Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки
в коррекционной школе .
ОГКОУ Школа № 11
О.А. Корниловой
Димитровград 2019 г.
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………………………………………………… стр. 3
2 . Музыкально- ритмические игры на уроках музыки в коррекционной школе…….. стр. 4
3 .Сказкотерапия- нетрадиционный метод работы с детьми коррекционной школы. стр. 6
4. Заключение………………………………………………………………………………………………………………. стр.7
5. Используемая литература………………………………………………………………………………….. стр.9
1.Введение. Наличие дефекта умственно-отсталых школьников проявляется в нарушении высших психических функций. У детей с ограниченными возможностями здоровья страдают познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь).
Следовательно, весь образовательный процесс специальной-коррекционной школы подчинен целенаправленной педагогической работе по коррекции и развитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Творческие способности являются самой существенной частью интеллекта человека, и задача их развития становится одной из важнейших задач в воспитании современного человека.
В продолжение нескольких лет основная цель педагогической работы – формирование творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и пения.
В связи с этим решаются следующие задачи:
- развитие у детей чувства прекрасного, формирование эстетических чувств через музыку;
- развитие творческих способностей на уроках музыки;
- коррекция психофизических недостатков средствами уроков музыки.
Уроки музыки - это уроки творчества. Каждый из них должен способствовать развитию личности школьника, выявления его индивидуального Я, проявлению способностей, активизации мышления и воображения.
Уроки музыки не возможны без опоры на психолого-педагогические и дидактические аспекты. Эти аспекты представленные в работах Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, B.П. Зинченко, И.Я. Лернер, C.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, и др., в них ведущее место занимает проблема становления человеческой личности.
Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности: интересно и увлеченно рассказывать детям о музыке, ее формах и жанрах; на высоком профессиональном уровне вести занятия по разучиванию и исполнению песен; давать теоретические знания в доступной форме, вести различные виды внеклассной работы. Следует подчеркнуть, что многоплановость и многопрофильность работы учителя музыки объясняется тем, что музыкальные занятия включают и активное слушание музыки, хоровое и индивидуальное пение, ознакомление с основными музыкальными понятиями и музыкальное творчество в различных проявлениях (беседы, рассказы, сочинение по прослушанному произведению, музыкально - ритмические движения, метод «свободного дирижирования и т.п.).
Чтобы творческие проявления учащихся носили активный характер, учителю необходимо:
- подбирать дополнительный музыкальный материал для развития конкретных творческих навыков;
- с целью формирования мышления привлекать материал из других видов искусств;
- умело импровизировать в неожиданных ситуациях;
- использовать разнообразные формы работы, которые пробуждают активность, заинтересованность (словесно-иллюстративная, поисковая).
Дети очень любят слушать музыку. И поэтому на уроках не обойтись без проигрывателя и магнитофона.
В последнее время уделяется немаловажное значение игре на народных музыкальных инструментах.
Очень важно, чтобы ребят окружала на уроке яркая, эмоционально-привлекательная и понятная музыка, чтобы любое произведение, которое прозвучит на уроке, было бы значимым для ребят, оставляло след в детской душе. Очень важно, научить умственно отсталого ребенка слушать и слышать музыку, понимать ее смысл. И здесь учитель должен создавать атмосферу доверия, доброжелательности, чтобы у ребят возникло желание высказаться о своих чувствах.
Одной из важнейших сторон творческой деятельности учителя является искусство управления познавательной активностью учащихся на уроке музыки. Это создание проблемной ситуации на этапе целеполагания, организация коллективной музыкальной игры, конкурс солистов, использование активных методов обучения и т.д.
2.Музыкально- ритмические игры на уроках музыки в коррекционной школе.
Учитель музыки и пения стремится сделать свои уроки яркими, интересными, чтобы увлечь детей, пробудить у них эстетическое чувство и желание слушать музыку.
Многолетний опыт общения с учениками специальной школы показал, что наиболее эффективной формой воспитания у них элементов музыкальной культуры являются уроки, на которых используются танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах, ритмические игры.
Развитию у детей чувства ритма, умения подчинять определенному музыкальному ритму свои движения служит такой вид работы, как музыкально-ритмическая разминка. Она длится 10—12 мин и включает разучивание танцевальных элементов, музыкально-ритмические игры, инсценировку песен, сопровождаемых ритмическими движениями.
