Демонстрационный вариант ЕГЭ 2024 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему.
Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Проанализируйте указанную смысловую связь междупримерами - иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Задачи урока:
образовательные:
познакомить с понятием «проблема текста», с видами проблем;
формировать умение выявлять проблему текста;
формировать умение формулировать проблему;
развивающие:
развитие творческих способностей;
развитие логического мышления
воспитательная:
воспитывать интерес и внимание к слову
Методы обучения:
Методы учебно-познавательной деятельности: словесные (эвристическая беседа); наглядные (таблица); практические (работа с текстом,); познавательные (усвоение нового материала путем самостоятельного размышления над проблемными ситуациями); анализ, сравнение, обобщение.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: эмоциональные (удовлетворение желания быть значимой личностью); познавательные (создание проблемной ситуации, поиск вариантов решений, творческие задания); волевые); социальные (сотрудничество, заинтересованность в результатах коллективной работы).
Актуализация:
Наша задача – в течение урока ответить на ключевые вопросы, касающиеся темы:
Что такое проблема?
Как выявить проблему текста?
Как сформулировать проблему текста?
Задание: Ответьте на первый вопрос, используя словарь.
Ответ:
1) Проблема (от греч.) – задача, вопрос, требующий исследования, разрешения. Например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни и т.д.
2) Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мира, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многие другие.
Задание 1:
1) Продолжите фразу, подобрав определения:
Проблема может быть важной, ...
(актуальной, серьёзной, спорной, животрепещущей, злободневной, острой, назревшей, наболевшей и т.д.)
2) Познакомьтесь с видами проблем:
философские затрагивают общие особенности развития природы, общества, мышления;
социальные касаются устройства и жизни общества;
политические связаны с деятельностью государственной власти, партий, общественных групп;
экологические отражают взаимодействие человека и природы;
нравственные связаны с внутренними духовными качествами, с определенными правилами поведения.
Задание2.
Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствие.
1 | В чём опасность политики национализма? | А. | Философская |
2 | Можно ли избежать социальной несправедливости? | Б. | Политическая |
3 | В чём смысл человеческой жизни? | В. | Экологическая |
4 | Нужно ли заботиться об окружающих людях? | Г. | Нравственная |
5 | Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы? | Д. | Социальная |
Задание 3
соотнесите темы и проблемы, которые могут быть подняты в текстах (к одной теме может относиться несколько проблем)
Темы | Проблемы |
роль книги | проблема сохранения человеческого достоинства |
Примечание:
Определяя проблему, задумайтесь над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества.
Помните, что конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии в тексте и т.п. – это иллюстрация, пример проявления какой-либо идеи, рассматриваемой автором.
Значит, формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
Алгоритм выявления проблемы:
Анализ поступков, отношений и речи героев;
(+) или (–) качества отражаются в них?
Подберите абстрактные существительные для их характеристики: честь, долг,эгоизм…
Сформулируйте проблему, используя ключевые слова.
Помните: Автором проблема
затронута | поставлена |
Формулирование проблемы:
Проблему текста следует не только выявить, но и грамотно сформулировать. Есть разные способы формулировки:
Первый способ:
обозначение отрицательного явления:
- проблема загрязнения окружающей среды;
-проблема отсутствия системы в воспитании.
нейтральное (безоценочное) слово отношение или влияние:
-проблема отношения молодёжи к классической музыке;
-проблема влияния природы на человека;
Отглагольное существительное, показывающее процесс необходимых действий:
-проблема необходимости вовлечения общества в решение вопроса…
-проблема создания эффективного механизма…
Второй способ:
вопросительное предложение:
Точка зрения автора ----------------------вопросительное предложение
сочетание слова «проблема» с существительным в родительном падеже : (проблема чего?): проблема воспитания детей;
Задание: прочитайте текст.
Пробочное воспитание.
В семье Сверла радостное событие: сын родился.
Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!
И назвали сына Штопором.
Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится.
Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству.
Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.
Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился?
(Ф. Кривин)
Выявление и формулировка проблемы текста
– Кого мы узнаём в олицетворенных образах неодушевлённых предметов?
(Мы узнаём родителей, которые из лучших побуждений оберегают сына от жизненных трудностей, но таким образом только балуют его, превращая в лентяя, не приспособленного к серьёзному труду и самостоятельной жизни.)
– Какую проблему ставит перед читателем писатель Феликс Кривин?
(Воспитание молодого поколения.)
– Какие вопросы волнуют автора?
(Как следует воспитывать детей? Почему дети порой становятся избалованными, не приспособленными к жизни?)
– Какая проблема (в виде повествовательного предложения): автор размышляет над проблемой воспитания; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии.
Примечание:
Сложность выделения проблемы:
в одном тексте может быть затронуто несколько проблем;
главное в этом случае – попытаться выделить основную проблему и работать именно с ней.
Задание:
Укажите проблему, которая не рассматривается автором текста:
У человека самая яркая пора – детство. Всё, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна - остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесённые в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет.
(В.Солоухин)
1) Какова роль детства в жизни человека?
2) Почему всё, что связано с детством, представляется прекрасным?
3) Почему воспоминания детства всегда волнуют нас?
4) Какое влияние на формирование личности ребёнка оказывают родители?
Редактирование проблемы:
Исходный вариант | Отредактированный вариант |
1) Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах. | 1) Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтов. |
2) Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман. | 2) Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман. |
3) В тексте поднимается проблема национализма народов. | 3) В тексте поднимается проблема межнациональной вражды. |
4) Ю. Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов. | 4) Ю. Лотман предлагает читателям задуматься над проблемой межнациональных конфликтов. |
5) Автор текста предлагает задуматься над проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации? | 5) Автор текста предлагает задуматься над проблемой: можно ли избежать межнациональных конфликтов. |
Помните! | Неправильно выделенная проблема - угроза содержанию всего сочинения! |
Итоги урока и рефлексия:
Метод пяти пальцев
Мизинец- мыслительный процесс (Какие знания я получил?)
Безымянный- близость цели ( Чего я достиг?)
Средний –состояние духа ( Что с моим настроением?)
Указательный – помощь ( Чем я сегодня помог окружающим?)
Большой – физическая форма ( Что сделал для своего здоровья?)
Д/З:
напишите сочинение-рассуждение на тему: «Способно ли искусство преобразовать мир?»
Подберите примеры из литературы, живописи, театра, кинои и др., например, репродукции картин П.Пикассо «Герника» (1937) и В.Верещагина «Апофеоз войны» (1871)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.