Выступление на родительском собрании, посвященное новомученникам Тюменской области.

  • Работа с родителями
  • doc
  • 27.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель данного выступления познакомить родителей с историей родного края, с историей Церкви и людей, которые сохранили церковную традицию. Вся история Церкви строилась на подвигах. Мученичество имело огромное значение для утверждения Церкви Христовой в мире. XX век для России явился эпохой мучеников и исповедников. Русская Церковь пережила беспрецедентные гонения, воздвигнутые богоборцами на веру Христову. Многие тысячи иерархов, священнослужителей, монашествующих, мирян прославили Господа мученической кончиной, безропотным перенесением страданий и лишений в лагерях, тюрьмах, ссылках. Они умирали с верою, с молитвою, с покаянием на устах и в сердце. Их убивали как символ Православной Руси.
Иконка файла материала Новомученники и исповедники Российские.doc
Новомученники и исповедники Российские Священномученик Гермоген (Долганёв) Подготовлено преподавателем  НОУ Православная гимназия г.Тюмени Онищенко В.В. Вся история Церкви строилась на подвигах. Мученичество имело  огромное значение для утверждения Церкви Христовой в мире. XX век для  России явился эпохой мучеников и исповедников. Русская Церковь пережила  беспрецедентные гонения, воздвигнутые богоборцами на веру Христову.  Многие тысячи иерархов, священнослужителей, монашествующих, мирян  прославили Господа мученической кончиной, безропотным перенесением  страданий и лишений в лагерях, тюрьмах, ссылках. Они умирали с верою, с  молитвою, с покаянием на устах и в сердце. Их убивали как символ  Православной Руси. Главой сонма Российских мучеников и исповедников за  веру Христову явился святой Патриарх Тихон, который, характеризуя эту  эпоху, писал, что ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской  земле переживает тяжелое время: гонение воздвигли на истину Христову  явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело  Христово... А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас,  возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою  словами святого апостола: “Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или  теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?” (Рим. 8, 35). Многие из тех, кто пострадал за веру в XX веке, ревнуя о благочестии,  желали жить в то время, когда верность Христу запечатлевалась  мученической кровью. Святой Патриарх ­ исповедник Тихон писал: “...Если  пошлет Господь испытание Источник: “...Если пошлет Господь испытание  гонений, уз, мучений и даже смерти, будем терпеливо переносить все, веря,  что не без воли Божией совершится это с нами, и не останется бесплодным  подвиг наш, подобно тому, как страдания мучеников христианских покорили  мир учению Христову”. Сбылись чаяния исповедника веры святителя Тихона  ­ на крови мучеников ныне возрождается Русская Православная Церковь.  Святая Церковь, от начала возлагающая упование на молитвенное  предстательство пред Престолом Господа Славы Его святых угодников,  соборным разумом свидетельствует о явлении в ее недрах великого сонма  новомучеников и исповедников Российских, в XX веке пострадавших.  Боголюбивая полнота Русской Православной Церкви благоговейно хранит  святую память о жизни, подвигах исповедничества святой веры и  мученической кончины иерархов, священнослужителей, монашествующих и  мирян, вместе с Царской Семьей засвидетельствовавших во время гоненийсвою веру, надежду и любовь ко Христу и Его Святой Церкви даже до смерти  и оставивших о себе грядущим поколениям христиан свидетельство о том, что живем ли ­ для Господа живем, умираем ли ­ для Господа умираем (Рим. 14,  8). Терпя великие скорби, они сохраняли в сердце мир Христов, стали  светильниками веры для соприкасавшихся с ними людей. Они прославили  Господа своими подвигами. Возлюбив Его и заповеди Его спасительные всем  сердцем, всем помышлением, всею силою, они были столпами веры святой  Церкви. Подвиг мучеников и исповедников укрепил Церковь, став ее твердым основанием. Огонь репрессий не только не смог уничтожить Православие, но,  наоборот, стал тем горнилом, в котором Церковь Русская очистилась от  греховной расслабленности, закалились сердца верных ее чад, непоколебимым и твердым стало их упование на Единого Бога, победившего смерть и  даровавшего всем надежду Воскресения. Подвиг новомучеников и  исповедников дает возможность сегодня всем желающим увидеть, что  существует духовный мир и что духовный мир важнее, чем материальный.  