"Выявление и формулировка проблем исходного текста" Урок-практикум по русскому языку в 10 классе
Оценка 4.7

"Выявление и формулировка проблем исходного текста" Урок-практикум по русскому языку в 10 классе

Оценка 4.7
Разработки курсов
pptx
русский язык +1
11 кл
17.12.2023
"Выявление и формулировка проблем исходного текста" Урок-практикум по русскому языку в 10 классе
обучение учащихся выявлению и формулировке проблемы текста, подготовка к ЕГЭ по русскому языку
выявление и формулировка проблемы текста. 10 класс.pptx

Выявление и формулировка проблем исходного текста

Выявление и формулировка проблем исходного текста

Выявление и формулировка проблем исходного текста

Урок-практикум
10 класс
Учитель: Урбшас Н.Б.

2023

Цель: Научить выявлять и формулировать проблему текста

Цель: Научить выявлять и формулировать проблему текста

Цель:

 Научить выявлять и формулировать проблему текста
Подготовить к написанию сочинения-рассуждения (задание 27 часть 2 ЕГЭ)

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2024 г

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2024 г

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2024 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс


Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему.
Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами - иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.
Объём сочинения – не менее 150 слов.

Задачи урока: образовательные: познакомить с понятием «проблема текста», с видами проблем; формировать умение выявлять проблему текста; формировать умение формулировать проблему; развивающие: развитие творческих способностей; развитие…

Задачи урока: образовательные: познакомить с понятием «проблема текста», с видами проблем; формировать умение выявлять проблему текста; формировать умение формулировать проблему; развивающие: развитие творческих способностей; развитие…

Задачи урока:

образовательные:
познакомить с понятием «проблема текста», с видами проблем;
формировать умение выявлять проблему текста;
формировать умение формулировать проблему;
развивающие:
развитие творческих способностей;
развитие логического мышления
воспитательная:
воспитывать интерес и внимание к слову

Методы обучения : Методы учебно-познавательной деятельности: словесные (эвристическая беседа); наглядные (таблица); практические (работа с текстом,); познавательные (усвоение нового материала путем самостоятельного размышления над проблемными ситуациями);…

Методы обучения : Методы учебно-познавательной деятельности: словесные (эвристическая беседа); наглядные (таблица); практические (работа с текстом,); познавательные (усвоение нового материала путем самостоятельного размышления над проблемными ситуациями);…

Методы обучения:

Методы учебно-познавательной деятельности: словесные (эвристическая беседа); наглядные (таблица); практические (работа с текстом,); познавательные (усвоение нового материала путем самостоятельного размышления над проблемными ситуациями); анализ, сравнение, обобщение.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: эмоциональные (удовлетворение желания быть значимой личностью); познавательные (создание проблемной ситуации, поиск вариантов решений, творческие задания); волевые); социальные (сотрудничество, заинтересованность в результатах коллективной работы).

Д. Бернал (английский физик и общественный деятель

Д. Бернал (английский физик и общественный деятель

Д. Бернал (английский физик и общественный деятель



Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение…

Актуализация: Наша задача – в течение урока ответить на ключевые вопросы, касающиеся темы:

Актуализация: Наша задача – в течение урока ответить на ключевые вопросы, касающиеся темы:

Актуализация:

Наша задача – в  течение урока ответить на ключевые вопросы, касающиеся темы:
Что такое проблема?
Как выявить проблему текста?
Как сформулировать проблему текста?

Задание: Ответьте на первый вопрос, используя словарь.

Ответ:
1) Проблема (от греч.) – задача, вопрос, требующий исследования, разрешения. Например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни и т.д.
2) Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мира, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многие другие.

Задание 1 : 1) Продолжите фразу, подобрав определения:

Задание 1 : 1) Продолжите фразу, подобрав определения:

Задание 1:

1) Продолжите фразу, подобрав определения:
Проблема может быть важной, ...
(актуальной, серьёзной, спорной, животрепещущей, злободневной, острой, назревшей, наболевшей и т.д.)
2) Познакомьтесь с видами проблем:
философские затрагивают общие особенности развития природы, общества, мышления;
социальные касаются устройства и жизни общества;
политические связаны с деятельностью государственной власти, партий, общественных групп;
экологические отражают взаимодействие человека и природы;
нравственные связаны с внутренними духовными качествами, с определенными правилами поведения.