Такие музыкально-ритмические упражнения, имеющие большое коррекционное и воспитательное значение для учащихся специальной школы, вводились в уроки музыки не сразу. Пришлось столкнуться со многими трудностями: дети не хотели двигаться и танцевать, не желали общаться и контактировать друг с другом. Так как им свойственна малообщительность и некоммуникабельность, они не могли найти себе партнера, ссорились друг с другом, девочка и мальчик не хотели становиться в пару, ребята смеялись друг над другом, капризничали; если у них что-то не получалось, не желали заниматься дальше.
Детям поначалу не удавались ритмические движения, им мешали чрезмерная скованность, некоординированность движений рук и ног, двигательная пассивность, медлительность. При обучении игре на металлофоне, духовой гармонике, ложках тоже возникали сложности. У детей отсутствовали точные, дифференцированные движения рук. Мышцы кисти и пальцев были вялые или скованные, что обычно сказывается и на овладении навыками письма. Затрудняло нас и недостаточное оснащение занятий детскими музыкальными инструментами, в то время как игра на них являлась наиболее привлекательным и интересным для ребят видом музыкально-ритмической деятельности.
Музыкально-ритмические занятия мною проводились в таком порядке: музыкально-ритмическая разминка; музыкально-ритмические танцевальные движения; слуховая ритмическая разминка; ритмическая игра; пение и слушание музыки.
Данную систему я применяю на уроках пения и музыки во всех начальных классах, то есть с I по IV, постепенно из года в год усложняя материал, углубляя и расширяя его. B IV классе дети уже знают длительности нот и особенности их обозначения. Прочитав глазами ритм песни, дети должны затем прочитать его с «ритмической подсказкой» («бегай», «шаг»).
Следующий этап работы — это воспроизведение ритма хлопками в ладоши, с проговариванием ритмической подсказки вслух: «Бегай — шаг, бегай — шаг» и т. п. Затем ритм воспроизводится одними хлопками, потом ритмично проговаривается текст песни, проговаривание сопровождается хлопками. После этого дети знакомятся с мелодией данной попевки. Поют со словами, отхлопывая ритм. Мы видим, что в работу постепенно включается вся сенсорика учащегося. Пользуясь таким методом, мы провели разучивание мажорной гаммы на счет 2, 3, 4 и мелодий попевок «Как под горкой», «Петушок», «Василек», песен «Во поле береза стояла», «Во саду ли, в огороде». Учащиеся исполняли их на металлофонах и духовых гармониках. Дети с меньшими музыкальными способностями учились аккомпанировать на погремушках, ложках, колокольчиках, треугольнике. Закрепление работы проводилось через участие в классном оркестре. Нам думается, такое общение с музыкой приносит пользу, так как носит активный характер.
Основным содержанием уроков пения и музыки является хоровое пение. Музыкально-ритмические упражнения подчинены этим занятиям. Песню легче разучить и запомнить, если проведена подготовительная ритмическая работа, анализ ритмического рисунка песни. Хоровое пение оказывает эстетическое и нравственное воздействие на коллектив исполнителей, помогает (как сказал К. Д. Ушинский) «...слить много сердец в одно сильно чувствующее сердце». Надо иметь в виду, что, если ученик поет неверно, это еще не свидетельствует о плохом музыкальном слухе. Возможно, что он слышит хорошо, но голос не слушается, не подчиняется, отсутствует координация между слухом и голосом. Нужно постепенно развивать голосовой аппарат. Это процесс длительный. Занимаясь развитием вокально-хоровых навыков, в урок полезно включать логопедические попевки на одном или нескольких звуках.
Внеклассные и общешкольные музыкальные мероприятия — это результат работы, проводившейся на уроках пения, подведение ее итогов.
Очень важна работа по слушанию музыки. Через музыку дети учатся ценить прекрасное в искусстве, природе, быту, в отношениях людей, труде. Ведь «прекрасное пробуждает доброе», говорил Д. Б. Кабалевский. И действительно, как показывает опыт, музыка делает детей сердечнее, добрее и отзывчивее, обогащает их новыми мыслями, чувствами, положительными эмоциями. Умению воспринимать, понимать музыку нужно учить специально. Это приходит с опытом постоянного общения с музыкой.
