Выявление одаренности у детей
Оценка 5

Выявление одаренности у детей

Оценка 5
docx
27.11.2021
Выявление одаренности у детей
Выявление одаренности детей.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эскиз модели деятельности педагога по выявлению одаренности у детей 6-8 лет в условиях художественно – творческого процесса.

(Мастерская «Любознайка»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка.

Актуальность:

Наиболее благоприятным периодом для развития способностей ребенка является раннее детство и дошкольный возраст. В эти периоды для детей характерна высокая познавательная активность, восприимчивость, впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У ребенка этого возраста хорошо развита интуиция, фантазия, творческое воображение, восприятие прекрасного окружающего мира.

     В связи с этим, для того чтобы развивать творческие способности в образовательных учреждениях, важно своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности. Проводить необходимую работу по выявлению, сохранению и развитию их способностей. Объединить воедино активность детей, педагогов, узких специалистов и родителей. Одним из приоритетных направлений работы ДОУ, является работа с одаренными детьми для реализации творческого потенциала личности.

 

 Цель: Создание условий для организации воспитательно – образовательного процесса, направленного на интеллектуальное и творческое развитие одаренных детей и совершенствование их способностей, поддержки и сопровождения одаренных детей, их самореализации в различных видах деятельности.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития художественно-творческой одаренности детей дошкольного возраста.

  2. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия развития художественно-творческой одаренности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

3. Разработать методические рекомендации для педагогов по развитию художественно-творческой одаренности детей дошкольного возраста в условиях ДОО.

Конструкция модели:

   В настоящее время внимание многих психологов и педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей. При этом диагностика одаренности и работа с одаренными детьми базируются на тех данных, которые были получены в специальных исследованиях. Эти  исследования чрезвычайно разнообразны.

   Первоначально общая умственная одаренность рассматривалась как проявление некоторой общей способности которая проявляется при решении самых различных задач.

Затем появился большой цикл исследований, направленных на изучение творческой одаренности детей и ее развития. Наряду с общей умственной одаренностью рассматривались и различные виды детской одаренности: музыкальная, математическая, социальная, физическая и др. Были созданы разнообразные классификации детской одаренности.

При выявлении одаренности используются самые различные методики. Чаще всего для детей дошкольного возраста применяются тесты Стенфорда – Бине и Векслера. Однако эти тесты не были стандартизированы и рестандартизированы, что затрудняет анализ количественных показателей детей. Кроме того, применение только этих тестов не всегда может служить достаточно надежным показателем детской одаренности. Поэтому, при обследовании детей дошкольного возраста широко используются самые различные методики и их комплексы (Е.П.Торренс, Д.Б.Богоявленская, В.А. Петровский, К.В. Тарасова и др.)

Примером диагностической системы, основанной на исследованиях отечественных психологов, является система, в основу которой легла концепция умственного развития, разработанная Л.А.Венгером и его сотрудниками. Эта концепция базируется на теоретических положениях и результатах исследований Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина и других. Основной единицей умственного развития считается ориентировочное действие, которое совершается с помощью существующих в культуре средств умственной деятельности. Ориентировочные действия направлены на изучение предметов и явлений, выяснение и запечатление их свойств и отношений.

Что касается развития мышления ребенка, то в многочисленных исследованиях (А.В. Запорожец, Г.И. Минская, Л.А.Венгер, Н.Н.Подъяков) было показано, что для детей старшего дошкольного возраста наиболее характерным являются действия наглядно-образного и логического мышления. Различие между ними состоит в характере действий, выполняемых ребенком с заместителями разных видов.

Что касается творческих способностей дошкольника, то они проявляются в определенных действиях воображения (исследования а.И.Булычевой, О.М.Дьяченко, Е.Л.Пороцкой и др.) К ним, прежде всего можно отнести следующие действия “опредмечивания”, когда ребенок на основе отдельной детали создает целостный образ предмета действительности. Позже дети овладевают действиями “детализации”, когда созданный в воображении образ они могут заполнить различными деталями. И наконец к старшему дошкольному возрасту дети осваивают действия “включения”, когда видимый предмет становится лишь частью созданного их воображением образа.

