Выступление на родительском собрании, посвященное новомученникам Тюменской области.
Оценка 4.9
Работа с родителями
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
27.02.2017
Цель данного выступления познакомить родителей с историей родного края, с историей Церкви и людей, которые сохранили церковную традицию.
Вся история Церкви строилась на подвигах. Мученичество имело огромное значение для утверждения Церкви Христовой в мире. XX век для России явился эпохой мучеников и исповедников. Русская Церковь пережила беспрецедентные гонения, воздвигнутые богоборцами на веру Христову. Многие тысячи иерархов, священнослужителей, монашествующих, мирян прославили Господа мученической кончиной, безропотным перенесением страданий и лишений в лагерях, тюрьмах, ссылках. Они умирали с верою, с молитвою, с покаянием на устах и в сердце. Их убивали как символ Православной Руси.
Новомученники и исповедники Российские.doc
Новомученники и исповедники Российские
Священномученик Гермоген (Долганёв)
Подготовлено преподавателем
НОУ Православная гимназия г.Тюмени
Онищенко В.В.
Вся история Церкви строилась на подвигах. Мученичество имело
огромное значение для утверждения Церкви Христовой в мире. XX век для
России явился эпохой мучеников и исповедников. Русская Церковь пережила
беспрецедентные гонения, воздвигнутые богоборцами на веру Христову.
Многие тысячи иерархов, священнослужителей, монашествующих, мирян
прославили Господа мученической кончиной, безропотным перенесением
страданий и лишений в лагерях, тюрьмах, ссылках. Они умирали с верою, с
молитвою, с покаянием на устах и в сердце. Их убивали как символ
Православной Руси. Главой сонма Российских мучеников и исповедников за
веру Христову явился святой Патриарх Тихон, который, характеризуя эту
эпоху, писал, что ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской
земле переживает тяжелое время: гонение воздвигли на истину Христову
явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело
Христово... А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас,
возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою
словами святого апостола: “Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или
теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?” (Рим. 8,
35). Многие из тех, кто пострадал за веру в XX веке, ревнуя о благочестии,
желали жить в то время, когда верность Христу запечатлевалась
мученической кровью. Святой Патриарх исповедник Тихон писал: “...Если
пошлет Господь испытание Источник: “...Если пошлет Господь испытание
гонений, уз, мучений и даже смерти, будем терпеливо переносить все, веря,
что не без воли Божией совершится это с нами, и не останется бесплодным
подвиг наш, подобно тому, как страдания мучеников христианских покорили
мир учению Христову”. Сбылись чаяния исповедника веры святителя Тихона
на крови мучеников ныне возрождается Русская Православная Церковь.
Святая Церковь, от начала возлагающая упование на молитвенное
предстательство пред Престолом Господа Славы Его святых угодников,
соборным разумом свидетельствует о явлении в ее недрах великого сонма
новомучеников и исповедников Российских, в XX веке пострадавших.
Боголюбивая полнота Русской Православной Церкви благоговейно хранит
святую память о жизни, подвигах исповедничества святой веры и
мученической кончины иерархов, священнослужителей, монашествующих и
мирян, вместе с Царской Семьей засвидетельствовавших во время гонений свою веру, надежду и любовь ко Христу и Его Святой Церкви даже до смерти
и оставивших о себе грядущим поколениям христиан свидетельство о том, что
живем ли для Господа живем, умираем ли для Господа умираем (Рим. 14,
8). Терпя великие скорби, они сохраняли в сердце мир Христов, стали
светильниками веры для соприкасавшихся с ними людей. Они прославили
Господа своими подвигами. Возлюбив Его и заповеди Его спасительные всем
сердцем, всем помышлением, всею силою, они были столпами веры святой
Церкви. Подвиг мучеников и исповедников укрепил Церковь, став ее твердым
основанием. Огонь репрессий не только не смог уничтожить Православие, но,
наоборот, стал тем горнилом, в котором Церковь Русская очистилась от
греховной расслабленности, закалились сердца верных ее чад, непоколебимым
и твердым стало их упование на Единого Бога, победившего смерть и
даровавшего всем надежду Воскресения. Подвиг новомучеников и
исповедников дает возможность сегодня всем желающим увидеть, что
существует духовный мир и что духовный мир важнее, чем материальный.
