выявление фактов жестокого обращения с несовершеннолетними

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Чаще всего дети становятся объектом гнева своих родителей за свою несостоявшуюся личную жизнь, за экономическую нестабильность в стране, за низкую зарплату, за неисполнение планов «иметь гениального ребенка» и т.п. Любой факт применения к детям насилия должен доводиться до сведения правоохранительных органов, регистрироваться соответствующим образом, а затем по результатам проверки принимается решение, предусмотренное нормами уголовно-процессуального кодекса.
Иконка файла материала Выявление.doc
Методические рекомендации по выявлению и документированию фактов жестокого обращения с несовершеннолетними.                     Ежегодно растет число преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми. Дети – самая незащищенная   часть нашего общества. Они не всегда могут рассказать о своих проблемах, а чаще всего не хотят, так как их обидчиками являются самые близкие и дорогие люди – родители.                       Далеко   не   истина,   что   подобное   отношение   к   детям   возможно   только   в неблагополучных   семьях.   В   большинстве   российских   семей   ремень   –   является традиционной   формой   воспитания.   Очень   трудно   разграничить   в   умысле   родителей желание использовать физическое насилие как меру наказания,  или способ причинения вреда своему ребенку.    Чаще   всего   дети   становятся   объектом   гнева   своих   родителей       за   свою несостоявшуюся личную жизнь, за   экономическую  нестабильность в стране, за низкую зарплату, за неисполнение планов «иметь гениального ребенка» и т.п.                  Любой факт применения к детям насилия должен доводиться до сведения правоохранительных органов, регистрироваться соответствующим образом, а затем по результатам проверки принимается решение, предусмотренное нормами уголовно­ процессуального кодекса.          Если речь идет о совокупности жестокого обращения с неисполнением обязанностей по   воспитанию,   содержанию   и   обучению   несовершеннолетнего,   тогда  в   действиях родителей присутствует состав преступления, предусмотренный ст. 156 УК РФ.          Выявить такое преступление достаточно трудно. Еще сложнее собрать достаточные доказательства   вины   родителей   для   их   осуждения.   Только   скоординированная   работа школьного   инспектора,   социального   педагога   и   классного   руководителя     способна принести позитивный результат.                         Статья   156   УК   РФ   направлена   на   обеспечение   выполнения   родителями конституционной   обязанности   ­   воспитывать   своих   детей   и   заботиться   о   них   (ст.   38 Конституции РФ). Семейный кодекс РФ расширяет конституционное положение в ст.63, согласно   которой   родители   обязаны   заботиться   о   здоровье,   физическом,   психическом, духовном   и   нравственном   развитии   своих   детей,   обеспечить   получение   детьми образования. Этой обязанности родителей соответствует указанное в ч.2 ст.54 СК право ребенка   на   воспитание   своими   родителями,   обеспечение   его   интересов,   всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.            Надлежащее исполнение воспитательных функций в отношении несовершеннолетних –   одна   из   приоритетных   задач   государства,   т.к.   результаты   воспитания   отражаются   на развитии общества в целом. Поэтому, наряду с уголовным кодексом, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей предусмотрена также административная (ст. 5.35 КоАП РФ), гражданско­правовая (ст. 1073­1075 ГК РФ), семейно­правовая (ст. 69 и 73 СК РФ) ответственность.           Под неисполнением  обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего подразумевается       отсутствие   заботы   о   нравственном   и   физическом   развитии   детей, обучении   (либо   препятствие   в   обучении),   подготовке   к   общественно   полезному   труду, оставление   ребенка   без   надзора   и     необходимой   помощи,   когда   такой   ребенок   сам вынужден искать себе продукты питания (как правило, с такой просьбой дети обращаются к соседям, впоследствии выступающими свидетелями по уголовному делу).