Дети с нарушением речи - это особая категория детей, у которых сохранен слух и интеллект, но у детей есть значительные речевые дефекты.
ОНР - речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи.
ФФНР — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Признаком ФН является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Подготовка детей к обучению грамоте
правильно произносить все звуки;
определять место звука в слове;
уметь членить слова на слоги;
использовать в речи сложные предложения разных видов;
уметь составлять предложения из 3-4 слов;
уметь членить простые предложения на слова;
составлять рассказы по сюжетной картине, по серии картинок, из
личного опыта (не менее чем из 6—7 предложений);
уметь пользоваться обобщающими понятиями.
Дети должны знать:- Название нашей страны и ее столицы.- Флаг, герб России.- Название родного города, села, свой адрес.
- Знать домашних и диких животных.
- Знать перелетных и зимующих птиц.
- Знать фрукты и овощи.
- Знать деревья и кустарники, цветы.
- Иметь представления о лесных ягодах и грибах.- Знать разные виды транспорта.
Дети должны уметь:
- Дети должны уметь рассказать о своей семье.- Сравнивать, группировать, классифицировать предметы.- Называть материалы, из которых они изготовлены.- Понимать значение обобщающих слов.
- Уметь определять состояние погоды.
Дети должны иметь представления:
- О всенародных праздниках.- О труде людей в городе и сельской местности.
- О школе, школьных принадлежностях.
Речевая система родного языка
Звуковой Связная Просодический Смысловой
компонент речь компонент компонент
1.диалогическая 1.лексический
2.монологическая словарь,
1. 2.грамматический
а)звукопризношение; 1.тембр, строй.
б)звуко-слоговая структура. 2.мелодичность,
2.Фонематические процессы: 3. интонация,
а)фонематический слух; 4.громкость голоса.
б)фонематическое восприятие;
в)фонематический анализ и синтез.
Смешивание букв
обозначающие звонкие - глухие
(Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.),
свистящие - шипящие
(С-Ш; З-Ж и т.д.),
аффрикаты и компоненты
(Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме:
"писмо", "лубит", "больит" и т.д.
Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи.
Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития.
К обучению в 1-ом классе ребенка необходимо готовить.
Важно, чтобы дети семилетнего возраста владели, прежде всего:
нормативным звукопроизношением,
грамотной фразой,
развернутой речью,
объемом знаний, умений, навыков определенных программой подготовительной к школе группы.
ШАРИК
Будто шариком играем:
Наш животик мы сдуваем.
Дружно все вдохнули:
Шарик наш надули.
Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3 - 4раза).
ВАСИЛЁК
Распустился наш цветок -
Ярко - синий василёк.
Ну, пойдём скорей гулять,
Аромат его вдыхать!
Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем—через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
Упражнение «Назови правильно»
Цель: Учить преобразовывать существительные единственного числа во множественное.
Соедини линиями одинаковые овощи, фрукты. Взрослый показывает, а ребенок называет овощи. Образец: «Это помидор, а это помидоры "и т.д.
Упражнение «Назови ласково»
Цель: Учить образовывать существительные уменьшительно-ласкательных форм.
Пересказ
Русские народные сказки являются прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста пересказу. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Это позволяет вовлечь ребенка в активную работу, развивает у него коммуникативные навыки, чувство языка, творческие способности.
С дошкольниками младшего и среднего возраста проводится работа по сказкам «Репка», «Курочка Ряба», «Козлятки и волк».
Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная к школе группы) подготовлены сказки «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Царевна-лягушка».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.