Выступление на тему: «Методы поощрения и наказания в семейном воспитании»
Оценка 4.9
Работа с родителями
doc
родителям
1 кл
14.06.2017
Все родители мечтают вырастить "хорошего ребенка". В действительности же, очень часто под словом "хороший" имеется в виду "удобный" - такой малыш, который всегда слушается, исполняет любые требования, проявляет ответственность в тех заданиях, которые поручил ему взрослый.
И все же вряд ли можно предположить, что родители, задаваясь целью вырастить "хорошего ребенка", мечтают о бездушном роботе, беспрекословно подчиняющемся и выполняющем все приказания. Безусловно, нет! Проблема в том, что многие качества, которые родители хотят видеть в своем ребенке (способность творчески мыслить, смелость, целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели), в повседневной жизни мешают общению с малышом.
Никто из нас не воспитывает детей «наобум» - у каждого есть своя определенная модель, схема, план. У некоторых воспитание строится по принципу «как меня, так и я», некоторые, наоборот, стараются не повторить ошибок своих родителей. Каковы же основные методы и приемы воспитания?
методы поощр. и наказ..doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
Школа ответственного родительства
Выступление на тему:
«Методы поощрения и наказания в семейном воспитании»
Выступление:
Ларионова Л. А.,
учитель начальных классов
первой
квалификационной категории
Нижнекамск 2014 г.
1 Все родители мечтают вырастить "хорошего ребенка". В действительности же,
очень часто под словом "хороший" имеется в виду "удобный" такой малыш,
который всегда слушается,
проявляет
ответственность в тех заданиях, которые поручил ему взрослый.
исполняет любые требования,
мечтают о бездушном роботе,
И все же вряд ли можно предположить, что родители, задаваясь целью вырастить
"хорошего ребенка",
беспрекословно
подчиняющемся и выполняющем все приказания. Безусловно, нет! Проблема в том,
что многие качества, которые родители хотят видеть в своем ребенке
(способность творчески мыслить,
целеустремленность и
настойчивость в достижении поставленной цели), в повседневной жизни мешают
общению с малышом.
смелость,
Никто из нас не воспитывает детей «наобум» у каждого есть своя определенная
модель, схема, план. У некоторых воспитание строится по принципу «как меня, так
и я», некоторые, наоборот, стараются не повторить ошибок своих родителей.
Каковы же основные методы и приемы воспитания?
Наказание
прежде чем наказать ребенка, нужно хорошо разобраться в причинах и характере
наказание должно идти сразу после проступка;
важно, чтобы наказание было справедливым, так как несправедливость обижает
Педагогически целесообразными приемами наказания могут быть: временное
усиление контроля за действиями сына или дочери, замечание, выговор, осуждение,
упрек, внушение, лишение какогонибудь развлечения. В практике определилась
следующая классификация условий эффективного применения наказаний:
●
его плохого поступка;
●
●
и озлобляет;
●
ощущение безысходности, так как это толкает на дерзкие реплики, которые
усиливают недопонимание между родителями и детьми;
●
●
бойкотом не снижает, а углубляет конфликт;
●
маленькому человеку так необходим совет взрослого;
●
наказание должно соответствовать вине и проступку ребенка;
наказывая сына или дочь, нельзя прекращать с ними отношения, наказание
не стоит делать выговор ученику за плохую отметку, лучше вместе обсудить ее –
нельзя, чтобы тон и характер упреков со стороны взрослых создавали у детей
наказание должно быть краткосрочным.
Родителям нужно помнить, что, применяя наказания, нельзя:
●
●
●
●
наказывать под "горячую руку";
оскорблять детей, унижать их человеческое достоинство;
наказывать работой;
говорить ученику, что он неумелый, небрежный, неудачник;
2 наказывать ребенка за то, что взрослые делают сами (курят, не выполняют
лишать детей того, что необходимо для их нормального развития (прогулок,
●
обещанное, могут разбить чтонибудь из посуды) и др.;
●
отдыха, еды, сна).
И главное – ребенок даже во время наказания должен знать, что родители не
перестают его любить.
