В разработке новых образовательных стандартов приняли участие известные психологи (А.Г. Асмолов Г.В. Бурменская О.А. Карабанова Н.Г. Сламина, др.) в содружестве с известными деятелями системы образования, такими как А.Я. Данилюк (член-корреспондент РАО, главный редактор журнала «Педагогика»), А.М. Кондаков (член-корреспондент РАО, генеральный директор издательства «Просвещение»); В.А. Тишков, академик РАН, член Общественной палаты Российской Федерации, Президент Академии педагогических и социальных наук. В новых образовательных стандартах нашли отражение наиболее прогрессивные идеи отечественной психологии, созданные со времён Л.С. Выготского, учтён золотой зарубежный опыт (Ж. Пиаже). В Стандарте, а также в процессе его широкого обсуждения органично встретились лучшие идеи российских школ психологии: ведь в нем заложены принципы становления человека как личности и индивидуальности. Системно-деятельностный подход А.Н. Леонтьева предъявляется в Стандарте как основа проектирования образовательного процесса.
Специалисты, которые идут работать психологами в сферу образования, прежде всего, опираются на определенные ценности, такие, как любовь к детям и любовь к своей профессии, возможность заниматься любимым делом, творить, быть востребованным. Правильной будет политика администрации школы, в которой психологу будут предоставлены реальные возможности оказывать психологическую помощь согласно принятым этическим нормам. Школьный психолог в условиях командной работы может стать модератором, проектировщиком, руководителем социальных и исследовательских проектов. Психолога в школе должно поддерживать сильное профессиональное сообщество педагогов. Важно, чтобы психолог, приходя в школу, мог гарантированно получить методическую поддержку, этическую и правовую защиту.
Вполне очевидно, что для реализации требований стандарта необходима активная и содержательная работа психологической службы образовательного учреждения /мы с нетерпением ждём её появления в нашей школе/, совместная работа психологической службы и педагогического коллектива. Необходимо поднять на более высокий уровень психологическую подготовку преподавателей, так как реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяя всю образовательную ситуацию в школе, определяет точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы.
Психологические аспекты новых образовательных стандартов
В разработке новых образовательных стандартов приняли участие известные
психологи (А.Г. Асмолов Г.В. Бурменская О.А. Карабанова Н.Г. Сламина, др.) в
содружестве с известными деятелями системы образования, такими как А.Я. Данилюк
(членкорреспондент РАО, главный редактор журнала «Педагогика»), А.М. Кондаков
(членкорреспондент РАО, генеральный директор издательства «Просвещение»); В.А.
Тишков, академик РАН, член Общественной палаты Российской Федерации, Президент
Академии педагогических и социальных наук. В новых образовательных стандартах
нашли отражение наиболее прогрессивные идеи отечественной психологии, созданные со
времён Л.С. Выготского, учтён золотой зарубежный опыт (Ж. Пиаже). В Стандарте, а
также в процессе его широкого обсуждения органично встретились лучшие идеи
российских школ психологии: ведь в нем заложены принципы становления человека как
личности и индивидуальности. Системнодеятельностный подход А.Н. Леонтьева
предъявляется в Стандарте как основа проектирования образовательного процесса.
Однако характеристики выпускника шире, чем просто субъекта деятельности. Они
отнесены к личности, способной к ценностному самоопределению, нравственной
рефлексии, самостроительству и пониманию своей самобытности. То есть, идеи Б.Г.
Ананьева о человеке, творящем себя на своем жизненном пути, также получили яркое
воплощение в Стандарте.
Принципиально важно, что методологической основой Стандарта стала концепция
духовнонравственного развития и воспитания, аппелирующая к ценностносмысловой
сфере личности. Все концептуальные положения стандарта требуют глубокого
прочтения.
Сегодня инициативная
группа специалистов СанктПетербургского
Государственного педагогического университета, Российского Государственного
педагогического университета, психологомедикосоциальных центров ведет подготовку
Закона о психологической помощи населению, а в рамках закона разработку
положения о психологической службе в системе образования. Возможно, слушания и
принятие закона актуализируют необходимость комплектации школ психологами для
эффективной реализации новых задач. Школе, и нашей в том числе, сейчас очень нужен
специалист, который будет работать не столько в режиме экстренной помощи, как часто
бывает, сколько оказывать помощь системного характера, т.е. направленную на запросы
участников образовательного процесса. Особая поддержка нужна педагогам, которым в
новых условиях трудно разобраться и в методологии, и в диагностике.
Специалисты, которые идут работать психологами в сферу образования, прежде
всего, опираются на определенные ценности, такие, как любовь к детям и любовь к своей
профессии, возможность заниматься любимым делом, творить, быть востребованным.
Правильной будет политика администрации школы, в которой психологу будут
предоставлены реальные возможности оказывать психологическую помощь согласно
принятым этическим нормам. Школьный психолог в условиях командной работы можетстать модератором, проектировщиком, руководителем социальных и исследовательских
проектов. Психолога в школе должно поддерживать сильное профессиональное
сообщество педагогов. Важно, чтобы психолог, приходя в школу, мог гарантированно
получить методическую поддержку, этическую и правовую защиту.
С введением нового Федерального государственного стандарта существенно
меняется роль не только психолога, но и всех участников образовательного процесса.
Стандарт вводит в тезаурус категорию «педагогической ответственности». Она
актуальна для педагогов, специалистов, включая психолога, а также для родителей,
общества и государства. В прошлом основными результатами обучения считались
полученные учеником предметные знания, умения и навыки. В новом Стандарте акцент
делается на достижение, прежде всего, личностных результатов. К сожалению, не все
педагоги готовы к происходящим изменениям. Практика показывает, что в ряде случаев,
формально декларируя переход к новым стандартам, учитель сохраняет прежнее
содержание образовательного процесса, механически применяя технологии системно
деятельностного подхода, что снижает результативность урока и вызывает еще большее
эмоциональное отторжение инноваций частью педагогов.
Для решения поставленных перед школой и обществом в целом задач, Стандарт
предполагает реализацию общественного договора по типу трехстороннего соглашения
между родителями, специалистами (школой) и государством в интересах развития
ученика. Следует признать, что партнерский договор с родителями – это больше зона
конфликтов, нежели добрая традиция. Вот в этом аспекте функции психолога
исключительно востребованы. В его профессиональную компетентность войдёт и
исследование образовательных запросов, и формирование прогноза, и проектирование
системы психологопедагогической поддержки, а также ведение переговорного процесса.
Роль психологопедагогического сопровождения в условиях внедрения новых
образовательных стандартов, будет состоять в специальной деятельности всего
педагогического коллектива в урочной и внеурочной деятельности, направленной на
развитие у обучающихся процессов самопознания, самоопределения, саморегуляции и
самореализации. Если говорить совсем коротко, то целью психологического
сопровождения в современных условиях является создание социальнопсихологических
условий для развития личности обучающегося и его успешного обучения.
Вполне очевидно, что для реализации требований стандарта необходима активная
и содержательная работа психологической службы образовательного учреждения /мы с
нетерпением ждём её появления в нашей школе/, совместная работа психологической
службы и педагогического коллектива. Необходимо поднять на более высокий уровень
психологическую подготовку преподавателей, так как реализация Федерального
государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяя
всю образовательную ситуацию в школе, определяет точное место формам и видам
приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды
школы.