Тема урока: Вывихи, переломы, виды переломов. Первая помощь при вывихах и переломах.
Цель занятия:
1.Образовательная: Обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся, основных правил оказания первой помощи при травмах конечностей и применять их в критических ситуациях. Усвоение учащимися знаний об особенностях повреждений опорно - двигательного аппарата (переломах, ушибах, растяжении, вывихах); объяснить алгоритмы оказания первой помощи при возникновении травм (основные приёмы), срочность ее оказания, знание и умение оказывающего первую помощь. Научить различать травмы по внешним признакам, выделять приоритетные проблемы пострадавшего в возникшей ситуации.
2.Развивающая: Развитие у учащихся, навыков оказания первой доврачебной помощи при вывихах, растяжении и переломах. Продолжить формирование умения анализировать получаемую информацию и навыков работы с различными источниками информации, содействовать возникновению познавательной и исследовательской деятельности.
3. Воспитательная: Осознать, что целостность и полное функционирование опорно- двигательной системы является одним из главных условий физической составляющей здоровья человека и одним из условий активного образа жизни. Предупреждение травм и других поражений.
Целевые установки урока.
Предметные результаты:
· уяснить понятие первая помощь пострадавшим и её значение;
· определить алгоритм оказания первой помощи;
· использовать приёмы оказания первой помощи
Метапредметные результаты:
· понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
· выдвигать предложения и доказывать их;
· уяснить основные термины и понятия, относящиеся к характеристикам первой доврачебной помощи;
· отвечать на контрольные вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
· осознавать необходимость ответственного, отношения к своему здоровью и оказанию первой помощи;
· осознавать ответственное отношение к учению, быть готовым к саморазвитию и самообразованию
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель: Приветствую учащихся, проверяю готовность к уроку
2. Актуализация опорных знаний.
Цель: Проверка усвоения пройденного материала по теме «Виды кровотечений. Доврачебная помощь при кровотечениях.
1) Задания-соответствия
Класс делится на две группы
Проверка усвоения пройденного материала по теме « Виды кровотечений». Доврачебная помощь при кровотечениях (карточки – задания. см. приложение №1). Оценивание.
Учитель: У вас на столах лежат карточки с заданиями-соответствиями. В парах обучающиеся выполняют “задания – соответствия” (карточка № 1, № 2).
Учитель: Кто желает зачитать полученные ответы? (зачитывают)
У кого есть дополнения? (дополняют)
3. Целеполагание и мотивация обучающихся. Определение темы урока и задач.
Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Определение темы и задач урока.
Рассмотрение ситуаций – оценки (следует оценить реальную ситуацию определить тему и задачи на урок).
Представьте ситуацию - «Двое подростков играли в недостроенном доме. Один из нихсбегая по лестнице, споткнулся и упал, скатившись по ней почувствовал при этом острую сильную боль в руке, где появилась рана, которая кровоточит, второй помогая товарищу выбраться со стройки неудачно поставил ногу, и подвернул её, почувствовал сильную боль в голеностопном суставе, сустав при этом быстро опух
Учитель: Знакомая ситуация?
Что произошло с подростками?
Ответ: Возможно перелом и вывих
Учитель: По каким признакам вы определили, что это перелом и вывих?
Ответ: Боль, рана, кровотечение неестественно вывернутая стопа, образование опухоли.
Учитель: Сформулируете тему нашего урока, а также задачи.
Ответ: Переломы и вывихи. Как оказать первую помощь в данной ситуации
Учитель: Тема сегодняшнего урока – Первая помощь при травмах верхних и нижних конечностей.
4.Изучение нового материала.
Цель: актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала.Рассмотрение ситуаций – оценки их (следует оценить реальную ситуацию определить тему и задачи на урок).
Перелом- полное или частичное нарушение целостности кости в результате падения, удара, сдавливания, перегиба или другого механического воздействия.
Вывих- смещение кости в суставе из нормального положения. Если суставные поверхности костей перестают соприкасаться друг с другом, то вывих называется полным.
Общие признаки перелома, вывиха.