Чтобы наказание было действенным, взрослый должен соблюдать определённую
тактику наказания. Прежде всего, барьеры, создаваемые взрослым, должны быть
сплошными, в них не должно быть “дыр” и слабых мест. Прочность этих барьеров
должна быть тем больше, чем сильнее наказание, чем сильнее конфликт между
взрослым и ребёнком. Только тогда возникает ситуация вынужденности, в которой
ребёнок вынужден делать то, что требует от него взрослый. И чем меньшей
свободой располагает ребёнок в ситуации наказания, тем эффективней и сильнее
это наказание действует. Например, совсем поразному будут действовать
наказания, если ребёнка оставить подумать над своим поведением, или запереть его
для этого.
Очень важно правильно общаться взрослому и ребёнку в ситуации наказания.
Инициатором наказания всегда выступает взрослый, поэтому все действия ребёнка
направлены на борьбу с взрослым. Особенности борьбы ребёнка и взрослого в
ситуации наказания сильно изменяются в зависимости от настроения ребёнка или
взрослого, от предъявляемых требований, наказаний, барьеров. Ребёнок может
бороться с взрослым самыми разными способами: он будет продумывать массу
трудностей при исполнении требований (вдруг будут пропадать ручки, тетради,
карандаши, внезапно возникнет головная боль, болезни, усталость). Подобные
симуляции являются хорошим средством борьбы против наказаний, так как
взрослые в подобных ситуациях смягчаются или вообще снимают свои требования.
Ещё одним способом борьбы против наказаний может быть аффективный взрыв,
(ребёнок теряет контроль над собой, становиться импульсивным, затем наступает
депрессивный спад, который сопровождается переживаниями горя, одиночества,
вины).
Ребёнок может мысленно преобразовать наказание, превратить его в интересное
для себя занятие. Он может начать играть, находясь в углу, тем самым
освобождается от конфликта, и чувствует себя защищенным и свободным. Может
случиться даже так, что ситуация наказания с помощью детского воображения
превратиться в поощрение. Здесь опасность состоит в том, что воображение
ребёнка носит часто мстительный, жестокий характер, что отрицательно
сказывается на его характере.
Рассмотренные способы поведения ребёнка наблюдаются всегда, когда взрослый
пытается заставить выполнить свои требования с помощью наказания. Из этого
следует, что родители должны как следует подумать, прежде чем наказывать
3 ребёнка, а если избежать наказания все же невозможно, то нужно очень тщательно
продумать, какие последствия могут ожидать взрослого после такого
воспитательного воздействия, не будет ли наказание во вред и ребёнку и
взрослому.
А. С. Макаренко говорил, что в хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это
– самый правильный путь семейного воспитания. В любом случае наказание должно
быть исключительной мерой воздействия на ребёнка, всегда нужно стремиться
избежать наказания, используя другие методы воспитательных воздействий.
Главный принцип воспитания ребенка можно охарактеризовать пословицей –
"хвалить при всех, наказывать наедине". Если о наказании ребенка и так все
понятно (наказание не метод воспитания), то насчет выражения похвалы молодые
родители сомневаются. Как говорится, боятся перехвалить. Так нужно ли хвалить
свое дитя?
СИТУАЦИЯ ПООЩРЕНИЯ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ
Ситуация поощрения – это психологическая ситуация, в которой на ребёнка
действуют различные побуждения, они могут быть как положительными, так и
отрицательными. С одной стороны ребёнок не хочет выполнять требуемое
взрослым, а с другой – хочет получить обещанное взрослым поощрение.
Поощрение отличается от наказания тем, что ребёнок стремится выполнить
требования взрослых не изза страха, а изза желания получить обещанное
поощрение. Ситуация поощрения не изолирует ребёнка от привычного окружения и
не ограничивает его свободу. Ребёнок может делать что хочет, но он знает, что если
не выполнит требований взрослого, то не получит и обещанного поощрения.
Ребёнок будет выполнять требования взрослого, если притягательность поощрения
больше, чем нежелание выполнять требования взрослого. Так, если отец говорит
ребёнку, что возьмет его на рыбалку, если тот исправит все “двойки” в школе,
ребёнок будет стремиться исправить оценки только в том случае, если желание
пойти на рыбалку будет более сильное, чем нежелание учить какойлибо предмет в
школе. Кроме того, ребёнок должен быть твердо убежден в том, что обещание
обязательно будет выполнено. Однако в такой ситуации есть скрытая опасность в
том, что главным для ребёнка будет не столько усвоение учебного материала,
сколько желание получить хорошую отметку (ребёнок может списать, а иногда
даже попытаться “купить” нужную ему отметку). В таком случае ребёнок получает
поощрение, фактически не выполнив требования взрослого.
