В статье показана однуаиз моделей работы с одаренными детьми на основе принципов индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса, которая позволила бы выстраивать эффективные индивидуальные маршруты для ученика с учётом его потребностей и запросов семьи и общества осуществлять полноценную интеграцию основного, дополнительного и дистанционного образования.
Зайцева Зоя Николаевна.docx
ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Аннотация: Авторы статьи показывают одну из моделей работы с одаренными детьми
на основе принципов индивидуализации и дифференциации учебновоспитательного процесса,
которая позволила бы выстраивать эффективные индивидуальные маршруты для ученика с
учётом его потребностей и запросов семьи и общества осуществлять полноценную интеграцию
основного, дополнительного и дистанционного образования.
Ключевые слова: одаренные дети, повышение компетентности, создание условий,
система работы, самореализация, сотрудничество, научность, творчество, проекты.
В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития
общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека.
Важность этой задачи требует комплексного подхода к её решению, создания
целостной системы работы с одарёнными детьми, т.е. работа с одаренными детьми должна
быть выделена в особое направление, требующее соответствующих организационно
педагогических подходов.
Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на
настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также способных детей, в отношении
которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их
способностей, является одним из главных направлений нашей гимназии.
Размышляя о будущем, мы пришли к выводу, что нам необходимо некоторое
обновление образовательного пространства, а именно создание новой модели образовательной
среды, «позволяющей выстраивать эффективные индивидуальные маршруты для ученика с
учётом его потребностей и запросов семьи и общества осуществлять полноценную интеграцию
основного, дополнительного и дистанционного образования».
Свою программу мы назвали «Школа в школе». Наиболее существенными
предпосылками для её реализации мы считаем стабильно высокие результаты участия в
предметных олимпиадах различного уровня. Расширяется список предметов, по которым
учащиеся гимназии являются победителями и призерами. Сейчас это английский язык,
экономика, география, обществознание, физика, математика, физическая культура, русский
язык, информатика, биология, литература, немецкий язык, биология. Есть победители и
призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады.
Учащиеся гимназии приняли участие в Медицинской олимпиаде СПбГУ, По итогам 15
й Санкт Петербургской олимпиады школьников ГБОУ гимназия 168 награждена дипломом 3
степени.
1 Цель «школы в школе»: совершенствование системы деятельности педагогического
коллектива гимназии по развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся,
развитию одарённости.
На основе проблемноориентированного анализа работы гимназии с одарёнными
детьми вытекают задачи:
повысить компетентность педагогов по проблеме выявления, обучения, развития и
психологической поддержки одарённых детей;
создать условия для широкого проявления разнообразных способностей учащихся
гимназии;
детей;
сформировать эффективную образовательную среду для развития одарённых
обеспечить участие одарённых детей в разнообразных образовательных событиях
высокого качественного уровня;
обеспечить систему стимулирования интеллектуальных творческих достижений
школьников, а также педагогов, работающих с одаренными детьми.
Ожидаемые результаты:
Формирование системы работы с одаренными учащимися.
Создание творческой среды, обеспечивающей возможность самореализации
учащихся: расширение системы олимпиад, конкурсов, ученических конференций, семинаров.
Творческая самореализация выпускника гимназии.
Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школ.
Высшей целью своей профессиональной деятельности мы считаем формирование
личности одарённого ученика с опорой на положительные стороны его натуры, природные
задатки и склонности. Обучение одаренных детей в «школе » проходит на основе
принципов индивидуализации и дифференциации учебновоспитательного процесса.
Занятия по свободному выбору: факультативы, спецкурсы, курсы по выбору, в
особенности в малых группах, – в большей степени, чем работа в классе, позволяют
реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов
работы. Это делает возможным учет различных потребностей и способностей одаренных
детей. В гимназии осуществляется дифференциация образовательного процесса на основе
специализации обучения одаренных школьников (углубленного изучения иностранного языка,
2 русского языка, истории, экономики, изучение второго иностранного языка), что
предполагает использование различных типов содержания и методов работы, учет требований
индивидуального подхода. Эта форма обучения особенно актуальна для тех одаренных детей,
у которых сформировался устойчивый интерес к определенной области знания.