Итак, целостное умственное развитие ребенка характеризуется вполне конкретным содержанием его интеллектуальных и творческих способностей. Поэтому диагностическая система изучения умственного развития ребенка должна включать в себя стандартизированные методики (опробованные на большом количестве детей, и материалы которых статистически обработаны) и не стандартизированные (не прошедшие соответствующей процедуры). Последние в основном позволяют отнести полученные ребенком результаты к определенному уровню выполнения задания. Число уровней и их характеристика для данного возраста устанавливаются разработчиком методик. Вторая группа диагностических методов направлена на выявление особенностей умственного развития и достижений ребенка в той или иной образовательной ситуации. Подобную диагностику можно назвать педагогической. Она основана на образовательном подходе к анализу развития ребенка, которое рассматривается в контексте прохождения определенной программы обучения.

Еще один аспект различий в одаренности проявляется в так называемом своеобразии одаренности, в ее содержании. Некоторые типы одаренности педагог знает и хорошо видит, а другие – не только не видит, но и активно отрицает.

Одаренный ребенок:

- Постоянно задает вопросы, проявляя интерес к разнообразным вещам;

- Предлагает много вариантов в решении задач и ответов на вопросы;

- Умеет высказывать и отстаивать свое мнение;

- Обладает чувством прекрасного, видит его в окружающем мире;

- Обладает богатой фантазией, воображением;

- Стремится к самовыражению.

Формы и методы работы с одаренными детьми:

 - Индивидуальный подход на занятиях, проведение нестандартных занятий;

- Дополнительные занятия с одаренными воспитанниками;

- Участие в муниципальных и всероссийских олимпиадах, и конкурсах;

- Посещение кружков по способностям;

- Использование современных средств информации;

- Создание детских портфолио.

 

2. Планируемые результаты:

- Выявление и развитие способностей детей к определенным видам деятельности, для дальнейшей организации работы с одаренными детьми;

- Создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми для повышения качества дошкольного воспитания;

- Активация участия родителей и окружающего социума в воспитании детей;

- Организация преемственности работы школы и детского сада по работе с одаренными детьми;

- Формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость.

- Формирование банка технологий и программ ранней диагностики одаренных детей.

- Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности детей.

 

3. Средства оценивания результата.

Обычно в детском саду выявляют  одаренных детей воспитатели.

Детская одаренность выявляется в процессе наблюдения за детьми, изучения их психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления с помощью тестов, анкетирования.

Для  проявления детской одаренности  необходимо использовать следующие формы работы:

- конкурсы – выставки детского творчества разной тематики;

- музыкальные шоу;

- спортивные соревнования;

- поэтические и литературные гостиные;

- викторины;

- интеллектуальные игры (КВН, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?»);

- турниры по шашкам.

Диагностика одаренности детей проходит в три этапа:

1 этап – групповой мониторинг детей и отбор группы детей, показавших высокие и выше среднего результаты.

2 этап – анализ результатов наблюдений воспитателей (воспитатели заполняют «Карту выявления одаренных детей») и анкетирования родителей (родители заполняют «Таблицу экс – опроса»). По оценке взрослых выявляются одаренные дети.

3 этап – индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью, анкет, тестов.

Уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности.

1 этап предполагает открытие, констатацию одаренности ребенка, его интересов и склонностей.

Информация поступает от родителей, воспитателей, специалистов ДОУ. На этом этапе воспитатели знакомят родителей с возрастными особенностями детей, наблюдают за детьми, анализируют индивидуальные особенности каждого ребенка, выявляют детей с ярко выраженными способностями.

Несоответствие индивидуального статуса ребенка возрастным закономерностям развития и образовательным возможностям должно  рассматриваться как усиление внимания к ребенку с целью определения индивидуального плана развития, построения развивающей работы.