- Резкая боль, усиливающаяся при любом движении и нагрузке на конечность, нарушение её функции.
-Появление отечности и кровоподтека в зоне перелома.
- Укорочение конечности.
- Патологическая(ненормальная) подвижность кости.
- Острые края обломков и хруст(крепитация) при легком надавливании.
- При вывихе – смещение кости в суставе из нормального положения.
- Основные признаки открытого перелома:
- наличие раны в месте перелома;
- кровотечение из раны,
- наличие обломков кости в ране.
- неестественное положение конечности,
- боль в области раны / деформации конечности, гематома в области перелома (увеличение конечности в объеме).
Признаки закрытого перелома:
- острая боль;
- отечность в зоне перелома;
- гематома в месте образования повреждения;
- нарушение функции кости;
- деформация;
- патологическая подвижность;
- крепитация (характерный хруст, обусловленный подвижностью отломков). нарушение прямолинейности и появление «ступеньки» в месте перелома.
Переломы не всегда легко распознать, поэтому в сомнительных случаях (вывихах) первую помощь оказывают так, как будто это перелом. Основное правило оказания первой помощи при переломах – выполнение в первую очередь тех приемов, от которых зависит сохранение жизни пораженного:
1. остановка артериального кровотечения;
2. предупреждение травматического шока;
3. наложение стерильной повязки на рану и проведение иммобилизации табельными или подручными средствами.
.
Учитель: Запишем определение.
Иммобилизация – обездвиживание, фиксирование места перелома (как правило, конечности).
Учитель: Неправильно выполненная иммобилизация может принести вред. Так, недостаточная иммобилизация закрытого перелома, может превратить его в открытый и тем самым утяжелить травму и ухудшить состояние пострадавшего.
При открытом переломе?
- освободить рану от одежды (снять или разрезать ткань),
- при наличии кровотечения, его обязательно необходимо остановить. Наилучшим вариантом будет жгут;
- обработать рану антисептиком, края раны йодом или зеленкой, чтобы исключить давление, желательно обложить выступающие отломки костей ватными или бинтовыми тампонами наложить на рану в области перелома стерильную повязку;
-дать обезболивающее (если оно есть);
-провести иммобилизацию конечности в том положении, в котором она оказалась в момент повреждения;
- недопустимо перемещение пострадавшего без шины.
-доставить пострадавшего в медучреждение;
При закрытом?
- обеспечить неподвижность поврежденного участка тела;
уменьшить боль с помощью холодных компрессов — для этого подойдет лед или пакет с замороженными продуктами, который надо завернуть в ткань;
-провести иммобилизацию;
-дать обезболивающее;
-доставить пострадавшего в медучреждение;
При переломах ключицы и лопатки верхнюю конечность подвесить на косынке. При переломах плечевой кости и костей предплечья нужно с наружной и внутренней поверхностей конечности наложить шины, руку подвесить на косынке.
При вывихе?
- нельзя пытаться вправить вывих самостоятельно!
- приложить на травмированную зону что-нибудь холодное (лучше пузырь со льдом, предварительно обернув его тканью) на 20 минут;
- дать обезболивающее;
- обеспечить доставку пострадавшего в медучреждение.
Учитель: Сделайте вывод о том, какие травмы наиболее опасны (открытые или закрытые) и почему? (Аргументируйте свой ответ.)
В оказании помощи при переломах и повреждениях суставов главное – надёжная и своевременная иммобилизация повреждённой части тела. Этим достигается неподвижность повреждённой части тела, что приводит к уменьшению боли и предупреждает усиление травматического шока. Устраняется также опасность дополнительного повреждения и снижается возможность инфекционных осложнений. Временную иммобилизацию проводят как правило при помощи стандартных шин, а при их отсутствии – подручными материалами: доски, палки, фанера, картон, свернутые журналы, весла, зонтики и т.д. В исключительных случаях допускается транспортная иммобилизация путём прибинтовывания повреждённой конечности к здоровой части тела: верхней к туловищу – нижней к здоровой ноге.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.