Выступление по теме "Личностно - ориентированный классный час: особенности содержания и организации."
Оценка 4.7

Выступление по теме "Личностно - ориентированный классный час: особенности содержания и организации."

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
22.01.2017
Выступление по теме "Личностно - ориентированный классный час: особенности содержания и организации."
Выступление по теме "Личностно - ориентированный классный час: особенности содержания и организации."Современных учителей сегодня должно волновать содержание и способы организации классных часов. Рождается новый тип классного часа - личностно-ориентированный. Совместную деятельность классного руководителя и его воспитанников по подготовке и проведению личностно-ориентированного классного часа можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых следующих действий: 1) составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год; 2) уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению; 3) выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов и разработка плана их действий; 4) индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа; составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа; 5) проведение классного часа; 6) анализ деятельности по его подготовке и проведению, оценка результативности классного часа.Современных учителей сегодня должно волновать содержание и способы организации классных часов. Рождается новый тип классного часа - личностно-ориентированный.
Выступление Личностно-ориентированный кл. час.doc
Личностно ­ ориентированный классный час: особенности содержания и организации. Автор:  учитель математики  МБОУ  СОШ №1  высшей  квалификационной категории Легко ли  нашим детям взрослеть в школе? Пожалуй, нет. Да, они стремятся к этому, стремятся   стать   скорее   самостоятельными,   взрослыми,   уважаемыми.   Вот   только   способы самовыражения и показной взрослости могут быть совсем неверными. Несколько скорректировать их могут  классные часы.           Классные руководители  ­ одни из представителей, которые занимаются воспитанием  подрастающего поколения.  И в этой связи часто перед нами встает вопрос: как сделать  воспитательный процесс удачнее. Одна из основных форм  внеклассной воспитательной работы  ­  классный час.  Современных   учителей   сегодня   должно   волновать    содержание   и   способы   организации классных часов.   Рождается новый тип классного часа ­ личностно­ориентированный. Именно о нем и пойдет речь.       Исходя  из названия и определений классного часа выделяют его характерные черты. К ним относят следующие: ­   во­первых, это   форма внеурочной воспитательной   деятельности,   и   в   отличие   от   урока   ему   не должны быть присущи академизм и поучающий тип педагогического взаимодействия; ­ во­вторых, это форма организации фронтальной (массовой) воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности; ­   в­третьих, это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия, однако это не означает, что все педагогические контакты классного руководителя с коллективом учащихся класса можно считать классными часами. ­  в­четвертых, это форма общения классного руководителя и воспитанни­ков, приоритетную роль в организации которой играет педагог Перечисленные   сущностные   характеристики   стали   основой   при   разработке   определения понятия «классный час». Итак Классный час ­ это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия  формированию классного коллектива и развитию его членов. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:  1) обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке; 2) формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности; 3)   развитие   эмоционально­чувственной   сферы   и   ценностно­смыслового   ядра   личности ребенка; 4) содействие становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей; 5)   формирование   классного   коллектива   как   благоприятной   среды   развития   и жизнедеятельности школьников. Главное  предназначение личностно­ориентированного классного часа связано с решением четвертой   задачи,   то   есть   с   содействием   становлению   и   проявлению   субъектности   и индивидуальности учащихся, развитием их творческих способностей. Личностно­ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель.   А   ученики   у   нас   разные.   Не   секрет,   что   в   каждом   классе   есть   ученики,   различные   по способностям: слабые, средние и способные. Так нужно изыскать возможность и направить качества и способности каждого ученика во благо всем: и самому ученику, и учителю, и школе!  Если при традиционном классном часе тему и содержание чаще определяет сам педагог, то при личностно­ориентированном классном часе содержание является личностно значимым, так как в определении темы и содержания наряду с педагогом участвуют учащиеся и их родители.                   Хочется отметить, что форма и место проведения таких классных часов могут быть различны.   