На  2 этапе -  с помощью экспертных оценок педагогов и родителей можно получить дополнительную информацию об индивидуальной одаренности ребенка, а также выявить детей, высокий уровень способностей которых по каким – либо причинам не был раскрыт.

На 3 этапе диагностики происходит уточнение выявленных способностей ребенка. На этом этапе воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других специалистов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка.

Для уточнения способностей детей  используется пакет  методик  с целью определения уровня личностного развития ребенка в рамках четырех основных направлений дошкольного образования: социально – личностного, познавательно – речевого, художественно – эстетического, психо-физического.

Диагностические задания следует проводить в игровой форме в тот промежуток времени, когда ребенок продуктивно активен и занимается с желанием. Поскольку тестирование требует большой самоотдачи, диагностическое обследование следует проводить не спеша, постепенно предлагая не более 1 – 2 заданий за один промежуток времени (для детей 5 – 6 лет до 20 минут, для детей 6-7 лет не более 30 минут).

Далее обобщается вся информация о ребенке,  разрабатывается индивидуальная программа развития одаренного ребенка.

Для определения уровня развития способностей у детей возможно использование следующих методик:

 

Диагностический инструментарий по выявлению одаренности у детей включает в себя:

 

Методика диагностики детской одаренности Ф. Татла и Л. Бекера

   Диагностические методики этой группы качественно отличаются от методик для психологов. В отечественной психолого-педагогической науке они разрабатываются мало. В основном это опросники, схемы наблюдений и алгоритмы составления характеристик. В реальной педагогической практике обычно педагог интересуется не столько уровнем одаренности, сколько уровнем обученности ребенка.

1. Зарубежные исследователи Ф. Татл и Л. Бекер составили анкету для педагогов и родителей, которая дает общее представление относительно данных ребенка.

   Предлагается ответить «да» или «нет» на следующие утверждения:

1.     Ребенок инициативный, живой, подвижный.                         

2.     Он с готовностью откликается на все новое.                        

3.     Любит все загадочное, непонятное.                                        

4.     Часто нуждается в поддержке старших.                                 

5.     Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.       

   Оценка результатов: если на все пять утверждений

дан ответ «да», есть основания считать данного ребенка способным. Если на четвертый и пятый пункты был дан ответ «нет», надо обратиться к следующим утверждениям:

1.Любит задавать и решать трудные вопросы.                           

2.Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.           

3.Начатое дело доводит до конца.                                                 

4.Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.                                                                                      

5.Настойчив в достижении поставленной цели.                     

6.Задает много вопросов по интересующим его предметам, темам.

7.Интересы достаточно стабильны.                                                

8.Любознательность достаточно устойчива.                                 

9.Имеет много друзей среди своих сверстников.                         

10.Часто не соглашается с мнением взрослого.                             

11.Часто бывает эгоистичен.                                                             

   Оценка результатов: если на все вопросы дан ответ «да», то ребенка можно считать одаренным. (С нашей точки зрения, отрицательные ответы на пункты 7—11 не противоречат выводу о возможной одаренности ребенка-дошкольника, так как в дошкольном возрасте и у одаренных детей наряду с широтой интересов может наблюдаться их быстрая смена; если ребенок не ходит в детский сад, у него может не быть друзей среди ровесников; в дошкольном возрасте авторитет взрослого до статочно высок, и маловероятно, чтобы ребенок-дошкольник часто вступал в противоречие со взрослым).

                                                    

2. Выше речь шла о возможной одаренности. Если вы хотите оценить одаренность как реально, ярко проявляющуюся, рассмотрите следующие утверждения:

1.     Ребенок проявляет способности в различных сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном творчестве.                     

2.     Имеет одного - двух друзей более старшего возраста.        

3.     Речь хорошо развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким пониманием нюансов языка.                                    

4.     Ребенок всегда ищет самостоятельные решения.                   

5.     В спорных вопросах опирается на собственное мнение, не любит общепризнанных утверждений.                                                

6.     Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.            

7.     Часто производит впечатление взрослого «не по возрасту». 

8. Хорошо знает свои возможности и то, что хочет сделать.      