Что душа дороже всего мира. Самим фактом мученичества как бы спадает
завеса со всех событий и обнажается суть: он напоминает, что испытания
наступают, когда человек не может жить по совести и правде, не может быть
просто честным гражданином, воином, верным своей присяге, не может не
быть предателем всех, – если он не христианин. Жизнь новых мучеников
Российских свидетельствует, что мы должны доверять Богу и знать, что Он не
оставит Своих. Что мы должны готовиться более не к пыткам, не к голоду или
к чемунибудь подобному, но мы должны готовиться духовно и нравственно
как сохранить душу свою и свое лицо (Божий образ в человеке)
незамутненными. Прославляя подвиг новомучеников, Русская Православная
Церковь уповает на их предстательство пред Богом. И ныне в раскрытой
истории Русской Церкви XX века навечно запечатлен подвиг Святых
Царственных Страстотерпцев, новомучеников и исповедников, который учит
нас строгой вере и служит для нас спасительным уроком.
Тобольскотюменская епархия имеет своих предстателей перед Богом
из числа новомученников. Священномученик Гермоген был прославлен в лике местночтимых
святых Тобольской епархии 23 июня 1998 года, а 20 августа 2000 года
Деянием Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской
Православной Церкви его имя было внесено в Собор новомучеников и
исповедников Российских для общецерковного почитания.
Священномученик Гермоген, в миру Георгий Ефремович
Долганёв,родился 25 апреля 1858 года в семье священника Херсонской
епархии Ефрема Павловича Долганева и в крещении был наречен Георгием.
Низшее и среднее образование Георгий получил в духовных учебных
заведениях родной епархии. Желая получить кроме духовного образования
еще и светское, Георгий во время обучения в 5м классе Одесской Духовной
семинарии подал прошение об увольнении его из семинарии; выдержав
экзамен на аттестат зрелости при классической гимназии города Ананьева
Херсонской губернии, он поступил на юридический факультет
Новороссийского университета, который окончил в 1889 году с правом
предоставления сочинения на степень кандидата права без дополнительных
экзаменов.
Глубоко религиозный с детских лет, Георгий рано почувствовал влечение к
подвижнической жизни, но решительный шаг ему помог сделать архиепископ
Херсонский Никанор (Бровкович), и в 1889 году Георгий поступил на
историческое отделение СанктПетербургской Духовной академии. По
окончании Академии в 1893 году архимандрит Гермоген назначается
инспектором, а затем в 1898 году и ректором Тифлисской Духовной
Академии. Это окраинное учебное заведение в годы ректорства Гермогена
Долганёва приобрело дух строгой церковности, творческого поиска,
православной духовности. Не ограничиваясь стенами семинарии, он создавал
церковные школы и миссионерские братства почти по всему Кавказу.
Прозорливость Гермогена, стремившегося освободить семинарию от всего
несвойственного духу Православия, проявилась в изгнании в 1899 году из ее
стен Иосифа Джугашвили, зловещая судьба палача России была предугадана.
На Вольской кафедре владыка Гермоген пребывает два года и это время
связано со значительным оживлением церковной жизни в Вольске.
Неутомимый епископ развивает широкую миссионерскую деятельность,
привлекая к ней многих мирян, имевших образование и способности
необходимые для дела духовного просвещения. Истовые, продолжительные,
благоговейные богослужения, которые совершал владыка в Вольских церквах,
привлекают множество прихожан, которые уже и забыли дорогу к храму. Он
организует внебогослужебные чтения и беседы, разрабатывает программы
воскресных школ для детей и взрослых.
21 марта 1903 года Преосвященный Гермоген получает указ о
назначении правящим архиереем Саратовской епархии и управляет ею в
самые трудные годы Первой Русской Революции. Во время революционных
беспорядков 1905 года епископ Гермоген делает все возможное, чтобы успокоить дезориентированное население Саратова. Он совершает почти
ежедневные богослужения, за которыми обращается к народу с просьбами
отойти от возмутителей спокойствия и ни в коем случае не применять
насилия.
На очередной сессии Синода в конце 1911 года Гермоген выступил
против введения в Русской Православной Церкви неизвестной ранее
корпорации диаконис и чина заупокойного отпевания инославных. Не находя
поддержки у постоянных и временных членов Синода, он послал телеграмму
Государю, который всерьез интересовался тем, что происходило в высшем
органе церковного управления.
