Выступление на педсовете.

  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • doc
  • 16.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Выступление по теме "Игровые технологии". В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.Выступление на педсовете с темой "Игровые технологии".
Иконка файла материала Степанова Е.В. - игровы технологии.doc
Степанова Е.В., учитель истории и обществознания МАОУ «гимназия № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского» Тема: «Игровые  технологии на уроках истории и обществознания». «Человеческая культура возникла  и развертывается в игре, как игра». Йохан Хейзинга. Мы все привыкли, что игры – удел маленьких детей. Иногда, однако,   сами   в   них   участвуем,   занимаясь   достаточно   серьезными   делами (проведя  педсовет  или подготавливая  программу  развития  своей  школы). Должны ли играть на уроках наши дети? И какого возраста? Историческая справка. Феномен   игры   состоит   в   том,   что   это   явление   появившееся   ещё   в первобытном   обществе   и   сопровождающее   человечество   весь   период   его развития. Значение   игры   с   педагогических   позиций   освещалось   многими выдающимися мыслителями прошлого и нашими современниками. Ян Амос Коменский   отмечал значение игры в обучении «Спеши в школу, как на игру (она есть такова)».  Жан­Жак   Руссо,   Иоганн   Генрих   Песталоцци   –   видели   в   игре «свободную деятельность дитяти», полагали, что посредством игры можно готовить ребенка к жизни. Константин   Дмитриевич   Ушинский,   Антон   Семенович   Макаренко, Петр Францевич Легафт и другие – доказывали, что игры имеют большую обучающую и воспитательную значимость. В России дидактические игры появились в конце XVIII века. Характеристика технологии игрового обучения. Игра ­  это вид деятельности в условиях            ситуаций,  направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором  складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Функции игровой деятельности:  ­ развлекательная ­ коммуникативная 1­ самореализация ­ игротерапевтическая ­ диагностическая ­ функция коррекции ­ межнациональной коммуникации ­ социализация. Значение   игры   невозможно   исчерпать   и   оценить   развлекательно­ рекреативными  возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. В   современной   школе,   делающей   ставку   на   активизацию   и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется: ­  в качестве  самостоятельных  технологий  для  освоения  понятия,  темы  и даже раздела учебного предмета; ­ как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; ­   в   качестве   урока   (занятия)   или   его   части   (введение,   объяснение, закрепления, упражнения, контроля); ­ как технологии внеклассной работы. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно­познавательной направленностью. Игровая   форма   занятий   создается   на   уроках   при   помощи   игровых приемов   и   ситуаций,   которые   выступают   как   средство   побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Место   и   роль   игровой   технологии   в   учебном   процессе,   сочетание элементов   игры   и   ученья   во   многом   зависят   от   понимания   учителем функций и классификации педагогических игр. Классификация педагогических игр. 1.  По виду деятельности ­ физические (двигательные) ­ интеллектуальные (умственные) ­ трудовые  ­ социальные ­ психологические 2.  по характеру педагогического процесса: ­ обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие 2диагностические,     профориентационные, коммуникативные, ­ познавательные, воспитательные, развивающие ­ репродуктивные, продуктивные, творческие ­ психологические 3.  по игровой методике ­ предметные ­ сюжетные ­ ролевые ­ деловые ­ имитационные ­ игры­драматизации 4.  по предметной области ­ математические, физические, биологические, химические и т.п. ­ музыкальные, театральные, литературные ­ трудовые,  технические, производственные ­ физкультурные, спортивные, военно­прикладные, туристические, народные ­ обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие 5.  по игровой среде ­ игры с предметами и без предметов ­ настольные, комнатные, уличные, на местности ­ компьютерные, телевизионные ­ технические со средствами обучения. Игра   школьник   важна,   понятна,   злободневна   –   это   часть   его жизненного   опыта.  Использование   игры   в  рамках   учебно­воспитательного процесса – явление не новое. В игре воссоздается предметное и социальное содержание деятельности, моделирование системы отношений, адекватных условий формирования личности. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения: она   рационально   их   дополняет,   позволяя   более   эффективно   достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует   рост   познавательной   активности,   что   позволяет   учащимся получать   и   усваивать   большее   количество   информации,   способствует приобретению   навыков   принятия   естественных   решений   в   разнообразных ситуациях,   формирует   опыт   нравственного   выбора.   