последовательность, которая включает в себя такие этапы: 1) Теоретический    ­   это   восприятие   учебного   материала,   осуществляется   через уроки­лекции, уроки­конференции; 2) Практический ­ цель этапа­ закрепление материала, его осмысление, доведение до   понимания,   запоминание   и   сохранение   в   памяти,   применение   усвоенного материала в практической деятельности (воспроизведение конспектов, решение задач, выполнение лабораторных работ). 3) Зачет или контрольная работа  – на данном этапе осуществляется проверка уровня   усвоения   теоретических   знаний   на   репродуктивном   уровне   и   уровне осмысления темы через решение задач. (   7   слайд)  Перед   изучением   новой   темы,   я   дома   по   учебнику   просматриваю теоретический материал, по которому  буду составлять конспект, выбираю в нем самое главное,   руководствуясь   требованиями   к   знаниям,   умениям   и   навыкам,   которые должны быть сформированы по теме у каждого ученика. Дальше – с помощью символов рисую сам конспект. ( 8 слайд) На уроке я рассказываю сразу весь материал, сопровождая рассказ показом опытов, которые есть в учебнике. Опорный конспект рисую на доске. После того, как рассказ закончен, ребята его срисовывают за 2­3 минуты. ( 9 слайд)   Основная цель детей при изучении нового материала ­ вникать в новые понятия, связывать их с уже известным   материалом, следить за ходом рассуждений, доказательств, не отвлекаясь на подробные записи.  ( 10 слайд)  Иногда, я раздаю ребятам уже готовый, распечатанный опорный конспект и  они могут делать в нем необходимые пометки, не отвлекаясь на запись лекции, что позволяет   им   сосредоточиться   на   понимании   материала.   При   этом   существенно сокращается время, затрачиваемое на конкретную тему.  (   11   слайд)  материала заключается в том, что учитель:    Успех   применения   логических   схем   в   момент   объяснения   нового            ­ имеет возможность наглядно представить весь изучаемый материал ученикам класса;       ­ сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных местах изучаемого материала;      ­ многократно повторять изучаемый материал;      ­ быстро проверить, как ученик понял изученный материал. (   12   слайд)    Используя   опорные   конспекты   для   краткой   записи   нового   материала, позволяет   сэкономить   время   и   таким   образом   за   счет   этой   экономии   еще   более   поработать   с   новым   материалом,   путем   многократного подробно,   тщательно   повторения   добиться,   чтобы   каждый   ученик   разобрался   во   всех   частях   конспекта. Можно больше времени уделить решению задач.  ( 13 слайд) Логические схемы позволяют  ученику при изучении нового материала:        ­ глубже разобраться в изучаемом материале;        ­ легче запомнить изучаемый материал;        ­ используя опорный конспект при ответе, грамотно и точно изложить материал. ( 14 слайд) Не будем забывать, что теория без практики мертва. Повторение любой  темы, из проблемы, с которой сталкивается любой учитель, с помощью опорного  конспекта становится делом нескольких минут. При первичном закреплении материала, опорный конспект, я демонстрирую  всему классу через компьютер.  Используя рисунки на опорном конспекте, прошу с помощью одной, максимум двух  логических операций, рассказать о пройденном материале или дать прямой ответ на  поставленный мною вопрос.  (15 слайд) Кроме того, опорный конспект я применяю и с той целью, чтобы выявить  уровень усвоения знаний учащимися.  В   этом случае ,  опорный конспект,  позволяет  разнообразить  формы  опроса. Это и   воспроизведение конспекта  по памяти;  устное проговаривание по своему опорному конспекту в тетради; • взаимопроверка материала по ОК.  (16 слайд) В прошлом году в гимназию  поступила серия интерактивных учебных  пособии по предмету для каждого класса.  Работа с электронным вариантом опорных  конспектов совершенно по­ другому позволила взглянуть на их роль в учебном  процессе. С помощью анимации стали подвижными некоторые элементы опорных  конспектов. Это значительно оживляет материал, добавляет в него наглядности, делает работу интереснее.   (17 слайд) Иногда опорные конспекты я задаю доделать дома. Так, например, на уроке была составлена оболочка опорного конспекта, но не хватало определении, формул. Ученики, читая параграф, находят определение и вписывают его.  (18 слайд)   Особо хотелось бы выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные термины, формулы, величины для них бывает очень сложно,   не   говоря   уж   о   цельной   цепочке   темы.   Такие   ученики   часто   теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет   без   помощи   учителя   вспомнить   и   воспроизвести   материал   не   только отдельного   элемента,  но   и  всей   темы   в  целом.  Постепенно   пропадает   скованность, появляется интерес к получению знаний. (19 слайд)   В заключение хочу сказать,  что использование структурно­логических  схем при изучении физики дает возможность повысить качество усвоения излагаемого  материала , способствует  росту  мотивации достижения успеха. (20 слайд)   Уважаемые коллеги, перед вами результат моего  труда, надеюсь, что он  был, не только интересным, но и оказался для вас полезным.

Выступление на методическом совещании с темой : Роль опорных конспектов

Выступление на методическом совещании с темой : Роль опорных конспектов

Выступление на методическом совещании с темой : Роль опорных конспектов

Выступление на методическом совещании с темой : Роль опорных конспектов

Выступление на методическом совещании с темой : Роль опорных конспектов

Выступление на методическом совещании с темой : Роль опорных конспектов

Выступление на методическом совещании с темой : Роль опорных конспектов

Выступление на методическом совещании с темой : Роль опорных конспектов

Выступление на методическом совещании с темой : Роль опорных конспектов

Выступление на методическом совещании с темой : Роль опорных конспектов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2018