4 Другой поведенческой ситуацией может быть отказ от поощрения. Обещание
родителей сводить сына в зоопарк будет очень слабым для выполнения требований
родителей, если ребёнок не интересуется животными. Родители очень часто
совершают такую ошибку. Они предлагают в качестве поощрения ребёнку то, что
будет для него интересным именно с точки зрения родителей, а не с точки зрения
ребёнка. Не всегда родители могут правильно разгадать, что будет наиболее
интересно ребёнку в качестве поощрения.
В ситуации поощрения взрослый должен правильно себя вести, ведь ребёнок
хорошо понимает, что взрослый, обещая поощрение за выполненное требование,
может в принципе и без этого предоставить желаемое, также взрослый может и не
сдержать обещание. Взрослый может всё. Следовательно, если родители хотят,
чтобы поощрение было действительно действенным методом воспитания, они
должны четко придерживаться тех требований, о которых они говорят. Поощрять
ребёнка только после того, как требование выполнено, и никогда не обманывать
собственного ребёнка. Также не должно предъявлять двояких требований, которые
могут быть поняты поразному ребёнком и родителями, и нельзя одному родителю
отменять требования другого, это может привести к снижению авторитета кого
либо из родителей, или даже обеих родителей, а также бабушек, дедушек и других
родственников. Н. В. Шелгунов писал, что, делая уступки на каждом шагу,
родители вводят в свои отношения к детям начало произвола, когда ребёнок
увидит и поймет, что исполнение его желаний зависит от степени его
настойчивости, он не будет уступать, и выполнять требований взрослых.
Если поощрение использовать правильно, то оно может стать мощным фактором
формирования познавательной активности у детей, особенно в младшем возрасте,
когда у ребёнка мал жизненный опыт, или его нет вовсе, не сформировано
самосознание, слабы психические процессы. Положительные эмоции очень сильно
способствуют активизации любой деятельности, в том числе и познавательной.
Поэтому ребёнок в любом возрасте нуждается в одобрении и признании, так как
чувство удовлетворения, которое вызывает поощрение, намного сильнее, чем
чувство обиды и раздражения, вызванного наказанием. Поощрение побуждает
ребёнка к активной дальнейшей деятельности.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПООЩРЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ
Всем приходится хвалить и наказывать детей. Сколько существует педагогика,
столько и спорят о данной проблеме. Одни боятся захвалить и воспитать ребёнка
чересчур избалованным, другие, наоборот, используют похвалу, как главный метод
воспитания. Часть родителей категорически возражает против наказания, особенно
телесного: боятся подавить в ребёнке личность и вызвать целый ряд негативных
явлений – страх, ненависть к родителям. Разумеется, однозначно выразить мнение
по этому вопросу нельзя, но можно дать ряд советов, которые помогут родителям
сформировать собственное мнение.
5 Родители должны всегда представлять себя на месте ребёнка. Нравится ли
взрослым похвала и поощрения? Приятно ли получать премии, надбавки, похвала
руководителя? Где приятнее услышать похвалу: наедине, или при свидетелях?
Наверное, второе более приятно? А ребёнку нужно ещё больше, он должен каждый
час слышать, что он молодец, умница. Нужно говорить ему превосходными
степенями русской речи – не “правильно, хорошо выполнил”, а “отлично,
великолепно, чудесно, превосходно”. Не скупитесь на похвалу, а за особые заслуги
– помыл свои туфли, быстро оделся и т. д. – чтолибо подарить. Опятьтаки это
может быть и конфета, а может быть и очень ласковое слово “рыбка”, сказанное
секретно доверительно на ушко (дети это очень любят). Если ребёнку все время
говорить “Ты – свинья”, “Ты – клоун”, то это может сформировать комплекс
неполноценности, озлобленности против родителей и окружающего мира.
Не нужно хвалить ежеминутно, так как в этом случае потеряется важнейший смысл
похвалы.
Можно дать ребёнку второе имя – существительное, но не производное от первого.
