Выявление и развитие одарённости младших школьников
Оценка 4.7

Выявление и развитие одарённости младших школьников

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
другое
1 кл—4 кл
04.11.2021
Выявление и развитие одарённости младших школьников
Младший школьный возраст период впитывания, накопления и усвоения знаний. Перед нами, учителями начальных классов, стоит основная задача способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
статья.docx

 Устинова Ю.В., учитель начальных классов  высшей квалификационной категории МАОУ «Гимназия №11 «Гармония»

 

«Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую следует зажечь». 

Плутарх

 

Выявление и развитие одаренности младших школьников


Младший школьный возраст период впитывания, накопления и усвоения знаний. Перед нами, учителями начальных классов, стоит основная задача способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

Кафедра уже не первый год работает над проблемой выявления и развития одарённых детей. " . Работа в тесном контакте родитель-учитель-психолог не только позволяет каждому учащемуся начальной школы получить необходимый объем знаний, умений, навыков, но и способствует формированию устойчивой мотивации к дальнейшему обучению, помогает раскрыть, развивает способности детей. У педагогов нашей кафедры накоплен большой опыт успешной работы в этом направлении.

Работа с одаренными детьми на кафедре начальных классов строится на следующих принципах:

•           принципе дифференциации и индивидуализации обучения;

•           принципе максимального разнообразия предоставляемых возможностей;

•           принципе возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, работу в НОУ;

•           принципе усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;

•           принципе создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

      Выявление одаренных детей проводится на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.

Эту работу мы начинаем уже с первого года обучения. Я, например, уже не первому набору даю домашнее задание родителям: написать «Письмо учителю». В нём они рассказывают о своём ребёнке: как он рос до школы, какой у него характер и привычки, как он общается со сверстниками и взрослыми, чем увлекается, что любит и что не любит, на что учителю надо обратить внимание. Ведь именно родители первыми видят творческий и интеллектуальный потенциал своего ребёнка, находясь в постоянном общении с ним.

    Затем в течение первой четверти собираю сведения о занятости детей во внеурочное время. Так, в первом классе на начало учебного года (взяла предыдущий набор) – из 2 6чел.- 25 чел. (96%).

   Во втором классе – из 26 чел.- 25чел. (96%), в третьем классе – из 26 чел. – 26 чел. (100%), а в четвёртом – из 26 чел. – 26 (100%). Такая информация наглядно показывает, чем увлекается ребёнок, в чем он наиболее успешен, каков вектор его развития вне школы. А значит мне, как учителю, важно правильно выбрать формы и методы развития детских способностей.

В своей работе наиболее эффективными технологиями по развитию интеллектуальных способностей учащихся считаю:

  1. технологию критического мышления;
  2. технологию личностно-ориентированного обучения;
  3. технологию проектной и исследовательской деятельности.

Как использую их, покажу на примере двух.

Сначала остановлюсь на уроке. Что использую?  

1.      Разноуровневые задания.

Прежде чем использовать их, провожу работу по определению общего уровня знаний учащихся, по склонности учащихся к различным способам работы (индивидуальной, групповой). Учитываю психологическую совместимость учащихся друг с другом, интерес к предмету. Используя данную технологию, стараюсь создать в классе атмосферу заинтересованности каждого ребенка в работе класса, стимулирую учащихся к высказываниям без боязни ошибиться, оцениваю деятельность ученика не только по конечному результату, а по процессу его достижения.

Дифференцированный подход позволяет мне добиться в классе хороших результатов в обучении учащихся.

 Уже на втором году обучения определяется группа детей, обладающих сильным интеллектуальным и творческим потенциалом. Их выделяю не только я, но и дети, которые, заметив их особые успехи, тянутся к ним за помощью, советом.

Решила их возможности использовать в урочной деятельности.

2.       Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе) очень помогает мне, как учителю. Благодаря ей на уроках и переменах царит творческая обстановка, атмосфера сотрудничества (придумывают, сочиняют, помогают друг другу). Стараюсь при ежемесячной рассадке детей учитывать это, т.е. за партой сидят двое, один из которых может помочь своему соседу в определённой области. Дети заинтересованы в успехах других. Стараются помогать друг другу.

Ведь психологический фактор в начальной школе – основа развития детей.

3.       Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам. Это даёт возможность выявить и проследить уровень развития детей в той или иной области.

4.      Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива). Это детям особенно нравится. Но такую работу начинаю вести с 3 класса. Во 2 классе предлагаю задания для домашнего выполнения на выбор. Это тоже позволяет проследить возможности ребёнка.

5.      Пятиминутки. Это традиционно использую в целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся. Своего рода «мозговой штурм». В рамках определённого предмета детям предлагаются различные здания, выходящие за рамки

6.    Прием «Пресс-конференция». Он основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера.

Например, урок окружающего мира по теме: «Форма Земли»

-Известно, что Земля имеет форму шара. Существует много научных доказательств этого факта. (Вопросы детей: Какие доказательства шарообразности Земли существуют? Какие доказательства были получены из космоса? Каким образом Магеллан доказал, что Земля имеет форму шара?)

