Выступление на педсовете по теме «Развитие субъектной позиции старшеклассников в учебно-воспитательном процессе»
Оценка 4.8

Выступление на педсовете по теме «Развитие субъектной позиции старшеклассников в учебно-воспитательном процессе»

Оценка 4.8
Педсоветы +1
doc
воспитательная работа +1
10 кл—11 кл +1
22.03.2018
Выступление на педсовете по теме «Развитие субъектной позиции старшеклассников в учебно-воспитательном процессе»
Развитие субъективной позиции.doc
МОУ ПРЕЧИСТЕНСКАЯ СОШ «Развитие субъектной позиции старшеклассников в учебно­воспитательном процессе» Автор: Ванцаева Надежда Александровна, классный руководитель 10 Б класса Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей,   которые   необходимо   учитывать,   сопровождая   становление   субъектности учащихся.   Выстраивая   систему   работы   по   социально­педагогическому   сопровождению старшеклассников,   классный   руководитель   должен   опираться   на   основные   потребности учащихся этого возраста. Следует   различать   возрастные   потребности   и   потребности   отдаленные,   которые старшеклассники до конца  могут и не осознавать. Каковы же возрастные потребности старшеклассников? – потребности в самоутверждении, в ощущении своей значимости в окружении других – людей; гедонистические   потребности     ­   потребности   в   удовольствиях,   связанные   с реализацией   своих   потребностей   в   досуговой   деятельности,   в   развлечениях,   в полноценном отдыхе; – потребность в самовыражении, реализующаяся в интересной и личностно значимой для ученика ведущей деятельности; – потребность   в   свободе   –   возможности   и   способности   человека   действовать   в соответствии с его интересами и целями; – потребность быть личностью, потребность быть нужным людям; – потребность в общении и уединении, достижении и поиске, реализуемые в общении посредством   достижения   каких­либо   значимых   результатов   в   той   или   иной деятельности. Планируя воспитательную работу в классе, классный руководитель должен исходить из этих потребностей. На этом этапе субъектных отношений вместе с детьми планируются предстоящие экскурсионные поездки, туристические походы, творческие дела и спортивные праздники. Таким образом, через мероприятия, инициированные самими детьми, идет удовлетворение их потребностей в общении, в удовольствиях и самовыражении. Главная же цель воспитательной работы в старшем звене – воспитание ученика как (Слайд  № 2) субъекта жизни, обладающего высокой степенью социализации. Президент   «Нашей   новой   школы»   заявил:   «Молодой   человек,   желающий   быть успешным, должен креативно мыслить, уметь применять имеющиеся знания в  незнакомой жизненной   ситуации,   работать   с   различными   источниками   информации,   любить   свое Отечество, стремиться к самосовершенствованию. И это должны быть доминанты». Как сделать   так,   чтобы   запрос   социума   на   такую   личность   выпускника   совпал   с   его потребностями быть таким? Давайте   обратимся   к   результатам   исследовании   жизненных   приоритетов выпускников. Чего хотят наши выпускники в ближайшем будущем? Они хотят быть успешными. А успешность,   в   их   понимании,   –   это   стабильность,   уверенность   в   завтрашнем   дне, интересная высокооплачиваемая работа, возможности карьерного роста. А еще – семья, счастливый брак, хорошо налаженный быт. Но  для  того  чтобы   быть  конкурентноспособным   на  рынке   труда,  не  ошибиться  в выборе   спутника   (спутницы)   жизни,   и   надо   обладать   теми   качествами,   которые формируются на школьной скамье: – коммуникабельность; – креативность мышления; – – – – самостоятельность; ответственность; готовность к сотрудничеству; способность работать в команде. И основная задача классного руководителя – создание благоприятных условий для дальнейшего жизненного самоопределения, создание таких социальных проб и ситуаций, которые убедят старшеклассника в значимости именно этих качеств  для его успешности в ближайшей   перспективе.   То   есть,   повторюсь,   в   идеале   запросы   государства   на   такую личность должны совпасть с убеждениями самого выпускника стать именно таким. С чего начать? С   опоры   на   тот   факт,   что   в   10­й   класс   ученик   пришел   осознанно   и   проблемы профессионального самоопределения становится постепенно для него ведущей, отодвигая на задний план даже потребность в удовольствиях. Изменяются взгляды старшеклассника и на школьное обучение. Он впервые осознанно начинает рассматривать его сквозь призму собственного   профессионального   будущего:   отношение   к   предметам   становится избирательным, а учебная деятельность – учебно­профессиональной. Задача классного руководителя в этот период – оказание помощи 9­10 –класснику в составлении   индивидуального   образовательного   маршрута.   Большую   помощь   в   этом направлении могут оказать данные диагностирования с уроков ОВП, анализ достижений «Портфолио». Важным направлением в работе по профессиональному самоопределению старшеклассников   является   включение   их   в   различные   сферы   деятельности,   создание социальных   проб,   максимально   приближенных   к   тем   условиям,   в   которых   в   скором будущем окажутся выпускники. (Слайд № 3) Особую значимость для старшеклассников приобретают ролевые игры, где будущие выпускники проверяют себя на профпригодность для работы в фирме в качестве юриста­ консультанта, специалиста по маркетингу, референта по вопросам туризма, корректора. Модель   занятия  в  виде  ролевой   игры  «Я   –  бизнесмен»,  «Рынок  труда»,   «Я  –  деловой человек» позволяет самому ученику почувствовать значимость для работодателя  таких качеств, как предприимчивость, мобильность, коммуникабельность, креативность. Тех самых, которые должны помочь выпускнику стать успешным в жизни.  