Оберпрокурор Владимир Карлович Саблер, всецело зависевший от
Распутина, ополчившегося против Гермогена, повел дело так, что Император
увидел в этой вполне обычной защите своего мнения попытку опорочить
Синод. 7го января 1912 года Гермоген получил Высочайший указ об
освобождении от присутствия в Синоде и предписание немедленно покинуть
столицу. Гермоген, чувствовавший себя нездоровым, не торопился. Саблер
доносил Государю о неповиновении. В результате, 17 января появился новый
Высочайший указ об увольнении Гермогена от управления епархией и
высылке в Жировицкий монастырь в Западном крае. В Жировицах вновь
открылся дар прозорливости, который обнаружился у Гермогена еще в
Тифлисе. Часто, закрыв лицо рукам, он безутешно плакал и с сокрушением
говорил:
«Идет, идет девятый вал; сокрушит, сметет всю гниль, всю ветошь;
совершится страшное, леденящее кровь — погубят Царя, погубят Царя,
непременно погубят…»
Но и в Жировицах Преосвященный Гермоген не пал духом. Его стол
был всегда завален книгами, бумагами, газетами, лекарствами. Для местных
крестьян опальный архиерей изготавливал целебные настои и отвары
лекарственных трав.
С симпатией о Гермогене отзывались многие высокопоставленные особы и
даже члены царской семьи. Начальник департамента полиции Степан
Петрович Белецкий писал, что, пребывая в Жировицах, «владыка смиренно
переносил все невзгоды, служил в церкви, зимой холодной, с разбитыми
рамами, жил, во всем себе отказывая, а на присылаемые ему изредка его
почитателями деньги содержал фельдшера и аптеку, помогая фельдшеру,
оказывая и сам медицинскую помощь всем, приходившим за таковой, без
различия национальностей и вероисповедания».
Ввиду опасности от наступавших немецких войск по просьбе
главнокомандующего Великого князя Николая Николаевича в августе 1915
года епископа Гермогена перевели в подмосковный НиколоУгрешский монастырь, где его застала революция.
Пророчество Гермогена сбылось. Девятый вал бессмысленного и
беспощадного русского бунта смел все. Но самому ему Господь приготовил
мученический венец.
В марте 1917 года Святейший Правительствующий Синод уволил на покой
ставленника Распутина Тобольского епископа Варнаву (Накропина).
Собрание мирян и духовенства Тобольской епархии избрало своим
епархиальным архиереем епископа Гермогена. В сентябре владыка уже
находился в Тобольске.
«Я искренне, от глубины души благодарю Всемилостивого Господа за
пребывание и устроение меня именно в Тобольске, — писал он Патриарху
Тихону, — это поистине городскит, окутанный тишиной и спокойствием, по
крайней мере, в настоящее время».
Тобольское спокойствие продолжалось недолго. Гражданская война
коснулась и этого города. Здесь находилась в заключении семья последнего
Императора, и Николай, которому еще разрешали свидания с духовенством,
просил настоятеля Кафедрального собора протоиерея Владимира Хлыстуна
передать епископу Гермогену земной поклон и просьбу простить за
отстранение от Саратовской кафедры. Владыка не держал зла и сам испросил
прощения у Августейшего узника.
В Тобольске владыка Гермоген организовал ИоанноДмитриевское
Православное братство, которое ставило своей целью работу с солдатами,
вернувшимися с фронта и развращенными большевистской пропагандой.
Забота епископа о фронтовиках привела большевиков в бешенство.
Не меньшую ярость вызывали многочисленные воззвания, призывавшие
верующих к защите Церкви и церковных святынь, к духовному сопротивлению
безбожию и насилию, стойкости и терпению. 15 апреля 1918 года
бесстрашный Преосвященный Гермоген возглавил крестный ход, в котором
участвовало все городское духовенство и тысячи мирян. В течение
нескольких часов крестный ход с пением шел по улицам города вдохновляя
всех, кому была дорога Русская Церковь. Сразу же по завершении крестного
хода владыка был арестован.
Боясь народного возмущения, власти тайно вывезли владыку в
Екатеринбург, где он, находясь в строгой изоляции, все же передавал письма,
из которых было ясно, что дух архипастыря не угас. Из тюрьмы
Преосвященный Гермоген написал письмо Патриарху Тихону с изложением
истории своего ареста и смиренной просьбой оставить его на Тобольской
кафедре, а пребывание в тюрьме считать за продолжение служения.
