Выступление на тему "Современный урок биологии в контексте системно-деятельностного подхода"
Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
биология +1
Взрослым
01.04.2018
В работе указаны отличия современного урока от традиционного. Указаны типы уроков. Как правильно строить современный урок биологии. Приведены конкретные методы и приемы построения современного урока. Урок поможет начинающему учителю разобраться в правилах его построения. Приведены конкретные приемы из тем с примерами их использования
выступление.docx
Районное методическое объединение
учителей биологии
Современный урок биологии в контексте
системнодеятельностного подхода
Составитель: учитель биологии
ГКОУ «Казачий кадетский корпус»
Бабченко Валентина Александровна Буденновск, 2017
Вступление.
Системнодеятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и
воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны
владеть учащиеся.
Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего,
через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой
образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными
учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых
знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные
действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях
познания и мотивацию к обучению.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность
школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта.
Основной формой организации обучения является урок, следовательно, для того, чтобы
выстроить урок в рамках системнодеятельностного подхода, необходимо знать принципы
построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока.
Дидактические принципы системнодеятельностного подхода
1)Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде,
а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности,
понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что
способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных
способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности– означает преемственность между всеми ступенями и этапами
обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических
особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного
представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире
деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса– заключается в следующем: школа должна предложить ученику
возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне
(определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его
усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности– предполагает снятие всех стрессообразующих
факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы,
ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм
общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к
систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в
образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой
деятельности.
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре
группы:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых
элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии
коррекционноконтрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование
собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация
проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия,
связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно
методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению
контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Таким образом,
уроки развивающего контроля предполагают организацию
деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:написание учащимися
варианта контрольной работы; сопоставление с объективно обоснованным эталоном
выполнения этой работы; оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с
ранее установленными критериями.
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими
целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить
инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации
уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и
обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для
построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником
Урок биологии можно разбить на следующие этапы:
Первый этап постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для
изучения новой темы.
Учитель сообщает проблемный вопрос, который заключает в себе одну из главных
мыслей в содержании темы. Обучающиеся формулируют проблему или задачу урока,
которая записывается на доске и служит ориентиром для дальнейшей деятельности.
Обучающиеся обсуждают в начале знания, которые им пригодятся для изучения новой
темы. (В том числе параллельно идет проверка домашнего задания.) Чем более важны
понятия, тем чаще им приходиться их использовать на каждом уроке. Основа усвоения
важнейших понятий – постоянное дальнейшее их применение на этапе актуализации знаний
и постоянное обнаружение все новых связей изученных понятий с новым учебным
материалом. Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний, т.е. изучению правил
и законов, которые вывели ученые, и знакомству с избранными примерами их
применения.
При этом в процессе беседы учитель с помощью ребят (побуждающий или
подводящий диалог), или самостоятельно (проблемный рассказ учителя в случае сложной
темы) «открывает» суть незнакомого школьникам явления или закона природы и
показывает, как можно применять полученные знания. Важную роль на этом этапе играет
работа с учебником. После обсуждения версий школьников учитель просит проверить их
правильность с помощью учебника. В этом случае появляется мотивация к чтению, ведь
текст в учебнике читается для проверки истинности собственных высказываний.
Обучающиеся самостоятельно «открыть» могут далеко не все явления. Не менее важно
научить обучающихся не только делать самостоятельные предположения, но и искать
ответы на вопросы в книге. Поэтому в качестве проблемного вопроса используется
доступная для обучающихся ситуация. Обучающиеся учатся пользоваться книгами для
поиска ответов на возникающие у них вопросы. Важную роль в этом играют популярные
книги,
используя которые обучающиеся подготавливают свои сообщения,
исследовательские проекты.
Третий этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и
использованию полученных знаний.
Вначале учитель предлагает обучающимся ответить на репродуктивные вопросы,
помещенные в конце параграфа. Это необходимо для проверки усвоения материала новой
темы. Затем обучающиеся переходят к индивидуальной или групповой работе. Они
выполняют лабораторную работу или решают задачи. В процессе ответов на вопросы и
выполнения заданий, ребята, пользуясь текстом, учатся использовать полученные знания
для объяснения окружающего их мира. Это главный воспитывающий эффект курса
биологии. Обучающиеся должны не столько запоминать новые знания, сколько усваивать
способы их применения.
