Выступление на заседании ГМО на тему "Роль выездных экскурсий в активизации интереса к истории России"
Оценка 4.8

Выступление на заседании ГМО на тему "Роль выездных экскурсий в активизации интереса к истории России"

Оценка 4.8
Домашняя работа +4
doc
Междисциплинарный 5
9 кл—11 кл +1
09.01.2017
Выступление на заседании ГМО на тему "Роль выездных экскурсий в активизации интереса к истории России"
Важным фактором в процессе как патриотического воспитания учащихся, так и формирования классного коллектива являются выездные экскурсии. В лицее уделяется внимание и обзорным, и ученическим экскурсиям. Перед поездками ученики получают темы творческих заданий. По результатам поездок они представляют свои проекты, используя изобразительный, фото-материал, презентации.выступление на заседании ГМО
Роль выездных экскурсий в активизации интереса к истории России у школьников.doc
Роль выездных экскурсий в активизации интереса к истории России у школьников Стенгач Людмила Николаевна,   учитель истории и обществознания  МБОУ   «Лицей   «Дубна»   г.   Дубны   Московской области»  «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны для разума» ­ этими словами Л. Фейербаха  я хотела бы начать свое выступление. История – предмет в школе особенный. Его преподавание фактически начинается с того, что малыши, знакомясь с русскими былинами, сказками, даже и не понимают, что изучают школьный предмет… Но уже на этом этапе изучения истории в младшей школе воспитывается уважение к опыту предков,  развивается логическое мышление, речь, память, фантазия. Как­то я прочитала, что каждый ОБЯЗАН знать историю своего края, страны, мира… но когда в  интересном деле появляется элемент долженствования, пропадает часть свободы. Мне думается, что  задача учителя истории несколько иная: сделать так, чтобы каждому было интересно и ХОТЕЛОСЬ  изучать историю своего края, страны, даже мира. Ведь только тогда знания учеников в дальнейшей  жизни не станут мертвым грузом. Всегда переживаю, если слышу, как старшеклассник говорит, что не  интересуется историей, потому что ему ее не надо сдавать на ЕГЭ. Стараюсь объяснить, что история – это и он сам, и его родители, и предки. Но ничем были бы слова, не подкрепленные живой практикой,  самостоятельным опытом познания истории своей малой и большой Родины учениками. И немалую помощь в процессе приближения к этой цели преподавания оказывают выездные  экскурсии. Программа обучения в лицее «Дубна» не из простых, ребята очень загружены и дополнительными  факультативными занятиями, и участием в семинарах и олимпиадах, да и домашними заданиями. И,  безусловно, важно, чтобы в их жизни было больше разнообразных событий и новых впечатлений! Ведь  наша жизнь – это события и воспоминания. Поэтому стремлюсь к тому, чтобы ребятам было, что  вспоминать, чтобы в их памяти запечетлевались прекрасные секунды бытия. Они впоследствии могут  повлиять на их будущую жизнь. Всегда сожалею, что так мало уроков истории в школьной программе, и темы, например, по культуре  приходиться реально «пробегать». Мы, конечно, используем все мультимедийные средства,  демонстрацию иллюстраций, знакомство с историческими документами. В лицей ребята приходят  учиться в 9 класс в возрасте 15 лет, когда любой человек уже имеет определенный багаж знаний и  умений. Но еще продолжается процесс формирования взглядов на жизнь, на дружбу, на процесс  обретения жизненных ценностей… Подросткам еще хочется ощутить, попробовать, увидеть самим,  почувствовать «запах истории». Вспоминая, как часто наши родители возили нас по городам и весям, по музеям и театрам, мы  благодарим их за то, сколько знаем о своей стране, о Москве, Санкт­Петербурге, жемчужинках  «Золотого кольца» России. Я и историком стала именно потому, что хотелось всю жизнь  соприкасаться с тайной веков, с историей моей Родины. К сожалению, большинство современных  родителей полностью посвящают себя работе, им некогда ездить с детьми в маленькие путешествия. Главное – дети должны хорошо учиться, сдать ЕГЭ, поступить в вуз. Получается такая цепочка  должных шагов, но она ничем не наполняется. Конечно, поехать в Хорватию, Тунис, Болгарию,  Турцию полежать с детьми на пляже, что бы отдохнуть от тяжелых будней – это очень здорово! Но  много ли познавательного в таких поездках? Учат ли они любить свою Родину? Насколько они важны  для развития личности ребёнка? Когда задаю этот вопрос родителям, они очень удивляются, ведь во  время отдыха они общаются с ребёнком, проводят с ним всё своё свободное время… На родительских собраниях в начале учебного года я рассказываю родителям о том, в какие учебные  поездки и когда мы сможем поехать с ребятами: Москва, Мышкин, Углич, Сергиев Посад,  Александров… Но практически всегда наибольший интерес, несмотря на дороговизну, вызывают  поездки в Лондон, Стокгольм, Прагу, Париж… Почему? А что смотреть в России?!! Вот Европа – это  да! А когда начинаю показывать слайд­ряд о поездках по стране, удивляются, задумываются.  