ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Оценка 4.8

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Оценка 4.8
Научные работы
docx
администрации +1
Взрослым
11.04.2019
ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
В статье показана однуаиз моделей работы с одаренными детьми на основе принципов индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса, которая позволила бы выстраивать эффективные индивидуальные маршруты для ученика с учётом его потребностей и запросов семьи и общества осуществлять полноценную интеграцию основного, дополнительного и дистанционного образования.
Зайцева Зоя Николаевна.docx
ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Аннотация: Авторы статьи показывают одну из моделей работы с одаренными детьми на основе принципов индивидуализации и дифференциации учебно­воспитательного процесса, которая позволила бы выстраивать эффективные индивидуальные маршруты для ученика с учётом его потребностей и запросов семьи и общества осуществлять полноценную интеграцию основного, дополнительного и дистанционного образования. Ключевые слова:  одаренные дети, повышение   компетентности, создание условий, система работы, самореализация, сотрудничество, научность, творчество, проекты. В   настоящее   время   ведущим   фактором   экономического   и   социального   развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека.   Важность   этой   задачи   требует   комплексного   подхода   к   её   решению,   создания целостной системы работы с одарёнными детьми, т.е.   работа с одаренными детьми должна быть   выделена   в   особое   направление,   требующее   соответствующих   организационно­ педагогических подходов. Создание условий для оптимального   развития одарённых детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых   есть   серьёзная     надежда   на   дальнейший   качественный   скачок   в   развитии   их способностей, является одним из главных направлений нашей гимназии.  Размышляя   о   будущем,   мы   пришли   к   выводу,   что   нам   необходимо   некоторое обновление образовательного пространства, а именно создание новой модели образовательной среды, «позволяющей выстраивать эффективные индивидуальные маршруты для ученика с учётом его потребностей и запросов семьи и общества осуществлять полноценную интеграцию основного, дополнительного и дистанционного образования». Свою   программу   мы   назвали  «Школа   в   школе».  Наиболее   существенными предпосылками   для   её   реализации   мы   считаем   стабильно   высокие   результаты   участия   в предметных   олимпиадах   различного   уровня.   Расширяется   список   предметов,   по   которым учащиеся   гимназии   являются   победителями   и   призерами.   Сейчас   это     английский   язык, экономика, география, обществознание, физика,  математика,  физическая культура, русский язык,   информатика,   биология,   литература,   немецкий   язык,   биология.   Есть   победители   и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады.  Учащиеся гимназии приняли участие в Медицинской олимпиаде СПбГУ, По итогам 15­ й Санкт­ Петербургской олимпиады школьников ГБОУ гимназия 168 награждена дипломом 3 степени.  1 Цель «школы в школе»: совершенствование системы деятельности педагогического коллектива   гимназии   по   развитию   интеллектуальных,   творческих   способностей   учащихся, развитию одарённости. На   основе   проблемно­ориентированного   анализа   работы   гимназии   с   одарёнными детьми вытекают задачи:   повысить компетентность педагогов по проблеме выявления, обучения, развития и психологической поддержки одарённых детей;  создать условия для широкого проявления разнообразных способностей учащихся гимназии; детей;   сформировать   эффективную   образовательную   среду   для   развития   одарённых обеспечить участие одарённых детей  в разнообразных образовательных событиях высокого качественного уровня;  обеспечить   систему   стимулирования   интеллектуальных   творческих   достижений школьников, а также педагогов, работающих с одаренными детьми. Ожидаемые результаты:  Формирование системы работы с одаренными учащимися.  Создание   творческой   среды,   обеспечивающей   возможность   самореализации учащихся: расширение системы олимпиад, конкурсов, ученических конференций, семинаров.  Творческая самореализация выпускника гимназии.  Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школ. Высшей   целью   своей   профессиональной   деятельности   мы   считаем   формирование личности одарённого ученика с опорой на положительные стороны его натуры, природные задатки   и   склонности.   Обучение   одаренных   детей   в  «школе   »            проходит   на   основе принципов индивидуализации и дифференциации учебно­воспитательного процесса. Занятия   по   свободному   выбору:     факультативы,   спецкурсы,   курсы   по  выбору,     в особенности   в   малых   группах,   –   в   большей   степени,   чем   работа   в   классе,   позволяют реализовать   дифференциацию   обучения,   предполагающую   применение   разных   методов работы.   