Это может быть “рыбка”, “зайчик”, “ласточка”. Поскольку дети любят ушами, и им
нравится такое к себе обращение, можно его использовать в качестве похвалы –
легкого поощрения. Можно чередовать и производное от имени, например, Наташа
– Натусенька, Наточка, Таточка, Наталочка, Натали, Натулечка и т. д. Можно
обратиться к ребёнку ласково и в зависимости от его пола: доченька, дочка,
дочурка, внучка, внученька, внучёк, сынок, сыночек и т. п.
Поощрения могут быть материального и нематериального порядка. К поощрениям
нематериального порядка относятся: пожатие руки, объятие вблизи и на
расстоянии, поцелуй, ласковое слово, сказанное на ушко или при всех, воздушный
поцелуй, различные жесты, мимика, показы пальцами рук, глазами, особые
обещания не материального характера (поход в гости, на рыбалку и т. п. ).
К поощрениям материального характера лучше прибегать не часто, но за особо
хорошее поведение, активные проявления доброты, трудолюбия, чуткости и
заботливости пообещать и быстро выполнить (а то ребёнок забудет) поощрение
материального плана (купить любимую игрушку, мороженое и др. )
Переходя к наказаниям, важно сказать, как категорически нельзя наказывать.
Нельзя называть едой, сильно бить, обзывать бранными словами (в том числе
вульгаризмами и жаргонизмами), нельзя кричать, ставить в угол надолго,
наказывать в публичном месте, повторять свои требования множество раз.
Наказание может быть заменено другими мерами воздействия:
терпением, эта самая большая добродетель, какая только может быть у
родителей;
6 объяснением, нужно объяснить, почему его поведение неправильно, но быть
при этом предельно кратким;
отвлечением, можно предложить ребёнку чтонибудь более привлекательное,
чемто, что ему сейчас хочется;
неторопливостью, не спешите наказывать ребёнка – подождите, пока
поступок повториться;
научите ребёнка поругать самого себя, это верный путь к самоконтролю,
самоанализу, самокритике;
обратитесь к ребёнку поделовому – Илья (а не Илюша);
измените, тон общения, решительный, строгий, внушительный, не
допускающий возражений, но не крикливый; измените в самом себе (т. е.
родителе), выражение лица – нахмурьте брови, выскажите иногда удивление,
иногда возмущение, обиду или гнев;
используйте жёсткие отрицательные обещания и следуйте обещанному до
конца, к примеру “Сегодня мне придётся называть тебя только Таня, а не
Танюша” или “Целый день я не буду тебя обнимать”, а психологи считают,
что для нормального психического развития ребёнку необходимо, чтобы его
в течение дня обняли не менее восьми раз;
лишите на время ребёнка любимой игрушки, поставив её на видное место,
при этом напоминая ребёнку: “Скучает сегодня наша кукла”;
проводите вечером, но не перед сном, секретные эпизодические совещания
вдвоём по теме “Что я сегодня сделал не так”;
хвалите других детей или друзей, но к месту;
организуйте дома “Уголок необдуманных поступков”, где ребёнок будет
наказанным не стоять, а сидеть (без ничего).
Но после любого наказания обязательно обговорите, за что, почему наказан
ребёнок, а потом – всегда приласкайте и покажите ему, что он желанный и
любимый.
Использованная литература:
Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. М., "Гардарики",
2004
Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах. М., "Педагогика", 2003
Легинький Г.И. Цель и способы воспитания. М., "Педагогика", 1990
7 Макаренко А.С. дисциплина, режим, наказание и поощрение. // Соч.: В 7 т. М.
1976. Т.5.
Подласый И.П. Педагогика. М., "Валдос", Т.1, Т.1, 2003
Урунбасарова Э.А. Этика преподавателя. Алматы, "Бастау", 2003
8
Выступление на тему: «Методы поощрения и наказания в семейном воспитании»
Выступление на тему: «Методы поощрения и наказания в семейном воспитании»
Выступление на тему: «Методы поощрения и наказания в семейном воспитании»
Выступление на тему: «Методы поощрения и наказания в семейном воспитании»
Выступление на тему: «Методы поощрения и наказания в семейном воспитании»
Выступление на тему: «Методы поощрения и наказания в семейном воспитании»
Выступление на тему: «Методы поощрения и наказания в семейном воспитании»
Выступление на тему: «Методы поощрения и наказания в семейном воспитании»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.