Прибывшая в Екатеринбург делегация тобольского духовенства начала
переговоры с властями об освобождении под залог. Власти, хорошо
понимавшие, что отпущенного под залог архиерея они смогут тут же
арестовать снова, требовали немыслимые суммы.
Когда деньги были собраны и переданы, все, кто хлопотал об освобождении владыки, оказались под арестом. Через несколько дней брат
владыки протоиерей Ефрем Долганёв, священник Михаил Макаров и
присяжный поверенный Константин Минятов были расстреляны.
Еще через несколько дней Преосвященный Гермоген вместе с другими
узниками был отвезен в Тюмень. 13 июня 1918 года привезенные в Тюмень
узники сразу же с вокзала были доставлены на пароход «Ермак». Вечером
следующего дня пароход остановился у села Покровского и, здесь всех,
исключая епископа и находившегося с ним священника Петра Карелина,
перевели на пароход «Ока», затем высадили на берег и расстреляли.
По замыслу большевиков, «Ермак», ввиду предстоящего столкновения с
войсками Сибирского правительства, должен был превратиться в настоящую
крепость. Одетый в рясу и скуфью, физически изнуренный епископ,
осыпаемый ругательствами и побоями, таскал бревна и доски, строил
укрепления. Бодрость духа не оставила его, команда зловещего парохода
слышала, как все время владыка пел пасхальные песнопения.
15 июня в десять часов вечера епископа и священника перевели на
пароход «Ока». Подходя к трапу и уже предчувствуя близкую кончину,
святитель тихо сказал лоцману парохода «Ермак»:
— Передайте, раб крещеный, всему великому миру, чтобы обо мне
помолились Богу.
На пароходе арестованных посадили в грязный и темный трюм; пароход
пошел вниз по реке по направлению к Тобольску. Около полуночи
большевики вывели священника Петра Карелина на палубу, привязали к нему
два тяжелых гранитных камня и сбросили в воду. В половине первого ночи
епископа Гермогена вывели из трюма на палубу. До последней минуты он
творил молитву. Когда палачи перевязывали веревкой камень, он кротко
благословил их. Связав владыку и прикрепив к нему на короткой веревке
камень, убийцы столкнули его в воду. Господь прославил Своего святителя.
Честные останки священномученика не остались в забвении. Несмотря на
гранитный камень, они оказались выброшены на берег и 3го июля были
обретены и погребены крестьянином села Усольского Алексеем Маряновым.
Вскоре после того, как большевики были выброшены из Тобольска
войсками адмирала Колчака, тело епископа было вынуто из земли и с
соблюдением почестей на пароходе «Алтай» было доставлено в Тобольск.
В течение пяти дней гроб с телом священномученика, которое не
выказывало никаких признаков тления, стоял в Кафедральном Софийском
соборе. Тобольская паства прощалась со своим святителем.
2го августа епископ Иринарх, викарий Преосвященного Гермогена, в
сослужении сонма духовенства совершил чин погребения. Священномученик
Гермоген был погребен в склепе, устроенном в ИоанноЗлатоустовском
приделе Кафедрального собора, на месте, где находилась первая могила
святого митрополита Тобольского Иоанна. Летом 2005 года при ремонте Софийского собора Тобольска был
обнаружен склеп, в котором покоились земные останки новомученика, а 23
сентября 2005 года в Тобольске состоялись торжества по случаю обретения
мощей святого священномученика Гермогена, епископа Тобольского и всея
Сибири.
СвященномученечеГермогене, моли Бога о нас.
Использованные источники:
1. http://pravicon.com/info2078
2. Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Игумен Дамаскин (Орловский)
3.http://www.fond.ru/index.
Выступление на родительском собрании, посвященное новомученникам Тюменской области.
Выступление на родительском собрании, посвященное новомученникам Тюменской области.
Выступление на родительском собрании, посвященное новомученникам Тюменской области.
Выступление на родительском собрании, посвященное новомученникам Тюменской области.
Выступление на родительском собрании, посвященное новомученникам Тюменской области.
Выступление на родительском собрании, посвященное новомученникам Тюменской области.
Выступление на родительском собрании, посвященное новомученникам Тюменской области.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.