Выступление по теме ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ И ЧТЕНИЮ
Оценка 4.8

Выступление по теме ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ И ЧТЕНИЮ

Оценка 4.8
Повышение квалификации +1
doc
история
8 кл—10 кл
09.04.2018
Выступление по теме ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА  ОБУЧАЮЩИХСЯ   К РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ И ЧТЕНИЮ
Выступление по теме было представлено на I краевой конференции научно-практическая конференция «Трудные вопросы истории России: методы преподавания и новые подходы в науке» 26 апреля 2017 года в ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования». Конференция была приурочена к 775-летию победы русских воинов над немецкими рыцарями на Чудском озере и 240-летию возведения Азово-Моздокской укреплённой линии..
Казакова Н.Ю. Статья.doc
Казакова Н.Ю. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА  ОБУЧАЮЩИХСЯ К РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ И ЧТЕНИЮ Ключевые слова: региональная история, региональная литература,   методика использования. М. Горький писал: «А много ли может дать ребятам учебник, –  скажем школьный курс истории, – если его не сопровождать живыми  повестями, рассказом, очерком и сборником подлинных документов,  которые дали бы детям представления о различных эпохах и действующих  лицах истории» [1]. Эти слова  ­ показатель  важности использования  художественной литературы в преподавании истории в целом и  региональной  в частности. Она  дает нам возможность сжать и  конкретизировать огромный исторический материал, сформировать у  учащихся яркие образы прошлого и  четкие  исторические представления.  Поэтому я считаю данную тему  очень актуальной. М.Т. Студеникин условно разделяет художественную литературу на  две   группы:  литературные источники изучаемой эпохи и историческая  беллетристика. К первой  относятся произведения, авторы которых были  непосредственными участниками или свидетелями событий. Ценность их  состоит в том, что их авторы видели реальную картину событий, окрасив  эмоционально, изложили ее.  Эта группа литературы более правдива и  объективна, чем вторая. Но у нее есть и свой минус: произведения не  всегда могут быть  понятны уч­ся.  Другая группа – это  историческая  беллетристика  (роман, повесть и т.д.). Это не литературные памятники  эпохи,   не живые свидетельства ее современников, но  это отличное  средство  ознакомления уч­ся с  изучаемой  эпохой в  увлекательных  сюжетах, конкретных образах и выразительных характерах [2]. Широкое Казакова Наталья Юрьевна, учитель истории,  МОУ СОШ №10 п. Радуга  Новоалександровского р­на Ставропольского кр., e­mail:  natalya    .  ru (личный), т. 8­961­48­53­481 (личный)  .  kazakova    .65@   mail   применение ее – одно из условий эффективного обучения истории, т. к.   она способствует развитию интереса к предмету и чтению.    Методика использования художественной литературы весьма  разнообразна. Можно целиком  построить урок на ее материале или  и  включить отрывки из произведений в его изложение. Это может быть и  краткий пересказ, и  цитата (краткая или пространная), и напоминание  литературного образа, и  разбор литературных памятников [3].  Уроки  истории с использованием художественной литературы могут быть  многоплановы и разнообразны. С огромным интересом в детстве  мы  слушали учителя, читавшего нам книгу И. Кузнецова «Крепость в степи».   И сама я неоднократно обращалась к ней в урочной и внеурочной  деятельности. У меня возникла мысль, а почему бы не  воспользоваться  фрагментами  книги нестандартно: прочитать по ролям, инсценировать. И  вот что получилось: 1­й ученик (от автора):  «5 мая 1776г.  князь Потемкин представил  императрице Екатерине  доклад, в котором изложил прошпект  переселения на Кавказ казаков с Волги, «кои в наказание за участие в  злодеяниях Пугачева подлежат ссылке». Прошпект предусматривал и  другое: чтобы держать переселенных смутьянов в повиновении и  употребить на пользу охраны русских владений на Кавказе, следует  объединить их с другими воинскими частями на Кавказе в один корпус,  назвав его Астраханским  казачьим войском.  Узнав о таком плане,   астраханский губернатор Иван Варфоломеевич Якоби с огорчением  подумал: «Разве можно заткнуть 500­верстную «дыру» 500 семей казаков!  Это ж капля в море! Да и какие  защитники из пугачевских  разбойников.  