Выступление на педсовете "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах"
Оценка 4.9
Педсоветы
doc
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
29.11.2018
В реалиях сегодняшнего дня мы сталкиваемся с серьезным общим ухудшением состояния здоровья детей. Немалую часть дня учащиеся проводят в стенах школы. Дети приходят в школу с определенным уровнем состояния здоровья, и от этого состояния зависит насколько успешным будет обучение. Уже в начале обучения мы наблюдаем у многих дисгармоничное развитие, что создает проблемы в их работоспособности. Поэтому, очевидно, что здоровье учащихся является приоритетным направлением в обучении.
доклад педсовет.doc
Кулдаева Шолпан Жакслыковна,
учитель
начальных классов, шг №30 г. Астаны
«Беду лучше предупредить,
чем довольствоваться её последствиями»
народная мудрость
Здоровьесберегающие технологии
на уроках в начальных классах.
В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления учащихся
школьного возраста. В эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие
всех систем организма. По мнению медиков, 75 % всех болезней человека заложено в
детские годы. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим
ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным
неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетических
нарушений, плохой экологической обстановкой и т.д.
Большую часть недели учащиеся проводят в стенах школы, время обучения
совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее
чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Успешное
обучение в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок
пришел в школу, что является исходным на старте обучения. В среднем более 35 %
дошкольников и 60 % школьников имеют хронические заболевания и нуждаются в
стационарном лечении. Около 2530 % детей, поступающих в первый класс, имеют те
или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число
здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого
класса к выпускным классам с 3,5 до 18 %, с нервнопсихическими расстройствами – с
1,6 до 2,8 %, с нарушениями осанки с 19 до 46 %. Одна из частых патологий
школьников (3040 %) – нарушение остроты зрения. У многих школьников
наблюдается дисгармоничное развитие, что создает проблемы в общей
работоспособности подрастающего поколения. А сегодняшние больные дети – это
больное будущее нашего народа. Уже в настоящее время физически зрелыми
рождаются не более 14 % детей, а с различными патологиями рождаемость повысилась
до 60 %. Поэтому, достаточно закономерно, что здоровье школьников отнесено к
приоритетным направлениям государственной политики.
На этом фоне важна правильная организация учебной деятельности,
использование здоровьесберегающих технологий, которые являются шансом для
взрослых решить проблему сохранения здоровья детей неформально.
Профилактика травматизма – первостепенный, важный здоровье сберегающий
аспект деятельности учителя начальных классов, т.к. по данным ВОЗ дети от 5 лет и
старше чаще погибают от несчастных случаев, чем от всех болезней вместе взятых.
Причем причины травматизма могут быть самые разнообразные, и существует
достаточно много факторов, которые должен учитывать учитель на практике, в том числе при проведении внеучебных воспитательных мероприятий в области природы и
с природоведческим материалом, уроков природоведения, экскурсий в природу,
которые могут вызвать опасность для здоровья учащихся. Поэтому педагогу
необходимо уделять пристальное внимание в рамках воспитательной работы как
формированию у обучающихся знаний и опыта безопасной жизнедеятельности, так и
обеспечивать контроль за выполнением правил техники безопасности и охране жизни и
здоровья каждого ребенка.
При подготовке детей к общению с природой, формированию знаний и опыта
гуманного обращения с ней можно познакомить со словами известного польского
поэта Гнездослава, которые по праву могут стать одним из вечных правил жизни:
Я сорвал цветок
И он завял …
Я поймал мотылька
И он умер у меня на ладони…
И тогда я понял
Что прикасаться к природе
Можно только сердцем.
Таким образом, деятельность учителя начальных классов направлена на
решение ряда задач:
Организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и
укрепления здоровья
Создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения
Научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром
Воспитание культуры здоровья
Развитие творческих способностей
Мотивация на здоровый образ жизни
Научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни
Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз интегрирует все
направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья
учащихся. Можно выделить следующие группы здоровьесберегающих технологий,
применяемых в учебном процессе, в которых используется разный подход к охране
здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы:
1. медикогигиенические технологии, которые включают комплекс мер,
направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с
регламентациями СанПинНов, и функционирование в школах медицинского
кабинета для оказания каждодневной помощи школьникам.