Особенно   успешно   на   первых   этапах   освоения   данной   методики   классные   часы проходят   в   форме   мастерской   общения,   которые   проводятся   непосредственно   в   классном кабинете. В последующем, учитывая пожелания детей и особенности избранного содержания, это могут быть:  дискуссия ­ в клубе, игра­путешествие ­ в музее, в библиотеке или на экологической тропе. Сравним данный вид классного часа с традиционным. Сравнительная характеристика традиционного и личностно­ориентированного классного часа Традиционный классный час Личностно­ ориентированный классный час Основные Компоненты классного часа Целевой Содержательный Организационно­ деятельностный Оценочно­ аналитический Направленность         на         усвоение учащимися   принятых   в   обществе   норм   отношений   и ценностей,   е. образцов   поведения,   на формирование   личности ребенка    т. Содержание   классного     часа составляет   социально   одобряемый опыт   построения   деятельности, общения и отношений.        и   Главным   и   часто   единственным совместной организатором   деятельности     общения выступает классный руководитель.  При анализе и оценке эффективности классного часа   внимание обращается на объем, новизну  и духовную ценность передаваемой   детям   информации учащимися     самореализации   проектированием Целевые       установки       связаны прежде   всего   с   развитием   ин­ дивидуальности   и   субъектности ребенка,  и становлением     уникального  образа его   деятельности Содержание   классного   часа   яв­ ляется   личностно   значимым.   Оно включает   материал,   необходимый для  и личности самоутверждения ребенка.   В   определении   темы   и содержания классного  часа наряду с  полномочиями обладает большинство учащихся Учащиеся         являются         полно­ правными                   организаторами классного   часа,   происходящей   на нем совместной деятельности.  В   качестве   критериев   оценки результативности   классного  часа выступают   и обогащение   жизненного   опыта ребенка, и творческие способности учащихся.  индивидуальные педагогом   проявление     2.2.   Технология   подготовки   и   проведения   личностно­ориентированного   классного часа. Совместную деятельность классного руководителя и его воспитанников по подготовке и проведению   личностно­ориентированного   классного   часа   можно   представить   в   виде технологической цепочки последовательно выполняемых следующих действий: 1) составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год; 2) уточнение темы личностно­ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению; 3)   выбор   цели,   содержания,   формы,   даты   и   места   проведения   классного   часа, формирование сообщества его организаторов и разработка плана их действий; 4) индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;  составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа; 5) проведение классного часа; 6)   анализ   деятельности   по   его   подготовке   и   проведению,   оценка   результативности классного часа. Первый шаг ­ составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год.  В определении тем классных часов должны принимать участие учащиеся и их родители. Очень важно выяснить их мнение о том, какие проблемы следует коллективно обсудить в классе. В   методическом   арсенале   классных   руководителя   существует   немало приемов   и методов, помогающих обеспечить субъективную позицию учащихся и их родителей в составлении тематики классных часов. Перечислим некоторые из них:   мнение следует   1. Методы   социологического   опроса. В   ходе   анкетирования,   беседы,   интервью   можно вопросам: выяснить ­Что классе?   ­На   какой   вопрос   вы   хотели   бы   получить   ответ   на   классном   часе? ­Какая   тема   классного   часа   будет   интересной   для   большинства   одноклассников? ­Коллективное обсуждение каких вопросов необходимо продолжить? следующим   в учеников     по обсудить первую   родителей нашем   очередь   и     в         2.   Методики   «Незаконченное   предложение»   и   «Недописанный   тезис».  Юным   и взрослым   членам   классного   сообщества   предлагается   за   небольшой   промежуток   времени завершить такие фразы: ­Самая ­Больше всего меня волнует проблема ... проблема главная классе нашем это ... в ­                 3. Методика   «Строим   новый   классный   дом». Учащимся   предлагается   положить   в «строящееся»   на   классной   доске   здание   свой   «кирпичик»   с   темой   классного   часа   на   новый учебный год. 4. Журнал­эстафета «Мир моих друзей. Мир моих интересов. Мир дел». Учащиеся вместе с родителями заполняют дома отведенные для них строки журнала рассказами о своих увлечениях, интересах, друзьях, а классный руководитель анализирует полученную таким образом информацию и использует её при составлении тематики классных часов. Использование   перечисленных   и   других приемов   и   методов   позволяет   классному руководителю выявить спектр вопросов и проблем, в наибольшей степени волнующих детей и взрослых,   и,   учитывая   их   мнение,   составить   личностно   значимую   для   членов   классного сообщества тематику классных часов на будущий учебный год. Второй   шаг ­  уточнение   темы   личностно­ориентированного   классного   часа   и генерирование   идей   по   его   подготовке   и   проведению. В   начале   деятельности   по   подготовке конкретного классного часа педагогу следует выяснить: остается ли проблема, названная при разработке тематики классных часов на учебный год, актуальной до сих пор, не существует ли сейчас   более   злободневного   вопроса   для   коллективного   обсуждения.   