Они же разбегутся. Или устроят бунт. Начни прижимать – переметнуться за Терек. Затея князя Потемкина лопнет, как мыльный пузырь». Так и  получилось…  Всю вину за провал прошпекта князь Потемкин свалил на  Якоби…  Весна 1777 г.  в Астрахань пришла рано…В бумаге, которую  держал в руках Иван Варфоломеевич, наместник  писал, что для  окончательного решения вопроса о строительстве оборонительных  укреплений…нужна… подробнейшая карта будущей Линии от Моздока и  Азова и описание каждой позиции: чем она выгодна с военной и  экономической  точек зрения. «А по сему, милейший губернатор, лично  сами потрудитесь выехать на границу и исполнить веление, а затем  прибыть в Петербург для доклада о результатах…». 2­й ученик (от автора): «В последних числах марта 1777г.  астраханский  губернатор и командир Кабардинского полка Николай Николаевич  Ладыженский… прибыли в Моздок.  Отдохнув сутки…, Якоби направился на запад вдоль пограничной линии…» Двое уч­ся выходят к доске и садятся на стулья лицом к классу, они  играют роли И.В. Якоби и Н.Н. Ладыженского. В руках второго  карта. 2­й ученик (от автора): «Первую остановку Ладыженский велел сделать у  большого урочища Бештамаки на берегу реки Малки». Ученик (Ладыженский):  «Вот здесь надобно заложить 1­ю крепость. 2­й ученик (от автора): «Якоби внимательно осмотрел местность,  недоумевая, и хитровато прищурив глаза».           Ученик (Якоби): «Чем же сия позиция хороша?» 2­й ученик (от автора): «Николай Николаевич развернул карту… и начал» Ученик (Ладыженский): «Поставим себя, ваше превосходительство, на  место горского князя, который с отрядом собрался совершить набег на  русские поселения. Где бы мы стали двигаться к пограничной полосе?»  Ученик (Якоби): «Разумеется, вдоль берега реки прямая дорога к  границе». Ученик (Ладыженский): «Значит, сии 5 рек есть не что иное, как 5 путей­ дорог в тыл русских владений. И все 5 сливаются на небольшом участке  около урочища Бештамаки… По­моему, выгодно здесь построить  укрепление и с экономической точки зрения. Строительство обойдется  дешево. Рядом лес… Течением косу намыло. Песку, щебенки тысячи  пудов. Вон на склоне оврага, желтая глина. Вокруг обширные земли для  хлебопашества, богатые луга для выпаса скота. Да и тракт с Черкасска до  Моздока недалеко…».          Ученик (Якоби): «Быть по­вашему, голубчик...». 2­й ученик (от автора):  «От речки Малки экспедиция поехала на запад…  Ехали молча полдня, а Ладыженский не предлагал сделать остановку…К  вечеру… спустились в долину реки Куры… Для возведения 2­й крепости  … выбрали позиции в  ее верховьях, для 2­й  ­ на р. Золке, для 4­й – на  Подкумке, для 5­й  ­ на Томузловке, для 6­й ­ на Чигере. Между ними  определили места редутов на Карамыке, в вершине Буйволы, на берегу  Калауса и пяти бешпагирских ручьев.  Почти три дня ушло на выбор  позиции для 7­й  крепости. Позиции для 8­й, 9­й и 10­й крепостей выбрал   сам Якоби, считая, что уже достаточно поднаторел в фортификации...»          Ученики, игравшие роли уходят. 3­й ученик (от автора): «Столица Российской империи встретила   астраханского губернатора скверной погодой… Потемкин принял  губернатора не сразу…». Выходят  ученик, играющий роль Потемкина, и садится за стол, ученик,  уже игравший роль Якоби, с картой в руках.  3­й ученик (от автора):  «Якоби робко переступил порог огромного  светлого кабинета. За широким… столом сидел «некоронованный  император»…, положив перед собой руки, сжатые в кулаки»                         Ученик (Потемкин): «Исполнил мой приказ?»          Ученик (Якоби): «Так точно, ваша светлость!» Ученик (Потемкин):  «Докладывай!» 3­й ученик (от автора): Иван Варфоломеевич положил перед наместником  карту и начал доклад… Выслушав генерала, … наместник поблагодарил  его за усердие  к государственной службе, приятно улыбнувшись сказал». Ученик (Потемкин): «Ну­с, милейший генерал­губернатор, ты выбрал  позиции, тебе и карты в руки. Надеюсь, матушка­императрица окажет тебе честь – назначит главным строителем Азово­Моздокской  линии». 3­й ученик (от автора): «По спине Якоби побежали холодные мурашки». Ученик (Якоби) просительно: «Смею задать вопрос, ваша светлость:  какими силами предполагается возводить укрепления?»          Ученик (Потемкин) жестко: «А какими б ты желал?» Ученик (Якоби) робко:  Разумеется, регулярными войсками. Дисциплина,  организованность надобны». Ученик (Потемкин): «Ну что ж передислоцируем на Кавказ два полка и  два егерских батальона. Мало будет, еще пошлем». Ученик (Якоби) заискивающе:  «Для прикрытия работ от набегов хищных  горцев желательно перебросить на линию охранные войска.  