Выступление на заседании ШМО: "Самостоятельная работа учащихся на уроке"
Оценка 4.8

Выступление на заседании ШМО: "Самостоятельная работа учащихся на уроке"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа
Взрослым
15.02.2017
Выступление на заседании ШМО: "Самостоятельная работа учащихся на уроке"
Самостоятельная работа учащихся на уроке в условиях введения стандартов второго поколения занимает одно из основных мест на уроке. Сегодня мы должны научить ученика учиться, самостоятельно организовать свою учебную деятельность. Эту работу нужно начать с младших классов. Такая работа значима при повторении, закреплении, и проверке знаний. она позволяет проявить инициативу.
Мазитова Р,Л.Самостоятельная работа учащихся на уроке.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: средняя общеобразовательная школа с. Октябрьское Учитель английского языка Мазитова Р.Л. «Самостоятельная работа учащихся на уроке.» Организация   самостоятельной   деятельности   учащихся   на   уроке   является   очень важным   и   необходимым   элементом   учебно­воспитательного   процесса.   Самостоятельная работа   школьников   в  реализации   новых   целей   образования   занимает   одно  из   основных мест. Особенно актуально это в условиях перехода на новые стандарты обучения в школе. Без   систематической   организации   самостоятельной   деятельности     школьников   нельзя добиться прочного и глубокого усвоения ими понятий, закономерностей, нельзя воспитать желание   и   умение   познать   новое,   обязательные   для   самообразования, самосовершенствования.  Большое   значение   самостоятельная   работа   обучающихся   имеют   при   повторении, закреплении и проверке знаний и умений.  ─ Развитие   самостоятельности,   инициативы,   творческого   отношения   к   делу     это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно­воспитательный процесс.  Особенно   ценные   рекомендации   даёт   автор   книги   Н.Б.Истомина,   посвящённые индивидуальным   самостоятельным   работам,   которые   рассматриваются   не   только   как средство   формирования   знаний,   умений   и   навыков,   но   и   как   условие,   позволяющее учащимся проявить максимум инициативы и самостоятельности в процессе их выполнения. Показано, что в такие работы целесообразно включать задания, одинаковые по содержанию и   различные   по   способу   выполнения.   Именно   использование   таких   задач   является эффективным в плане самостоятельного развития учащихся.  Формирование умений учиться, самостоятельной организации учебной деятельности учащихся начинается еще в начальной школе.  Если  фундамента этих навыков нет, то  у воспитанников появляются трудности в основной школе. У них нет осознанного отношения к учебе, они не могут самостоятельно, без посторенней помощи выполнять домашние задания, решать творческие, проблемные задачи, задания исследовательского характера.   У ученика со слабыми навыками любое самостоятельное задание вызывает  затруднения, он никак не может собраться, нервничает, отвлекается   на   посторонние   предметы,   часто   проявляет   агрессию.   Ему   постоянно необходимо напоминать о данном задании, темп работы очень медленный. Если другие ученики уже заканчивают выполнение данного задания, то Радмир еще только начинает. Без   контроля,   замечаний   со   стороны   учителя,   индивидуальных   подсказок   и дифференцированной помощи он не может выполнять самостоятельные работы.  У него не сформированы умения и навыки самостоятельной организации учебной деятельности. Успешность   обучения   существенно   зависит   от   условий,   которые   учитель обеспечивает учащимся учиться активно и самостоятельно. Следовательно, должны быть созданы такие условия, при которых обеспечивалась бы возможность активной роли детей в процессе обучения, систематического упражнения в самостоятельном получении знаний и в систематическом их применении.  Самостоятельная работа рассматривается как средство обучения. Если ребята еще в школьном возрасте привыкнут к самостоятельной работе, то эта привычка останется у них на всю жизнь. Педагог должен побуждать учащихся к самостоятельной работе. И, главное, чтобы стремление самостоятельно работать возникло не по принуждению, а по велению воли,   то   есть   нужно   сделать   так,   чтобы   самостоятельная   работа   стала   потребностью ученика. От этого во многом зависит успеваемость учащихся. Самостоятельная работа как способ усвоения учебного материала характерна для всех видов и форм учебной деятельности.  В   самостоятельных   работах   учащиеся   сами   отыскивают   способы   решения практических заданий.  Руководство учителя самостоятельными работами заключается в том, чтобы дать возможность учащимся проявить себя, свои силы в решении заданий и упражнений. Это возможно в том случае, если учитель хорошо понимает уровень развития учащихся класса, знает   индивидуальные   особенности   детей   и   умеет   выбирать   посильное   и   интересное задание для самостоятельной деятельности.  Доля   самостоятельной   работы   в   учебном   процессе   увеличивается   с   возрастом школьников. Речь идёт о том, что применение самостоятельной работы должно идти в ногу с процессом естественного развития учащихся.  ─ Считается,   что   в   начальных   классах   доля   самостоятельной   работы   должна ─  не менее 50%, а в старших составлять не менее 20% учебного времени (в средних классах  классах   не менее 70%). В действительности же на самостоятельную работу отводится значительно меньше учебного времени. Организация самостоятельной работы школьников немыслима в таком объёме, если нет соответствующих условий. Условия для этого может и должен создать учитель.  Учителю   для   успешной   организации   самостоятельной   работы   в   классе   важно использовать различные методические рекомендации, памятки. При выполнении различных заданий или анализе выполненных заданий постоянно обращается внимание учащихся на памятки,   рекомендации,   алгоритмы.   Это  помогает   им   быстрее   овладеть   необходимыми умениями,   усвоить   определенный   порядок   действий   и   некоторые   общие   способы организации своей деятельности. При   организации   самостоятельной   деятельности   необходимо   соблюдать соответствующие требования:  самостоятельной работы.  1.Любая самостоятельная работа должна иметь конкретную цель.  2.Каждый   ученик   должен   знать   порядок   выполнения   и   владеть   приёмами 3.Самостоятельная   работа   должна   соответствовать   учебным   возможностям учащихся.  4.Полученные   результаты   или   выводы   в   ходе   самостоятельной   работы   должны использоваться в учебном процессе.  5.Должно обеспечиваться сочетание различных видов самостоятельных работ.  6.Содержание и ход самостоятельной работы у учащихся должен вызвать интерес.  7.Самостоятельная   работа   должна   обеспечивать   развитие   познавательных способностей учащихся.  Все виды самостоятельных работ должны обеспечивать формирование привычки к самостоятельному познанию.  На   уроках   русского   языка   и   литературы   могут   быть   использованы   следующие формы и виды самостоятельных заданий: составление   предложений   по   опорным   словам,   работа   над   текстом,   работа   с деформированным   текстом,   сочинения   –   описания,   сочинения   –   миниатюры   на   основе наблюдений, составление устных рассказов по самостоятельно выбранной теме, отзывы о прочитанной книге, творческие диктанты и мн.др.  Виды самостоятельных работ по истории: подготовка устных сообщений на основе дополнительной информации, выступления с   докладами,   защита   рефератов,   проектных   и   исследовательских   работ,   презентаций, анализ   исторических   ситуаций,   работа   по   контурным   картам,   решение   проблемных исторических задач. Например, событийно­проблемные задачи. В их основе лежит учебное или   реальное   противоречие,   разрешение   которого   требует   активной   мыслительной деятельности.   Проблемные   задачи   не   содержат   вопросов   типа   «сколько?»,   «где?», «когда?».   Они требуют  от учащихся  глубокого понимания и  объяснения «почему так произошло?»  Второй   вид   задач   –   биографические.   Они   требуют   учащихся   самостоятельного выяснения «кто есть кто?» Дети должны работать с информацией, проанализировать её и прийти к определенному решению – кто эта личность. Часть задач этого вида направлена на углубленное изучение известных личностей.  Третий вид задач – хрестоматийно­литературные. Например, надо по отрывку из хрестоматии   определить   событие,   в   нем   отраженное;   или   же   по  стихам   исторического содержания узнать автора и время, в котором он жил; по фрагменту из художественной книги выяснить о ком или о чем идет речь и т.п. Подводя итоги, необходимо отметить, что существует множество форм и методов активизации самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Важность самостоятельной работы школьников, с точки зрения воспитательной и чисто дидактической, не подлежит никакому   сомнению.   Действительно,   если   ученик   в   учебно­воспитательном   процессе пассивен и не проявляет самостоятельности, знания его будут формальны и, как правило, не получат выхода в жизнь. Именно самостоятельная   учебная деятельность составляет сегодня существенное условие развития познавательной активности и самостоятельности детей и подростков в обучении. Современный   урок   должен   строиться   на   основе   обучения   учителем   учащихся собственной их деятельности по изучению и овладению содержанием учебного материала. Урок   должен   строиться   на   помощи   учителя   ученикам   учиться   самим,   на   обучении   и воспитании учеников рациональной самоорганизации своей самостоятельной деятельности. Эффективным   будет   тот   урок,   на   котором   главным   работником   в   процессе   обучения является сам ученик: учитель, организующий урок, должен понимать, что его ученик – это не тот, кого мы учим, а тот, кто у нас учится.  И   в   результате   мы   должны   подготовить   такого   выпускника   школы,   который   работает   над   собой   и   умеет самостоятельно   мыслит,   желает   развиваться, самосовершенствоваться.

Выступление на заседании ШМО: "Самостоятельная работа учащихся на уроке"

Выступление на заседании ШМО: "Самостоятельная работа учащихся на уроке"

Выступление на заседании ШМО: "Самостоятельная работа учащихся на уроке"

Выступление на заседании ШМО: "Самостоятельная работа учащихся на уроке"

Выступление на заседании ШМО: "Самостоятельная работа учащихся на уроке"

Выступление на заседании ШМО: "Самостоятельная работа учащихся на уроке"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2017