Выступление"Православие и культура"
Оценка 4.6

Выступление"Православие и культура"

Оценка 4.6
docx
16.06.2024
Выступление"Православие и культура"
Выступление Михаило -Архан. чтения Мурушкина Н,Б,2.docx

 

МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. Дергачи Саратовской области

 

 

 

 

Выступление

на тему: «Православие и культура»

Подготовил: педагог - психолог Мурушкина Наталия Борисовна

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание

Введение

1.                 Роль Русской  Православной церкви в ДОУ

2.                 Приобщение детей к православию

3.                 Направления работы

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

Воспитание – самое святое из всех святых дел.
Святитель Феофан Затворник.

Духовно-нравственное воспитание одна из наиболее важных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

В современном российском обществе нельзя быть культурным, образованным человеком, не зная основ культуры, которая базируется на православии. Православная культура является основой воспитания подрастающего поколения. Говоря о православных ценностях, мы говорим о тех самых качествах человеческой души, которые много веков были присущи нашему русскому человеку, составляли неотъемлемую часть его жизни: это любовь к Богу, любовь к ближнему во всех её проявлениях,  любовь к Отечеству.

Таким образом, Русская Православная Церковь имеет огромное значение в развитии отечественной культуры, включая ее влияние на дошкольные образовательные учреждения.  Она формирует и сохраняет национальную идентичность, мировой цивилизации, определяющую роль Православия в складывании культурных и духовно – нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства, а также богатейший многовековой положительный педагогический опыт мировой православной традиции, способный реально противостоять нарастающим негативным социальным тенденциям современности.                               Считаю, что правильно организованное и систематическое обучение основам православной культуры будет способствовать воспитанию высоконравственной и культурной личности.

Цель: развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

Реализуя задачи, педагоги нашего ДОУ стараются развивать и воспитывать детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, формируют у воспитанников морально-нравственные установки, ценности, воспитывают любовь к Родине, семье, создают условия творческого развития.

         1.  Роль Русской Православной Церкви в ДОУ

Русская Православная Церковь играла и продолжает играть важную роль в формировании  ценностей у детей в ДОУ. Церковные традиции и учения помогают детям осознать и ценить такие ценности, как добро, милосердие, справедливость, терпимость и любовь к ближнему. Религиозные праздники и обряды также помогают детям понять и ощутить эти ценности на практике.                                       Развитие этики Русской Православной Церкви способствует развитию этических норм и правил у детей в ДОУ. Она помогает детям понять различие между правильным и неправильным поведением, учит этике взаимоотношений, уважению к другим людям, трудолюбию и ответственности. Церковные обряды и обучение моральным принципам помогают детям развивать этическое сознание и поведение. Духовное развитие Русской Православной Церкви - важная роль в духовном развитии детей. Она помогает детям понять и оценить свою внутреннюю жизнь и осознание себя как части более высокой силы или сущности. Церковные обряды, молитвы и духовные практики позволяют развивать свою духовность и понимание своего места в мире.

2. Приобщение детей к православию через культуру .

Довольно часто в последнее время нам приходится слышать о духовно-нравственном воспитании. О необходимости этого высказывается не только Церковь.

Осознав необходимость воспитания детей в духовных традициях, Президент России Владимир Путин сказал: “Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры, вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни”.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций всегда формировало личность, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение, формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образовании нравственных навыков. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его социальное развитие и гармоничное формирование личности. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

 

                                      3.Направления работы с детьми 

                       Приобщение детей к православию через культуру является эффективным и интересным способом формирования их духовных и культурных ценностей. Мероприятия, связанные с православием, помогают детям лучше понять и оценить наследие этой веры, развивают их творческое мышление и способствуют формированию моральных ценностей.

             Русская Православная Церковь является не только религиозной организацией, но и важным духовным центром для российского народа. Церковь предлагает верующим моральные и этические принципы, которые лежат в основе отечественной культуры. Религиозные обряды, молитвы, праздники и обычаи, связанные с Православием, играют значительную роль в формировании национальной идентичности и культурного самосознания русского народа. Наиболее эмоциональный отклик в душе детей, дающие духовные ростки, вызывают народные и православные праздники.

           Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. Детскому восприятию присуща удивительная особенность. В памяти остается незабываемое осеннее многоцветье к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, березки — на Троицу, ванильный вкус куличей, красные свечи и крашенки на Пасху , а народные гуляния на Масленицу. У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своё звучание, своя музыка. Уже в младшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать радостную атмосферу праздников. Учитывая то, что дошкольники находятся еще в том возрасте, когда все события ими воспринимаются очень эмоционально, во время проведения праздников важно создать радостную атмосферу. Перед праздниками Светлого Христова Воскресенья, Рождества Христова, Троицы, Масленицы, разъяснять некоторые обряды, обычаи, слова, связанные с данным праздником. На Пасху принято красить яйца; на праздник Троицы у христиан существует обычай украшать дома, комнаты зелеными ветвями и цветами. Весенняя зелень и цветы указывают на обновление людей силой, сошедшего на них Святого Духа. На Рождество нужно делать с детьми ангелов и украшать рождественскую елку, на Масленицу сжигать чучело Масленицы и лакомиться блинами.  Так же одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются  беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. И почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.

           Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, духовное пение, слушание колокольных звонов. Мы стараемся, чтобы дети прошли путь от русского фольклора близкого и доступного детскому пониманию, через детскую музыкальную классику, до вершин творчества русских композиторов и духовного пения, опять же доступных детям.     Музыка также является важным аспектом отражения идей Православия в искусстве. Русская хоровая музыка, написанная для Богослужений, имеет особую атмосферу и глубину. Многие композиторы, такие как Пётр Ильич Чайковский, Сергей Рахманинов и Михаил Иванович Глинка, создали произведения, которые вдохновлены духовностью Православия.

Православная церковная музыка, которая включает хоровое пение и богослужебные мелодии, имеет особое место в православном богослужении. Эта музыка отражает сакральность и поклонение перед Богом, создавая атмосферу покоя и возвышенности.

          Знакомство с православным храмом, его архитектурной, особенностью, его назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме экскурсии в Храм Михаило- Архангела.  Дети при желании ставят свечи за здоровье своих мам и пап и всех других близких.

          Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, мы рассказываем о том, что первыми русскими художниками – живописцами были изобразители церковной живописи.

 Литература также отражает идеи Православия. Многие русские писатели, такие как Федор Достоевский, Лев Толстой и Андрей Рублев, исследуют темы веры, морали и духовности в своих произведениях. Они часто обращаются к символике и религиозным мотивам, чтобы передать глубинные мысли и идеи.

Чтение литературы и просмотр фильмов. Предоставление детям книг и фильмов, связанных с православной культурой, помогает им углубить свои знания и понимание о православии.

Эти примеры только некоторые из множества способов, которыми идеи Православия отражаются в различных видах искусства. Они создают своеобразную атмосферу и визуальное представление православной веры, способствуя ее передаче и пониманию.

                                                    Заключение

Русская Православная Церковь играет важную роль в развитии отечественной культуры в дошкольных образовательных учреждениях . Она помогает формировать ценности, развивать этику и духовность детей. Практики Русской Православной Церкви включают организацию церковных праздников и обрядов, обучение религиозной этике и морали, а также проведение молитв и духовных практик. Все это способствует формированию гармоничной и цельной личности у детей и развитию их культурного наследия. Приобщение детей к православию через культуру имеет большое значение для их духовного, морального и культурного развития. Методы и активности, представленные в данном докладе, помогают детям лучше понять и оценить православное наследие, а также формируют у них уважение к культурному разнообразию и традициям.

Таким образом, Русская Православная Церковь играет важную роль в развитии отечественной культуры, а также в отражении идей Православия в различных видах искусства. Ее влияние простирается на многие аспекты культуры, включая архитектуру, живопись, музыку и литературу, и она остается значимым источником вдохновения и духовности для многих русских художников и творцов искусства.

Церковь играла и продолжает играть важную роль в формировании и сохранении национальной идентичности, моральных ценностей и традиций .

Список использованной литературы

1.     https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/276248-kultura-i-pravoslavie

2.     https://www.turboreferat.ru/culture/rol-pravoslaviya-v-russkoj-kultury/63182-322531-page1.html

3.     https://works.doklad.ru/view/oDMhkqAwD_E.html

4.     https://infourok.ru/referatvliyanie-pravoslavnih-cerkvey-na-russkuyu-kulturu-611498.html

5.     https://global-echo.ru/rossiya/vliyanie-pravoslaviya-na-russkuyu-kulturu.html

6.     https://studbooks.net/501103/religiovedenie/vliyanie_pravoslaviya_russkuyu_kulturu


 

Скачано с www.znanio.ru

МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п

МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п

Содержание Введение 1.

Содержание Введение 1.

Введение Воспитание – самое святое из всех святых дел

Введение Воспитание – самое святое из всех святых дел

Родине, семье, создают условия творческого развития

Родине, семье, создают условия творческого развития

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образовании нравственных навыков

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образовании нравственных навыков

Троицу, ванильный вкус куличей, красные свечи и крашенки на

Троицу, ванильный вкус куличей, красные свечи и крашенки на

Богослужений, имеет особую атмосферу и глубину

Богослужений, имеет особую атмосферу и глубину

Практики Русской Православной Церкви включают организацию церковных праздников и обрядов, обучение религиозной этике и морали, а также проведение молитв и духовных практик

Практики Русской Православной Церкви включают организацию церковных праздников и обрядов, обучение религиозной этике и морали, а также проведение молитв и духовных практик
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2024