Активно внедряется в образовательный процесс такая форма работы с одаренными
детьми, как организация исследовательской деятельности в рамках научного общества
учащихся, других творческих объединений гимназистов, где учащимся предоставляется не
только возможность выбора направления исследовательской работы, но и индивидуального
темпа и способа продвижения.
Гимназисты обучаются приемам «проектной деятельности», которые выглядят как
соавторство, вырабатывают исследовательские навыки, формируют аналитическое и
критическое мышление в процессе творческого поиска, свободно ориентируются в научной и
любой другой информации. Гимназист свободен в самореализации, в творчестве, может
проявить свои способности в мастерстве, искусстве, спорте и любой другой области.
Указанная система может дать оптимальный эффект лишь при условии формирования
у учащихся познавательной направленности и высших духовных ценностей. С этой целью
программы предметов в «школе» включают раскрытие личностных стратегий, нравственного
поступка, стоящих за научным открытием.
Одарённый ученик получает образование в гимназии под непосредственным
четырехсторонним влиянием: личностей одного или нескольких интересных ему учителей,
команды педагогов, работающих в данном классе, психологопедагогической среды гимназии
в целом и уклада школьной жизни. А вот индивидуальноличностное педагогическое общение,
которое должно преобладать в «школе», даст ученику опыт диалога, уважения и статусного
общения.
Маленькие группы – это не прихоть и не культивирование «элитизма». Просто дети,
для которых учеба и творчество являются главным содержанием их жизни, очень
требовательны к качеству получаемых знаний. Им нужны спецкурсы фактически
университетского уровня – иначе невозможно, им просто становится скучно.. Очевидно, что
на такие занятия и не могут, и не должны ходить большие группы детей. Не потому, что с
большой группой трудно работать, а потому, что у детей разные интересы: если, например, из
примерно 60 гимназистов старших классов находится пятеро желающих прослушать годовой
курс микробиологии – это уже отличный результат. А есть еще школьные исследовательские
работы, которые требуют углубленных знаний по предмету. Руководители таких работ
3 проводят по много часов с однимдвумя школьниками. Причем во всю эту деятельность
неизбежно вовлекается довольно большое число людей: не только штатные преподаватели, но
и ученые, приходящие из исследовательских институтов, лабораторий , ВУЗов. Заодно
школьники благодаря ежедневному общению с людьми науки или иных интеллектуальных
профессий получат очень ценный опыт социализации.
В направлении стратегии развития системы образования СанктПетербурга говорится о
невостребованности, на данном этапе, у детей и подростков программ дополнительного
образования технической направленности, что напрямую связано с устаревшей материально
технической базы или ее отсутствием. Мы хотим создать на базе гимназии современный
исследовательский центр (СИЦ), который обеспечит реализацию программ и будет
способствовать развитию научнотехнического и научноестественного творчества учащихся.
СИЦ должен стать ресурсным центром, позволяющий проводить очные, дистанционные и
виртуальные занятия, лекции, эксперименты представителями ВУЗов, предприятий, бизнеса.
Данная технология не теряет своей значимости в условиях стандарта
нового поколения, а наоборот приобретает ещё большую актуальность.
Предлагаемая программа разбита на модули по годам изучения, а не по классам, т.е. к
изучению можно приступить, обучаясь в любом классе с программы, которая рассчитана на
первый год обучения. Индивидуальный маршрут позволит учащемуся в своем темпе изучать
материал.
В структуре «школы в школе» предусмотрены лаборатории по пяти направлениям.
Работа лабораторий
нацелена на активизацию
творческой, рациональной и
эмоциональной, образной сферы учеников и
ориентирована на развитие целостного
мышления учащихся, что позволяет подключать все каналы восприятия информации, что
делает процесс преподавания весьма эффективным.