Последний этап урока посвящен подведению итогов работы.
Этот этап очень важен и на него уходит много времени. При обсуждении работ надо найти
то общее, что является главным содержанием изучаемой темы, а кроме того, поделится
особенностями найденного ими способа применения полученных знаний.
Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения
хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав наших детей – право на
качественное образование. При этом применение современных технологий на уроках
повышает статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими
обучающимися.
Согласно системно деятельностному подходу, обучающиеся овладевают умением
формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать
гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы,
отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует
нравственные качества личности.
Таким образом, в основе педагогических приемов и техник, используемых на уроке,
должны лежать следующие основные принципы: принцип деятельности, принцип обратной
связи, принцип открытости, принцип свободы, принцип творчества и принцип идеальности.
Данным требованиям отвечают педагогические стратегии и техники ТРКМ, ТРИЗ, метод
интеллекткарт.
Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо
представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и
задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать
результаты деятельности каждого ученика в течение всего урока на каждом этапе, а также
позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия. Алгоритм конструирования урока в рамках системнодеятельностного подхода
1. Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и
планируемым результатом.
2. Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических
особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.
3. Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системнодеятельностного
подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их
реализации.
4. Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной
деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя.
Следует отметить, что один и тот же прием может быть использован в разных модулях урока
для достижения различных целей.
Конструктор урока
Этапы урока
Начало урока
Грамотная организация позволит не только привлечь внимание учащихся к учителю, но и заинтересовать их и
включить детей в активную мыслительную и познавательную деятельность
Приемы:
Нестандартный вход в урок.
Отсроченная отгадка.
Удивляй.
Фантастическая добавка.
Актуализация знаний
Учитель организует актуализацию изученных способов действий достаточную для построения новых знаний и
формирует мотивацию к пробному учебному действию «надомогухочу».
Приемы:
Я беру тебя с собой.
Шаг за шагом.
Жокей и лошадь.
Вопросительные слова
Согласен не согласен.
До после.
Игровая цель.
Корзина идей, понятий, имен.
Развивающий канон.
Изучение нового материала
На данном этапе организуется изучение нового материала через учебную деятельность учащихся.
Приемы:
Пингпон «Имя – Значение».
Лови ошибку.
Инсерт.
Связи.
Зигзаг
Стратегия «ИДЕАЛ».
Обсуждение и решение проблемы
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят
цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ,
строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит
учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью
исследовательских методов
Приемы
Стратегия «Фишбоун».
Генераторыкритики.
Диаграмма Венна. Решение учебных задач
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно
выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение
организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и
контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации
успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность
Приемы:
Создай паспорт.
Ситуационные задачи
Контроль знаний, обратная связь
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый
способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее
материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким
образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой –
подготовка к введению в будущем новых норм
Приемы:
Метод интеллекткарт.
Формирование умения задавать вопросы
На данном этапе формируется умение задавать вопросы
Приемы:
Толстый и тонкий вопрос.
Ромашка
Рефлексия
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка
учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется
степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности
Приемы:
Телеграмма.
Шесть шляп
Синквей
Райтинг
Сообщи свое Я
Основные приемы и их примеры
НАЧАЛО УРОКА
Прием “Нестандартный вход в урок”
Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе
имеющихся знаний.
Показать какой либо опыт, а дети должны попытаться объяснить его результаты. Нр,
Дыхание с мышами под колпаком, транспорт воды в растениях сирени, опыт с кроликами
по теме «Модификационная изменчивость».
Приём “Отсроченная отгадка”
В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для
понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Нр, история о
золотом мальчике в теме: «Теплорегуляция», «Маленькие органыбольшого значения» в
теме «Гуморальная регуляция»
Приём “Удивляй!”
Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты
становятся загадкой.
Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной
стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый
рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств. Нр, в теме: Неорганические вещества
клетки. Вода и минеральные соли.
Приём “Фантастическая добавка”
Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно
перенестись на фантастическую планету; изменить значение какогото параметра, который
обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение. При
изучении реальных механизмов защиты животных, ограничивающих факторов, адаптаций
можно предположить следующую ситуацию.
Представьте, что на Антарктиде минимальная температура понизилась еще на 10 градусов.
Что смогут «придумать» пингвины, чтобы выжить в таких условиях?