В. А. Сухомлинский, исследуя образ жизни, привычки, увлечения подростков-право-нарушителей, отметил, что они в большинстве своем не знали и не любили серьезной музыки. Музыка, понятая и прочувствованная ребенком, становится важным средством нравственного воспитания.
Хочу привести ответы учащихся |III класса на мои вопросы. На вопрос «Любите ли вы музыку?» все ответили «да». Далее диалог протекал так.
— Какую музыку вы любите?
— Радостную; с ней весело и радостно.
— А почему вы любите музыку?
— Когда играет музыка, у меня хорошее настроение; Когда музыка — мне не скучно; Люблю петь песни и танцевать; С ней весело; Хорошо жить.
— Помогает ли тебе музыка? И в чем?
— Помогает петь, танцевать, маршировать; Поднимает настроение; Чтобы было всем весело; Помогает учиться; Помогает в труде.
— А кто любит грустную музыку? (Молчание).
— А почему все-таки человеку нужна грустная музыка?
— Когда бывает грустно, нужна грустная музыка; Если кто-то умер, нужна печальная, грустная музыка; Если кто-нибудь уезжает, грустно, хочется плакать, вот тогда хочется слушать грустную музыку; Чтобы сидеть и думать.,
Дети специальной школы не имеют стойкого и продолжительного интереса к прослушиванию музыки, у них неразвито воображение, необходимое для ее восприятия. Более благополучно обстоит дело в тех классах, где слушать музыку учили с I класса, систематически и целенаправленно. Можно считать, что у этих детей уже заложены некоторые основы музыкальной культуры. Когда такой подготовки нет, учащимся тяжело удерживать свое внимание на серьезной музыке, они не слышат ее, им становится скучно. В этих случаях от ребят можно услышать заявление: «Это неинтересная музыка!» Приходится наверстывать упущенное, а это трудный процесс и для ребят, и для учителя. Если в массовой школе в таких случаях учитель может обратиться не только к эмоциям своих слушателей, но и к их интеллекту, то учителю специальной школы надо воздействовать, прежде всего, все-таки на чувства. Так как пение, голос воспринимаются легче, чем инструментальная музыка, для прослушивания лучше предлагать романсы, отрывки из опер, сказок. Музыка будет лучше понята детьми, если при её прослушивании они могут опираться на конкретный, наглядный образ.
Необходима яркая, красочная наглядность, она возбуждает внимание учащихся.
Оживить у детей некоторые ассоциации, пробудить у них желание слушать музыку помогают стихи. Например, прежде чем знакомить учащихся с музыкой из оперы Глинки «Руслан и Людмила», мы дали им прослушать отрывок из поэмы Пушкина, где описывается фантастический облик карлика Черномора, вспомнили художественный фильм «Руслан и Людмила», ребята сами пересказали запомнившиеся им эпизоды. После такой подготовки дети прослушали «Марш Черномора» с большим интересом и захотели чтобы он прозвучал еще раз Восприятие детей активизируется, если им предложить несколько мелодий для сравнения. Например, на стихотворение Лермонтова «Горные вершины» написана музыка А. Рубинштейном, А.Варламовым и С.Танеевым. После прослушивания спрашиваю у ребят, песня какого композитора понравилась им больше. Ученики высказывают свое мнение, еще раз сравнивают и сопоставляют звучание мелодий. Можно одно и то же произведение предложить в исполнении разных певцов. Дети внимательнее вслушиваются в звучание музыки, улавливают в исполнении новые оттенки. Этот приём особенно увлекает детей. '
И использование музыкальных загадок, ребусов, шарад активизирует деятельность учащихся. Текст шарад обязательно должен быть перед глазами учеников.
В результате работы, которая ведется на уроках музыки в школе, у детей начальных классов развивается чувство ритма, они умеют его воспроизводить хлопками, хорошо воспринимают на слух, «читают» зрительно. Выполняя музыкально-ритмические танцевальные движения, двигаясь в хороводе, танцуя парами, дети учатся внимательнее относиться к партнеру. Мальчики умеют приглашать девочек на танец и провожать их до места. Дети становятся активнее в движениях, лучше ориентируются в пространстве, лучше владеют своим телом, движения их становятся более координированны, улучшается осанка. Малыши лучше различают лево и право, за и перед. Можно видеть, что музыкально-ритмические движения приносят им удовольствие. Дети уже не стесняются выступать на общешкольных концертах и мероприятиях.