Другой,   не   менее   значимой   для   девушек   и   юношей   в   старшем   звене   становится проблема их самоопределения в личной жизни. Уже в этом возрасте строятся семейные планы, формируется идеальный образ спутника жизни.  Как   сделать   так,   чтобы   вопросы   этики   семейных   отношений,   проблем   «отцов»   и «детей» стали предметом заинтересованного обсуждения самими учащимися? Надо   выявить   проблемы,   актуальные   для   вашего   класса,   и,   создав   проблемную ситуацию, дать толчок к их обсуждению в рамках дискуссии или «круглого стола». (Слайд № 4) Таким толчком для круглого стола «Будущим родителям о будущих детях» в 10 классе с участием родителей и психолога стало бурное обсуждение методов воспитания Илюши   Обломова   в   известном   романе   И.   Гончарова.   На   обсуждение   были   вынесены наиболее острые вопросы: ­ Может ли родительская любовь быть чрезмерной? (Слайд № 5, 6) ­ Как подготовить ребенка к самостоятельной жизни, не лишая его при этом детства? Так в воображении каждого ученика была создана модель воспитания собственного ребенка. Юношеский возраст, по мнению психологов, ­ решающий период в формировании  мировоззренческого поведения и ценностного самоопределения. Нельзя заставить человека быть православным, любить классическую музыку,  помогать бездомным животным. Но можно познакомить учащихся с духовно­нравственным началом мировых религий, свозить на концерт юных дарований в филармонию, рассказать о том, как вы переживаете из­за смерти бездомной собаки, которую вы всем подъездом содержали 15 лет. Формирование   активной   жизненной   позиции   –   один   из   важнейших   факторов   по подготовке ученика как субъекта жизни. Бездушное информирование, призывы вроде «Не проходите мимо» в этом возрасте не сработают. Основными видами взаимодействия со старшеклассниками  в идейно­нравственном, художественно­эстетическом   воспитании   должны   стать   такие   формы   работы,   которые предполагают: ­ обращение к жизненному опыту учащихся (как я буду воспитывать собственных детей, мои планы на будущее); (Слайд 7) ­ решение наиболее значимых для старшеклассников проблем: ( Что важнее: кем быть или   каким   быть?   Ты   «за»   или   «против»   службы   в   армии?   Можно   ли   поставить   знак равенства   между   патриотизмом   и   национализмом?   Между   свободой   и вседозволенностью?); деятельностный   подход.   (создание   мини­проекта   «Остаться   в   живых»,   проведение социологического   опроса,   написание   открытого   письма   наркоману   «Не   сломай   свою судьбу») (Слайд 8,9) Важнейшую роль в формировании высоконравственного поведения старшеклассников играет личность самого учителя, классного руководителя. Если   классный   руководитель   не   скрывает   своего   негатива   по   отношению   к представителям   других   национальностей,   позволяет   в   своем   поведении   «двойные стандарты», если он не нашел времени или не посчитал нужным поговорить с ребятами о гибели «Локомотива», то он не может рассчитывать на толерантность своих учеников, их объективность и милосердие. И последнее, о чем хотелось сказать. Для   благополучного   протекания   процесса   самоопределения   старшеклассников огромную роль играют их достижения и успехи в учебной и внеурочной деятельности. Эти достижения могут в дальнейшем повлиять на профессиональный выбор, поднять авторитет ученика   в   глазах   окружающих.   Ситуация   успеха   и   личные   достижения   позволяют старшекласснику   чувствовать   себя   увереннее,   смелее   включаться   в   новые   виды деятельности, оптимистичнее смотреть в будущее. Промежуточную   оценку   своим   достижениям   мои   ученики   дают   с   пятого   класса, ежегодно проводя творческий отчет перед родителями. (Слайды № 10, 11) «Какими мы были, какими мы стали» (Слайды 12,13) На сегодняшний день эти достижения таковы :  (Слайд № 14) – в нашем классе учится рекордсмен школы – призер и победитель 11 муниципальных олимпиад за год; – победители   и   призеры   региональных   конкурсов   «Проба   пера»   и   «Будущий избиратель»; (Слайд № 15) – призеры областных конкурсов команд, участников КВН «МЧС России – 17 лет» и «Я –лидер»; – призер регионального конкурса социальных проектов «Двор, в котором я живу». (Слайды 16, 17) (Слайды 18, 19) Но главное  достижение  классного   коллектива   – это высокий  уровень  активности, креативности, самостоятельности и ответственности всех и каждого в отдельности. (Слайд № 20)

Выступление на педсовете по теме «Развитие субъектной позиции старшеклассников в учебно-воспитательном процессе»

Выступление на педсовете по теме «Развитие субъектной позиции старшеклассников в учебно-воспитательном процессе»

Выступление на педсовете по теме «Развитие субъектной позиции старшеклассников в учебно-воспитательном процессе»

Выступление на педсовете по теме «Развитие субъектной позиции старшеклассников в учебно-воспитательном процессе»

Выступление на педсовете по теме «Развитие субъектной позиции старшеклассников в учебно-воспитательном процессе»

Выступление на педсовете по теме «Развитие субъектной позиции старшеклассников в учебно-воспитательном процессе»

Выступление на педсовете по теме «Развитие субъектной позиции старшеклассников в учебно-воспитательном процессе»

Выступление на педсовете по теме «Развитие субъектной позиции старшеклассников в учебно-воспитательном процессе»

Выступление на педсовете по теме «Развитие субъектной позиции старшеклассников в учебно-воспитательном процессе»

Выступление на педсовете по теме «Развитие субъектной позиции старшеклассников в учебно-воспитательном процессе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2018