Это   можно   выявить   на ученическом собрании или классном часе с помощью методик экспресс­опроса учащихся. На этом этапе подготовительной  работы может оказаться полезной методика, которую назвали «Куча мала». Она представляет собой блиц­опрос учеников по проблеме организации предстоящего классного часа. В течение одной­двух минут учащиеся отвечают на вопросы: что, где, когда, как, для кого, для чего и т. п. На данной стадии важна не детальная разработанность ученических идей, а их количество. Пусть они окажутся недостаточно разработанными и слабо взаимосвязанными,   но   из   образуемой   ими   «кучи   малы»   опытный   педагог   сможет   выбрать интересные и полезные предложения. Третий шаг - выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов. (1) традиционные методы: лекция, рассказ, беседа, обсуждение, анкетирование и анализ, размышления над...2) активные методы:  диспут, дискуссия, беседа за круглым столом, игра 3) интерактивные методы: деловая, ролевая игра, проект) В   подготовительной   работе   чаще   всего   используются   такие   формы   взаимодействия организаторов, как инициативная группа, совет дела, творческая группа. При их формировании важно соблюдать принципы добровольности и интереса.  Форма классного часа и место его проведения могут быть различными ­ в зависимости от пожеланий его участников, от особенностей избранного содержания и деятельности. Наиболее часто они проводились в учебных кабинетах, значительно реже местом их проведения становились лесная поляна, берег реки, клуб, школьный двор, краеведческий музей.  Четвертый шаг ­ это индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа. Составление  учителем  совместно  с другими  организаторами  сценарного плана классного часа. Ее содержание и способы организации обусловлены выбором темы предстоящего разговора и технологии его подготовки. Например, в подготовительной работе к классному часу «Мир моих увлечений. Я – филателист» сочетаются приемы и методы как индивидуальной, так и групповой деятельности. Успешное проведение этого классного часа во многом зависит, с одной стороны от того,   насколько   один   ученик.,   увлекающийся   филателией,   сможет   подготовить   интересное представление своего хобби и коллекции почтовых марок о спорте, а с другой ­ от того, насколько умело и творчески сумеют разработать и воплотить свой замысел творческие группы учащихся «Викторина»,   «Реклама»,   «Сюрприз».   Например,   первой   группе   предстоит   организовать викторину   об   отечественных   достижениях   и   героях   спорта,   изображенных   на   марках,   второй группе ­ предложить несколько вариантов участия одноклассников в рекламных роликах (паузах) о филателии и спорте, а третьей ­ пригласить на классный час руководителя клуба филателистов городского   Дома   детского   творчества.   Разумеется,   что   не   остается   без   дела   и   классный руководитель. Он не только готовит свое выступление о значении увлечения в развитии человека, но и выполняет роль консультанта и координатора совместных усилий по подготовке классного часа.   Педагог   старается   сделать   все   для   того,   чтобы   готовящееся   действо   было   полезным   и интересным для большинства учащихся, способствовало проявлению и развитию их субъектности, индивидуальности, творчества. Пятый  шаг ­ проведение классного часа. Во вступительной части классному руководителю необходимо обеспечить ясное понимание всеми   учащимися   темы   и   целей   классного   часа,   пробудить   желание   детей   принять   активное участие  в нем. Педагогу следует  позаботиться о том, чтобы воспитанники стремились  занять субъектную позицию. Для этого в начале классного часа и на последующих его этапах необходимо использовать приемы и методы актуализации («вызова») субъектного опыта учащихся, диалоговые и полилоговые формы общения. Главное   назначение основной   части   ­ это   создать   для   членов   классного   коллектива максимальное количество возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и творческих   способностей.   На   данном   этапе   можно   провести   мини­конкурсы   с   творческим заданиями,   презентацию   интересов   и   увлечений   учащихся,   смотр   их   достижений   в   учебной, досуговой   и   других   видах   деятельности,   психолого­педагогические   тренинги   умений   и личностных   качеств,   упражнения   для   самопознания   и   саморазвития   школьников.   Правильно поступают те классные руководители, которые создают не одну, две или три подобные ситуации, а целую систему, позволяющую каждому ребенку попробовать и оценить свои силы и попытаться стать лучшим среди одноклассников в каком­либо состязании. Трудно представить личностно­ ориентированный классный час без построения ситуаций выбора для учащихся.  