Выступление на педсовете "Психологические аспекты новых образовательных стандартов".

  • Лекции
  • Повышение квалификации
  • docx
  • 04.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В разработке новых образовательных стандартов приняли участие известные психологи (А.Г. Асмолов Г.В. Бурменская О.А. Карабанова Н.Г. Сламина, др.) в содружестве с известными деятелями системы образования, такими как А.Я. Данилюк (член-корреспондент РАО, главный редактор журнала «Педагогика»), А.М. Кондаков (член-корреспондент РАО, генеральный директор издательства «Просвещение»); В.А. Тишков, академик РАН, член Общественной палаты Российской Федерации, Президент Академии педагогических и социальных наук. В новых образовательных стандартах нашли отражение наиболее прогрессивные идеи отечественной психологии, созданные со времён Л.С. Выготского, учтён золотой зарубежный опыт (Ж. Пиаже). В Стандарте, а также в процессе его широкого обсуждения органично встретились лучшие идеи российских школ психологии: ведь в нем заложены принципы становления человека как личности и индивидуальности. Системно-деятельностный подход А.Н. Леонтьева предъявляется в Стандарте как основа проектирования образовательного процесса. Специалисты, которые идут работать психологами в сферу образования, прежде всего, опираются на определенные ценности, такие, как любовь к детям и любовь к своей профессии, возможность заниматься любимым делом, творить, быть востребованным. Правильной будет политика администрации школы, в которой психологу будут предоставлены реальные возможности оказывать психологическую помощь согласно принятым этическим нормам. Школьный психолог в условиях командной работы может стать модератором, проектировщиком, руководителем социальных и исследовательских проектов. Психолога в школе должно поддерживать сильное профессиональное сообщество педагогов. Важно, чтобы психолог, приходя в школу, мог гарантированно получить методическую поддержку, этическую и правовую защиту. Вполне очевидно, что для реализации требований стандарта необходима активная и содержательная работа психологической службы образовательного учреждения /мы с нетерпением ждём её появления в нашей школе/, совместная работа психологической службы и педагогического коллектива. Необходимо поднять на более высокий уровень психологическую подготовку преподавателей, так как реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяя всю образовательную ситуацию в школе, определяет точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы.
Иконка файла материала Псих. аспекты Станд. январь 2018.docx
Психологические аспекты новых образовательных стандартов В   разработке   новых   образовательных   стандартов   приняли   участие   известные психологи   (А.Г.   Асмолов   Г.В.   Бурменская   О.А.   Карабанова   Н.Г.   Сламина,   др.)   в содружестве с известными деятелями системы образования, такими как А.Я. Данилюк (член­корреспондент   РАО,  главный  редактор   журнала   «Педагогика»),  А.М.  Кондаков (член­корреспондент   РАО,   генеральный   директор   издательства   «Просвещение»);   В.А. Тишков, академик РАН, член Общественной палаты Российской Федерации, Президент Академии   педагогических   и   социальных   наук.   В   новых   образовательных   стандартах нашли отражение наиболее прогрессивные идеи отечественной психологии, созданные со времён Л.С. Выготского, учтён золотой зарубежный опыт (Ж. Пиаже). В Стандарте, а также   в   процессе   его   широкого   обсуждения   органично   встретились   лучшие   идеи российских школ психологии: ведь в нем заложены принципы становления человека как личности   и   индивидуальности.   Системно­деятельностный   подход   А.Н.   Леонтьева предъявляется в Стандарте как основа проектирования образовательного процесса.  Однако характеристики выпускника шире, чем просто субъекта деятельности. Они отнесены   к   личности,   способной   к   ценностному   самоопределению,   нравственной рефлексии,   самостроительству   и   пониманию   своей   самобытности.   То   есть,   идеи   Б.Г. Ананьева о человеке, творящем себя на своем жизненном пути, также получили яркое воплощение в Стандарте. Принципиально   важно,   что   методологической   основой   Стандарта   стала   концепция духовно­нравственного  развития  и воспитания, аппелирующая  к ценностно­смысловой сфере   личности.   Все   концептуальные   положения   стандарта   требуют   глубокого прочтения.  