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Приём “Я беру тебя с собой “
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет
первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты,
обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот
объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока ктото из детей не определит, по
какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на
уроках. У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты,
которые чемто похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого
предлагайте мне объекты, чемто похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с
собой. Итак, в теме Грибы: «Я беру с собой подосиновик. А что у вас? Итак, по какому
признаку мы собирали объекты?
Приём “Шаг за шагом”.
Приём интерактивного обучения. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют
термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала. И каждый шаг
сопровождают названием какогонибудь растения из семейства крестоцветных, или
животного из псовых, или части кровеносной системы человека, или систематические
категории..
Приём “Жокей и лошадь”.
Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Класс делится на две
группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с
правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Нр, Системы
организма, у одних учащихся системы, у других их функции, или способы размножения, у
других организмы.
Стратегия “Вопросительные слова”.
Универсальный прием ТРКМ, направленный на формирование умения задавать вопросы, а
также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме
урока.
Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме
урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные
слова и термины из двух столбцов таблицы. Нр, по теме Размножение.
Вопросы
Как?
Что?
Где?
Почему?
Сколько?
Откуда?
Какой?
Термины
Размножение
Половое
Бесполое
Сперматозоиды
Яйцеклетки
Организмы
Почкование Зачем?
Каким образом?
Спорообразование
Приём «Согласен – Не согласен»
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен –
«+», не согласен – «».
Пример.
При изучении темы «Дыхание животных»
1. Все животные дышат кислородом.
2. У рыб жаберный тип дыхания.
3. Черви дышат всей поверхностью тела.
4. Пресмыкающиеся дышат и легкими, и кожей.
5. Насекомые дышат трахеями.
Причем учащиеся не произносят вслух свои ответы, их произносит учитель и просит
соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.
Приём «ДоПосле»
Может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся.
А также на этапе рефлексии. В таблице из двух столбцов заполянется часть "До", в
которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может
записать гипотезу.
Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен
эксперимент, прочитан текст и т.д. Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и
делает вывод.
Вопрос "Чем дышат насекомые?"
"До" Я думаю, что насекомые дышат с помощью трахей, так как хитиновый покров не
позволяет дышать кожей. "После" Насекомые дышат ....
Вывод. Я прав (не прав), так как
Приём “Игровая цель”
Позволяет включить в игровую оболочку большое число однообразных примеров или
заданий. Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд
однотипных заданий на скорость и правильность.
Представьте, что вы работаете редактором газеты и отвечаете за выпуск очередного
номера, а в текст вкрались ошибки, найдите и исправьте их. Это задание по типу ЕГЭ 24.
Найдите ошибки в предложениях и исправьте их по любой теме.
Приём “Корзина идей, понятий, имен”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии
урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме
урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все
то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Многие уроки изучения нового
материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся
через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения
«Питание растений» можно предложить учащимся высказаться, как они думают, чем
питаются растения? Как происходят эти процессы?
Приём “Развивающий канон”
Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые два находятся в
определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же
отношениях.
Клубеньковые бактерии бобовые растения
Актиния рак отшельник. Это отработка заданий ОГЭ частьцелое.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Приём Пингпонг «Имя – Значение»
Универсальный приём, способствующий накоплению информации о признаках объектов и
диапазонах их возможных значений.
Задается конкретный объект. Игроки первой команды называют имя признака, игроки
второй команды отвечают значением признака. На следующем шаге роли меняются. Будьте
внимательны, называйте имена, которые имеют одно конкретное значение признака. Нр,
описание растения двудольного или однодольного. Шиповника, пшеницы.
Д (1): Цвет цветка.
Д (2): Розовый. Способ размножения?
Д (1): Семенами. Способ питания?
Д (2): Автотроф.и т. д.
Приём “Лови ошибку”
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок.
Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к
определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю
или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не
затянулось, заранее определите на него время.
Приём "Инсерт".
Приём используется для формирования такого универсального учебного действия как
умение систематизировать и анализировать информацию в процессе самоактуализации,
эффективного чтения и размышления.
Приём используется в три этапа:
1.В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " уже знал; " + " новое;
" " думал иначе; " ? " не понял, есть вопросы);
2. Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков
маркировки;
3. Обсуждают записи, внесённые в таблицу.
Нр, По теме «Нуклеиновые кислоты» 10 класс, обеспечивается вдумчивое, внимательное
чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к
новому.
