Выступление на тему «Роль текущего повторения для достижения результатов обучения»
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
физика
7 кл—11 кл
16.09.2017
. Одной из основных задач, которые ставит перед собой и решает посредством разных методов учитель, является формирование положительной мотивации обучения детей. Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения.
Роль текущего повторения для достижения результатов обучения.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шатковская средняя школа»
Выступление на тему
«Роль текущего повторения для
достижения результатов обучения»
Подготовила учитель физики
Сальникова Анна
Александровна
Р.п. Шатки 2016 – 2017 уч. год
Необходимость повторения обусловлена задачами обучения, требующими прочного и
сознательного овладения им. В процессе повторения учебного материала значительную
роль оказывают дидактические приемы: сравнение, классификация, анализ, синтез,
обобщение, содействующие интенсивному протеканию процесса запоминания. При этом
вырабатываются гибкость, подвижность ума, обобщенность знаний. В процессе повторения
память у учащихся развивается. Эмоциональная память опирающаяся на наглядно –
образные процессы, постепенно уступает памяти с логическими процессами мышления,
которая основана на умении устанавливать связи между известными и неизвестными
компонентами, сопоставлять абстрактный материал, классифицировать его, обосновывать
свои высказывания.
Текущее повторение в процессе изучения нового материала — весьма важный момент
в системе повторения. Оно помогает устанавливать органическую связь между новым
материалом и ранее пройденным.
Например, учителю предстоит на уроке физики решить задачу на движение. Готовясь
к уроку, он в своем сознании припоминает те положения, которые необходимы для
решения этой задачи. Такими положениями являются: 1) виды движения, 2) уравнения,
описывающие движение, 3) понятия вектор и проекция вектора.
У учителя эти положения расположены в определенной логической связи,
необходимой для установления алгоритма решения задачи. У учеников эти представления
частично забыты, а другая часть находится в произвольном порядке, не подчиненном
какомулибо требованию. Задача учителя состоит в том, чтобы, организуя текущее
повторение, путем словесного воздействия и иллюстраций на чертеже, восстановить в
памяти забытые учащимися положения и расположить их в том порядке, как они
расположены у него.
Для этого он выполняет обычную, но заранее продуманную работу — повторяет то из
пройденного материала, что необходимо для решения задачи. Это он осуществляет путем
беседы и постановки перед учащимися ряда вопросов.
Учитель своими вопросами приводит в движение полученные ранее учениками
представления, систематизирует их и подготавливает учеников к пониманию решения
задачи. Под руководством учителя ученики на уроке воспроизводят ранее изученный ими
необходимый материал. В результате этого решение задачи воспринимается учащимися
легко, а дальнейшая работа учителя — воспроизведение доказанного и упражнения —
обеспечивает вторичное осмысливание подобных задач и их закрепление.
Во втором случае вне связи с новым материалом, когда повторяемый материал не
находит естественной увязки с новым и его приходится повторять на специальных уроках.
Повторение пройденного вне связи с новым материалом необходимо весьма
тщательно продумать. Удачный подбор материала, установление его последовательности,
важность нового подхода к прошлому материалу, введение элементов новизны в
повторяемый материал, продуманная организация работы — все это необходимо
учитывать при подготовке к рассматриваемому виду повторения.
При текущем повторении вопросы и упражнения могут быть предложены учащимся
из различных разделов программы.
Текущее повторение осуществляется в процессе разбора упражнений, включается в
домашнее задание. Оно может быть проведено как в начале или в конце урока, так и во
время опроса учащихся.
Текущее повторение дополняется сопутствующим повторением, которое нельзя
строго планировать на большой период. Сопутствующее повторение не вносится в
календарные планы, для него не выделяется специальное время, но оно является
органической частью каждого урока. Сопутствующее повторение зависит от материала,
привлекаемого для изучения очередного вопроса, от возможности установить связи между
новым и старым, от состояния знаний учащихся в данный момент. Успех сопутствующего
повторения в значительной степени обусловливается опытом и находчивостью учителя.
Сопутствующим повторением учитель по ходу работы устраняет неточности в знаниях,
напоминает вкратце давно пройденное, указывает их связь с новым.
Регулярно занимаясь такого рода сопутствующим повторением старого в классе,
учитель приучает своих учеников проводить его и при самостоятельной работе дома путём
наведения надлежащих справок. Сопутствующее повторение ведётся не только при
изучении нового теоретического материала, но и при решении задач: ознакомившись с
условием задачи, надо вспомнить точный смысл тех терминов, какие встречаются в её
тексте. Подобная «мобилизация» надлежащего круга своих сведений имеет первостепенное
значение для успешного решения задачи и вместе с тем является важной формой работы по
повторению. Само собой разумеется, что использование учебника и старых записей в тетрадях должно при этом всячески поощряться: если ты такуюто вещь позабыл, сумей
найти в книге или в тетради соответствующее место.
По цели и по времени проведения текущее и сопутствующее повторения ближе друг к
другу, нежели обобщающее и заключительное повторения, которые направлены не столько
к закреплению физических фактов, сколько к их систематизации.
В процессе работы над физическим материалом особенно большое значение
приобретает повторение каждой законченной темы или целого раздела курса.
При тематическом повторении систематизируются знания учащихся по теме на
завершающем этапе ее изучения или после некоторого перерыва.
Для тематического повторения выделяются специальные уроки, на которых
концентрируется и сообщается материал одной какойнибудь темы или раздела
программы.
В процессе работы над темой вопросы, предлагаемые учащимся по каждому разделу,
следует вновь пересмотреть: оставить наиболее существенные и отбросить более мелкие.
