Выступление на школьном методическом объединении "Внедрение деятельностного метода обучения в работу – требование времени."
Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
физика
Взрослым
17.11.2018
О технологии,которая описывает деятельность учащихся, а не учителя на уроке.Подробное описание восьми этапов деятельностного метода обучения:
1)Организационный момент.
2)Актуализация индивидуального затруднения.
3)Постановка учебной проблемы.
4)Открытие нового знания.
5)Первичное закрепление.
6)Самостоятельная работа.
7)Этап включения новой нормы в систему понятий (решение задач на повторение).
8)Оценочно-рефлексивная деятельность.
При данном методе обучение проходит в сотрудничестве ученика и учителя.
Деятельностный метод обучения.doc
Внедрение деятельностного метода обучения в работу – требование времени.
выступление на школьном МО учителей физики и математики
руководителя МО Зубрицкой Г.Н. МКОУ Маршанская СОШ.
Современная школа должна помочь каждому обучающемуся найти своё место
в жизни. В современном мире, чтобы быть успешным, молодому человеку нужны
глубокие и прочные знания, способность к саморазвитию, определённый уровень
воспитанности, понимание, конструирование и оценка информации, её анализ на
основе системы теоретических знаний, принятие решений на основе проведённого
анализа, проектирование собственной деятельности в соответствии с поставленными
целями и реализация своего проекта, самоконтроль и коррекция результатов,
самоанализ.
в
Значит, главная задача школы сегодня – сформировать у выпускника умение
саморазвиваться,
учиться,
работать
самореализовываться.
Реализация современных целей образования возможна только в деятельности
самого ребенка. Таким образом, учителю необходимо внедрять в учебный процесс
деятельностный метод обучения.
самоизменяться,
команде,
Это метод, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а
добывает их сам в процессе собственной учебнопознавательной деятельности. «Этот
метод уместен везде, где знание должно быть ещё приобретено, то есть для всякого
учащегося».
Руководство для немецких учителей.М.:
Книгоиздательство К.И.Тихомирова, 1913)
(Дистервег А.
Технология организации деятельностного метода в учебном процессе включает
в себя следующие этапы:
1. Организационный момент ( Самоопределение к деятельности).
Этот этап включает в себя положительный настрой, включение обучающихся в
деятельность, выделение содержательной области.
2. Самостоятельная деятельность по известной норме (57 минут)
(актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
учебном действии).
На этом этапе планируется воспроизведение учащимися знаний, умений и
навыков, необходимых и достаточных для открытия нового знания. Здесь же
осуществляется выход на задание, вызывающе познавательное затруднение.
Таким образом, в деятельностном подходе новое знание «открывают»
обучающиеся, а они не могут это сделать быстрее, чем они реально могут. Значит,
задержка по времени на этапе актуализации знаний приведет к тому, что дети не
освоят полноценно новый материал, и тем более, не продвинутся вперед в своем
развитии нарушится нормальный цикл рефлексии. Поэтому здесь следует
сконцентрироваться, прежде всего, на том материале, который необходим для этапа
«открытия» нового знания.
Важно, чтобы ребенок эмоционально пережил возникшее затруднение,
воспринял его на личностном уровне, а не формально. Завершение этапа
1 актуализации знаний связано с фиксацией затруднения в деятельности, выявлением и
фиксацией во внешней речи причину затруднения.
3.Постановка учебной проблемы и построения проекта выхода из
затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
Постановка проблемы начинается с возникновения проблемной ситуации. Её
содержанием является противоречие (между двумя фактами, новым фактом и старой
теорией и т. д.), признаком – эмоциональное переживание (удивление, затруднение).
Выход из проблемной ситуации состоит в осознании ее противоречия и
формулирование проблемы.
На уроках физики можно создать ситуацию «с удивлением», когда учитель
одновременно предъявляет ребятам противоречивые факты или сталкивает
взаимоисключающие мнения учеников, а затем либо сообщением, либо в
эксперименте, либо с помощью наглядности выявляет научный факт.
Таким образом, при выходе из проблемной ситуации возможны следующие
типы действий учащихся и соответствующие им приемы учителя:
1) Воспринимающие действия учащихся – сообщение учителем противоречия и
проблемы;
2) Самостоятельные действия учащихся – отсутствие специальных приемов
учителя;
3) Совместные (с учителем) действия учащихся – побуждающий к осознанию
противоречия и формулированию проблем диалог.