Что душа дороже всего мира. Самим фактом мученичества как бы спадает  завеса со всех событий и обнажается суть: он напоминает, что испытания  наступают, когда человек не может жить по совести и правде, не может быть  просто честным гражданином, воином, верным своей присяге, не может не  быть предателем всех, – если он не христианин. Жизнь новых мучеников  Российских свидетельствует, что мы должны доверять Богу и знать, что Он не оставит Своих. Что мы должны готовиться более не к пыткам, не к голоду или к чему­нибудь подобному, но мы должны готовиться духовно и нравственно ­  как сохранить душу свою и свое лицо (Божий образ в человеке)  незамутненными. Прославляя подвиг новомучеников, Русская Православная  Церковь уповает на их предстательство пред Богом. И ныне в раскрытой  истории Русской Церкви XX века навечно запечатлен подвиг Святых  Царственных Страстотерпцев, новомучеников и исповедников, который учит  нас строгой вере и служит для нас спасительным уроком. Тобольско­тюменская епархия имеет своих предстателей перед Богом  из числа новомученников.Священномученик Гермоген был прославлен в лике местночтимых  святых Тобольской епархии 23 июня 1998 года, а 20 августа 2000 года  Деянием Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской  Православной Церкви его имя было внесено в Собор новомучеников и  исповедников Российских для общецерковного почитания. Священномученик Гермоген, в миру Георгий Ефремович  Долганёв,родился 25 апреля 1858 года в семье священника Херсонской  епархии Ефрема Павловича Долганева и в крещении был наречен Георгием. Низшее и среднее образование Георгий получил в духовных учебных  заведениях родной епархии. Желая получить кроме духовного образования  еще и светское, Георгий во время обучения в 5­м классе Одесской Духовной  семинарии подал прошение об увольнении его из семинарии; выдержав  экзамен на аттестат зрелости при классической гимназии города Ананьева  Херсонской губернии, он поступил на юридический факультет  Новороссийского университета, который окончил в 1889 году с правом  предоставления сочинения на степень кандидата права без дополнительных  экзаменов. Глубоко религиозный с детских лет, Георгий рано почувствовал влечение к  подвижнической жизни, но решительный шаг ему помог сделать архиепископ  Херсонский Никанор (Бровкович), и в 1889 году Георгий поступил на  историческое отделение Санкт­Петербургской Духовной академии. По  окончании Академии в 1893 году архимандрит Гермоген назначается  инспектором, а затем в 1898 году и ректором Тифлисской Духовной  Академии. Это окраинное учебное заведение в годы ректорства Гермогена  Долганёва приобрело дух строгой церковности, творческого поиска,  православной духовности. Не ограничиваясь стенами семинарии, он создавал  церковные школы и миссионерские братства почти по всему Кавказу.        Прозорливость Гермогена, стремившегося освободить семинарию от всего несвойственного духу Православия, проявилась в изгнании в 1899 году из ее  стен Иосифа Джугашвили, зловещая судьба палача России была предугадана. На Вольской кафедре владыка Гермоген пребывает два года и это время связано со значительным оживлением церковной жизни в Вольске.  Неутомимый епископ развивает широкую миссионерскую деятельность,  привлекая к ней многих мирян, имевших образование и способности  необходимые для дела духовного просвещения. Истовые, продолжительные,  благоговейные богослужения, которые совершал владыка в Вольских церквах, привлекают множество прихожан, которые уже и забыли дорогу к храму. Он  организует внебогослужебные чтения и беседы, разрабатывает программы  воскресных школ для детей и взрослых. 