К экспериментальноисследовательской, конструкторской и проектной деятельности
привлекаются учащиеся 111 классов. Сохранение единства образовательного пространства,
преемственности всех ступеней является необходимым условием реализации модели. С
изменением возраста меняются задачи, технологии, формы деятельности и роль педагога
Медиатека, построенная с использованием современных мультимедиатехнологий,
предоставляет уникальные возможности для реализации творческих инициатив учителя и
ученика. Использование электронных информационных объектов медиатеки активизирует
образное мышление учащихся, значительно повышает их интерес к изучаемому предмету и
4 создает все условия для наиболее полной реализации принципа личностноориентированного
обучения
В гимназии работают проекты по направлениям:
Для учащихся 15 классов:
«Юный эколог»
Используется естественнонаучная лаборатория ЛабДиск ГЛОМИР. Программное
обеспечение GlobiWorld предназначено для любознательных юных исследователей – оно
имеет красочный интерфейс, открывающий доступ к «научнотематическим паркам»
естественнонаучной тематики: «Окружающая среда», «Электричество», «Погода»,
«Растения», «Химия» и др.
«В поисках тайн» на базе детского экологического центра ГУП «Водоканал Санкт
Петербурга».
Посещая Центр, школьники приобретают положительный личный опыт в
решении экологических проблем. Готовят к защите на конференциях научного общества
индивидуальные проекты.
Для учащихся 59 классов:
«Начинающий физик»
Используется цифровая лаборатория «Архимед», которая помогает
решать задачи: проведение широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных
работ, проектной и исследовательской деятельности учащихся.
«ЭкоДом моя мечта» позволяет интегрировать учебные предметы, гимназисты
самостоятельно достигают результатов, приходят к собственным выводам, учатся
дискутировать, объяснять свою точку зрения.
«Музейная педагогика» находится в стадии становления. Профиль музея определен
как исторический, мемориальный. Планируем сделать его центром гражданско
патриотического, нравственного и эстетического воспитания и дополнительного образования
гимназистов. Подпроект «Архив гимназии» одна из составляющих общего проекта.
Для учащихся 711 классов:
«Основы робототехники и автоматизации» создан для развития у школьников
мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности, инженерного
мышления, навыков конструирования, программирования и эффективного использования
кибернетических систем,
креативного мышления и пространственного воображения учащихся.
«Компьютерные технологии»
ведется на базе кафедры «Системы
5 автоматизированного проектирования» факультета КТИ СанктПетербургского
электротехнического Университета.
В проект «Основы робототехники и автоматизации» мы планируем ввести
практические занятия для учащихся 1011 классов на базе кафедры «Системы
автоматизированного проектирования» факультета КТИ СанктПетербургского
электротехнического Университета. Усилить практическую направленность занятий для
LEGO®
учащихся 79 классов, для этого нам нужны базовые и ресурстные наборы
MINDSTORMS® , программное обеспечение EV3 Software.
Проект «Юный эколог» будет продолжаться в русскофинском проекте «Подружись
с капелькой» на базе детского экологического центра ГУП «Водоканал Санкт Петербурга»
Список источников
1. Кухарёв, Н.В. На пути к профессиональному совершенству. [Текст] / Н.В. Кухарёв. –
М.: Просвещение, 1990. – С. 152 – 158.3.
2. Подласый, И.П. Продуктивная педагогика. Книга для учителя. [Текст] /
И.П.Подласый. М.: Народное образование, 2003. – С. 122 – 129.
3. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии. Пособие для учителей. [Текст] /
Е.С.Полат. – М.:Просвещение,1997. – 256 с.
4. h t tp : / / w w w. m h s 54 8 . r u /
5. h t tp : / / w w w . o m s k n e t . r u / a c a d /
6. h t tp : / / w w w . u g . r u / 0 0 . 0 1 /
7. h t tp : / / w w w . 1 54 6 . r u / i nd ex . p h p
8. h t tp : / / w w w . i s l u . r u / k _ p e d a go g _ v op
r o s _ 4 . h t m l
6
ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.