Ученик (Потемкин): «О сем я думал. Два полка казачьих с Дона  пошлем…»  3­й ученик (от автора):  24 апреля Екатерина утвердила доклад князя  Потемкина. 20 мая наместник вызвал Якоби и вручил ему ордер в котором тот прочел».  Ученик (Якоби):   «… Учрежденные на Линии от Моздока до Азова  укрепленные селения именовать:  1­е ­ св. Екатерины, 2­е ­ св. апостола  Павла, 3­ е  ­ св. Марии, 4­е ­ св. Георгия, 5­е  ­ св. апостола Андрея, 6­е ­  св. Александра Невского, 7­е  ­  Ставрополь  на Ташле, 8­е ­ Донское,  9­е ­ Московское, 10­е ­ Владимирская» [4, с. 8]. 3­й ученик (от автора):  «Взяв Якоби под руки, князь Потемкин довел его  до двери, осенил крестом». Ученик (Потемкин): «Поезжай, милейший… С горцами будь острожен и  предусмотрителен. Не размахивай перед ними оружием».         Ученик (Якоби):   «А ежели нападут?» Ученик (Потемкин): ­ Прогони за Линию, а дальше ни шагу». [5, с. 6­23].    Художественные образы И.В. Якоби, Н.Н. Ладыженского, Г.А.  Потемкина  я ввожу не для украшения урока и развлечения уч­ся, а для  помощи в познании исторического прошлого.  Теперь я легко могу  обсуждать с ними вопросы и о причинах, и последствиях создания Линии.   Мне кажется, что отобранный мною фрагмент содержит все  основные  черты, которые должен включать в себя, с точки зрения методики,   художественный отрывок: • живое изображение исторических событий, изучение которых  предусмотрено школьной программой и учебником;                                        • образы исторических деятелей, представителей народных масс и  изображение самих масс;                                                                                      • картинное описание той конкретной обстановки, в которой  развертывались события прошлого [2].                                                               История с литературой  идут рука об руку. Литература решает также  решает задачи исторического познания, но иными, только ей  свойственными средствами образного, картинного отображения прошлого  и настоящего. Синтез истории с  литературой интересен и полезен для  учителя и уч­ся. Он показывает, как  богата и разнообразна наша история,  как  она отражена в не менее  богатой нашей литературе, в том числе  региональной. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Горький М. О детской литературе, детском и юношеском чтении:  Избранное /Сост., вступит, ст. и коммент. Н.Б. Медведевой.  М. 1989. 222. 2. Вагин А. Художественная литература в преподавании новой  истории. М.: Просвещение, 2002. с. 272. 3.  Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М.  «Владос» 2000. с. 240. 4. Кузнецов И. Крепость в степи.  Ставрополь,  кн. из­во, 1976. с. 287.   5. Ставрополь глазами современников. Сост. Л.Г. Орудина.  Ставрополь кн. изд­во. 1970. с. 143.

Выступление по теме ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ И ЧТЕНИЮ

Выступление по теме ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА  ОБУЧАЮЩИХСЯ   К РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ И ЧТЕНИЮ

Выступление по теме ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ И ЧТЕНИЮ

Выступление по теме ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА  ОБУЧАЮЩИХСЯ   К РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ И ЧТЕНИЮ

Выступление по теме ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ И ЧТЕНИЮ

Выступление по теме ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА  ОБУЧАЮЩИХСЯ   К РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ И ЧТЕНИЮ

Выступление по теме ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ И ЧТЕНИЮ

Выступление по теме ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА  ОБУЧАЮЩИХСЯ   К РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ И ЧТЕНИЮ

Выступление по теме ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ И ЧТЕНИЮ

Выступление по теме ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА  ОБУЧАЮЩИХСЯ   К РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ И ЧТЕНИЮ

Выступление по теме ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ И ЧТЕНИЮ

Выступление по теме ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА  ОБУЧАЮЩИХСЯ   К РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ И ЧТЕНИЮ

Выступление по теме ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ И ЧТЕНИЮ

Выступление по теме ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА  ОБУЧАЮЩИХСЯ   К РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ И ЧТЕНИЮ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018