Оценка результатов: если на все утверждения дан ответ «да», то у ребенка действительно ярко и рано проявляющаяся одаренность.

 

Методика оценки общей одаренности А.И.Савенкова

    Общая характеристика. Разработана автором и адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.

    Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

   Инструкция: Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку Вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 - оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения.

4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко.

3 - оцениваемое и противоположное свойства выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга.

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.

1 - четко выражено и часто проявляется свойство, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности.

О - сведений для оценки данного качества нет (не имею).          Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется при решении учебных задач, распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования не отдаленных во времени последствий относительно элементарных событий до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в придумывании новых слов для обозначения новых, введенных детьми понятий или воображаемых событий. Способность к оценке. Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения. Настойчивость (целеустремленность). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на помехи. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм). Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

Обработка результатов. Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

№п/п

Качество

Отметка

1

Любознательность

5

2

Сверхчувствительность к проблемам

5

3

Способность к прогнозированию

5

4

Словарный запас

5

5

Способность к оценке

5

6

Изобретательность

5

7

Способность рассуждать и мыслить логически

5

8

Настойчивость

5

9

Перфекционизм

5

 

(По результатом поведенной диагностики несколькими специалистами (воспитателем, психологом, родителями) у тестируемого ребенка, может быть выявлена выраженная одаренность).

 

Экспресс-анкета «Одаренный ребенок»

Анкету заполнил:    

Группа: старшая 5 – 6 лет

Вопросы

Ответы

1

Кого из детей в группе Вы считаете одаренными?

2

В чем проявляется одаренность ребенка?

Фамилия, имя ребенка

Проявление одаренности

Художественная одаренность

Ребенок имеет творческие (художественные) способности, если:

  - с ранних лет проявляет склонность к рисованию и музыке;

  -  в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

 -  стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение (украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное);

-   серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

- не робеет высказать собственное мнение даже о классических  произведениях, причем может даже попробовать критиковать их приводя вполне разумные доводы.

3

Какое поведение у этих детей?

Фамилия, имя ребенка

В нескольких словах о поведении каждого ребенка

- ребенок сразу схватывает и усваивает соответствующую его интеллектуальной направленности информацию

- новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности;

-  индивидуальный стиль деятельности, выражающийся в склонности «все делать по-своему»;

- увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности;

- склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения, ориентация на обоснование собственных действий.

4

Взаимоотношения детей со сверстниками

Фамилия, имя ребенка

Как сложились отношения с остальными детьми

 Легко находит контакт со сверстниками и более старшими детьми. Пользуется большой популярностью в коллективе сверстников. Иногда возникает недопонимание, когда Ева настаивает на своей точке зрения и не идет на компромисс.

5

Есть ли трудности в работе с этими детьми?

Фамилия, имя ребенка

 Какие?

 

 

 

Возникают проблемы в том случае, если не учитываются ее повышенные возможности: когда обучение становится слишком легким. Очень важно создать для нее оптимальные по трудности условия для развития одаренности.

6

Кто из родителей в группе считает своего ребенка одаренным?

Фамилия, имя ребенка

 

 

 

Родители

 

(Также одаренность этого ребенка (5 – 6 лет), выявлялась изучением продуктов его творчества).

 

Задания по выявлению уровня художественного развития детей дошкольного возраста

С целью проверки уровня художественного развития в изобразительной деятельности предлагается выполнить следующие задания.

 1. Задание по восприятию искусства:

Предложить детям рассмотреть две репродукции пейзажного характера и выбрать ту, которая понравится, сказать, что особенно в ней понравилось. Предложить придумать название картине (это задание для детей 4-6 лет).

Для младших дошкольников даются два изделия (дымковская игрушка и хохломская посуда) и предлагается выбрать изделие, которое более нравится (красота узора, цвет, элементы).

 2. Задание по рисованию (исполнительство и творчество):

- Предложить детям нарисовать, как они представляют, рисунок на тему "Я и моя семья". Они могут выбрать материалы: карандаши, фломастеры, краски. Дать им альбомный лист.