При этом, как правило, неисполнение обязанностей и ненадлежащее исполнение этих обязанностей суды не разграничивают. Как  жестокое обращение   суды  понимают  не только  осуществление родителями (лицами,  их заменяющими)    физического или  психического  насилия  над детьми,  но   и применение недопустимых способов воспитания (грубое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство   обращение с детьми,   их оскорбление): это могут быть как систематические   побои,   так   и   разовый   случай   нанесения   телесных   повреждений   в совокупности   с     обстоятельствами   неисполнения   (ненадлежащего исполнения) обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.          В форме таблицы (см. приложение) я изложила возможные признаки применения к детям   различных   видов   насилия   (психологического,   физического,   сексуального). Внимательный педагог обязательно обратит внимание  на наличие этих признаков у своего ученика.   При   неоднократном   проявлении   следует   бить   тревогу.  А   при   общении   с родителями   следует   обратить   внимание   на   следующие   факторы,   позволяющие заподозрить жестокое обращение к ребенку.   установленными   Вид насилия Психическое Физическое, сексуальное Особенности поведения родителей (или лиц их заменяющих)  эмоциональная отчужденность;  негативная характеристика ребенка;  оскорбление, унижение ребенка;  перекладывание вины на  ребенка в его неудачах в обучении,  общении с одноклассниками и т.п.  в разговоре упоминается о том, что ждали рождение ребенка  другого пола;  демонстрация отягощения ребенком – инвалидом;  отождествление ребенка с ненавистным родственником  («уродился похожим на мою свекровь», «весь пошел в папашу – уголовника» и т.п.)  отсутствие проявлений ласки, утешений ребенка в трудной для него ситуации;  высказывание обвинений в адрес ребенка за свои неудачи;  отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.  при наличии травмы не обращаются за медицинской помощью;  отказываются объяснить причину получения травмы ребенком;  противоречивость показаний (мать заявляет, что ребенок упал,  а сам несовершеннолетний поясняет, что ударился о какой – то  предмет);  родители обвиняют в травме самого ребенка;  стараются приуменьшить тяжесть полученных телесных  повреждений.        Также следует учесть, что к жестокости чаще всего склонны холерики и истерики, а также  люди  в  состоянии  нервного возбуждения,  аффекта  или  алкогольного  опьянения.Следует   насторожиться,   если   Вы   заметили   у   родителей   признаки   психического расстройства.        При работе по выявлению ст. 156 УК РФ следует не только констатировать факты неисполнения родительских обязанностей и жестокого обращения, но и проводить причинно­следственную связь с наступлением негативных последствий для жизни, здоровья, морального развития несовершеннолетнего. обязанностей по обучению, воспитанию, содержанию детей.  1. Аморальное поведение родителей: Факты ненадлежащего исполнения  алкоголизм, токсикомания.   наркомания, Их негативное влияние. Возможные последствия.        Личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.      Формирование стереотипа негативного  поведения ребенка, пристрастия к  употреблению.   Стимулирование   противоправного поведения   (например,   краж,   когда ребенок   является   «добытчиком»   в семье).   делинквентного Формирование (противоправного) поведения. Ребенок   совершает   правонарушения   и преступления,   становится   участником преступных групп (зачастую смешанных).   Бродяжничество, попрошайничество. Каждый   из   элементов   оказывает разрушающее   воздействие   на   личность несовершеннолетнего,   дурно   отзывается   на здоровье и психике.   вовремя   ли   проставлены   все 2.   Медицинское   лечение.   Забота   о здоровье.           При   опросе   педиатра   и   участковой медицинской   сестры   необходимо   выяснять следующие обстоятельства: ­ профилактические прививки; ­   пройдено   ли   плановое   обследование специалистов; ­ имеются ли хронические заболевания; ­   своевременно   ли   и   добросовестно родители проводили курсы лечения ребенка; ­ были ли у ребенка такие заболевания как педикулез, чесоточный клещ и т.