Приём «Связи»
Универсальный приемигра ТРИЗ, развиваюзий умение находить связи между объектами в
системе.
Учитель задает (или ученики выбирают) два объекта, на первый взгляд никак не связанные
между собой (как вариант, объекты выбираются случайным образом, например, с помощью
кубика). Дети строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое
взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось
вторым объектом.
Наша задача построить цепочку, которая показала бы, как связаны эти два объекта.
Мы будем играть в игру «связи в природе». Для этого нам потребуются два кубика. На
каждой грани написано название какогото природного объекта: солнце, воздух, почва и т.
Бросаем кубики. Дети подбрасывают кубики, на одном выпадает почва, на другом – птица.
Ваша задача – найти связи между этими природными объектами. Кто найдет, к тому
переходит ход.
В земле развиваются гусеницы, а птицы их клюют.
Принимается. Бросай кубики... и т. д.
Приём “Зигзаг”
Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:
анализировать текст совместно с другими людьми; вести исследовательскую работу в
группе; доступно передавать информацию другому человеку; самостоятельно определять
направление в изучении какогото предмета с учетом интересов группы. Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для
этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения.
Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если
текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) 5
человек. Формируется умение работать в группе.
Приём “ИДЕАЛ”
Это стратегия технологии развития критического мышления позволяет формировать
умение находить и формулировать пути решения проблемы; умение выбирать сильное
решение. Экологические проблемы.
Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если
формулировка будет начинаться со слова. Как.
Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все
возможные способы и пути решения стоящей проблемы.
Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие,
эффективные.
А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.
Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению
выбранного решения в жизнь.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)
Голова вопрос темы, верхние косточки основные понятия темы, нижние косточки —
суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять
собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Приём “Генераторыкритики”
Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две
группы: генераторы и критики. Задача первой группы дать как можно большее число
вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это
делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков:
выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога –
направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить
какуюто проблему, прибегая к своему опыту и знаниям.
Приём “Диаграмма Венна”
Описание: Доска (лист) делится на три части. В первой колонке детям предлагается
записать общее между 2 понятиям, а в двух других – отличительные особенности каждого.
Нр, в теме « Животные и грибы». В итоге выясняется, что обших черт больше или
меньше.
РЕШЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ
Приём “Создай паспорт”
Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и
несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики
изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный
прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному
плану
Нр, Может быть использован для создания характеристик: растения, животных, бактерий,
грибов и частей растений, систем организма.
Разработки ситуационных задач на уроке биологии в теме «Скелет. Осанка»
«Техника безопасности. Организация рабочего места ученика».
На основе учебного материала могут быть сформулированы следующие ситуационные
задачи:
1. Какие заболевания, могут быть спровоцированы длительной работой за партой? 2. Предположите, какие факторы, ухудшающие здоровье, человек может устранить
самостоятельно.
3. Установите, насколько ваше рабочее место соответствует гигиеническим требованиям.
4. Проведите исследование кабинета на предмет соответствия гигиеническим нормам.
5. Предложите варианты реконструкции своего рабочего места.
6. Сформулируйте правила сохранения своего здоровья при обучении.
Решение данных задач требует не только знания правил техники безопасности и
организации рабочего места, но и предполагают проведение небольшого исследования.
Задачи относятся к классу «открытых», так как не предполагают однозначного ответа.
Задания № 4, 5, 6 предполагают использование знаний и универсальных действий,
выходящих за рамки данной темы урока и учебного предмета.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Интеллекткарты как способ работы с информацией
Суть этой методики состоит в ВИЗУАЛИЗАЦИИ — сопровождении мыслительного
процесса рисованием блоксхем, которые фиксируют все новые мысли, заключения и
переходы между ними.
Интеллекткарты: дают быстрый и полный обзор большой темы (сферы, проблемы,
предмета); эффективно структурировать и обрабатывать информацию. помощь при
подготовке к экзаменам, обобщению информации.
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ
Приём "Толстый и тонкий вопрос
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает
ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три
«толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг
друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Приём "Ромашка" Блума
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип
вопроса. Таким образом, шесть лепестков шесть вопросов
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какието факты,
вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь,
что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, помоему, вы сказали о
…?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для
обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью
получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и
направлены на установление причинноследственных связей. "Почему листья на деревьях
осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного
"превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда
в ответе присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы
условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?"