21 марта 1903 года Преосвященный Гермоген получает указ о  назначении правящим архиереем Саратовской епархии и управляет ею в  самые трудные годы Первой Русской Революции. Во время революционных  беспорядков 1905 года епископ Гермоген делает все возможное, чтобыуспокоить дезориентированное население Саратова. Он совершает почти  ежедневные богослужения, за которыми обращается к народу с просьбами  отойти от возмутителей спокойствия и ни в коем случае не применять  насилия. На очередной сессии Синода в конце 1911 года Гермоген выступил  против введения в Русской Православной Церкви неизвестной ранее  корпорации диаконис и чина заупокойного отпевания инославных. Не находя  поддержки у постоянных и временных членов Синода, он послал телеграмму  Государю, который всерьез интересовался тем, что происходило в высшем  органе церковного управления. Обер­прокурор Владимир Карлович Саблер, всецело зависевший от  Распутина, ополчившегося против  Гермогена, повел дело так, что Император  увидел в этой вполне обычной защите своего мнения попытку опорочить  Синод. 7­го января 1912 года Гермоген получил Высочайший указ об  освобождении от присутствия в Синоде и предписание немедленно покинуть  столицу. Гермоген, чувствовавший себя нездоровым, не торопился. Саблер  доносил Государю о неповиновении. В результате, 17 января появился новый  Высочайший указ об увольнении Гермогена от управления епархией и  высылке в Жировицкий монастырь в Западном крае. В Жировицах вновь  открылся дар прозорливости, который обнаружился у Гермогена еще в  Тифлисе. Часто, закрыв лицо рукам, он безутешно плакал и с сокрушением  говорил: «Идет, идет девятый вал; сокрушит, сметет всю гниль, всю ветошь;  совершится страшное, леденящее кровь — погубят Царя, погубят Царя,  непременно погубят…» Но и в Жировицах Преосвященный Гермоген не пал духом. Его стол  был всегда завален книгами, бумагами, газетами, лекарствами. Для местных  крестьян опальный архиерей изготавливал целебные настои и отвары  лекарственных трав. С симпатией о Гермогене отзывались многие высокопоставленные особы и  даже члены царской семьи. Начальник департамента полиции Степан  Петрович Белецкий писал, что, пребывая в Жировицах, «владыка смиренно  переносил все невзгоды, служил в церкви, зимой холодной, с разбитыми  рамами, жил, во всем себе отказывая, а на присылаемые ему изредка его  почитателями деньги содержал фельдшера и аптеку, помогая фельдшеру,  оказывая и сам медицинскую помощь всем, приходившим за таковой, без  различия национальностей и вероисповедания».     Ввиду опасности от наступавших немецких войск по просьбе  главнокомандующего Великого князя Николая Николаевича в августе 1915  года епископа Гермогена перевели в подмосковный Николо­Угрешскиймонастырь, где его застала революция.      Пророчество Гермогена сбылось. Девятый вал бессмысленного и  беспощадного русского бунта смел все. Но самому ему Господь приготовил  мученический венец.      В марте 1917 года Святейший Правительствующий Синод уволил на покой  ставленника Распутина Тобольского епископа Варнаву (Накропина).  Собрание мирян и духовенства Тобольской епархии избрало своим  епархиальным архиереем епископа Гермогена. В сентябре владыка уже  находился в Тобольске.       «Я искренне, от глубины души благодарю Всемилостивого Господа за  пребывание и устроение меня именно в Тобольске, — писал он Патриарху  Тихону, — это поистине город­скит, окутанный тишиной и спокойствием, по  крайней мере, в настоящее время». Тобольское спокойствие продолжалось недолго. Гражданская война  коснулась и этого города. Здесь находилась в заключении семья последнего  Императора, и Николай, которому еще разрешали свидания с духовенством,  просил настоятеля Кафедрального собора протоиерея Владимира Хлыстуна  передать епископу Гермогену земной поклон и просьбу простить за  отстранение от Саратовской кафедры. Владыка не держал зла и сам испросил  прощения у Августейшего узника.         В Тобольске владыка Гермоген организовал Иоанно­Дмитриевское  Православное братство, которое ставило своей целью работу с солдатами,  вернувшимися с фронта и развращенными большевистской пропагандой.  Забота епископа о фронтовиках привела большевиков в бешенство.        Не меньшую ярость вызывали многочисленные воззвания, призывавшие  верующих к защите Церкви и церковных святынь, к духовному сопротивлению безбожию и насилию, стойкости и терпению. 