Обобщающий характер вопросов при тематическом повторении отражается и на их
количестве. Учителю приходится основной материал темы охватить в меньшем числе
вопросов. Последнее обстоятельство требует от учителя тщательной подготовки к такому
повторению.
Повторение на уроке проводится путем беседы с широким вовлечением учащихся в
эту беседу. После этого учащиеся получают задание повторить определенную тему и
предупреждаются, что будет проведена контрольная работа или зачет.
Контрольная работа должна включать все основные вопросы по изученной теме.
После выполнения контрольной работы проводится разбор характерных ошибок и
организуется повторение для их устранения.
При тематическом повторении полезно составлять итоговые схемы. Таблица или
схема экономно и наглядно показывает общее для понятий, входящих в данную тему, их
взаимосвязь в логической последовательности, отношение вида к роду и т. д.
Процесс составления таблиц в одних случаях, подбор и запись примеров после
анализа готовой таблицы в других случаях являются одновременно и формами письменных
упражнений при обобщающем и систематизирующем повторении. Последовательное изучение различных особых случаев при повторении весьма
полезно закончить их классификацией, что поможет учащимся яснее различить отдельные
случаи и сгруппировать их по определенному признаку.
Тематическое повторение непременно должно предшествовать заключительному
повторению в конце четверти или учебного года. Без выполнения этого этапа повторения
невозможно успешное осуществление заключительного повторения.
Повторение, проводимое на завершающем этапе изучения основных вопросов курса
физики и осуществляемое в логической связи с изучением учебного материала по данному
разделу или курсу в целом, мы будем называть заключительным повторением.
Цели тематического повторения и заключительного повторения аналогичны,
материал повторения (отбор существенного) весьма близок, а приемы повторения в ряде
случаев совпадают.
Заключительное повторение в конце учебного года проводится также по темам,
однако здесь из темы берется наиболее существенное, материал темы более суживается.
Если при тематическом повторении сравнение проводится в рамках этой темы, то при
заключительном повторении сравнение математических явлений проводится на более
широком материале, и путем такого сравнения учащимся показывается связь между
разделами курса.
Такое повторение способствует большему осознанию пройденного, указывает на
связь различных разделов курса и одновременно дает возможность обозреть большой
материал, создавая представление о системе физики
Заключительное повторение должно помочь учащимся обобщить известные им
знания, обозреть полученные знания в определенной идейно направленной системе, выявить
внутренние логические связи между соответствующими отделами предмета, прочно
закрепить пройденное.
Таким образом, заключительное повторение учебного материала преследует цели:
Обозрения основных понятий, ведущих идей курса соответствующего учебного
предмета; напоминания в возможно крупных чертах пройденного пути, эволюции понятий,
их развития, их теоретических и практических приложений.
Углубления и по возможности расширения знаний учащихся по основным вопросам
курса в процессе повторения. Некоторой перестройки и иного подхода к ранее изученному материалу,
присоединения к изученному материалу предшествующих лет обучения новых знаний
допускаемых программой, с целью его углубления.
Уроки по заключительному повторению, как и любой другой урок, должны быть
весьма тщательно продуманы как с точки зрения содержания, так и организации их. При
этом они могут быть проведены по плану, не совпадающему с планом первоначального
изучения. На уроках заключительного повторения должны широко использоваться
сопоставления, сравнения и аналогии; постановка самих вопросов по своему характеру
должна заставлять несколько поиному осмысливать прежний материал.
Рассматривая вопросы организации повторения, нельзя увлекаться внесением
новизны. Элементы новизны, вносимые при заключительном повторении, не должны
наслаивать на основной материал новые, еще не осознанные факты, в равной мере это
замечание относится к чрезмерному разнообразию уроков повторения; повторение нельзя
отрывать от тех методов, которыми учитель пользовался на обычных уроках.
Примером такого вида повторения может служить заключительное повторение курса
кинематики. Это повторение преследует цель систематизировать и обобщить ранее
изученные свойства движения.
Систематизацию знаний и умений, учащихся удобно построить в три этапа.
На первом этапе рассматривается учебный материал, отражающий свойства одного из
видов движения.
На втором этапе повторения учебный материал группируется вокруг движения.
Особенностью второго этапа является отработка умений учащихся проводить поиск
логических закономерностей и обоснований свойств одного из видов движения. Кроме
того, здесь неизбежно еще раз повторяются свойства всех видов движения.
На третьем этапе повторяются свойства движения тел по окружности и его свойства.
Этот этап подводит итог изучения курса кинематики.
Повторение содержания этого этапа рекомендуется провести в процессе
самостоятельной работы учащихся, которая включает в себя: составление конспектов
теоретического материала по плану,
и решение
предложенному учителем,
рекомендованных задач по карточкам. Фактически третий этап повторения является
контрольным. Здесь проверяются и корректируются умения и навыки учащихся проводить
доказательные рассуждения и применять весь багаж знаний по кинематики в ходе решения задач. На этом этапе учитель выступает в роли консультанта и проводит индивидуальную
работу с учащимися.
Таким образом, на всех этапах организации процесса обучения физике повторение
играет важную роль. Повторение учебного материала является одним из путей развития
Систематическое повторение содействует
творческой активности учащихся.
значительному улучшению качества физической подготовки и является действенным
средством борьбы с формализмом в знаниях учащихся.
Выступление на тему «Роль текущего повторения для достижения результатов обучения»
Выступление на тему «Роль текущего повторения для достижения результатов обучения»
Выступление на тему «Роль текущего повторения для достижения результатов обучения»
Выступление на тему «Роль текущего повторения для достижения результатов обучения»
Выступление на тему «Роль текущего повторения для достижения результатов обучения»
Выступление на тему «Роль текущего повторения для достижения результатов обучения»
Выступление на тему «Роль текущего повторения для достижения результатов обучения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.