          7. Прием «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.

Например, урок технологии по теме: «Оригами».

-Я держу в руках обычный лист бумаги. Как вы думаете, что из него можно сделать?

8. Прием «Диалог с текстом» использую для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение кластера при чтении сказки.

 

Что делаю во внеурочной деятельности? 

Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:

1. Внеклассная работа по предмету

2. Участие в школьных и районных предметных олимпиадах и конкурсах

3.Участие в областных, Всероссийских и международных интеллектуальных конкурсах («Русский медвежонок», «Классики», «Кенгуру», «Лукоморье» олимпиады на учи.ру) 4.Проектная деятельность учащихся 3–4 классов (несколько туров): 

        классный тур (подготовка и защита индивидуальных и групповых проектов на уровне класса);

        школьный тур (участие в конкурсе проектов в рамках школы I ступени);

          районный тур (участие в районном конкурсе проектов для учащихся 3–4 классов);

        городской тур;

        всероссийский конкурс «Первые шаги в науке».

5. Дистанционные конкурсы интеллектуальной и творческой направленности (по выбору детей).

Одним из наиболее эффективых методов по развитию интеллектуальной одарённости является метод проектов. В его основе лежит развитие творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

В результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности. Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требует работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения.

Уже не первый год веду на основе своего класса  кружок «Юный исследователь».   На момент прошлого года в кружке занимались 26 человек, в этом году 22человека (некоторые дети не могут по времени посещать, а некоторые поняли, что пока сложно). Система занятий мной отработана уже на 4 года.

В своей работе я использую разнообразные формы занятий  (на слайде):

        выполнение творческих заданий;

        свободная дискуссия;

        практическая работа;

        викторина;

        коммуникативные игры;

        интерактивные занятия.

В 1 классе работа построена таким образом, чтобы помочь первоклассникам раскрыть свои интеллектуальные возможности. В этом мне помогли сказки. Каждое занятие посвящено одной сказке. Сюжет сказки помогает подобрать различные задания, которые будут развивать интеллектуальные способности ребёнка. Детям очень нравится решать эти задачки. К концу 1 класса ребята пробуют составлять сами хитрые задания. В прошлом году, к сожалению, этот этап работы не получился.

Во 2 классе начинаем уже осваивать такие понятия, как «исследование», «проект», учимся ставить цели, определять задачи в соответствии с заданной темой. Для этого работаем с различными упражнениями.

В 3 классе- определяем тему своего исследования, цель, ставим задачи. И… начинаем работу над своим проектом. Чаще всего такая работа носит индивидуальный характер. Либо объединяемся по группам, всё будет зависеть от выбранной тематики.

В 4 классе проходит презентация своей работы. Но прежде (1 четверть) систематизируем весь наработанный материал (в презентацию и письменную работу). До конечного этапа доходят не все. Остаётся их 6-10 человек, но этого достаточно, чтобы качественно можно было представить свои проекты на НПК.

  Конечно, в 3 – 4 классе большая проводится индивидуальная работа.

Она рассчитана на повышение креативности и основывается на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями. Некоторые упражнения вы можете увидеть на слайдах.

В работе по данному направлению необходима и подключение родителей. Работа с родителями включает:

        проведение тематических родительских собраний («Проблема детской одаренности», «Какого ребенка считать одаренным?», «Развитие творческого потенциала младших школьников» и т. п.);

         консультации для родителей и индивидуальные встречи;

         открытые уроки и внеклассные мероприятия;

         привлечение родителей и других лиц, заинтересованных в судьбах одаренных детей (использовали возможности родителей при подготовке к НПК);

        отчеты перед родителями (на родительском собрании представляли свои проекты).

Работая с детьми в этом направлении, возникла необходимость уже со вторым набором в мотивации детей.  

Для этого использую игру «Наши успехи». Прежде, чем начать её, правила обсуждаем вместе на классном собрании. Итоги предварительные подводим в конце четверти: «Лидер класса», «Лучший ученик», «Лучшая ученица». Благодаря этой форме дети активно участвуют и в учебном процессе, и в конкурсах, и во внеурочной деятельности. Итог – в конце года будет вручаться победителю определённый символ (в прошлом наборе это был «Классный Оскар»).

Подводя итог, хочу отметить, что важно так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо внимания учителя в начальной школе, и получили продолжение развития уже в среднем и старше звене.




 

Устинова Ю.В., учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Устинова Ю.В., учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Во втором классе – из 26 чел

Во втором классе – из 26 чел

Это тоже позволяет проследить возможности ребёнка

Это тоже позволяет проследить возможности ребёнка

Совместные размышления, поиск истины требует работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения

Совместные размышления, поиск истины требует работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения

НПК ); ✔ отчеты перед родителями (на родительском собрании представляли свои проекты)

НПК ); ✔ отчеты перед родителями (на родительском собрании представляли свои проекты)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2021