Выступление на тему "Особенности организации обучения детей с ОВЗ в начальной школе"
Оценка 5

Выступление на тему "Особенности организации обучения детей с ОВЗ в начальной школе"

Оценка 5
Документация
docx
классное руководство
2 кл
31.03.2017
Выступление на тему "Особенности организации обучения детей с ОВЗ в начальной школе"
Выступление на тему "Особенности организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе". Приведены примеры методов и приемов в работе с детьми с ОВЗ на различных уроках . Данные приемы способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся. Приведены моменты, на которые следует обратить внимание учителю при обучении детей с ОВЗ.
Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ.docx

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.

Совершенно ясно, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями значительно отличается от процесса социализации прочих учащихся. Поэтому в своей работе считаю необходимым: 
1. Использовать индивидуальный подход к каждому ученику. 
2. Предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 
3. Проявлять педагогический такт. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. 

4. Использовать методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующие необходимые учебные навыки. 

Поскольку у большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности образовательного, развивающего и воспитательного процесса.   Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Так в начале урока активные методы позволяют мне  создать психологический настрой обучающихся на урок,  способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха.

С этой целью в  начале урока  использую  различные приветствия. Например прошу Вас хором отвечать:

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 При встрече через много лет

Вы крикните друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 И улыбнутся вам в ответ

От слова доброго ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям ...  (Дети хором) ПРИВЕТ!

Такое приветствие позволяет  настроиться  и включиться в работу.

На  своих уроках чтения, ознакомления с окружающим миром чаще всего применяю  следующие активные методы обучения.

Метод «Пометки на полях» обычно использую  при ознакомлении с новым материалом. Он  позволяет   ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или  текста.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика непривычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ  использую следующие активные приёмы обучения:

1.      Сигнальные карточки при выполнении заданий (это круги красного, желтого и зеленого цветов). Они использоваться при изучении любой темы с целью оценки выполнения знаний учащимися, выявления первичного понимания нового и пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа  ребёнка.

2.       Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). 
Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

3.       При  объяснении нового материала  опираюсь на разнообразные  карточки-схемы, опорные таблицы, на использование наглядных опор-схем,  плакатов с алгоритмами, схем-таблиц.

4.      Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с  ОВЗ в развитии являются:

-игровые ситуации;

-дидактические игры;

-наглядный материал;

          -использование презентаций и фрагментов презентации.

Что постоянно использую в своей работе.

На своих уроках при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто провожу  рефлексию настроения и эмоционального состояния.

 Например: «Дерево чувств» – учащимся предлагаю  повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт. Могу предложить детям показать солнышко, характеризующее эмоциональный настрой : улыбающееся, либо грустное.

Часто ученик с ОВЗ не может полностью успевать за темпом всего класса: выполняет задания на уровне, доступном ему, но ниже уровня освоения содержания темы, предмета его одноклассниками. Поэтому часто повожу индивидуальную работу.  При организации индивидуальной работы на уроке – выполнения задания на карточке, индивидуального задания в тетради – необходимо учитывать желание ребенка с ОВЗ «быть как все», выполнять задание вместе с одноклассниками. Если учитель дает карточку только одному ученику, создается ситуация искусственного выделения его из общей учебной работы. Ребенок с ОВЗ будет чувствовать себя увереннее, если получит возможность отвечать у доски, участвовать во фронтальной работе. Например, когда в процессе устного счета на уроке математики включаю задания, доступные ученику с ОВЗ, а карточки с индивидуальными самостоятельными заданиями получает не только он, но еще несколько учеников. При этом содержание и форма задания будет соответствовать уровню освоения материала каждым учащимся. Формированию положительной учебной мотивации способствует и выполнение индивидуальных заданий по выбору, когда ребенок сам определяет их слож- ность и объем.

Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного.

Хотелось бы отметить моменты, на которые следует обратить внимание при обучении детей с ОВЗ:

1.                     При  чтении необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем (дети не могут удерживать внимание).

2.                     При ответах на вопросы, отвечающему необходимо дать немного больше времени на обдумывание (реакция детей может быть замедленна)

3.                     Письменные работы, тесты занимают гораздо больше времени. При написании творческих работ дети получают карточки-помощницы.

4.                      Формулирование заданий   должно быть кратким, конкретным, содержать образец.

5.                     Обязательно нужно давать возможность ребенку закончить начатое дело.

6.                     Если «особому» ребенку трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе, в парах. Это позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей.

 

       Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

              Подводя итоги сказанному, говорю с уверенностью,  что главное позитивный настрой на работу, что человек способен совершить невозможное, необходимо верить в себя и свои силы. Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение на тему:

«Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ».

 

 

 

Учитель

начальных классов

 Каверина И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 год


 

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование

Нам посылая свой ... (Дети хором)

Нам посылая свой ... (Дети хором)

Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить)

Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить)

Ребенок с ОВЗ будет чувствовать себя увереннее, если получит возможность отвечать у доски, участвовать во фронтальной работе

Ребенок с ОВЗ будет чувствовать себя увереннее, если получит возможность отвечать у доски, участвовать во фронтальной работе

Подводя итоги сказанному, говорю с уверенностью, что главное позитивный настрой на работу, что человек способен совершить невозможное, необходимо верить в себя и свои силы

Подводя итоги сказанному, говорю с уверенностью, что главное позитивный настрой на работу, что человек способен совершить невозможное, необходимо верить в себя и свои силы

Учитель начальных классов

Учитель начальных классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017