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или
иных событий, явлений, фактов. "Чем ДНК отличается от РНК?"
Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между
теорией и практикой: "Как можно применить ...?", "Где вы в обычной жизни можете
наблюдать ...?", "Какие меры по охране вы бы предложили?
Приём "Телеграмма"
РЕФЛЕКСИЯ Приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись. Кратко написать самое
важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).".
Приём «Мысли во времени»
Рефлексивный прием, способствующий развитию умения осмысливать свой опыт и давать
личностную оценку проживаемому опыту.
Учитель называет ключевое слово, как правило, оно тесно связано с темой урока. В течение
1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые "приходят в
голову" и связаны с заданным словом. По истечении времени. Ученики читают записи про
себя. Затем мысленно отвечают на следующие вопросы.
Почему я записал именно эти слова? О чем я думал, когда писал эти слова? Чтобы я хотел
в записях изменить? Написанное мной имеет или не имеет для меня значение?
Приём «Шесть шляп»
Формирует: умение осмысливать свой опыт; умение давать личностную оценку событиям,
явлениям, фактам; ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.
Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп.
Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности
в зависимости от цвета.
Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
Желтая шляпа – позитивные суждения.
Черная – отражает проблемы и трудности.
Красная – эмоциональные суждения без объяснений.
Зеленая – творческие суждения, предложения.
Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.
Приём "Синквейн"
Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два
прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие
действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское
отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через
которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем
классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель
оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.
Приём “Райтинг”
Прием вводится на время согласования оценки с учеником. Завершив работу, ученик
ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка
выставляется в дневник, тетрадь. Райтинг можно использовать для оценивания докладов,
индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера.
Приём «Сообщи свое Я»
Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке.
Формирует: умение оценивать деятельность и способы решения проблемы; сравнивать
результаты и анализировать причинноследственные связи; умение осмысливать свой опыт
и осознавать его личностное значение.
Перед выполнением задания ученик сообщает свое мнение о способе выполнения чего
либо: «Я бы, пожалуй, сделал так …». По результатам деятельности учащийся сообщает,
насколько его ожидания совпали с реальностью.
Приём “Рюкзак”
Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела.
Суть зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с
другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями,
можно сказать "пропускаю ход".
Я научился составлять план текста, я разобрался в такойто теме, я наконецто запомнил,
чем…
Методических приемов СДП очень много, главное найти каждому приему свое
место в предмете и теме урока. Умение применять различные приемы позволяют учителю
быть интересным ученику, а так же включить в самостоятельную деятельность самых
слабых учеников.
Хотя учитель – это массовая профессия… по существу, учительский труд является
творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениям своей сути, но
вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие
ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтобы затем становиться большими
художниками.
В.В.Давыдов.
Все мы, как хорошие ремесленники, просто обязаны освоить методологическую основу
ФГОС – деятельностный подход. Однако, по моему мнению, не стоит пренебрегать и уже
освоенными эффективными методами и приемами. В любом случае выбор всегда за Вами.
Выбор за тобой
«Это невозможно!» сказала Причина.
«Это безрассудство!» заметил Опыт.
«Это бесполезно!» отрезала Гордость.
«Попробуй…» шепнула Мечта.
Большое всем спасибо.
Выступление на тему "Современный урок биологии в контексте системно-деятельностного подхода"
Выступление на тему "Современный урок биологии в контексте системно-деятельностного подхода"
Выступление на тему "Современный урок биологии в контексте системно-деятельностного подхода"
Выступление на тему "Современный урок биологии в контексте системно-деятельностного подхода"
Выступление на тему "Современный урок биологии в контексте системно-деятельностного подхода"
Выступление на тему "Современный урок биологии в контексте системно-деятельностного подхода"
Выступление на тему "Современный урок биологии в контексте системно-деятельностного подхода"
Выступление на тему "Современный урок биологии в контексте системно-деятельностного подхода"
Выступление на тему "Современный урок биологии в контексте системно-деятельностного подхода"
Выступление на тему "Современный урок биологии в контексте системно-деятельностного подхода"
Выступление на тему "Современный урок биологии в контексте системно-деятельностного подхода"
Выступление на тему "Современный урок биологии в контексте системно-деятельностного подхода"
Выступление на тему "Современный урок биологии в контексте системно-деятельностного подхода"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.