п.; ­   при   патронаже   были   ли   родители   в состоянии алкогольного опьянения; к     самым   Любой вид жестокого обращения с детьми ведет разнообразным последствиям, но их все объединяет одно ­ ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для   здоровья   являются:   потеря   или ухудшение   функции   какого­либо   органа, развитие нарушение физического или психического развития. Из 100   случаев   физического   насилия   над детьми   примерно   1­2   заканчиваются смертью жертвы насилия. заболевания,Самое   главное,   ­ отвечает ли нормам санитарное состояние жилого  помещения.   это   вывод   медицинского работника о том, в какой мере   все   эти   действия   родителей (бездействие)   могли   представлять опасность для жизни и здоровья ребенка. 3. Недостаток в удовлетворении основных потребностей ребенка.  Жилье ­   санитарное   состояние   помещения (насколько  чисто  в  помещении;  свежий ли воздух, либо помещение прокурено не проветривается; отсутствие или наличие грязных   вещей;   чистота   кухни   либо места   для   приготовления   и   приема пищи);  ­ наличие отдельного места для сна; ­ наличие постельных принадлежностей, а также их чистота и пригодность); ­   наличие   письменного   стола   для уроков; ­   наличие   места   для   хранения   одежды несовершеннолетнего;  Одежда и обувь ­ нижнее белье; ­ одежда для занятий физкультурой; ­ одежда для школы; ­ домашняя одежда; ­   верхняя   одежда   (соответствующая сезону). Является ли одежда и обувь пригодной для ношения, чистая ли она, соответствующего ли размера?  питание 1. наличие необходимых продуктов: ­ овощи и фрукты; ­ мясо, рыба; ­ молочные и кисломолочные продукты; ­ макаронные изделия; ­хлебо­ булочные изделия; ­орехи; ­ крупы; ­кондитерские изделия.     семейное В   психологическом   плане   жилье   является отражением   и   продолжением   личности владельца. Ребенок имеет право на  комфорт и   уют.   Жилище   для   ребенка   ­   это территория   безопасности,   Не   случайно, поэтому неблагополучие, нарушение   семейного   уклада   проявляет себя,   прежде   всего   в   состоянии   жилья.   достоинства Утрата   человеческого   является   причиной   того,   что     внешним проявлением   личности   становится   грязная запушенная   квартира   с   затхлым   запахом, ползающими   тараканами,   ободранными обоями и т.п.    прямого Кроме   функционального назначения   одежда   и   обувь   демонстрирует вкус   человека,   определяет   его   статус. Психологическое   состояние   человека зачастую   определяется   тем,     насколько комфортно он ощущает себя в той или иной одежде.   В   грязной   несоразмерной   одежде ребенок   становится   объектом   насмешек, злых шуток.  В актах МБУ необходимо указывать, какие продукты   питания   имелись   на   момент осмотра.   Является   ли   данное   питание полноценным     В   это   негативно противном   сказывается   на   физическом   развитии ребенка. сбалансированным. случаеРиск подвергнуть ребенка несчастному случаю (ДТП, ожоги при пожаре, получение травм). Очень часто эти факторы являются поводом для   насмешек,   отсутствием   желания дружить  со стороны одноклассников, что в свою   очередь   может   спровоцировать формирование   у   ребенка   комплекса неполноценности.   Такому   ребенку   в детском   коллективе   часто   достается   роль  Как   итог   –   различные «Чучела». нарушения   социализации,   тревожность, депрессия.     позитивного         Школьная   дезадаптация:   отсутствие   успешности   в   обучении,   ведущая   к хронической   неуспеваемости.   Отсутствие навыков общения, взаимодействия   в   коллективной   учебной деятельности.   Как   результат,   трудности   в получении   профессионального   образования и низкие перспективы трудоустройства.     Несовершеннолетние,   не   сумевшие реализовать   себя   в   школьной   жизни, начинают     искать   способы   выражения   в криминальной субкультуре.        Такое Асоциальное (сквернословие, азартные игры, уголовный   фольклор,   курение)   аморальное поведение. поведение свидетельствует о неприятии ребенком норм морали.     Следовательно,   в   дальнейшем может   привести   к   формированию криминогенного поведения.  Деформация нравственного развития.  Правовой нигилизм. отсутствие должного внимания и   заботы: ­ оставление без присмотра; ­ оставление ребенка одного в квартире на   длительный   срок   без   необходимых продуктов питания, воды и т.п.; ­  неопрятный внешний вид ребенка; ­  гигиеническая запущенность.  4. Ненадлежащее   воспитание.   