Выступление на тему "Развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся"
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
классное руководство
3 кл
31.05.2017
Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. Выявление одарённых детей проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.
Развитие творческих и интеллектуальных способностей.docx
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Никитина Ирина Николаевна (irina
1962@
yandex
. ru), учитель начальных
. nikitina
классов
МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1 им.В.Ф. Ежкова с
УИОП»
Арский муниципальный район Республики Татарстан
Обучение в начальной школе является для учащихся стартовой площадкой в
развитии их творческого и интеллектуального потенциала. Любопытство жажда
новизны, характерна для каждого здорового ребенка. Очень важно, чтобы
любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям «любознательность» в
«познавательную потребность». «Ребенок, испытавший радость творчества даже в
самой минимальной степени, становится другим» Б. Асафьев. Формировать
творческую личность – задача трудная. Многих учителей она ставит перед
необходимостью коренным образом перестраивать свою работу. Учитель должен
формировать внутренний мир каждого ученика, дать толчок мысли, чувству. Течение
внутренней жизни ребенка – вот объект наблюдений учителя и предмет его постоянных
забот. Творчество естественным образом сопровождает все действия ребенка. Он
оригинален в общении, играх, рисунках, рассказах и т.д. во все он привносит чтото
свое. Ребенку свойственна любознательность, живость восприятия, бескорыстность и
самоотдача. Надо дать вполне развиться этим драгоценным чертам, дать им вызреть в
ребенке. Поэтому, для развития творческого подхода к делу необходимо сочетание
свободы и дисциплины. И если свобода самовыражения в творческой деятельности
ребенка сведена чуть ли не к нулю, то он быстро теряет свои наклонности к
оригинальным решениям, начинает мыслить и действовать как все, по стандарту.
Но всех ли можно научить творчеству? Исследования ученых показывают, что всех,
особенно если эта работа начата в младшем школьном возрасте. Творческая деятельность предполагает выдвижение разных подходов, рассмотрения предмета с
разных сторон, умение придумывать оригинальный, необычный способ решения.
Творчество – это прежде всего умение отказаться от стереотипов мышления: только в
этом случае можно создать чтото новое. Естественно, что ребенок создает новое для
него самого. Развитие творчества невозможно без широкого развития
самостоятельности школьников, без тщательно продуманной организации
самоуправления. В современных условиях необходимо насытить деятельность
учащихся творческими моментами – внесение нового, творческого содержания
в трудовую, познавательную, художественноэстетическую, физкультурно
оздоровительную работу с детьми. Развивать творческие способности у детей
можно на любом уроке и во время проведения внеклассных и внешкольных
мероприятий. В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно
чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным
образом изменяет цели и задачи школьного образования.
Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание
личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы
человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Проблема
раннего выявления и обучения талантливой молодёжи самая важная в
сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и
экономический потенциал посёлка, района, области и государства в целом.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые
пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной
ситуации. Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход
и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для
проявления личности каждого ученика. Не так давно считалось, что все
дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только
научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.
Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у
с умением
их сверстников,
со способностями к творчеству,
классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно
находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны,
проявляют самостоятельность, активны.
Перспективные подходы к развитию творческого и интеллектуального
потенциала детей:
создание условий, обеспечивающих выявление, развитие детей и
реализацию их потенциальных возможностей;
выявление уровня творческих и индивидуальных возможностей,
личностные качества, а также интересы и способности учеников;
разработка системы диагностических исследований для определения
интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в
начальной школе;
использование при организации образовательного процесса методов и
приёмов, способствующих развитию возможностей самовыражения детей;
организация мероприятий, стимулирующих любознательность ребёнка и
обеспечивающих возможности развития его индивидуальности (мини
викторины,
конференции,
интеллектуальные игры,
олимпиады,
интеллектуальные марафоны, конкурсы эрудитов, турниры знатоков
«Своя игра», дополнительное образование);
формирование навыков познавательно исследовательской работы
учащихся; совместно с родителями поддержка талантливого ребёнка в реализации
его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания,
лекторий для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники);
внедрение в образовательное пространство школы альтернативный
вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио».
Для развития творческого и интеллектуального потенциала личности
учащегося перед педагогами стоят следующие задачи: формирование
устойчивого мотива к учебной и творческой деятельности, овладение
элементами исследовательской деятельности,
формирование основ
теоретического мышления. Реализация этих задач возможна в условиях
целостности образовательного процесса, при максимальном использовании
средств урочной и внеурочной деятельности, имеющихся в школе.
Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать
развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и
их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно
осуществлять их развитие. Выявление одарённых детей проводить уже в
начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических
особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.
Нужно научить их думать, предпринимать все возможное для развития их
способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к
предмету. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных
задатков учащихся необходимо использовать творческие задания,
занимательные опыты, материалы и задачи. Вести постоянную индивидуальную
работа с учащимися и родителями. Добиваться того, чтобы ребёнок занимался
работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные
задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно
лишь благодаря самовоспитанию. Стараться следить за тем, чтобы интеллект ребёнка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному
развитию ребёнка. Убеждать, чтобы ребята занимались спортом, посещали
спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома.
Процитирую замечательные слова Жан Жака Руссо: «Чтобы сделать
ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Учителя должны уделять внимание особенностям развития детей в
познавательной сфере. Используя дифференцированный подход, работать над
развитием этих качеств. Ориентируясь на развитие личности каждого ученика,
его интеллектуальных и творческих способностей, вести часы развития
познавательных способностей. Используя рабочие тетради О.Холодовой
«Юным умникам и умницам». На этих занятиях развивается логическое
мышление, пространственное воображение, память, речь, расширяется кругозор
учащихся; дети учатся мыслить нестандартно. Такие уроки развивают
познавательную активность учеников, являются хорошей подготовкой к участию
ребят в интеллектуальных марафонах и олимпиадах. У многих детей
проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это
одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс
обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям,
активному умственному труду самопознанию. Учащиеся должны видеть смысл
своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать
свои таланты, способности и возможности. Учитель должен каждому ребёнку
дать возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны,
поддержать, если чтото не получается, помочь, подбодрить.
«Главное в педагогике творчества – не помешать расцвести
«таинственному цветку поэзии»
(Л.Н.Толстой) в душе ребёнка,
школьника, начинающего мастера. Способность и готовность к творчеству
становятся чертой личности человека, креативностью. «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал
открывать истины, известные некоторым, и наконец, стал открывать
истины, никому еще неизвестные. Видимо, это и есть путь становления
творческой стороны интеллекта, путь развития интеллектуального
таланта» К. Э. Циолковский.
Выступление на тему "Развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся"
Выступление на тему "Развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся"
Выступление на тему "Развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся"
Выступление на тему "Развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся"
Выступление на тему "Развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся"
Выступление на тему "Развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.