МОУ ПРЕЧИСТЕНСКАЯ СОШ
«Развитие субъектной позиции старшеклассников
в учебновоспитательном процессе»
Автор: Ванцаева Надежда Александровна,
классный руководитель 10 Б класса Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных
особенностей, которые необходимо учитывать, сопровождая становление субъектности
учащихся. Выстраивая систему работы по социальнопедагогическому сопровождению
старшеклассников, классный руководитель должен опираться на основные потребности
учащихся этого возраста.
Следует различать возрастные потребности и потребности отдаленные, которые
старшеклассники до конца могут и не осознавать.
Каковы же возрастные потребности старшеклассников?
– потребности в самоутверждении, в ощущении своей значимости в окружении других
–
людей;
гедонистические потребности
потребности в удовольствиях, связанные с
реализацией своих потребностей в досуговой деятельности, в развлечениях, в
полноценном отдыхе;
– потребность в самовыражении, реализующаяся в интересной и личностно значимой
для ученика ведущей деятельности;
– потребность в свободе – возможности и способности человека действовать в
соответствии с его интересами и целями;
– потребность быть личностью, потребность быть нужным людям;
– потребность в общении и уединении, достижении и поиске, реализуемые в общении
посредством достижения какихлибо значимых результатов в той или иной
деятельности.
Планируя воспитательную работу в классе, классный руководитель должен исходить
из этих потребностей.
На этом этапе субъектных отношений вместе с детьми планируются предстоящие
экскурсионные поездки, туристические походы, творческие дела и спортивные праздники.
Таким образом, через мероприятия, инициированные самими детьми, идет удовлетворение
их потребностей в общении, в удовольствиях и самовыражении.
Главная же цель воспитательной работы в старшем звене – воспитание ученика как
(Слайд № 2)
субъекта жизни, обладающего высокой степенью социализации.
Президент «Нашей новой школы» заявил: «Молодой человек, желающий быть
успешным, должен креативно мыслить, уметь применять имеющиеся знания в незнакомой
жизненной ситуации, работать с различными источниками информации, любить свое
Отечество, стремиться к самосовершенствованию. И это должны быть доминанты». Как
сделать так, чтобы запрос социума на такую личность выпускника совпал с его
потребностями быть таким?
Давайте обратимся к результатам исследовании жизненных приоритетов
выпускников.
Чего хотят наши выпускники в ближайшем будущем? Они хотят быть успешными. А
успешность, в их понимании, – это стабильность, уверенность в завтрашнем дне,
интересная высокооплачиваемая работа, возможности карьерного роста. А еще – семья,
счастливый брак, хорошо налаженный быт. Но для того чтобы быть конкурентноспособным на рынке труда, не ошибиться в
выборе спутника (спутницы) жизни, и надо обладать теми качествами, которые
формируются на школьной скамье:
– коммуникабельность;
– креативность мышления;
–
–
–
–
самостоятельность;
ответственность;
готовность к сотрудничеству;
способность работать в команде.
И основная задача классного руководителя – создание благоприятных условий для
дальнейшего жизненного самоопределения, создание таких социальных проб и ситуаций,
которые убедят старшеклассника в значимости именно этих качеств для его успешности в
ближайшей перспективе. То есть, повторюсь, в идеале запросы государства на такую
личность должны совпасть с убеждениями самого выпускника стать именно таким.
С чего начать?
С опоры на тот факт, что в 10й класс ученик пришел осознанно и проблемы
профессионального самоопределения становится постепенно для него ведущей, отодвигая
на задний план даже потребность в удовольствиях. Изменяются взгляды старшеклассника и
на школьное обучение. Он впервые осознанно начинает рассматривать его сквозь призму
собственного профессионального будущего: отношение к предметам становится
избирательным, а учебная деятельность – учебнопрофессиональной.
Задача классного руководителя в этот период – оказание помощи 910 –класснику в
составлении индивидуального образовательного маршрута. Большую помощь в этом
направлении могут оказать данные диагностирования с уроков ОВП, анализ достижений
«Портфолио». Важным направлением в работе по профессиональному самоопределению
старшеклассников является включение их в различные сферы деятельности, создание
социальных проб, максимально приближенных к тем условиям, в которых в скором
будущем окажутся выпускники.
(Слайд № 3)
Особую значимость для старшеклассников приобретают ролевые игры, где будущие
выпускники проверяют себя на профпригодность для работы в фирме в качестве юриста
консультанта, специалиста по маркетингу, референта по вопросам туризма, корректора.
Модель занятия в виде ролевой игры «Я – бизнесмен», «Рынок труда», «Я – деловой
человек» позволяет самому ученику почувствовать значимость для работодателя таких
качеств, как предприимчивость, мобильность, коммуникабельность, креативность.
Тех самых, которые должны помочь выпускнику стать успешным в жизни.