обучение   и  При   опросе   педагога   в   объяснении необходимо   отражать   следующие факторы: ­   соответствие   уровня     психического развития ребенка возрасту; ­   успешность   усвоения   учебного материала; ­   умение   длительно   концентрировать внимание; ­ запоминанию; ­ овладение учебными навыками; ­ умение контролировать свои эмоции; ­ умение руководить своими желаниями; ­ выполнение школьных дисциплинарных требований. способность смысловому   к     При характеристике педагогом родителей нужно отразить:   их    педагогической уровень компетенции; воспитательный потенциал семьи;   наличие   или   отсутствие   системы контроля за обучением; оказание   помощи   при   выполнении домашнего задания; участие во внеклассных мероприятиях; регулярность посещения родительских собраний; наличие   эмоционального   контакта   с ребенком;          пренебрежение интересами ребенка; игнорирование мнения ребенка; существование   системы   наказаний (являются   ли   применяемые   наказания разумными эффективными, проявляется   ли   в   наказаниях жестокость,   либо   наказания   вообще отсутствуют); приняты   ли   родителями   меры   по организации досуга ребенка.                        В   действиях   родителей   может   присутствовать   состав   и   др.   преступлений, например   вовлечение   несовершеннолетнего   в   совершение   преступлений   или совершении   антиобщественных   действий.   Ответственность   за   данные   деяния предусмотрена ст. 150, 151 УК РФ.             Бродяжничество несовершеннолетнего ­ это систематическое перемещение такого лица из одной местности в другую либо в пределах одной местности (например, города, района, округа) без постоянного места жительства с существованием за счет случайных заработков, мелких краж или попрошайничества.  бродяжничество.   Бродяжничество ­ это скитание, многократное перемещение лица из одной местности в другую без определенной цели, когда лицо существует на случайные заработки, за счет попрошайничества,   мелких   хищений   и   т.п.   Вовлечение   в   занятие   бродяжничеством присутствует,   когда   виновный   втягивает   несовершеннолетнего   как   в   совместное бродяжничество, так и самостоятельное. Либо родители не принимают действенных мер по недопущению бродяжничества.                           Под  попрошайничеством  понимается   систематическое   выпрашивание   у посторонних   лиц   (под   различными   предлогами   и   без   них)   денег,   продуктов   питания, одежды, других предметов, из которых можно извлечь материальную выгоду.               Под вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления следует понимать действия, возбуждающие у него желание участвовать в совершении одного или нескольких   преступлений,   сопряженные   с   применением   физического   или   психического воздействия   (побои,   уговоры,   уверения   в   безнаказанности,   лесть,   угрозы,   запугивание, подкуп, обман, возбуждение чувства мести, зависти или других низменных побуждений, дача совета о месте и способах совершения или сокрытия следов преступления, обещание оказать содействие в реализации похищенного и другие). .  Обещание  ­   это   принятие   субъектом   на   себя   обязательства   предоставить несовершеннолетнему какие­либо блага в будущем, например, обещание оказать помощь в устройстве на учебу или работу.       Обман может выразиться в сообщении ложных сведений о каких­либо обстоятельствах, имеющих значение для несовершеннолетнего, или  в умолчании  о последних  (например, сообщаются ложные сведения о нанесенной обиде, чтобы вызвать у несовершеннолетнего чувство мести к обидчику и склонить к убийству последнего или причинению вреда его здоровью).            Угроза    ­   это   запугивание   потерпевшего   причинением   ему   какого­либо   вреда,   в частности,   уничтожением   или   повреждением   имущества.   Однако   при   устрашении применением   насилия   налицо   угроза   насилием,   предусмотренная   в   качествеквалифицирующего признака преступления ч. 3 данной статьи.         Иным способом вовлечения  несовершеннолетнего   может быть убеждение, подкуп, возбуждение у него каких­либо низменных побуждений.  Старший инспектор ПДН ОВД  по Качканарскому городскому округу майор милиции                                                                                             В.В. Костромина.