- Другое задание по рисованию - "Чем я люблю заниматься". Каждый ребенок нарисует то, что он любит делать.

В процессе проверки особое внимание обращается на анализ продуктов детского изобразительного творчества, их художественно-образную выразительность: не только на содержание рисунков, но и на средства, которыми дети передают окружающий мир.

Уровни художественного развития

Высокий уровень (3 балла) - дети способны создавать художественные образы, используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, сформирован интерес к творческой деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими навыками.

Средний уровень (2 балла) - в изобразительной деятельности отмечается стереотипность образов. Дети недостаточно самостоятельны при выборе средств выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно полный, хотя дети освоили практические умения, владеют техническими навыками.

Низкий уровень (1 балл) - дети затрудняются передавать образы предметов, явлений. Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.

 

Методика «Карта одаренности» А.И.Савенкова

Общая характеристика

Эта методика создана на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных тем, что для обработки результатов было «выброшено» несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен «лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.

Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций:

• Первая и основная функция - диагностическая.

С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований.

• Вторая функция - развивающая.                        

Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция: «Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) – оцениваемое и противоположенное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположенное оцениваемому.

Если вы затрудняетесь дать оценку какому-то качеству, потому что у вас нет для этого сведений, оставьте соответствующую вопросу клетку в бланке ответов пустой.

Лист вопросов:

1.      Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2.      Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные оригинальные решения.

3.      Учиться новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4.      В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5.      Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6.      Любит сочинять рассказы или стихи.

7.      Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного или других.

8.      Интересуется механизмами и машинами.

9.      Инициативен в общении со сверстниками.

10.  Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11.  Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12.  Не боится новых попыток, всегда стремиться проверить новую идею.

13.  Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, чтобы запомнить.

14.  Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15.  Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16.  Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17.  Интересуется актерской игрой.

18.  Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.

19.  Сохраняете уверенность в окружении большого количества незнакомых людей.

20.  Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.

21.  Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22.  Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и др. вещи).

23.  Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не заноют.

24.  Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

25.  Хорошо поет.

26.  Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27.  Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28.  Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

29.  Легко общается с детьми и взрослыми.

30.  Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31.  Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32.  Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.

33.  Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен был бы учится в более старшем классе, чем учиться сейчас.

34.  Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домов на игровой площадке.

35.  В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии, чувств.

36.  Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37.  Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38.  Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39.  Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40.  Бегает быстрее всех в классе.

41.  Любит решать трудные задачи, требующие умственного усилия.

42.  Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.

43.  Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44.  Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

45.  Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46.  Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния главных героев, их переживания, чувства.

47.  Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48.  Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49.  Часто руководит играми и занятиями других детей.

50.  Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51.  Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52.  Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53.  Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.

54.  Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения.

55.  Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56.  Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники) , и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57.  Стремиться вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем- то с увлечением рассказывает.

58.  Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

59.  Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60.  Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61.  Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62.  Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты.

63.  Умеет делать выводы и обобщения.

64.  Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65.  В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66.  Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67.  С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные состояния.

68.  Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (модели летательных аппаратов, автомобили, корабли)

69.  Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70.  Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.

71.  Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72.  Продуктивен, чем бы не занимался, способен предложить большое количество самых разнообразных идей и решений.

73.  В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и т.д.)

74.  Может высказывать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

75.  Сочиняет собственные оригинальные мелодии.

76.  Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77.  Любит игры- драматизации.

78.  Быстро и легко осваивает компьютер.

79.  Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80.  Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов

1 -80

 

Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные баллы характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

 

1.    Интеллектуальная;

2.    Творческая;

3.    Академическая;

4.    Художественно-изобразительная;

5.    Музыкальная;

6.    Литературная;

7.    Артистическая;

8.    Техническая;

9.    Лидерская;

10.  Спортивная.

 

 

 

 

Определение уровня познавательной потребности ребенка В.С. Юркевич

1.     Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии?

а. Связаны очень тесно.

б. Связаны, но мало сопровождаются соответствующей организацией деятельности.

в. Никак не связаны.