Главное в музыкальной работе - воспитание эстетических чувств и нравственных норм поведения. Нельзя допустить, чтобы эмоциональная сфера детей оставалась неразвитой. Они должны быть способны к добру, сочувствию, сопереживанию.
Думается,что музыкально-ритмические занятия и движения способствуют воспитанию у ребят культуры общения, дети становятся внимательнее, тише, а главное — добрее и сердечнее. Урок музыки, прошедший с хорошим эмоциональным настроем, снимает у детей напряжение и способствует усвоению познавательного материала других предметов. Для аномального ребенка правильно преподнесенные музыкальные занятия являются своеобразным лекарством.
3. Сказкотерапия- нетрадиционный и эффективный метод работы с детьми в коррекционной школе.
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования и воспитания в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей. Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики, особенно в коррекционной школе. Всё чаще замечаешь: дети не хотят учиться. В чём же причины этого нежелания? Это неумение преодолевать трудности познавательной деятельности, однообразие и монотонность учебного процесса. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески и познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности? И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Учитель всё чаще в своей деятельности применяет нетрадиционные технологии. Среди них особое место в коррекционном обучении занимает сказкотерапия. Сказкотерапия - течение в психотерапии, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории (сказки). Она позволяет расширять кругозор, формировать целостные представления об окружающем мире, реализовывать навыки ролевого поведения, оказывать влияние на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. Всё перечисленное содержание составляет основу организации коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Цели: повышение внимания и заинтересованности детей, учебной мотивации на уроках музыки и пения, формирование позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев.
Задачи:
развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, творческие способности;
развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательный интерес;
развивать речь, обогащать активный словарь;
обогащать положительный эмоциональный опыт.
Сказкотерапия эффективно используется для создания благоприятных условий формирования креативных качеств личности, помогает в коррекции речевого отставания, развивает фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учит детей сопереживанию. Дети не только слушают учителя, но и сами участвуют в творческом процессе, сочиняя свои сказки, рассказы. Таким образом открывается ребёнку волшебный, удивительный мир о природе, животных и растениях, явлениях, древней мудрой истории с идеями добра и зла.
Классификация сказок, применяемых на уроках музыки и пения:
дидактические;
медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения): дети слушают музыку, звуки природы, рисуют, играют, сочиняют, мечтают и воображают.
психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребёнка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даём возможность побыть детям наедине с собой и подумать.
Сказкотерапия привлекательна тем, что у неё нет возрастных границ, в каждом возрасте детей своя сказка, легенда, басня, баллада, песня, в них присутствует тайна и волшебство. На уроках музыки сказка предваряет прослушивание музыкального произведения, иллюстрируется музыкой, инсценируется. Знакомство с новым музыкальным произведением часто сопровождается придумыванием сказок самими детьми.
Предполагаемые итоги реализации технологии:
позитивное оптимистическое отношение детей к жизни;
умение детей вести себя в различных ситуациях, применяя положительный опыт на примере поведения сказочных героев;
развитие у детей познавательной активности, творческих способностей;
воспитание патриотических качеств, гражданской позиции;
повышение эмоциональной отзывчивости;
обогащение информации о себе, о природе, об окружающем мире, о социальных отношениях.
Сказкотерапия благоприятно влияет на процесс музыкального воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
4 . Заключение.
На современном этапе развития общества существует реальная общественная потребность в активизации творческого потенциала личности. В современном мире человеку необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные - креативные решения. Опыт творческой деятельности, рассматриваемый сегодня в качестве составляющего элемента содержания образования, требует поиска новых путей его формирования.
По своей природе дети очень любознательны и полны желания учиться. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приемов действия, типовых способов решения заданий. Это снижает интерес к обучению. Дети могут постепенно потерять способность к творчеству. А ведь каждый ребенок талантлив и имеет свои способности. Для того чтобы дети могли проявить свои дарования, нам взрослым нужно умело ими руководить. В таком случае задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развивать творческие способности каждого ребенка. То есть раскрывать в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умения управлять процессами творчества: фантазированием, импровизацией, исполнительством.