Игра   улучшает отношения   между   её   участниками   и   педагогами,   так   как   игровые взаимодействия   предусматривают   неформальное   общение   и   позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера;   она   повышает   самооценку   участников   игры.   С   помощью   игры можно   снять   психологическое   утомление;   её   можно   использовать   для мобилизации   умственных   усилий   учащихся,   для   развития   у   них организаторских   способностей,   привития   навыков   самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях. 3В игре обычно работают группы из 5­6 человек. Втрое преимущество игр  в том,  что  в них  активно  и  одновременно  может  принимать   участие достаточно большое количество учащихся (до 30 человек), т.е. весь класс. Для   участия   в   игре   не   требуется   репетиций,   поэтому   не   теряется новизна   предстоящей   игровой   деятельности,   что   является   источником постоянного интереса играющих к событиям в игре. Различные   игры   применимы   и   в   качестве   зачетных   занятий,   при обобщении   и   повторении   блока   тем;   они   дают   возможность   учителю   без излишней   нервозности   проверить   усвоение   темы,   выявить   проблемы   в знаниях учащихся в овладении ими практическими умениями и навыками. В то   же   время   они   содержат   большой   обучающий   потенциал   и,   используя схему               данной   игры,   учащиеся   могут   составить   свои   варианты   её проведения. Методика организации любой игры включает в себя следующие этапы: 1. подготовительный  (от 1 до нескольких дней) 2. основной этап (непосредственное проведение игры) 3. заключительный этап (итог, который учащиеся подводят в конце деловой игры). Большую роль выполняет система стимулирования в игре. Она должна активизировать   каждого   из   играющих,   заставлять   их   действовать   как   в жизни, уметь подчинять интересы отдельных участников общей цели игры, дать объективную  оценку личного вклада  каждого в достижение игровой цели, добиваться общего результата деятельности игрового коллектива.  Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте. В   подростковом   возрасте   наблюдается   обострение   потребности   в создании   своего   собственного   мира,   в   стремлении   к   взрослости,   бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями   игры   в   старшем   школьном   возрасте   является нацеленность   на   самоутверждение   перед   обществом,   юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.                   Деловые игры.  Деловая игра используется для решения комплексных   задач   усвоения   нового,   закрепления   материала,   развития творческих   способностей,   формирования   общеучебных   умений,   даёт возможность   учащимся   понять   и   изучить   учебный   материал   с   различных позиций. В учебном процессе  применяются  различные  модификации  деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, псохо­ и социодрама. Имитационные   игры  –  имитация   какого­либо  события,  конкретная деятельность людей, обстановка  и т.п. 4Операционные   игры  –   выполнения   конкретных   специфических операций, например написание сочинения, решения задач. Исполнение ролей –  между учащимися распределяются роли, и они разрабатывают модель­пьесу, ситуацию. Деловой   театр    ­   разыгрывается   какая­либо   ситуация,   поведение человека в конкретной обстановке. Психодрама и социодрама –  они близки к ролевой игре и деловому театру.   Это   тоже   театр,   но   уже   социально­психологический,   в   котором отрабатывается   умение   чувствовать   в   коллективе,   оценивать   и   изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.  По­разному можно оценить эффективность игр в усвоение учебного материала. При лекционной подаче материала усваивается не более – 20% информации, в деловой игре – до 90%. Уровень   усвоения   знаний   в   игровой   группе   –   79,3%,   а   выполнявших лабораторную работу – 54%. На уроке игре материал усваивается  на 75­83%, а в традиционной форме – 25­15%. Требования к организации игр в процессе обучения. 1. Игра должна быть увлекательна и интересна. 2. Игра должна вызывать у детей только положительные эмоции. 3. Игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной подготовке учащихся. 4.   Игра   должна   развивать   умения,   знания   и   навыки   учащихся   в   учебной деятельности. 5. Игровой материал должен быть построен логически и должен постоянно усложняться по мере усвоения. 6.   В   игре   обязателен   элемент   соревнования   между   командами   или отдельными участниками. 7. Учитель – активный участник игры, а не сторонний наблюдатель. Таким   образом,  игровые   формы   и   методы   активного   обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие.  Список использованной литературы. 1. Азаров Ю.П. Игра и труд. – М., 1973 . 2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1979. 3.   Полат   Е.С.   Новые   педагогические   и   информационные   технологии   в системе образования. М.: Академия, 2000. 54. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. 5. Сальникова   Т.П. Педагогические  технологии. –  М.:  Творческий  центр, 2007. 6