2.     Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется научной (а не только научно-популярной) литературой, работает со словарями и т. д.?

а. Постоянно.

б. Иногда.

в. Очень редко.

3.     Ставит ли в своей работе задачи, выполнение которых невозможно в один присест, требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев?

а. Большинство занятий подчинено этому принципу.

б. Ставит такие задачи, но редко выполняет.

в. Не ставит долговременных задач.

4.     В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать «черную», неинтересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительные вычисления при решении интересной задачи)?

а. Делает всегда столько, сколько нужно.

б. Делает периодически.

в. Не любит выполнять неинтересную для него работу.

5.     Способен ли при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом.

а. Всегда, когда это нужно.

б.Только изредка.
в. Не способен.

 

Определение уровня проявления способностей ребенка Сизанов А.Н.

Анкета для родителей

С помощью этой анкеты можно оценить степень одаренности и талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо областью проявления интересов. Для этого приведем перечень характеристик одаренных и талантливых детей. На вопросы анкеты необходимо отвечать «да» или «нет».

Скорее способный, чем одаренный

1.     Мой ребенок инициативный, живой, подвижный.

2.     Он с готовностью откликается на все новое.

3.     Любит все загадочное и непонятное.

4.     Часто нуждается в поддержке старших.

5.     Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.

Если на пять вопросов вы дали ответы «да», есть некоторые основания считать вашего ребенка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «нет», переходите к следующим
вопросам.

Одаренный

1.     Его интересы достаточно стабильны.

2.     Его любознательность устойчива.

3.     Любит задавать и решать трудные вопросы.

4.     Часто не соглашается с мнением взрослых.

5.     Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.

6.     Начатое дело всегда доводит до конца.

7.     Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.

8.     Настойчив в достижении поставленной цели.

9.     Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.

10. Задает много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его предметам.

11. Часто бывает эгоистичен.

Ответы «да» на все одиннадцать вопросов дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к следующим вопросам.

Яркая одаренность

1.     Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном творчестве проявляет свою одаренность.

2.     Имеет одного, максимум двух друзей более старшего возраста.

3.     Его речь очень развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким пониманием нюансов языка.

4.     Всегда ищет самостоятельные решения.

5.     В спорных вопросах опирается на собственное суждение, не любит общепризнанных мнений.

6.     Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.

7.     Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым.

8.     Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и свое призвание.

9. Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях.
Положительные ответы на эти девять вопросов дают серьезные основания отнестись к вашему ребенку как к одаренному. Дополнительно можно ответить на вопросы, определяющие наличие у вашего ребенка высокого творческого потенциала.

Дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребенка

1.     Желание привнести в выполняемую работу элемент новизны.

2.     Стремление освоить незнакомое дело.

3.     Проявляет упорство в достижении цели, несмотря на неудачи.

4.     Наблюдается легкость слухового и зрительного запоминания.

5.     Выражена потребность помечтать в одиночестве.

6.     Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.

7.     Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдаленные ассоциации между различными предметами и явлениями.

8.     Способность к творческому воображению, созданию нового.

 

4. Материально-техническое обеспечение.

 1. Наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка:

- мячи, скакалки, кегли, дуги, мешочки для метания, массажные дорожки, лесенки;

- металлофон, бубен, маракасы, деревянные ложки, трещетки, дудочка, барабан, музыкальные игрушки;

- цифры и буквы, выполненные из картона, пластика, заголовки из газет и

журналов, книги, картины для рассматривания, открытки;

- карандаши, фломастеры, цветную и белую бумагу, картон, пластилин, глина, конструкторы разного типа.

 

2. Атмосферы доброжелательности и заботливого отношения к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
3. Введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
4.  Использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий;
5. Занятие детей в свободной деятельности развивающими играми;
6.Работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;
7. Участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества.