2. физкультурнооздоровительные технологии направлены на физическое развитие
занимающихся. В основном данные технологии реализуются на уроках
физкультуры.
3. экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у
школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение
учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии и т.п. 4. технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуются в процессе
изучения курса ОБЖЧ.
5. здоровьесберегающие образовательные технологии – наиболее значимые из
перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся, т.к. главный их признак
это не место, где они реализуются, а использование психологопедагогических
приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем.
Применяемые здоровьесберегающие образовательные технологии основаны на:
возрастных особенностях познавательной деятельности детей
обучении на оптимальном уровне трудности (сложности)
вариативности методов и форм обучения
оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок
обучении в малых группах
использовании наглядности и сочетании различных форм
предоставления информации
создании эмоционально благоприятной атмосферы
формировании положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»)
на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья
Учителями соблюдаются следующие требования к уроку с позиции
здоровьесбережения:
1. обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и
рациональность освещения класса и доски,
свежесть воздуха,
наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
2. количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение,
слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы,
решение примеров, задач и др. Норма: 47 видов за урок. Однообразность урока
способствует утомлению, а более частая череда смен деятельности потребует у
учащихся дополнительных адаптационных усилий.
3. средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной
деятельности. Ориентировочная норма: 710 минут. Комментарии здесь
аналогичные.
4. количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный,
самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех.
5. чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 1015 минут.
6. поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель за посадкой учащихся;
чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
7. наличие, место, содержание и продолжительность моментов на уроке:
физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная
гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли
условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для
дыхательных упражнений. Норма: на 1520 минут по 1 минуте из легких
упражнений с 34 повторами каждого.
8. наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровым
образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование
отношения к человеку и его здоровью как ценности; выработка понимания
сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому
образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения,
сообщение учащимся о возможных последствиях выбора поведения и т.д. 9. психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем
и учениками (комфортнапряжение, сотрудничество – авторитарность,
индивидуальные – фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный
недостаточный); между учениками (сотрудничество – соперничество,
дружелюбие – враждебность, заинтересованность – безразличие, активность
пассивность).
10. наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая
или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с
комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.п.
Для того, чтобы предотвратить влияние факторов риска в школе, нужно
придерживаться системы мер, которая включает следующее:
1. классный руководитель изучает медицинские карты своих учеников, с
учетом этого размещает их по рабочим местам и выделяет детей, которые
требуют повышенного внимания, например, инвалидов или ослабленных
детей. Доводит индивидуальные особенности школьников до тех учителей,
которые работают с ними.
2. ответственность учителя за соблюдение санитарногигиенических норм. Он
обязан знать их, следить за изменениями в нормативах. В его обязанности
входит контроль за соблюдением данных норм (освещенность,
температурный режим). Важно, чтобы мебель в классе соответствовала
СанПиНам. В случае неисправности педагог делает заявки на ремонт или
замену инвентаря. Учитель, заботящийся о здоровье школьников, должен
оберегать их от перегрузок, проверяя расписание.
3. соблюдение техники безопасности на уроках и внеурочных мероприятиях.
Для этого разработаны специальные правила. Учитель обязан добиваться
того, чтобы дети знали правила техники безопасности и соблюдали их.
Важнейшим условием соблюдения правил является дисциплинированность
учащихся. Кроме того, педагог своим поведением и требовательностью
формирует у своих воспитанников это важное качество.
Кратко можно суммировать основные рекомендации по организации
здоровьесберегающей деятельности в школе следующим образом:
1. ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
2. каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции
3. дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно,
интерес к уроку.
Заметную роль в создании комфортных условий обучения играют созданные в
школе и активно работающие службы социальнопсихологического и социально
педагогического сопровождения образовательного процесса.
Выступление на педсовете "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах"
Выступление на педсовете "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах"
Выступление на педсовете "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах"
Выступление на педсовете "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.