Это   делает   возможным   учет   различных   потребностей   и   способностей   одаренных детей.   В  гимназии   осуществляется   дифференциация   образовательного  процесса   на   основе специализации обучения одаренных школьников (углубленного изучения иностранного языка, 2 русского   языка,   истории,   экономики,   изучение   второго   иностранного   языка),   что предполагает использование различных типов содержания и методов работы, учет требований индивидуального подхода. Эта форма обучения особенно актуальна для тех одаренных детей, у которых  сформировался устойчивый интерес к определенной области знания.  Активно внедряется в образовательный процесс такая   форма работы с одаренными детьми,   как   организация   исследовательской   деятельности   в   рамках   научного   общества учащихся, других творческих объединений  гимназистов, где учащимся предоставляется  не только возможность выбора направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения. Гимназисты   обучаются   приемам   «проектной   деятельности»,   которые   выглядят   как соавторство,   вырабатывают   исследовательские   навыки,   формируют   аналитическое   и критическое мышление в процессе творческого поиска,  свободно ориентируются в научной и любой другой информации.     Гимназист  свободен в самореализации, в творчестве, может проявить свои способности в мастерстве, искусстве, спорте и любой другой области. Указанная система может дать оптимальный эффект лишь при условии формирования у учащихся познавательной направленности и высших духовных ценностей. С этой целью программы предметов  в «школе» включают раскрытие личностных стратегий, нравственного поступка, стоящих за научным открытием. Одарённый   ученик   получает   образование   в   гимназии   под   непосредственным четырехсторонним влиянием: личностей одного или нескольких интересных   ему учителей, команды педагогов, работающих в данном классе, психолого­педагогической среды гимназии в целом и уклада школьной жизни. А вот индивидуально­личностное педагогическое общение, которое должно преобладать в «школе», даст ученику опыт диалога, уважения и статусного общения. Маленькие группы – это не прихоть и не культивирование «элитизма». Просто дети, для   которых   учеба   и   творчество   являются   главным   содержанием   их   жизни,   очень требовательны   к   качеству   получаемых   знаний.   Им   нужны   спецкурсы   фактически университетского уровня – иначе невозможно, им просто становится скучно.. Очевидно, что на такие занятия и не могут, и не должны ходить большие группы детей. Не потому, что с большой группой трудно работать, а потому, что у детей разные интересы: если, например, из примерно 60 гимназистов старших классов находится пятеро желающих прослушать годовой курс микробиологии – это уже отличный результат. А есть еще школьные исследовательские работы,   которые   требуют   углубленных   знаний   по   предмету.   Руководители   таких   работ 3 проводят   по много часов с одним­двумя школьниками. Причем во всю эту деятельность неизбежно вовлекается довольно большое число людей: не только штатные преподаватели, но и   ученые,   приходящие   из   исследовательских   институтов,   лабораторий   ,   ВУЗов.   Заодно школьники благодаря ежедневному общению с людьми науки или иных интеллектуальных профессий получат очень ценный опыт социализации. В направлении стратегии развития системы образования Санкт­Петербурга говорится о невостребованности,   на   данном   этапе,     у   детей   и   подростков   программ   дополнительного образования  технической направленности, что напрямую  связано с устаревшей материально­ технической   базы   или   ее   отсутствием.   Мы   хотим   создать   на   базе   гимназии   современный исследовательский   центр   (СИЦ),   который   обеспечит   реализацию   программ   и   будет способствовать развитию научно­технического и научно­естественного творчества учащихся. СИЦ должен стать ресурсным центром, позволяющий проводить очные, дистанционные   и виртуальные занятия, лекции, эксперименты представителями  ВУЗов, предприятий, бизнеса. Данная технология не теряет своей значимости в условиях стандарта нового поколения, а наоборот приобретает ещё большую актуальность. Предлагаемая программа  разбита на модули по годам изучения, а не по классам,  т.е. к изучению можно приступить,  обучаясь в любом классе с программы, которая рассчитана на первый год обучения. Индивидуальный маршрут позволит учащемуся в своем темпе изучать материал.  