 

 

АНКЕТА

ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УСЛОВИЙ

ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕМЬЕ

1. Фамилия, имя ребенка, возраст. _____________________________________________________________________________

2. Состав семьи (отец, мать, братья, сестры - их возраст). _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Профессия родителей. _______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Проявляют ли родители интерес к искусству (каким видам)? ______________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Каким видом художественной деятельности любят заниматься? (рисованием, лепкой, аппликацией, вышиванием, резьбой по дереву и т.д.). _____________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Привлекаются ли дети к занятиям совместно со взрослыми, и в чем проявляется их участие? ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

7. Художественные впечатления ребенка: что смотрит по телевидению и слушает по радио, сколько раз в неделю; бывает ли в театре, что предпочитает из зрелищ, показывают ли взрослые члены семьи пример детям?_________________________________________  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Содержание художественной деятельности: читает ли стихи, рассказывает ли сказки, танцует, поет, рисует, разыгрывает спектакль с игрушками. Участвуют ли взрослые в этом процессе? ____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

9. Условия: наличие оборудования, пособий для художественной деятельности: есть ли телевизор, радио, видеомагнитофон, какие есть книги, видеокассеты, театральные игрушки, детские музыкальные инструменты? ____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Есть ли место для занятий ребенка любимым видом художественной деятельности? Какое участие принимают в организации художественной деятельности ребенка родители и другие члены семьи? _________________________________________________________ __________________________________________

 

 




 

Эскиз модели деятельности педагога по выявлению одаренности у детей 6-8 лет в условиях художественно – творческого процесса

Эскиз модели деятельности педагога по выявлению одаренности у детей 6-8 лет в условиях художественно – творческого процесса

Пояснительная записка. Актуальность:

Пояснительная записка. Актуальность:

Были созданы разнообразные классификации детской одаренности

Были созданы разнообразные классификации детской одаренности

Вторая группа диагностических методов направлена на выявление особенностей умственного развития и достижений ребенка в той или иной образовательной ситуации

Вторая группа диагностических методов направлена на выявление особенностей умственного развития и достижений ребенка в той или иной образовательной ситуации

Детская одаренность выявляется в процессе наблюдения за детьми, изучения их психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления с помощью тестов, анкетирования

Детская одаренность выявляется в процессе наблюдения за детьми, изучения их психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления с помощью тестов, анкетирования

Диагностические задания следует проводить в игровой форме в тот промежуток времени, когда ребенок продуктивно активен и занимается с желанием

Диагностические задания следует проводить в игровой форме в тот промежуток времени, когда ребенок продуктивно активен и занимается с желанием

Имеет много друзей среди своих сверстников

Имеет много друзей среди своих сверстников

О - сведений для оценки данного качества нет (не имею)

О - сведений для оценки данного качества нет (не имею)

Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка

Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка

Какое поведение у этих детей? Фамилия, имя ребенка

Какое поведение у этих детей? Фамилия, имя ребенка

Взаимоотношения детей со сверстниками

Взаимоотношения детей со сверстниками

Предложить детям рассмотреть две репродукции пейзажного характера и выбрать ту, которая понравится, сказать, что особенно в ней понравилось

Предложить детям рассмотреть две репродукции пейзажного характера и выбрать ту, которая понравится, сказать, что особенно в ней понравилось

Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований

Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований

Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта

Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта

Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов

Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов

Любит игры- драматизации. 2.

Любит игры- драматизации. 2.

В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать «черную», неинтересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительные вычисления при решении интересной задачи)? а

В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать «черную», неинтересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительные вычисления при решении интересной задачи)? а

Яркая одаренность 1. Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном творчестве проявляет свою одаренность

Яркая одаренность 1. Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном творчестве проявляет свою одаренность

Введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития; 4

Введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития; 4

Условия: наличие оборудования, пособий для художественной деятельности: есть ли телевизор, радио, видеомагнитофон, какие есть книги, видеокассеты, театральные игрушки, детские музыкальные инструменты? ____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10

Условия: наличие оборудования, пособий для художественной деятельности: есть ли телевизор, радио, видеомагнитофон, какие есть книги, видеокассеты, театральные игрушки, детские музыкальные инструменты? ____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10
Скачать файл