Задание 2. Определите, к какому типу относятся указанные проблемы

Задание 2. Определите, к какому типу относятся указанные проблемы

Задание2.

Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствие.

1

В чём опасность политики национализма?

А.

Философская

2

Можно ли избежать социальной несправедливости?

Б.

Политическая

3

В чём смысл человеческой жизни?

В.

Экологическая

4

Нужно ли заботиться об окружающих людях?

Г.

Нравственная

5

Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы?

Д.

Социальная

Выявление проблемы. Иногда автор чётко формулирует проблему

Выявление проблемы. Иногда автор чётко формулирует проблему

Выявление проблемы.

Иногда автор чётко формулирует проблему.
Но экзаменационные тексты проверяют сознательное чтение.
Видимо, явной формулировки проблемы не будет.
Необходимо будет самостоятельно выявить проблематику текста.

Задание 3 соотнесите темы и проблемы, которые могут быть подняты в текстах (к одной теме может относиться несколько проблем)

Задание 3 соотнесите темы и проблемы, которые могут быть подняты в текстах (к одной теме может относиться несколько проблем)

Задание 3

соотнесите темы и проблемы, которые могут быть подняты в текстах (к одной теме может относиться несколько проблем)

Темы  

Проблемы

роль книги
музей язык природа                                     война                                         честь и     достоинство             спор,  дискуссия                     человек, любящий свою родину                
                                                                                                                                              

проблема сохранения человеческого достоинства
проблема отношения человека к природе
проблема исторической памяти
проблема патриотизма
проблема нравственного воспитания
проблема экологии языка
проблема общения
экологическая проблема
проблема сохранения духовного наследия
проблема бережного отношения к языку
проблема мужества
проблема сохранения чести и достоинства
проблема этики, хороших манер

Примечание: Определяя проблему, задумайтесь над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества

Примечание: Определяя проблему, задумайтесь над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества

Примечание:

Определяя проблему, задумайтесь над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества.
Помните, что конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии в тексте и т.п. – это иллюстрация, пример проявления какой-либо идеи, рассматриваемой автором.
Значит, формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Алгоритм выявления проблемы: Анализ поступков, отношений и речи героев; (+) или (–) качества отражаются в них?

Алгоритм выявления проблемы: Анализ поступков, отношений и речи героев; (+) или (–) качества отражаются в них?

Алгоритм выявления проблемы:

Анализ поступков, отношений и речи героев;
(+) или (–) качества отражаются в них?
Подберите абстрактные существительные для их характеристики: честь, долг,эгоизм…
Сформулируйте проблему, используя ключевые слова.
Помните: Автором проблема

затронута
поднята
сформулирована
исследована

поставлена
изложена
рассмотрена
выдвинута

Алгоритм формулировки проблемы:

Алгоритм формулировки проблемы:

Алгоритм формулировки проблемы:

Выявить основную мысль, идею текста;
Записать в виде предложения;
Сформулировать, на какой вопрос отвечает это предложение;
Записать этот вопрос – проблему текста.

Формулирование проблемы: Проблему текста следует не только выявить, но и грамотно сформулировать

Формулирование проблемы: Проблему текста следует не только выявить, но и грамотно сформулировать

Формулирование проблемы:

Проблему текста следует не только выявить, но и грамотно сформулировать. Есть разные способы формулировки:

Первый способ:
обозначение отрицательного явления:
- проблема загрязнения окружающей среды;
-проблема отсутствия системы в воспитании.
нейтральное (безоценочное) слово отношение или влияние:
-проблема отношения молодёжи к классической музыке;
-проблема влияния природы на человека;
Отглагольное существительное, показывающее процесс необходимых действий:
-проблема необходимости вовлечения общества в решение вопроса…
-проблема создания эффективного механизма…

Второй способ:
вопросительное предложение:
Точка зрения автора ----------------------вопросительное предложение
сочетание слова «проблема» с существительным в родительном падеже : (проблема чего?): проблема воспитания детей;

Задание : прочитайте текст. Пробочное воспитание

Задание : прочитайте текст. Пробочное воспитание

Задание: прочитайте текст.