Другой, не менее значимой для девушек и юношей в старшем звене становится
проблема их самоопределения в личной жизни. Уже в этом возрасте строятся семейные
планы, формируется идеальный образ спутника жизни.
Как сделать так, чтобы вопросы этики семейных отношений, проблем «отцов» и
«детей» стали предметом заинтересованного обсуждения самими учащимися?
Надо выявить проблемы, актуальные для вашего класса, и, создав проблемную
ситуацию, дать толчок к их обсуждению в рамках дискуссии или «круглого стола».
(Слайд № 4)
Таким толчком для круглого стола «Будущим родителям о будущих детях» в 10
классе с участием родителей и психолога стало бурное обсуждение методов воспитания Илюши Обломова в известном романе И. Гончарова. На обсуждение были вынесены
наиболее острые вопросы:
Может ли родительская любовь быть чрезмерной?
(Слайд № 5, 6)
Как подготовить ребенка к самостоятельной жизни, не лишая его при этом детства?
Так в воображении каждого ученика была создана модель воспитания собственного
ребенка.
Юношеский возраст, по мнению психологов, решающий период в формировании
мировоззренческого поведения и ценностного самоопределения.
Нельзя заставить человека быть православным, любить классическую музыку,
помогать бездомным животным.
Но можно познакомить учащихся с духовнонравственным началом мировых религий,
свозить на концерт юных дарований в филармонию, рассказать о том, как вы переживаете
изза смерти бездомной собаки, которую вы всем подъездом содержали 15 лет.
Формирование активной жизненной позиции – один из важнейших факторов по
подготовке ученика как субъекта жизни. Бездушное информирование, призывы вроде «Не
проходите мимо» в этом возрасте не сработают.
Основными видами взаимодействия со старшеклассниками в идейнонравственном,
художественноэстетическом воспитании должны стать такие формы работы, которые
предполагают:
обращение к жизненному опыту учащихся (как я буду воспитывать собственных
детей, мои планы на будущее);
(Слайд 7)
решение наиболее значимых для старшеклассников проблем: ( Что важнее: кем быть
или каким быть? Ты «за» или «против» службы в армии? Можно ли поставить знак
равенства между патриотизмом и национализмом? Между свободой и
вседозволенностью?);
деятельностный подход. (создание минипроекта «Остаться в живых», проведение
социологического опроса, написание открытого письма наркоману «Не сломай свою
судьбу»)
(Слайд 8,9)
Важнейшую роль в формировании высоконравственного поведения старшеклассников
играет личность самого учителя, классного руководителя.
Если классный руководитель не скрывает своего негатива по отношению к
представителям других национальностей, позволяет в своем поведении «двойные
стандарты», если он не нашел времени или не посчитал нужным поговорить с ребятами о
гибели «Локомотива», то он не может рассчитывать на толерантность своих учеников, их
объективность и милосердие.
И последнее, о чем хотелось сказать.
Для благополучного протекания процесса самоопределения старшеклассников
огромную роль играют их достижения и успехи в учебной и внеурочной деятельности. Эти
достижения могут в дальнейшем повлиять на профессиональный выбор, поднять авторитет
ученика в глазах окружающих. Ситуация успеха и личные достижения позволяют
старшекласснику чувствовать себя увереннее, смелее включаться в новые виды
деятельности, оптимистичнее смотреть в будущее. Промежуточную оценку своим достижениям мои ученики дают с пятого класса,
ежегодно проводя творческий отчет перед родителями.
(Слайды № 10, 11)
«Какими мы были, какими мы стали»
(Слайды 12,13)
На сегодняшний день эти достижения таковы :
(Слайд № 14)
–
в нашем классе учится рекордсмен школы – призер и победитель 11 муниципальных
олимпиад за год;
– победители и призеры региональных конкурсов «Проба пера» и «Будущий
избиратель»;
(Слайд № 15)
– призеры областных конкурсов команд, участников КВН «МЧС России – 17 лет» и
«Я –лидер»;
– призер регионального конкурса социальных проектов «Двор, в котором я живу».
(Слайды 16, 17)
(Слайды 18, 19)
Но главное достижение классного коллектива – это высокий уровень активности,
креативности, самостоятельности и ответственности всех и каждого в отдельности.
(Слайд № 20)
Выступление на педсовете по теме «Развитие субъектной позиции старшеклассников в учебно-воспитательном процессе»
Выступление на педсовете по теме «Развитие субъектной позиции старшеклассников в учебно-воспитательном процессе»
Выступление на педсовете по теме «Развитие субъектной позиции старшеклассников в учебно-воспитательном процессе»
Выступление на педсовете по теме «Развитие субъектной позиции старшеклассников в учебно-воспитательном процессе»
Выступление на педсовете по теме «Развитие субъектной позиции старшеклассников в учебно-воспитательном процессе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.