В структуре «школы  в школе» предусмотрены лаборатории по пяти направлениям. Работа   лабораторий     нацелена   на   активизацию     творческой,   рациональной   и эмоциональной,   образной   сферы   учеников   и     ориентирована   на   развитие   целостного мышления учащихся, что позволяет   подключать все каналы восприятия информации, что делает процесс преподавания весьма эффективным. К экспериментально­исследовательской, конструкторской и проектной деятельности привлекаются учащиеся 1­11 классов. Сохранение единства образовательного пространства, преемственности   всех   ступеней   является   необходимым   условием   реализации   модели.   С изменением возраста меняются задачи, технологии, формы деятельности и роль педагога Медиатека,  построенная   с   использованием   современных   мультимедиа­технологий, предоставляет   уникальные   возможности   для   реализации   творческих   инициатив   учителя   и ученика.   Использование   электронных   информационных   объектов   медиатеки   активизирует образное мышление учащихся, значительно повышает их интерес к изучаемому предмету и 4 создает все условия для наиболее полной реализации принципа личностно­ориентированного обучения В гимназии работают проекты по направлениям:   Для учащихся 1­5 классов:   ­   «Юный эколог» Используется    естественнонаучная     лаборатория   ЛабДиск   ГЛОМИР.  Программное обеспечение   GlobiWorld   предназначено   для   любознательных   юных   исследователей   –   оно имеет   красочный   интерфейс,   открывающий   доступ   к   «научно­тематическим   паркам» естественнонаучной   тематики:   «Окружающая   среда»,   «Электричество»,   «Погода», «Растения», «Химия» и др.  ­  «В поисках тайн»  на базе  детского экологического центра ГУП «Водоканал  Санкт­ Петербурга».    Посещая   Центр,   школьники   приобретают   положительный   личный   опыт   в решении экологических проблем. Готовят  к защите   на конференциях  научного общества индивидуальные проекты.         Для учащихся 5­9 классов:  «Начинающий физик» Используется цифровая лаборатория «Архимед», которая помогает решать   задачи:   проведение   широкого   спектра   исследований,   демонстраций,   лабораторных работ, проектной и исследовательской деятельности учащихся. ­   «ЭкоДом­   моя   мечта»   ­   позволяет   интегрировать   учебные   предметы,  гимназисты самостоятельно   достигают   результатов,   приходят   к   собственным   выводам,   учатся дискутировать, объяснять свою точку зрения. ­ «Музейная педагогика» ­ находится в стадии становления.  Профиль музея определен как   исторический,   мемориальный.   Планируем   сделать   его   центром   гражданско­ патриотического, нравственного и эстетического воспитания и дополнительного образования гимназистов. Подпроект «Архив гимназии»­  одна из составляющих общего проекта. Для учащихся 7­11 классов:    ­   «Основы робототехники и автоматизации» создан для   развития у школьников мелкой   моторики,   внимательности,   аккуратности   и   изобретательности,   инженерного мышления,   навыков   конструирования,   программирования   и   эффективного   использования кибернетических систем, креативного мышления и пространственного воображения учащихся.      ­     «Компьютерные   технологии»     ведется   на   базе   кафедры   «Системы 5 автоматизированного   проектирования»   факультета   КТИ   Санкт­Петербургского электротехнического Университета. В   проект           «Основы   робототехники   и   автоматизации»   мы   планируем   ввести практические   занятия   для   учащихся   10­11   классов   на   базе   кафедры   «Системы автоматизированного   проектирования»   факультета   КТИ   Санкт­Петербургского электротехнического   Университета.   Усилить     практическую   направленность   занятий   для  LEGO® учащихся   7­9   классов,   для   этого   нам   нужны   базовые   и   ресурстные   наборы   MINDSTORMS® , программное обеспечение EV3 Software. Проект «Юный эколог» будет продолжаться  в русско­финском  проекте «Подружись с капелькой»  на базе  детского экологического центра ГУП «Водоканал  Санкт­  Петербурга» Список источников 1. Кухарёв, Н.В. На пути к профессиональному совершенству. [Текст] / Н.В. Кухарёв. – М.: Просвещение, 1990. – С. 152 – 158.3.  2. Подласый,   И.П.   Продуктивная   педагогика.   Книга   для   учителя.   [Текст]   / И.П.Подласый. ­ М.: Народное образование, 2003. – С. 122 – 129.  3. Полат,   Е.С.   Новые   педагогические   технологии.   Пособие   для   учителей.   [Текст]   / Е.С.Полат. – М.:Просвещение,1997. – 256 с. 4. h      t  tp       :  /      /  w       w   w.       m   h      s  54   8      .      r  u      / 5. h      t  tp       :  /      /  w       w   w       .  o      m   s  k  n      e  t      .      r  u      /  a      c  a  d      / 6. h      t  tp       :  /      /  w       w   w       .  u      g  .      r  u  /  0      0  .      0  1      / 7. h      t  tp       :  /      /  w       w   w       .  1      54   6      .      r  u      /  i      nd   ex       .  p  h      p 8. h      t  tp       :  /      /  w       w   w       .  i      s  l  u      .      r  u      /  k      _  p      e  d  a      go   g      _  v  op       r  o      s  _      4  .      h  t      m   l 6

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2019