На мой взгляд, одной из главных задач образования и воспитания личности является развитие творческих способностей и личностных потенциалов учащихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убежденность.
В своей работе я придерживаюсь многоаспектного подхода к определению творчества: творчество - это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для развития творческих способностей. Все теории творчества пропагандируют одну основную идею: творчеству обучаться можно и нужно, необходимо развивать творческие способности. Главное – это раскрыть их во время и развивать. Существует множество различных определений понятия творчества. Большой энциклопедический словарь дает такое определение: «Творчество-это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и обобщенно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца-субъекта творческой деятельности».
Потенциал (от лат. - сила) – в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения цели.
Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Урок музыки способствует развитию творческих способностей, на уроке музыки ребенок находится в постоянном творческом процессе. Активизация творческой деятельности требует нового подхода к наполнению урока музыки, использованию нестандартных уроков: урок – музыкальных путешествий, урок – творческих отчетов, урок – конкурс и др. Все эти уроки наполнены определенным сюжетом и драматургией. На таких уроках дети благодаря активному включению в творческий процесс , в деятельность ведут диалог с композиторами, поэтами, артистами, «героями» музыкальных произведений, но и постигают эстетические ценности музыкального искусства.
Урок музыки - это уроки творчества, где дается возможность каждому ребенку развивать воображение, фантазию, мышление, формировать эстетический вкус. На этих уроках должна проявляться индивидуальность каждого ученика, развиваются его творческие способности. Урок музыки, пожалуй, как никакой другой, открывает возможность для развития творческих способностей. Сухомлинский писал: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества». Уроки музыки, прежде всего, требуют атмосферы креативности, так как акт постижения искусства немыслим без личностного включения, без творческой направленности. В процессе обучения хотелось предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития творческих способностей учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, организации процесса деятельности, в приемах побуждения и активизации учащихся.
Мастерство учителя должно возбуждать, укреплять и развивать творческие способности у учащихся в процессе обучения. Уметь сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, разнообразными, творческими, продуктивными. В области обучения придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования творческого потенциала учащихся столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов.
В школе важно создавать атмосферу интереса к знаниям, стремления искать, исследовать творить. Поэтому педагогу необходимо искать разнообразные пути и примы поддержания творческих интересов учащихся в любом виде их деятельности, любом направлении.
Музыка, талант, фантазия связываются в один поток, несущий с собой неиссякаемые возможности развития творчества. Педагог должен настраиваться и вести себя так, будто весь класс состоит из потенциальных творцов. Главное для учителя должно быть то, что дети уносят с собой после занятия музыкой, - это ощущение радости, счастья от собственного творчества. От собственного преодоления приобретается вера в себя, уверенность в своих силах, воспитывается целостная творческая личность. Умственно отсталый ребенок не может определять чужие эмоции, не способен высказаться о своих ощущениях и переживаниях. Для решения этой проблемы создаем «Словарь эмоций и чувств», игру-сочинение «Сказка о чувстве…», что способствует обогащению словаря, учит ребенка чувствовать и понимать эмоции свои и окружающих. Еще одна немаловажная задача уроков музыки - открыть перед детской душой путь к дальнейшему самосовершенствованию, заронить в ребенке зерно прекрасного - любовь к правде и красоте. Дать понятие о том, что музыка затрагивает вечные темы жизни: добро и зло; справедливость и беззаконие; война и мир; любовь и ненависть; борьба и страдания
Используемая литература:
1.Смолина Е.А.Современный урок музыки: творческие приемы и задания. Ярославль: Академия развития, 2007 2.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1997 3.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казанский университет, 1996 4.Левина В.И. воспитание творчества. Томск: Пеленг, 1993
5.Рындак В.Г. ,Москвина А.В. Личность, творчество, развитие. Москва, 2001 6. Алябьева Е. А .« Коррекционно-развивающие занятия для детей» М.: Владос,2003 7. Бтажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995г. - №5 – с.3 8. Бтажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994г. - №1 – с.11 9. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – Москва, Просвещение, 1967г. 10.Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б.П.Пузанова – Москва, Новая школа, 1996г. 11. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999г. - №6 – с.25. 12.Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. Под редакцией Г.М.Дульнева. – Москва, Педагогика,1971г. 13. Медведева Е. А. «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии». М. : Издательский центр «Академия», 2002
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.