Сегодня   инициативная   группа   специалистов   Санкт­Петербургского Государственного   педагогического   университета,   Российского   Государственного педагогического университета, психолого­медико­социальных центров ведет подготовку Закона   о   психологической   помощи   населению,   а   в   рамках   закона   ­  разработку положения о психологической службе в системе образования. Возможно, слушания и принятие   закона   актуализируют   необходимость   комплектации   школ   психологами   для эффективной реализации новых задач. Школе, и нашей в том числе, сейчас очень нужен специалист, который будет работать не столько в режиме экстренной помощи, как часто бывает, сколько оказывать помощь системного характера, т.е. направленную на запросы участников образовательного процесса. Особая поддержка нужна педагогам, которым в новых условиях трудно разобраться и в методологии, и в диагностике. Специалисты, которые идут работать психологами в сферу образования, прежде всего, опираются на определенные ценности, такие, как любовь к детям и любовь к своей профессии,   возможность   заниматься   любимым   делом,   творить,   быть   востребованным. Правильной   будет   политика   администрации   школы,   в   которой   психологу   будут предоставлены   реальные   возможности   оказывать   психологическую   помощь   согласно принятым этическим нормам. Школьный психолог в условиях командной работы можетстать модератором, проектировщиком, руководителем социальных и исследовательских проектов.   Психолога   в   школе   должно   поддерживать   сильное   профессиональное сообщество педагогов. Важно, чтобы психолог, приходя в школу, мог гарантированно получить методическую поддержку, этическую и правовую защиту. С   введением   нового   Федерального   государственного   стандарта   существенно меняется роль не только психолога, но и всех участников образовательного процесса. Стандарт   вводит   в  тезаурус  категорию   «педагогической   ответственности».   Она актуальна   для   педагогов,   специалистов,   включая   психолога,   а   также   для   родителей, общества   и   государства.   В   прошлом   основными   результатами   обучения   считались полученные учеником предметные знания, умения и навыки. В новом Стандарте акцент делается на достижение, прежде всего, личностных результатов. К сожалению, не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Практика показывает, что в ряде случаев, формально   декларируя   переход   к   новым   стандартам,   учитель   сохраняет   прежнее содержание   образовательного   процесса,   механически   применяя   технологии   системно­ деятельностного подхода, что снижает результативность урока и вызывает еще большее эмоциональное отторжение инноваций частью педагогов.  Для   решения   поставленных   перед   школой   и   обществом   в   целом   задач,   Стандарт предполагает реализацию общественного договора по типу трехстороннего соглашения между   родителями,   специалистами   (школой)   и   государством   в   интересах   развития ученика. Следует признать, что партнерский договор с родителями – это больше зона конфликтов,   нежели   добрая   традиция.   Вот   в   этом   аспекте   функции   психолога исключительно   востребованы.   В   его   профессиональную   компетентность   войдёт   и исследование  образовательных  запросов, и формирование  прогноза, и проектирование системы психолого­педагогической поддержки, а также ведение переговорного процесса. Роль   психолого­педагогического   сопровождения   в   условиях   внедрения   новых образовательных   стандартов,   будет   состоять   в   специальной   деятельности   всего педагогического   коллектива   в   урочной   и   внеурочной   деятельности,   направленной   на развитие у обучающихся процессов самопознания, самоопределения, саморегуляции и самореализации.   Если   говорить   совсем   коротко,   то   целью   психологического сопровождения в современных условиях является создание социально­психологических условий для развития личности обучающегося и его успешного обучения. Вполне очевидно, что для реализации требований стандарта необходима активная и содержательная работа психологической службы образовательного учреждения /мы с нетерпением ждём её появления в нашей школе/, совместная работа психологической службы и педагогического коллектива. Необходимо поднять на более высокий уровень психологическую   подготовку   преподавателей,   так   как   реализация   Федерального государственного образовательного стандарта  нового поколения существенно изменяя всю   образовательную   ситуацию   в   школе,   определяет   точное   место   формам   и   видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы.

Посмотрите также