Выступление на методическом совещании
Тема: «обобщение опыта по теме самообразования»
( 1 слайд) Тема моего выступления звучит следующим образом: Роль опорных
конспектов при изучении физики
(2 слайд) Курс физики один из сложных предметов в учебном плане школы.
Особенностью предмета является изобилие всевозможных определений, законов,
формул, требующих точного воспроизведения. В каждый раздел курса включен
огромного масштаба теоретический материал, который требует глубокого и прочного
усвоения.
На мой взгляд, основные трудности у учащихся возникают в усвоении и практическом
применении изученного материала по той причине, что они не могут из такого изобилия
материала выделить главное, построить логическую схему изучаемого материала и на
основе этого определить подходы к решению задач.
Изза неумения выделять главное, докапываться до сути явлений и процессов, умения
анализировать, многие лекции просто превращаются в диктовку материала. На это
уходит много времени и учебное время используется неэффективно.
(3 слайд) Ребята от этой писанины устают, у них пропадает интерес к материалу, они
начинают отвлекаться и естественно встает пресловутый вопрос о дисциплине на
уроках. А как известно, нет дисциплины – нет знаний. Для себя я поняла, что вопроса с
дисциплиной не существует у тех учителей, где дети работают весь урок, где сам
процесс работы им кажется интересным, где они творчески трудятся. Другое дело –
как это сделать? Я перепробовала много способов: сотнями писала карточки, мучила
детей самостоятельными работами, тестами, физическими диктантами, зачётами,
докладами, и наконец, решила, что наступило время для внедрения технологии
обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, когдато
разработанную В.М. Шаталовым, другими словами – опорные конспекты. (4 слайд) Опорный конспект по физике это развернутая наглядная конструкция
темы, содержащая расположенные определенным образом правила, формулы,
определения, графики, обозначения единиц измерения и ключевые слова.
( 5 слайд) Я считаю, что технология применения опорных конспектов на разных этапах
обучения способствует:
Развитию логического мышления;
Формированию навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее
усвоенной, что приведет к росту успеваемости и качества знаний.
Повышению интереса к изучаемому материалу, следовательно, повышают
мотивацию к предмету
( 6 слайд) Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие
способностей у учащихся имеет определенную логическую последовательность,
которая включает в себя такие этапы:
1) Теоретический это восприятие учебного материала, осуществляется через
урокилекции, урокиконференции;
2) Практический цель этапа закрепление материала, его осмысление, доведение
до понимания, запоминание и сохранение в памяти, применение усвоенного
материала в практической деятельности (воспроизведение конспектов, решение
задач, выполнение лабораторных работ).
3) Зачет или контрольная работа – на данном этапе осуществляется проверка
уровня усвоения теоретических знаний на репродуктивном уровне и уровне
осмысления темы через решение задач.
( 7 слайд) Перед изучением новой темы, я дома по учебнику просматриваю
теоретический материал, по которому буду составлять конспект, выбираю в нем самое
главное, руководствуясь требованиями к знаниям, умениям и навыкам, которые
должны быть сформированы по теме у каждого ученика. Дальше – с помощью символов
рисую сам конспект. ( 8 слайд) На уроке я рассказываю сразу весь материал, сопровождая рассказ показом
опытов, которые есть в учебнике. Опорный конспект рисую на доске. После того, как
рассказ закончен, ребята его срисовывают за 23 минуты.
( 9 слайд) Основная цель детей при изучении нового материала вникать в новые
понятия, связывать их с уже известным материалом, следить за ходом рассуждений,
доказательств, не отвлекаясь на подробные записи.
( 10 слайд) Иногда, я раздаю ребятам уже готовый, распечатанный опорный конспект
и они могут делать в нем необходимые пометки, не отвлекаясь на запись лекции, что
позволяет им сосредоточиться на понимании материала. При этом существенно
сокращается время, затрачиваемое на конкретную тему.
( 11 слайд)
материала заключается в том, что учитель:
Успех применения логических схем в момент объяснения нового
имеет возможность наглядно представить весь изучаемый материал ученикам
класса;
сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных местах изучаемого
материала;
многократно повторять изучаемый материал;
быстро проверить, как ученик понял изученный материал.
( 12 слайд) Используя опорные конспекты для краткой записи нового материала,
позволяет сэкономить время и таким образом за счет этой экономии еще более
поработать с новым материалом, путем многократного
подробно, тщательно
повторения добиться, чтобы каждый ученик разобрался во всех частях конспекта.
Можно больше времени уделить решению задач.
( 13 слайд) Логические схемы позволяют ученику при изучении нового материала:
глубже разобраться в изучаемом материале;
легче запомнить изучаемый материал;
используя опорный конспект при ответе, грамотно и точно изложить материал.
( 14 слайд) Не будем забывать, что теория без практики мертва. Повторение любой
темы, из проблемы, с которой сталкивается любой учитель, с помощью опорного
конспекта становится делом нескольких минут. При первичном закреплении материала, опорный конспект, я демонстрирую всему классу через компьютер.
Используя рисунки на опорном конспекте, прошу с помощью одной, максимум двух
логических операций, рассказать о пройденном материале или дать прямой ответ на
поставленный мною вопрос.
(15 слайд) Кроме того, опорный конспект я применяю и с той целью, чтобы выявить
уровень усвоения знаний учащимися. В этом случае , опорный конспект, позволяет
разнообразить формы опроса. Это и
воспроизведение конспекта по памяти;
устное проговаривание по своему опорному конспекту в тетради;
•
взаимопроверка материала по ОК.
(16 слайд) В прошлом году в гимназию поступила серия интерактивных учебных
пособии по предмету для каждого класса. Работа с электронным вариантом опорных
конспектов совершенно по другому позволила взглянуть на их роль в учебном
процессе. С помощью анимации стали подвижными некоторые элементы опорных
конспектов. Это значительно оживляет материал, добавляет в него наглядности, делает
работу интереснее.
(17 слайд) Иногда опорные конспекты я задаю доделать дома. Так, например, на уроке
была составлена оболочка опорного конспекта, но не хватало определении, формул.
Ученики, читая параграф, находят определение и вписывают его.
(18 слайд) Особо хотелось бы выделить значение опорных конспектов для слабых
учащихся. Запомнить отдельные термины, формулы, величины для них бывает очень
сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие ученики часто теряются,
замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный
конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он
позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только
отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность,
появляется интерес к получению знаний.
(19 слайд) В заключение хочу сказать, что использование структурнологических
схем при изучении физики дает возможность повысить качество усвоения излагаемого
материала , способствует росту мотивации достижения успеха. (20 слайд) Уважаемые коллеги, перед вами результат моего труда, надеюсь, что он
был, не только интересным, но и оказался для вас полезным.
Выступление на методическом совещании с темой : Роль опорных конспектов
Выступление на методическом совещании с темой : Роль опорных конспектов
Выступление на методическом совещании с темой : Роль опорных конспектов
Выступление на методическом совещании с темой : Роль опорных конспектов
Выступление на методическом совещании с темой : Роль опорных конспектов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.