Выступление на педагогической конференции "Подготовка детей по развитию речи к обучению в школе"
Оценка 4.8

Выступление на педагогической конференции "Подготовка детей по развитию речи к обучению в школе"

Оценка 4.8
Культурные мероприятия
pptx
дефектология +1
Взрослым
14.02.2017
Выступление на педагогической конференции "Подготовка детей по развитию речи  к обучению в школе"
Подготовка детей по развитию речи к обучению в школе. 1 слайд По данным Всероссийской диспансеризации только 10-14 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Возросло количество детей с ОВЗ, к которым относятся дети с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами эмоционально-волевой сферы. 2 слайд В ДОУ наблюдается рост числа детей с ОНР, фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи. У этих детей сохранен слух и интеллект, но в зависимости от диагноза, нарушены: артикуляционная моторика, звукопроизношение, фонематический слух и восприятие, словарный запас, слоговая структура слова, лексико-грамматический строй, фактически отсутствует связная речь, не развит процесс звуко - буквенного анализа и синтеза. Именно эти дети состав¬ляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Поэтому, в настоящее время проблема обучения и воспитания детей дошкольного возраста становиться особенно значимой. 3 слайд Если вовремя не устранить нарушения всех компонентов речи, то у детей возникнут трудности не только в общении с окружающими, но и затруднит обучение в школе, т. к. правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе и залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. Все вы знаете, что подготовка детей к школе — это ответственный момент. Большое внимание уделяется преемственности между ДОУ и школой. 4 лайд Школа выдвигает требования подготовленности дошкольника к 1 классу. Что значит подготовить детей к обучению грамоте  в школе? Это значит:  правильно произносить все звуки, т.е должен быть развит фонематический слух;  определять место звука в слове;  уметь членить слова на слоги;  использовать в речи сложные предложения разных видов;  уметь составлять предложения из 3-4 слов;  уметь членить простые предложения на слова;  составлять рассказы по сюжетной картине, по серии картинок, из личного опыта (не менее чем из 6—7 предложений);  уметь пользоваться обобщающими понятиями. 5 лайд Дети должны знать: - Название нашей страны и ее столицы. - Флаг, герб России. - Название родного города, села, свой адрес. - Знать домашних и диких животных. - Знать перелетных и зимующих птиц. - Знать фрукты и овощи. - Знать деревья и кустарники, цветы. - Иметь представления о лесных ягодах и грибах. - Знать разные виды транспорта. Дети должны уметь: - Дети должны уметь рассказать о своей семье. - Сравнивать, группировать, классифицировать предметы. - Называть материалы, из которых они изготовлены. - Понимать значение обобщающих слов. - Уметь определять состояние погоды. Дети должны иметь представления: - О всенародных праздниках. - О труде людей в городе и сельской местности. - О школе, школьных принадлежностях. 6 лайд Посмотрим Программные задачи ДОУ. Это: Задачи по развитию речи у детей 6-7 лет. Формирование словаря. Продолжить работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Побуждать детей интересоваться смыслов слова. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Помогать детям осваивать выразительные средства языка. Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Отрабатывать интонацию выразительности речи. Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если бы и т.д.) Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Формировать умение вести диалог между воспитателями и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему. Подготовка к обучению грамоте. Дать представление о предложении (без грамматического определения) Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности). Учить делить двусложные и трехсложные слова с открытами слогами (на-ша Ма-ша) на части. Учить составлять слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах. Мы видим, что требования школы и Программные задачи ДОУ совпадают. 7 слайд Предлагаю вам посмотреть одну из работ ученика начальной школы, у которого имеются нарушения фонематического слуха и восприятия. Вы видите замены и смешение букв по оптическому сходству. 