И часто потом едут вместе с нами! Традиционно первой поездкой девятиклассников становится поездка по маршруту Дубна – Углич –  Мышкин – Дубна. Удивительный маленький Мышкин, который сделал себя из простого предания о  том, как мышка спасла спящего князя от укуса змеи! На этом город создал свою историю и стал  туристическим центром. Огромный интерес у ребят вызывают многочисленные музеи и музейчики, где можно самим и войлоковалянием позаниматься (это занятие у многих девочек и мам уже переросло в  хобби и даже маленький бизнес!), и самостоятельно сделанный на гончарном круге горшок родителям  в подарок привезти, и крюк совместно с кузнецом выковать. Именно так приходит уважение к труду  простых ремесленников. В процессе ребята, конечно же, говорят, что на 3D­принтере это делать  быстрее и проще (дети XXI века!), но еще долго потом вспоминают и гордятся, что САМИ из куска  глины или металла смогли сделать вещь. На каждом шагу в Мышкине продают огромное количество  сувениров, сделанных местными умельцами, подкрепляя восторг и удивление традиционными  русскими ремеслами. По результатам поездки проводим классные часы, делаем газеты, монтируем  видеофильмы…  И еще один важный урок получают наши ребята. Большую роль в формировании интереса к предмету  играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут  разрешить при помощи имеющихся знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в  необходимости получения новых знаний или применение старых в новой ситуации. В лицее учатся  дети из маленького соседнего городка Кимры Тверской области. Кимры – древняя купеческая  столица обувщиков. И ребята сетуют, что у их города есть настоящая великая история, но повести  туристов, кроме небольшого краеведческого музея, и некуда. Мало что сохранилось! Мы начинаем  фантазировать, что можно было бы сделать, чтобы и этот городок стал привлекательным для  туристов… Таких проектов накопилось довольно много…ждем, когда отучатся наши выпускники,  вернутся в свой городок, да и начнут претворять планы в жизнь! Понятно, что интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению  интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес  быстро падает. Поездка в Москву на подворье бояр Романовых в Зарядье – одна из самых интересных. Побывать в  настоящем тереме, где восстановлена обстановка, утварь, необыкновенно познавательно. Ребята впервые видят воочию то, о чем слышали на уроке: поднимаются по потайной лестнице между стен на  женский этаж, заходят в подвалы, где стоят сундуки с мягкой рухлядью (хохочут, понимая разницу  между смыслом этого слова прежде и сейчас) и хранится оружие. И, что особенно поражает,  обитателей терема тоже можно увидеть! Куклы – манекены «занимаются» своим обычным делом:  прядут, ткут, готовятся к кулачным боям. Такая «живая» экспозиция захватывает даже 11­ классников. Экскурсоводы вовлекают ребят в разговор, отыгрывают с ними жизненные ситуации,  характерные для боярского быта. И снова появляется возможность для совместного творчества. При  этом ребята не просто смотрят экспозицию, перед экскурсией они получают творческое задание:  подготовить рассказ «Один день из жизни бояр Романовых». И это не описательный рассказ о поездке. Делю ребят по группам, кто­то выступит в роли самого главы семейства, кто­то – его жены, дочерей,  сыновей, псаря, няньки… Во время экскурсии каждая группа набирает материал для своего рассказа.  А через неделю, когда весь материал обработан, презентации и мини­спектакли готовы, проводим  большую презентацию поездки, ее своеобразное веселое продолжение. В поездках происходит сближение ученика и учителя, долго потом мы еще говорим другу: а помните? Такие совместные припоминания дорогого стоят, это золотые минуты полного доверия. И никакие  путешествия в Интернете не смогут заменить живого контакта и совместного творчества! Я, конечно же, не говорю о том, что надо отказаться от заграничных поездок и путешествовать только по России! Впечатлений от экскурсий по Европе и Азии тоже всегда много. Но хотелось бы, чтобы в  эти поездки ехали люди, уже имеющие опыт путешествий по своей стране, способные правильно  оценить красоту другой страны и уважать при этом красоту и величие родной культуры и истории.  Только тогда активный познавательный процесс станет по­настоящему творческим, умным, зрелым.  Ведь участвовать в нем будут люди, любящие свою Родину и поэтому уважающие другую, иную  культуру! Мне особенно запомнились слова нашего Президента В.В. Путина, когда он был с экспедицией в Туве. После его рассказа об увлекательной поездке один из журналистов заметил, что Президенту можно  только позавидовать. На что он, улыбнувшись, ответил: «Зависть – не очень хорошее чувство.  Рекомендую вам собраться в дорогу, съездить и посмотреть самим. Это не сложно. Слава Богу, это  всё Россия – очень большая и многообразная страна».

Выступление на заседании ГМО на тему "Роль выездных экскурсий в активизации интереса к истории России"

Выступление на заседании ГМО на тему "Роль выездных экскурсий в активизации интереса к истории России"

Выступление на заседании ГМО на тему "Роль выездных экскурсий в активизации интереса к истории России"

Выступление на заседании ГМО на тему "Роль выездных экскурсий в активизации интереса к истории России"

Выступление на заседании ГМО на тему "Роль выездных экскурсий в активизации интереса к истории России"

Выступление на заседании ГМО на тему "Роль выездных экскурсий в активизации интереса к истории России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.