15 апреля 1918 года  бесстрашный Преосвященный Гермоген возглавил крестный ход, в котором  участвовало все городское духовенство и тысячи мирян. В течение  нескольких часов крестный ход с пением шел по улицам города вдохновляя  всех, кому была дорога Русская Церковь. Сразу же по завершении крестного  хода владыка был арестован.         Боясь народного возмущения, власти тайно вывезли владыку в  Екатеринбург, где он, находясь в строгой изоляции, все же передавал письма,  из которых было ясно, что дух архипастыря не угас. Из тюрьмы  Преосвященный Гермоген написал письмо Патриарху Тихону с изложением  истории своего ареста и смиренной просьбой оставить его на Тобольской  кафедре, а пребывание в тюрьме считать за продолжение служения.         Прибывшая в Екатеринбург делегация тобольского духовенства начала  переговоры с властями об освобождении под залог. Власти, хорошо  понимавшие, что отпущенного под залог архиерея они смогут тут же  арестовать снова, требовали немыслимые суммы.         Когда деньги были собраны и переданы, все, кто хлопотал обосвобождении владыки, оказались под арестом. Через несколько дней брат  владыки протоиерей Ефрем Долганёв, священник Михаил Макаров и  присяжный поверенный Константин Минятов были расстреляны.           Еще через несколько дней Преосвященный Гермоген вместе с другими  узниками был отвезен в Тюмень. 13 июня 1918 года привезенные в Тюмень  узники сразу же с вокзала были доставлены на пароход «Ермак». Вечером  следующего дня пароход остановился у села Покровского и, здесь всех,  исключая епископа и находившегося с ним священника Петра Карелина,  перевели на пароход «Ока», затем высадили на берег и расстреляли.          По замыслу большевиков, «Ермак», ввиду предстоящего столкновения с  войсками Сибирского правительства, должен был превратиться в настоящую  крепость. Одетый в рясу и скуфью, физически изнуренный епископ,  осыпаемый ругательствами и побоями, таскал бревна и доски, строил  укрепления. Бодрость духа не оставила его, команда зловещего парохода  слышала, как все время владыка пел пасхальные песнопения.          15 июня в десять часов вечера епископа и священника перевели на  пароход «Ока». Подходя к трапу и уже предчувствуя близкую кончину,  святитель тихо сказал лоцману парохода «Ермак»: — Передайте, раб крещеный, всему великому миру, чтобы обо мне  помолились Богу. На пароходе арестованных посадили в грязный и темный трюм; пароход  пошел вниз по реке по направлению к Тобольску. Около полуночи  большевики вывели священника Петра Карелина на палубу, привязали к нему  два тяжелых гранитных камня и сбросили в воду. В половине первого ночи  епископа Гермогена вывели из трюма на палубу. До последней минуты он  творил молитву. Когда палачи перевязывали веревкой камень, он кротко  благословил их. Связав владыку и прикрепив к нему на короткой веревке  камень, убийцы столкнули его в воду. Господь прославил Своего святителя.  Честные останки священномученика не остались в забвении. Несмотря на  гранитный камень, они оказались выброшены на берег и 3­го июля были  обретены и погребены крестьянином села Усольского Алексеем Маряновым.         Вскоре после того, как большевики были выброшены из Тобольска  войсками адмирала Колчака, тело епископа было вынуто из земли и с  соблюдением почестей на пароходе «Алтай» было доставлено в Тобольск.        В течение пяти дней гроб с телом священномученика, которое не  выказывало никаких признаков тления, стоял в Кафедральном Софийском  соборе. Тобольская паства прощалась со своим святителем.          2­го августа епископ Иринарх, викарий Преосвященного Гермогена, в  сослужении сонма духовенства совершил чин погребения. Священномученик  Гермоген был погребен в склепе, устроенном в Иоанно­Златоустовском  приделе Кафедрального собора, на месте, где находилась первая могила  святого митрополита Тобольского Иоанна.Летом 2005 года при ремонте Софийского собора Тобольска был  обнаружен склеп, в котором покоились земные останки новомученика, а 2­3  сентября 2005 года в Тобольске состоялись торжества по случаю обретения  мощей святого священномученика Гермогена, епископа Тобольского и всея  Сибири. СвященномученечеГермогене, моли Бога о нас. Использованные источники: 1. http://pravicon.com/info­2078 2. Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской.  Игумен Дамаскин (Орловский) 3.http://www.fond.ru/index.