Выступление по теме "Игровые технологии". В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.
Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.Выступление на педсовете с темой "Игровые технологии".
Степанова Е.В. - игровы технологии.doc
Степанова Е.В., учитель истории и
обществознания МАОУ «гимназия № 7 имени
святителя Питирима, епископа Тамбовского»
Тема: «Игровые технологии на уроках истории
и обществознания».
«Человеческая культура возникла
и развертывается в игре, как игра».
Йохан Хейзинга.
Мы все привыкли, что игры – удел маленьких детей. Иногда,
однако, сами в них участвуем, занимаясь достаточно серьезными делами
(проведя педсовет или подготавливая программу развития своей школы).
Должны ли играть на уроках наши дети? И какого возраста?
Историческая справка.
Феномен игры состоит в том, что это явление появившееся ещё в
первобытном обществе и сопровождающее человечество весь период его
развития.
Значение игры с педагогических позиций освещалось многими
выдающимися мыслителями прошлого и нашими современниками.
Ян Амос Коменский отмечал значение игры в обучении «Спеши в
школу, как на игру (она есть такова)».
ЖанЖак Руссо, Иоганн Генрих Песталоцци – видели в игре
«свободную деятельность дитяти», полагали, что посредством игры можно
готовить ребенка к жизни.
Константин Дмитриевич Ушинский, Антон Семенович Макаренко,
Петр Францевич Легафт и другие – доказывали, что игры имеют большую
обучающую и воспитательную значимость.
В России дидактические игры появились в конце XVIII века.
Характеристика технологии игрового обучения.
Игра это вид деятельности в условиях ситуаций,
направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Функции игровой деятельности:
развлекательная
коммуникативная
1 самореализация
игротерапевтическая
диагностическая
функция коррекции
межнациональной коммуникации
социализация.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно
рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь
развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в
терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и
интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и
даже раздела учебного предмета;
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) или его части (введение, объяснение,
закрепления, упражнения, контроля);
как технологии внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно
обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса
в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным
признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующими ей
педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в
явном виде и характеризуются учебнопознавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых
приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения,
стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание
элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем
функций и классификации педагогических игр.
Классификация педагогических игр.
1. По виду деятельности
физические (двигательные)
интеллектуальные (умственные)
трудовые
социальные
психологические
2. по характеру педагогического процесса:
обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие
2 диагностические,
профориентационные,
коммуникативные,
познавательные, воспитательные, развивающие
репродуктивные, продуктивные, творческие
психологические
3. по игровой методике
предметные
сюжетные
ролевые
деловые
имитационные
игрыдраматизации
4. по предметной области
математические, физические, биологические, химические и т.п.
музыкальные, театральные, литературные
трудовые, технические, производственные
физкультурные, спортивные, военноприкладные, туристические, народные
обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие
5. по игровой среде
игры с предметами и без предметов
настольные, комнатные, уличные, на местности
компьютерные, телевизионные
технические со средствами обучения.
Игра школьник важна, понятна, злободневна – это часть его
жизненного опыта. Использование игры в рамках учебновоспитательного
процесса – явление не новое. В игре воссоздается предметное и социальное
содержание деятельности, моделирование системы отношений, адекватных
условий формирования личности.
Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения:
она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать
поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса.
В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям,
стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся
получать и усваивать большее количество информации, способствует
приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных
ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает
отношения между её участниками и педагогами, так как игровые
взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют
раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего
характера; она повышает самооценку участников игры. С помощью игры
можно снять психологическое утомление; её можно использовать для
мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них
организаторских способностей, привития навыков самодисциплины,
создания обстановки радости на занятиях.
3 В игре обычно работают группы из 56 человек. Втрое преимущество
игр в том, что в них активно и одновременно может принимать участие
достаточно большое количество учащихся (до 30 человек), т.е. весь класс.
Для участия в игре не требуется репетиций, поэтому не теряется
новизна предстоящей игровой деятельности, что является источником
постоянного интереса играющих к событиям в игре.
Различные игры применимы и в качестве зачетных занятий, при
обобщении и повторении блока тем; они дают возможность учителю без
излишней нервозности проверить усвоение темы, выявить проблемы в
знаниях учащихся в овладении ими практическими умениями и навыками. В
то же время они содержат большой обучающий потенциал и, используя
схему данной игры, учащиеся могут составить свои варианты её
проведения.
Методика организации любой игры включает в себя следующие этапы:
1. подготовительный (от 1 до нескольких дней)
2. основной этап (непосредственное проведение игры)
3. заключительный этап (итог, который учащиеся подводят в конце деловой
игры).
Большую роль выполняет система стимулирования в игре. Она должна
активизировать каждого из играющих, заставлять их действовать как в
жизни, уметь подчинять интересы отдельных участников общей цели игры,
дать объективную оценку личного вклада каждого в достижение игровой
цели, добиваться общего результата деятельности игрового коллектива.
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в
создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное
развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является
нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая
окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Деловые игры. Деловая игра используется для решения
комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития
творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт
возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных
позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых
игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, псохо и
социодрама.
Имитационные игры – имитация какоголибо события, конкретная
деятельность людей, обстановка и т.п.
4 Операционные игры – выполнения конкретных специфических
операций, например написание сочинения, решения задач.
Исполнение ролей – между учащимися распределяются роли, и они
разрабатывают модельпьесу, ситуацию.
Деловой театр разыгрывается какаялибо ситуация, поведение
человека в конкретной обстановке.
Психодрама и социодрама – они близки к ролевой игре и деловому
театру. Это тоже театр, но уже социальнопсихологический, в котором
отрабатывается умение чувствовать в коллективе, оценивать и изменять
состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Поразному можно оценить эффективность игр в усвоение учебного
материала.
При лекционной подаче материала усваивается не более – 20% информации,
в деловой игре – до 90%.
Уровень усвоения знаний в игровой группе – 79,3%, а выполнявших
лабораторную работу – 54%.
На уроке игре материал усваивается на 7583%, а в традиционной форме –
2515%.
Требования к организации игр в процессе обучения.
1. Игра должна быть увлекательна и интересна.
2. Игра должна вызывать у детей только положительные эмоции.
3. Игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной
подготовке учащихся.
4. Игра должна развивать умения, знания и навыки учащихся в учебной
деятельности.
5. Игровой материал должен быть построен логически и должен постоянно
усложняться по мере усвоения.
6. В игре обязателен элемент соревнования между командами или
отдельными участниками.
7. Учитель – активный участник игры, а не сторонний наблюдатель.
Таким образом, игровые формы и методы активного обучения
приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование
– не всегда нудное занятие.
Список использованной литературы.
1. Азаров Ю.П. Игра и труд. – М., 1973 .
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1979.
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования. М.: Академия, 2000.
5 4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное
образование, 1998.
5. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. – М.: Творческий центр,
2007.
6
Выступление на педсовете.
Выступление на педсовете.
Выступление на педсовете.
Выступление на педсовете.
Выступление на педсовете.
Выступление на педсовете.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.