Наиболее эффективным способом выхода из проблемной ситуации является
побуждающий диалог. Он представляет собой вопросы или побудительные
предложения, помогающие ученикам осознать противоречивые проблемные ситуации
и сформулировать проблему.
Например:
Вопросы и побудительные предложения для:
Осознания противоречия
Формулирования проблемы
Какие факты на лицо? Сколько
мнений?
Что вы предполагали? А что
получилось?
Можете ли выполнить задание?
Что вы хотели сделать? Что сделали,
какие знания применили? Задание
выполнено?
Можем ли мы сразу ответить на
вопрос?
Какой вопрос возникает? Сформулируйте
проблему!
Почему нельзя выполнить задание?
Что нам неизвестно?
Почему задание не выполнено? Что нам
неизвестно? Какова будет цель урока?
Почему не можем? Что нужно знать?
Итак, главный психологический смысл звена постановки учебной проблемы
состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению нового знания.
2 4. Построение новой нормы деятельности («открытие» детьми нового
знания) (не позднее 10й минуты урока).
Существуют три возможности обеспечить «открытие» детьми нового
знания.
Первый путь лежит через гипотезу и включает два различных шага.
1)Выдвижение гипотезы.
Выдвинуть гипотезу значит высказать
предположение, истинность или ложность которого должна установить проверка.
2)Проверка гипотезы. Смысл проверки состоит в приведении аргумента в
пользу решающей гипотезы.
Есть два способа выдвижения и проверки гипотезы:
1)Учащиеся самостоятельно выдвигают или проверяют гипотезу;
2)Учитель в диалоге побуждает учеников к выдвижению или проверке
гипотезы.
5. Фиксирование новой нормы (первичное закрепление).
Осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации,
проговаривание вслух установленных алгоритмов действия (что делают и почему,
что идет за чем, что должно получиться). На этом этапе внешней речи происходит
усиление материала, так как ученик не только подкрепляет письменную речь, но и
озвучивает речь внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в его
сознании.
Новое знание прежде всего необходимо зафиксировать в форме алгоритма,
схемы или языковой записи.
6. Использование новой нормы в типовых условиях (самостоятельная
работа с самопроверкой по эталону).
На этом этапе сам ученик должен понять, что новое знание зафиксировано в
его сознании. Достижение этой цели позволяет учащимся завершить рефлексивную
деятельность, направленную на получение нового знания, ситуацией успеха.
Задача этапа – самоконтроль и самооценка.
Недопустима подмена самоконтроля взаимоконтролем или контролем со
стороны педагога.
7. Этап включения новой нормы в систему понятий (решение задач на
повторение).
Повторение включает новое знание в систему знаний. Если новое знание не
нашло места в имеющейся структуре, то оно легко выбрасывается из памяти. Только
определив связь нового теоретического материала с изученным ранее, ученик
находит в своей памяти стабильное место для новой информации. Чтобы установить
локальные связи между известными понятиями и вновь построенными, необходимо:
1)выявить границы применения нового знания и на этой основе научиться
выделять новое знание из ранее известных;
2)использовать новое знание совместно с ранее изученными и установить связи
между ними
8. Этап рефлексивного анализа деятельности (оценочно – рефлексивная
деятельность).
3 Цель этапа – осознание обучающимися метода собственной познавательной
деятельности.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от технологии
традиционного объяснительноиллюстративного метода обучения является, во
первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а
учащихся. Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии
деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня
деятельностных способностей, учебная деятельность обучаемого ребёнка проходит в
сотрудничестве с учителем, в совместном поиске, когда ребёнок не получает готовых
знаний, а напрягает свой ум и волю и чувствует себя причастным к решению
возникающих проблем.
Литература:
1) Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения. М. 2007г.
2) Л.Г. Петерсон, М.А.Кубышева и др. Требование к составлению плана урока
по дидактической системе деятельностного метода.М. 2006г.
4
Выступление на школьном методическом объединении "Внедрение деятельностного метода обучения в работу – требование времени."
Выступление на школьном методическом объединении "Внедрение деятельностного метода обучения в работу – требование времени."
Выступление на школьном методическом объединении "Внедрение деятельностного метода обучения в работу – требование времени."
Выступление на школьном методическом объединении "Внедрение деятельностного метода обучения в работу – требование времени."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.