8слайд (счет до 10) Возникает проблема в том, что если у ребенка нарушен хотя бы один из компонентов речи, то 9 слайд Наблюдается частичное нарушение процесса овладения письмом — дисграфия (от греческого "графо" — письмо), дислексия – частичное нарушение чтения. 10 слайд На письме можно увидеть замены букв 11 слайд Смешивание букв. Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. 12 слайд Уважаемые педагоги, нужно помнить, что за порогом детского сада, детей ждет школа. Для того, что бы не было ошибок в речи и на письме, нужно обращать внимание: 1) на «живую», грамотную речь взрослого и ребенка, где происходит развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса, лексико - грамматических категорий; 13 слайд 2) на развитие дыхания, т.к. на выдохе мы произносим звуки родного языка. Можно использовать упражнения: надуй шарик или мыльный пузырь, поиграй на дудочке и т.д. Можно использовать дыхательную гимнастику с художественным словом. 14 слайд Я предлагаю выполнить упражнение «ШАРИК» Будто шариком играем: Наш животик мы сдуваем. Дружно все вдохнули: Шарик наш надули. Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3 - 4раза). ВАСИЛЁК Распустился наш цветок - Ярко - синий василёк. Ну, пойдём скорей гулять, Аромат его вдыхать! Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем—через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем. 15 слайд 3) на развитие артикуляционной моторики, т.к. правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов ар-тикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения орга¬нов артикуляционного аппарата помога¬ет артикуляционная гимнастика. Я рекомендую делать артикуляционную гимнастику с раннего возраста, жевать твердую пищу, полоскать ротовую полость, лизать и облизывать что – либо…(мороженое, чупа-чупс..) Возьмите зеркало, я предлагаю сделать несколько артикуляционных упражнений……. 16 слайд 4) на развитие фонематического слуха и восприятия. Я предлагаю игры «Поймай звук в слоге (слове)» Слоги: Слова: Упражнение «Помоги Тане добраться до дома» Далее можно поиграть в словесные игры «Найди звук в слове и объясни, почему», «1 – много», «Назови ласково» 17 слайд Упражнение «Назови правильно» 18 слайд Упражнение «Из чего — какой?» 19 слайд Упражнение на согласование падежных окончаний 20 слайд Упражнение на согласование падежных окончаний 21 слайд Упражнение на префиксальное словообразование 22 слайд Упражнения на развитие связной речи 23 слайд Пересказ 5) на четкое и ясное произношение каждого звука, слова, фразы, т.е. развиваем хорошую дикцию, темп речи, выразительность речи. Думаю, что ваши дети пойдут в первый класс подготовленными по всем компонентам устной речи, а из школы будут приходить отличные отзывы. Своих детей Вы можете проверить по тесту из буклета. Спасибо за внимание! Тест В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе. 1. Назови свою фамилию, имя, отчество. 2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы. 3. Сколько тебе лет? Когда ты родился? 4. Как называется город, в котором ты живешь? 5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес. 6. Кем работают твои родители? 7. У тебя есть сестра, брат? 8. Как зовут твоих друзей? 9. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом? 10. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь? 11. Назови дни недели, времена года. 12. Какое сейчас время года? 13. Чем отличается зима от лета? 14. В какое время года на деревьях появляются листья? 15. Как называется планета, на которой мы живем? 16. Как называется спутник Земли? 17. Каких домашних животных ты знаешь? 18. Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)? 19. Чем отличается город от деревни? 20. Чем отличаются дикие животные от домашних? 21. Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц? 22. Ты хочешь учиться в школе? 23. Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей? 24. Зачем надо учиться? 25. 25. Какие профессии ты знаешь? 26. 26. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)? 27. 27. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится? Оценка результатов • Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович. • Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа. Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.
Презентация1.pptx

МКДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» г

МКДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» г

МКДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» г.Далматово

Подготовка детей
по речевому развитию
к обучению в школе

Подготовила учитель-логопед Засыпкина Н.Н.

2015г

Дети с нарушением речи - это особая категория детей, у которых сохранен слух и интеллект, но у детей есть значительные речевые дефекты

Дети с нарушением речи - это особая категория детей, у которых сохранен слух и интеллект, но у детей есть значительные речевые дефекты

Дети с нарушением речи - это особая категория детей, у которых сохранен слух и интеллект, но у детей есть значительные речевые дефекты.

ОНР - речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи.

ФФНР — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Признаком ФН является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Выступление на педагогической конференции "Подготовка детей по развитию речи к обучению в школе"

Выступление на педагогической конференции "Подготовка детей по развитию речи  к обучению в школе"

Подготовка детей к обучению грамоте   правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; уметь членить слова на слоги; использовать в речи сложные…

Подготовка детей к обучению грамоте   правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; уметь членить слова на слоги; использовать в речи сложные…


Подготовка детей к обучению грамоте 


правильно произносить все звуки;

определять место звука в слове;

уметь членить слова на слоги;

использовать в речи сложные предложения разных видов;

уметь составлять предложения из 3-4 слов;

уметь членить простые предложения на слова;

составлять рассказы по сюжетной картине, по серии картинок, из
личного опыта (не менее чем из 6—7 предложений);

уметь пользоваться обобщающими понятиями.

Дети должны знать: - Название нашей страны и ее столицы

Дети должны знать: - Название нашей страны и ее столицы

Дети должны знать: - Название нашей страны и ее столицы. - Флаг, герб России. - Название родного города, села, свой адрес.
- Знать домашних и диких животных.
- Знать перелетных и зимующих птиц.
- Знать фрукты и овощи.
- Знать деревья и кустарники, цветы.
- Иметь представления о лесных ягодах и грибах. - Знать разные виды транспорта.

Дети должны уметь:
- Дети должны уметь рассказать о своей семье. - Сравнивать, группировать, классифицировать предметы. - Называть материалы, из которых они изготовлены. - Понимать значение обобщающих слов.
- Уметь определять состояние погоды.

Дети должны иметь представления:
- О всенародных праздниках. - О труде людей в городе и сельской местности.
- О школе, школьных принадлежностях.

Задачи по развитию речи по программе дошкольного образования

Задачи по развитию речи по программе дошкольного образования

Задачи по развитию речи по программе дошкольного образования

Формирование словаря
Звуковая культура речи
Грамматический строй речи
Связная речь
Подготовка к обучению грамоте

Выступление на педагогической конференции "Подготовка детей по развитию речи к обучению в школе"

Выступление на педагогической конференции "Подготовка детей по развитию речи  к обучению в школе"

Речевая система родного языка

Речевая система родного языка

Речевая система родного языка

Звуковой Связная Просодический Смысловой
компонент речь компонент компонент

1.диалогическая 1.лексический
2.монологическая словарь,
1. 2.грамматический
а)звукопризношение; 1.тембр, строй.
б)звуко-слоговая структура. 2.мелодичность,
2.Фонематические процессы: 3. интонация,
а)фонематический слух; 4.громкость голоса.
б)фонематическое восприятие;
в)фонематический анализ и синтез.

ЧТО ЭТО?

ЧТО ЭТО?

ЧТО ЭТО?

Замена Р-Л,

Замена Р-Л,

Замена
Р-Л, С-Ш, Ж-З
Рак – лак стол – штол жук – зук ковёр – ковёл скала – шкала кожа - коза берёза – белёза каска – кашка дождь – доздь
щенок – ченок тетрадь – чечрачь
цыплёнок – сыплёнок
рукавицы - рукавиты
бублик – пуплик (публик, буплик)

Смешивание букв обозначающие звонкие - глухие (Б-П;

Смешивание букв обозначающие звонкие - глухие (Б-П;

Смешивание букв
обозначающие звонкие - глухие
(Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.),

свистящие - шипящие
(С-Ш; З-Ж и т.д.),

аффрикаты и компоненты
(Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме:
"писмо", "лубит", "больит" и т.д.

Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи.

Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития

Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития

Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития.
К обучению в 1-ом классе ребенка необходимо готовить.
Важно, чтобы дети семилетнего возраста владели, прежде всего:
нормативным звукопроизношением,
грамотной фразой,
развернутой речью,
объемом знаний, умений, навыков определенных программой подготовительной к школе группы.

Выступление на педагогической конференции "Подготовка детей по развитию речи к обучению в школе"

Выступление на педагогической конференции "Подготовка детей по развитию речи  к обучению в школе"

ШАРИК Будто шариком играем: Наш животик мы сдуваем

ШАРИК Будто шариком играем: Наш животик мы сдуваем

ШАРИК
Будто шариком играем:
Наш животик мы сдуваем.
Дружно все вдохнули:
Шарик наш надули.

Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3 - 4раза).
 
ВАСИЛЁК
Распустился наш цветок -
Ярко - синий василёк.
Ну, пойдём скорей гулять,
Аромат его вдыхать!

Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем—через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

Выступление на педагогической конференции "Подготовка детей по развитию речи к обучению в школе"

Выступление на педагогической конференции "Подготовка детей по развитию речи  к обучению в школе"

Упражнение «Помоги Тане добраться до дома»

Упражнение «Помоги Тане добраться до дома»

Упражнение «Помоги Тане добраться до дома».
Цель: Развивать фонематический слух.
Выбирай только те картинки, в названиях которых есть звуки т, ть .

Упражнение «Назови правильно»

Упражнение «Назови правильно»

Упражнение «Назови правильно»

Цель: Учить преобразовывать существительные единственного числа во множественное.
Соедини линиями одинаковые овощи, фрукты. Взрослый показывает, а ребенок называет овощи. Образец: «Это поми­дор, а это помидоры "и т.д.

Упражнение «Назови ласково»
Цель: Учить образовывать существительные уменьшительно-ласкательных форм.

Упражнение «Из чего — какой?»

Упражнение «Из чего — какой?»

Упражнение «Из чего — какой?»
Цель: Учить образовывать прилагательные.
Обведи пунктирные линии и назови, из каких ово­щей и что приготовила мама. Какой (какая, какое) это сок (салат, пюре, запеканка)? Морковный сок. Овощной салат. и т. д.

У тебя есть (кто?) р . У них нет (кого?) д

У тебя есть (кто?) р . У них нет (кого?) д

 

4 года

5 лет

6 лет

лиса

ёжик

рысь

лиса

ёжик

рысь

лиса

ёжик

рысь

и.

У тебя есть (кто?)

 

р.

У них нет (кого?)

д.

Корм даю (кому?)

в.

Любишь (кого?)

т.

Доволен (кем?)

п.

Рассказ (о ком?)

Согласование падежных окончаний

Согласование с предлогами 4 года (в, на, над, под) 5 лет (за, с, к, из) 6 лет (перед, около, из-за, из-под)

Согласование с предлогами 4 года (в, на, над, под) 5 лет (за, с, к, из) 6 лет (перед, около, из-за, из-под)

Согласование с предлогами
4 года (в, на, над, под) 5 лет (за, с, к, из)

6 лет (перед, около, из-за, из-под)

Префиксальное словообразование (с 6 лет)

Префиксальное словообразование (с 6 лет)

Префиксальное словообразование (с 6 лет)

Во-, вы-, за-, пере-, подо-, ото—(шёл)

Связная речь Составление предложений по предметной картинке

Связная речь Составление предложений по предметной картинке

Связная речь
Составление предложений по предметной картинке.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Пересказ Русские народные сказки являются прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста пересказу

Пересказ Русские народные сказки являются прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста пересказу

Пересказ

Русские народные сказки являются прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста пересказу. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Это позволяет вовлечь ребенка в активную работу, развивает у него коммуникативные навыки, чувство языка, творческие способности.
С дошкольниками младшего и среднего возраста проводится работа по сказкам «Репка», «Курочка Ряба», «Козлятки и волк».
Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная к школе группы) подготовлены сказки «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Царевна-лягушка».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017