Заключительную часть классного часа необходимо использовать для анализа совместной деятельности и подведения ее итогов, для составления плана действий по решению обсужденных проблем, для определения индивидуальных и групповых заданий.  Шестой шаг ­ анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению. Существуют различные схемы, формы, методы и приемы анализа и оценки эффективности классного часа и проведенной работы по его организации. Критериальный аппарат для   выявления   результативности   личностно­ориентированного   классного   часа   может включать следующие критерии: 1) личностная значимость для учащихся; 2) комфортность, благоприятный психологический климат; 3) возможность для проявления и развития индивидуальности и творческих способностей школьников; 4) обогащенность жизненного опыта учащихся; 5) духовно­нравственная ценность; 6) вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа; Завершая   разговор   об   организационно­методических   аспектах   личностно   ­ ориентированного классного часа, следует особо подчеркнуть, что успешность проведения такого часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но и от того, насколько основополагающие идеи­принципы личностно­ориентированного подхода поняты и приняты учителем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо. Такой классный час нельзя проводить по указке сверху. Он не может готовиться на основе «слепого» воплощения технологических инструкций. Для созидания личностно­ориентированного взаимодействия  педагогу  необходимо  безгранично верить  и  доверять  ученикам,  видеть  смысл педагогической деятельности не в формирующем воздействии на детей, а в стимулировании и поддержке их внутренних сил и стремлений к саморазвитию.  Заключение.      Таким образом личностно­ориентированный подход учитель может реализовать, если будет придерживаться следующих правил: 1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, верить в нее. 2. Организовать     «атмосферу успеха», помогать детям обретать уверенность в своих силах и способностях. 3.  Не   выделять   недостатки   ребенка,  а   устранять  их,   не   нанося   ущерба   личному  достоинству ребенка. 4.  Завоевывать уважение и доверие учеников. Как скоро может быть осуществлен переход к модели личностно­ориентированной школы? Это процесс достаточно длительный и зависит он от нас с вами . Познай себя,  мой маленький друг, Узнай друзей и мир вокруг. Расти Человеком! Я помогу.    К добрым делам тебя поведу. Практическая часть: В своем классе совместно с родителями и детьми мы провели классный час личностно­ ориентированной направленности в форме устного журнала на темы «Почему болят зубы?» Рассмотрим подготовку и проведение классного часа по шагам. 1 шаг – на родительском собрании поступил запрос от родителей провести классный час с  детьми о гигиене органов чувств и профилактики заболевания зубов.  2 шаг – проведя с детьми анкету, стало ясно что дети мало что знают о строении зуба и как за ними ухаживать, и тем более зачем их вовремя лечить. 3 шаг­была выбрана группа помощников из детей, а также участие родителей. 4 шаг – группа помощников провели с детьми опрос об уходе за зубами и совместно со  мной обработали ответы, а также посетили библиотеку, где познакомились с информацией,  которую они должны были донести до своих одноклассников. 5 шаг – группа помощников распределили между собой которую они должны были  донести, а так же пригласили в помощь стоматолога (родителя). 6 шаг – в проведении классного часа участвовали дети, родители и классный  руководитель. 7 шаг­ при подведении итогов классного часа дети приготовили рисунки о том, что больше всего им запомнилось. Было решено оформить всю информацию в виде проекта.

Выступление по теме "Личностно - ориентированный классный час: особенности содержания и организации."

Выступление по теме "Личностно - ориентированный классный час: особенности содержания и организации."

Выступление по теме "Личностно - ориентированный классный час: особенности содержания и организации."

Выступление по теме "Личностно - ориентированный классный час: особенности содержания и организации."

Выступление по теме "Личностно - ориентированный классный час: особенности содержания и организации."

Выступление по теме "Личностно - ориентированный классный час: особенности содержания и организации."

Выступление по теме "Личностно - ориентированный классный час: особенности содержания и организации."

Выступление по теме "Личностно - ориентированный классный час: особенности содержания и организации."

Выступление по теме "Личностно - ориентированный классный час: особенности содержания и организации."

Выступление по теме "Личностно - ориентированный классный час: особенности содержания и организации."

Выступление по теме "Личностно - ориентированный классный час: особенности содержания и организации."

Выступление по теме "Личностно - ориентированный классный час: особенности содержания и организации."

Выступление по теме "Личностно - ориентированный классный час: особенности содержания и организации."

Выступление по теме "Личностно - ориентированный классный час: особенности содержания и организации."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2017