Пробочное воспитание.
        В семье Сверла радостное событие: сын родился.
        Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!
        И назвали сына Штопором.
        Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится.
        Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится  Штопор сверлильному мастерству.
        Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.
        Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился?
(Ф. Кривин)

Выявление и формулировка проблемы текста –

Выявление и формулировка проблемы текста –

Выявление и формулировка проблемы текста

– Кого мы узнаём в олицетворенных образах неодушевлённых предметов?
(Мы узнаём родителей, которые из лучших побуждений оберегают сына от жизненных трудностей, но таким образом только балуют его, превращая в лентяя, не приспособленного к серьёзному труду и самостоятельной жизни.)
– Какую проблему ставит перед читателем писатель Феликс Кривин?
(Воспитание молодого поколения.)
– Какие вопросы волнуют автора?
(Как следует воспитывать детей? Почему дети порой становятся избалованными, не приспособленными к жизни?)
– Какая проблема (в виде повествовательного предложения): автор размышляет над проблемой воспитания; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии.

Примечание: Сложность выделения проблемы: в одном тексте может быть затронуто несколько проблем; главное в этом случае – попытаться выделить основную проблему и работать именно с…

Примечание: Сложность выделения проблемы: в одном тексте может быть затронуто несколько проблем; главное в этом случае – попытаться выделить основную проблему и работать именно с…

Примечание:

Сложность выделения проблемы:
в одном тексте может быть затронуто несколько проблем;
главное в этом случае – попытаться выделить основную проблему и работать именно с ней.
Задание:
Укажите проблему, которая не рассматривается автором текста:
У человека самая яркая пора – детство. Всё, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна - остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесённые в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет.
(В.Солоухин)
1) Какова роль детства в жизни человека?
2) Почему всё, что связано с детством, представляется прекрасным?
3) Почему воспоминания детства всегда волнуют нас?
4) Какое влияние на формирование личности ребёнка оказывают родители?

Редактирование проблемы: Исходный вариант

Редактирование проблемы: Исходный вариант

Редактирование проблемы:

Исходный вариант

Отредактированный вариант

1) Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах.

1) Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтов.

2) Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман.

2) Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман.

3) В тексте поднимается проблема национализма народов.

3) В тексте поднимается проблема межнациональной вражды.

4) Ю. Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов.

4) Ю. Лотман предлагает читателям задуматься над проблемой межнациональных конфликтов.

5) Автор текста предлагает задуматься над проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации?

5) Автор текста предлагает задуматься над проблемой: можно ли избежать межнациональных конфликтов.

Помните!

Неправильно выделенная проблема - угроза содержанию всего сочинения!

Итоги урока и рефлексия: Метод пяти пальцев

Итоги урока и рефлексия: Метод пяти пальцев

Итоги урока и рефлексия:

Метод пяти пальцев
Мизинец- мыслительный процесс (Какие знания я получил?)
Безымянный- близость цели ( Чего я достиг?)
Средний –состояние духа ( Что с моим настроением?)
Указательный – помощь ( Чем я сегодня помог окружающим?)
Большой – физическая форма ( Что сделал для своего здоровья?)

Д/З: напишите сочинение-рассуждение на тему: «Способно ли искусство преобразовать мир?»

Д/З: напишите сочинение-рассуждение на тему: «Способно ли искусство преобразовать мир?»

Д/З:

напишите сочинение-рассуждение на тему: «Способно ли искусство преобразовать мир?»

Подберите примеры из литературы, живописи, театра, кинои и др., например, репродукции картин П.Пикассо «Герника» (1937) и В.Верещагина «Апофеоз войны» (1871)

"Выявление и формулировка проблем исходного текста" Урок-практикум по русскому языку в 10 классе

"Выявление и формулировка проблем исходного текста" Урок-практикум по русскому языку в 10 классе

"Выявление и формулировка проблем исходного текста" Урок-практикум по русскому языку в 10 классе

"Выявление и формулировка проблем исходного текста" Урок-практикум по русскому языку в 10 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2023